Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ, РОЖДЁННЫМ ПРИ ПОМОЩИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Работа №190203

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Эмоциональное и личностное общение родителей и ребёнка в периоды
новорожденное™ и младенчества в условиях использования вспомогательных репродуктивных технологий 6
1.1 Течение нормативного развития ребёнка в период новорожденности и
младенчества 6
1.2 Социальная ситуация развития ребёнка при рождении с помощью
вспомогательных репродуктивных технологий 11
1.3 Современные данные о взаимосвязи факта использования
вспомогательных репродуктивных технологий и специфики детско- родительских отношений 16
1.4 Основные выводы по главе 1 20
2 Материалы и методы эмпирического исследования динамики отношения
родителей к детям, рождённым с помощью вспомогательных репродуктивных технологий 23
2.1 Проспективное лонгитюдное междисциплинарное исследование
(Prospective Longitudinal Interdisciplinary Study, PLIS) 23
2.2 Методики сбора данных 25
2.3 Методы статистической обработки данных 29
3 Сравнительный лонгитюдный анализ отношения родителей к детям в
зависимости от факта применения вспомогательных репродуктивных технологий 32
3.1 Отношение родителей к ожидаемому ребёнку в период беременности .... 32
3.2 Отношение родителей к ребёнку в период 9 месяцев после рождения
ребёнка 34
3.3 Отношение родителей к ребёнку в период 18 месяцев после рождения
ребёнка 36
3.4 Анализ внутрисемейной конвергенции/дивергенции результатов 39
3.5 Основные выводы по главе 3 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77


Актуальность исследования. Зачатие, вынашивание и рождение ребёнка - особые психологические условия, течению которых необходимо уделять внимание при рассмотрении формирования психологического благополучия семьи. При этом, роль вспомогательных репродуктивных технологий в психологическом благополучии родителей редко попадает в фокус внимания психологических исследований. Так, часто оценка рисков применения вспомогательных репродуктивных технологий базируется на сравнении медико-психологических показателей матерей различных возрастных групп [13][19][20][25][61][68][70][72][113]. Помимо этого, многие работы посвящены проблеме детско-материнских отношений, их особенностей и формирования, в то время как специфика детско-отцовских отношений и динамика их развития нередко остаётся за пределами исследовательских интересов [2][7][8][36][55]. Тем не менее, отношение обоих родителей к ребёнку на ранних этапах его развития в первую очередь формирует вектор его психического развития, а использование ВРТ может быть фактором, вносящим вклад в этот процесс.
Теоретико-методологическими основаниями данной работы стали общенаучные категории и методы; культурно-историческая концепция развития психики Л. С. Выготского; концепция психического развития детей Д. Б. Эльконина; концепция развития Я-образа Г. Крайга, концепция М. Буавена о составляющих эмоционально-личностного общения родителей и ребёнка.
Объект данного исследования - отношение родителей к детям, зачатым, выношенным и рождённым благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям; предмет - динамика отношения родителей к детям на ранних этапах развития ребёнка.
Цель исследования в рамках ВКР - выявление особенностей отношения обоих родителей к ребёнку на ранних этапах его онтогенеза, в зависимости от того, как происходило зачатие или вынашивание (естественным путём или с помощью ВРТ).
Задачи:
1. Теоретический обзор и систематизация современных научных данных о детско-родительских отношениях в период новорожденности и младенчества в рамках теоретико-методологического обоснования актуальности исследования;
2. Установление связи использования вспомогательных репродуктивных технологий и отношения матерей и отцов к собственному ребёнку;
3. Определение внутрисемейной конвергенции/дивергенции результатов отцов и матерей в оценке отношения к собственному ребёнку в зависимости от факта использования ВРТ;
4. Выявление динамики показателей отношения к ребёнку на протяжении первых 18 месяцев жизни ребёнка.
Гипотезы исследования:
1. Отношение родителей к детям на ранних этапах развития ребёнка зависит от факта использования вспомогательных репродуктивных технологий;
2. К возрасту ребёнка 18 месяцев различия в отношении к ребёнку перестают быть статистически значимыми.
Методы исследования, в соответствии с целью и задачами исследования, использовались как теоретические, так и эмпирические. Для сбора теоретических данных использовался метод анализа литературных источников. Для сбора эмпирических данных был использован метод анкетирования: опросник «Ваше отношение к ребёнку» (М. Буавен) [63][71], опросник «Время с ребёнком» [9] и опросник «Знакомство с Вашим ребёнком» [9]. Статистический анализ данных был проведён с использованием однофакторного дисперсионного анализа (one-way ANOVA) и коэффициента ранговой корреляции Спирмена, с применением поправки Бонферрони к P- уровню значимости. Настоящее исследование проведено в рамках гранта РНФ №14-48-00043.
Выборка. В исследовании приняли участие от 538 до 328 семей. Данные были собраны в период с осени 2016 по лето 2019 года, с родителей, обращавшихся в клиники планирования и сопровождения беременности городов СФО. Были получены данные как о семьях, в которых зачатие, вынашивание и рождения ребёнка проходили естественным путём, так и о семьях, которые при беременности использовали те или иные технологии ВРТ: гомологичное ЭКО, донорство ооцитов, донорство яйцеклетки, суррогатное материнство или гормональная поддержка во время беременности. Для проведения сравнительного анализа с естественной беременностью и применением ВРТ, все типы ВРТ были объединены в одну общую группу.
Результаты проведённого исследования определили наличие влияния использования ВРТ на детско-родительские отношения и позволили уточнить конкретные сферы и аспекты этого влияния, что даёт возможность точнее разрабатывать и корректировать программы индивидуальной психологической поддержки при беременности, достигнутой с помощью ВРТ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данные о динамике отношения родителей к детям подтверждают предложенные исследовательские гипотезы и позволяют сделать следующие общие выводы:
1. Отношение родителей к собственным детям на ранних этапах развития ребёнка зависит от факта использования вспомогательных репродуктивных технологий;
2. К возрасту ребёнка 18 месяцев различия в отношении к ребёнку между двумя группами стираются и перестают быть статистически значимыми.
Такие данные были получены в ходе текущего эмпирического исследования и подтверждают те закономерности, о которых сообщается в других отечественных и зарубежных работах. Существующие противоречия результатов данного исследования по отношению к другим работам (в основном, проведённых на российских выборках) сводятся к оценке срока, на котором происходит выравнивание показателей между экспериментальной (использование ВРТ) и контрольной (естественное зачатие) группами. Тем не менее, проведённое эмпирическое исследование и рассмотренная литература позволяет сделать вывод о сходной динамике изменения отношения к ребёнку у родителей, использовавших вспомогательные репродуктивные технологии.
Первым этапом формирования отношения к ребёнку стоит считать период планирования и ожидания беременности. Именно эти этапы (в случае запланированного зачатия) считаются фундаментом формирования будущего отношения к ребёнку и выбора стиля воспитания. На данном этапе можно проследить ожидания не только от самой беременности и деторождения, но и заметить определённые характеристики, ожидаемые от будущего ребёнка. Уже на данном этапе проявляются первые различия между группами будущих родителей: в частности, бесплодные родители предпринимают неудачные попытки естественного зачатия, обращаются за медицинской помощью и получают информацию о своём диагнозе. На формирование различий между группами естественного зачатия и ВРТ на данном этапе работают две основные причины. Первая - социально-демографические характеристики семьи. Данные показывают, что участники программ ВРТ в среднем имеют более высокие уровень дохода, качество жизни и уровень образования, в целом старше, чем родители в контрольной группе, и также чаще руководствуются конструктивными мотивами беременности. Такие показатели связаны не с самим фактом бесплодия, а с тем, что в выборку, набранную в центрах планирования беременности, с большей вероятностью попадут люди с более высоким уровнем образования и дохода, а бесплодные пары, не имеющие конструктивных мотивов беременности, с меньшей вероятностью решатся на дорогостоящие, стрессогенные и психотравмирующие процедуры ВРТ. Вторая причина изменения отношения к будущему ребёнку у бесплодных пар - длительная история бесплодия и прохождение процедур ВРТ, оказывающих психотравмирующее и стрессогенное влияние на будущих родителей. Эти факторы, судя по всему, в первую очередь меняют отношение будущих родителей к самой беременности, повышая ожидания от деторождения и воспитания ребёнка соразмерно приложенным к достижению беременности усилиям.
Следующим этапом является сам процесс беременности, который исследователи также делят на несколько этапов, границы которых проходят в периоды 13, 26 и 36 недели соответственно. Именно в эти промежутки времени происходят основные изменения в отношении к ребёнку у будущих родителей: тревога за здоровье матери у обоих родителей активно снижается в районе 13 недели беременности, а начиная с 36 недели возрастает уровень тревоги за здоровье ребёнка и благополучие родов. В группе ВРТ данная тенденция имеет более явную выраженность: у матерей наблюдается больший уровень тревоги за своё здоровье, а у отцов - за здоровье ребёнка. В период около 26 недель у родителей обеих групп формируются конкретные ожидания о характере ребёнка, а к 36 неделям можно проследить особенности взаимодействия с ребёнком и дифференциации себя от него. При этом, динамика уровня и предмета тревоги считается основополагающим процессом для объяснения всех остальных различий между экспериментальной и контрольной группами в отношении к беременности и к ребёнку на этой и последующих стадиях онтогенеза ребёнка.
Дальнейшие этапы развития ребёнка не поддаются унификации и имеют лишь общую динамику, не связанную с конкретными временными промежутками. Так, после родов тревога за здоровье ребёнка стремительно снижается и уравнивается у обеих групп родителей, что означает отсутствие долговременных психологических последствий у процедур ВРТ, в случае, если рождённый ребёнок развивается наравне с остальными. Такие данные объясняются тем, что по мнению будущих родителей обеих групп, роды являются заключительным из наиболее стрессогенных событий в деторождении. В случае родителей, использовавших ВРТ, успешные роды также знаменуют заключительный этап процедур ВРТ, после которых медицинские обследования и посещения центра планирования беременности будут сведены к минимуму [77]. Выравнивание показателей тревоги у обеих групп родителей также объясняется достижением желаемой цели и удовлетворением потребности в родительстве.
По итогу рассмотрения результатов текущего эмпирического исследования и сравнения их с другими похожими работами можно сделать вывод о том, что полученные результаты достоверно показывают динамику отношения родителей к детям в зависимости от факта использования ВРТ. Тенденция к выравниванию показателей отношения к ребёнку между экспериментальной и контрольной группой наблюдается во всех рассмотренных исследованиях, позволяющих оценить отношение к ребёнку, однако имеет место рассогласование сроков этого выравнивания. Результаты помогут не только определить наличие или отсутствие влияния использования ВРТ на детско-родительские отношения, но и позволят уточнить конкретные сферы и аспекты этого влияния, что даст возможность точнее разрабатывать и корректировать программы психологической поддержки при беременности, достигнутой с помощью ВРТ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамченко В. В. Клиническая перинатология / В. В. Абрамченко, Н. П. Шабалов. - Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. - 424 с.
2. Авдеева Н. Н. Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте // Психолого-педагогические исследования. - 2010. - Т. 2. - №. 5.
3. Айвазян Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности // Дисс.... канд. психол. наук. М. - 2005.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - Т. 4. - С. 23-25.
5. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - "Издательский дом «Питер», - 2017.
6. Брутман В. И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 59-68.
7. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - Т. 6. - С. 38-47.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987. 206 с.
9. Воронина И.Д., Бохан Т.Г., Терехина О.В., Уайт Э.К., Малых С.Б., Ковас Ю.В. Демографические показатели, образ жизни и здоровье в семьях с естественной и индуцированной беременностью в России и Великобритании // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. - №. 4.
10. ВРТ в России. Отчет за 2017 год // Российская Ассоциация
Репродукции Человека URL: http:// www.rahr.ru/d_registr_otchet/RegistrART2017.pdf (дата обращения: 19.02.2020).
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. - Т. 4. / Под ред. Т. А. Власовой // М.: Педагогика. - 1983. - С. 318-340.
12. Гарганеева А. Э., Востриков В. В., Фадеева Н. И. Эмоциональное состояние и социальные особенности пациенток в результативных и нерезультативных циклах экстракорпорального оплодотворения // Неврологический вестник. Журнал им. ВМ Бехтерева. - 2011. - Т. 43. - №. 2. - С. 27-31.
13. Гарданова Ж. Р. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе экстракорпорального оплодотворения и их психотерапевтическая коррекция / Ж. Р. Гарданова // Московский государственный медико-стоматологический университет. - 2008.
14. Генетически информативное лонгитюдное исследование
психического развития детей в раннем возрасте // Информационно- аналитическая система РНФ URL: https://grant.rscf.ru/prjcard_int714- 48-00043 (дата обращения: 14.04.2021).
15. Гуткевич Е. В., Нелидова Н. Э., Габитова Н. А., Перчаткина О. Э. "Программа психокоррекционного сопровождения" беременных с гиперандрогенией // Клинико-биологические проблемы охраны психического здоровья материнства и детства. - 2009. - С. 25-29.
..128

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ