Введение 3
1 Теоретические основы изучения удовлетворенности трудом 6
1.1 Понятие и сущность удовлетворенности трудом 6
1.2 Индикаторы удовлетворенности трудовой деятельностью 17
1.3 Современные методы оценки удовлетворенности трудом 21
1.4Влияние удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников на эффективность и прибыль компании 28
2 Анализ деятельности компании ИП Брюханов В.В 31
2.1 Общая характеристика компании 31
2.2 Характеристика преимуществ и недостатков структуры управления и
взаимосвязей элементов системы управления 33
3 Удовлетворенность трудовой деятельностью в компании ИП Брюханов В.В 36
3.1 Анализ уровня удовлетворенности специалистов компании 36
3.2 Интервью с руководителем компании 47
3.3 Разработка практических рекомендаций по улучшению уровня
удовлетворенности трудом 49
Заключение 53
Список используемых источников и литературы 56
Приложение А «Анкета для сотрудников» 61
Приложение Б «Интервью для руководителя»
Тема субъективных и объективных индикаторов удовлетворенности трудовой деятельностью остается крайне актуальной и востребованной для ее изучения в современном мире. Во-первых, в наше время, в условиях быстроразвивающегося мира, в том числе быстроменяющейся экономической среды и конкурентного рынка труда эффективное управление персоналом становится ключевым элементом успеха любой организации. Видение того, какие факторы влияют на удовлетворенность сотрудников, помогает разрабатывать и внедрять эффективные стратегии управления персоналом. Роль человека в успехе организации не подлежит сомнению, так как именно персонал, обладающий нужным уровнем знаний и умений, обеспечивает достижения целей и задач организации. Во-вторых, современные работники все больше ценят не только материальные стимулы, но и качество жизни на работе, включая уровень удовлетворенности и довольства своей трудовой деятельностью. Поэтому, компании, которые стремятся привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов, должны учитывать эти факторы.
Для создания комфортных условий труда важно уделить должное внимание корпоративной культуре и ценностях, которые несет компания, а также обратить свое внимание на индикаторы, влияющие на уровень удовлетворенности трудом сотрудников.
Таким образом, проблема удовлетворенности трудом как отдельной единицы и факторов, которые оказывают на нее непосредственное влияние, является одной из основных проблем в управлении персонала.
Разработанность проблемы исследования подтверждается наличием большого числа научных статей в периодических изданиях зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблеме удовлетворенности трудовой деятельностью специалиста. Понятие и сущность удовлетворенности трудовой деятельностью рассматриваются в исследованиях К. Замфира, А. Г. Здравомыслова, А. А. Лобанова, И. М. Попова, В. А. Ядова. Большое место в работе занимают труды Фредерикоа Герцберга, который описал двухфакторную теорию мотивации. В основе литературных источников для данного исследования были выбраны статьи в научных журналах, учебные пособия исследователей в области управления персоналом, менеджмента. Разнообразие существующих на данный момент времени формулировок основных концепций удовлетворенности персонала указывает на необходимость проведения более обширного исследования проблемы с целью разработки единой методологии и модели удовлетворенности персонала как самостоятельной единицы.
Объект исследования - удовлетворенность трудовой деятельностью
Предмет исследования - взаимосвязь объективных и субъективных индикаторов удовлетворенности трудовой деятельностью
Цель исследования - изучить взаимозависимости между объективными и субъективными индикаторами удовлетворенности трудовой деятельностью у сотрудников современной организации и разработать комплекс практических рекомендаций по повышению удовлетворенности трудовой деятельностью
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность удовлетворенности трудовой деятельностью;
2. Рассмотреть индикаторы удовлетворённости трудовой деятельностью;
3. Рассмотреть современные методы оценки удовлетворенности трудом
4. Определить влияние удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников на эффективность и прибыль компании;
5. Разработать комплекс практических рекомендаций по повышению удовлетворенности трудовой деятельностью
Методическую основу исследования составляют общие методы научного познания (анализ и синтез, обобщение), методы формальной логики (индукция, дедукция), методы сбора эмпирических данных (анализ документов, анкетирование, интервью), специальные методы (статистико-экономический). Эмпирическая база исследования представлена результатами анкетирования об удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников компании ИП Брюханов В.В., а также результатами интервью с руководителем компании.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании основных индикаторов, влияющих на уровень удовлетворенности трудовой деятельностью.
Практическая значимость состоит в том, что предложенные меры могут быть использованы в практике управления персоналом для повышения уровня удовлетворённости трудовой деятельностью. Анализ этого может быть полезен компаниям оптимизировать свои условия труда и практики управления персоналом для увеличения удовлетворенности и, как следствие, производительности. Таким образом, исследование на данную тему не только вносит вклад в академическое понимание психологии труда, но и имеет практическое применение в управлении персоналом и формировании политики организаций в сфере трудовых отношений. Наряду с этим, данное исследование будет полезно изучить студентам, которые занимаются изучением данной темы
Экономическая эффективность организации во многом зависит от особенностей системы управления персоналом в организации.
Персонал - ключевой объект управления.
Вне зависимости от наличия финансовых, производственных ресурсов, инфраструктуры, - невозможно говорить об эффективном функционировании предприятия без качественного подхода к менеджменту трудовых ресурсов.
Вопрос мотивации и стимулирования персонала является одним из самых актуальных в современной практике управленческой деятельности.
Так, удовлетворенность персонала можно назвать акцентным направлением в кадровой политике любого предприятия.
Анализ теоретических и эмпирических исследований показал, что в производственной сфере существует недостаточная разработанность темы. Разнообразие существующих на данный момент времени формулировок основных концепций удовлетворенности персонала указывает на необходимость проведения более обширного исследования проблемы с целью разработки единой методологии и модели удовлетворенности персонала как самостоятельной единицы.
Удовлетворенность трудовой деятельностью, будучи одной из ключевых переменных, влияющих на успех организации, является важной составляющей любой компании. Необходимо уделять ей особое внимание с целью избегания негативных последствий воздействия на организационную эффективность.
Для создания комфортных условий труда важно уделить должное внимание корпоративной культуре и ценностях, которые несет компания, а также обратить свое внимание на индикаторы, влияющие на уровень удовлетворенности трудом сотрудников.
В совокупности, субъективные и объективные индикаторы оказывают влияние на средний уровень удовлетворенности трудом. Отличие этих двух подходов заключается в наличии личной эмоциональной окраски у субъективного и ее отсутствии в объективном подходе. Важно учитывать оба показателя для достижения высокого уровня удовлетворенности трудом.
Управление удовлетворенностью трудом своих сотрудников — одна из задач, которую решает система управления персоналом. Люди значительную часть своей жизни находятся на работе. Они трудятся, чтобы удовлетворить собственные интересы и потребности, тем самым удовлетворяя и интересы своей организации. Предоставление благоприятных и качественных условий труда находится в поле интересов работодателей. Очевидно, что довольный сотрудник — эффективный сотрудник, преданный и лояльный к своей компании.
Удовлетворенность работой влияет на ее качественные и количественные показатели, т.е. имеет производственное значение. От нее зависит, насколько быстро и точно будут выполнены задания, каким будет отношение к другим участникам трудового процесса (клиенты, коллеги). Особенно это важно при работе в сфере услуг и на производственных предприятиях. Чем выше удовлетворенность трудом, тем счастливее и искреннее контакты с потребителями и меньше процент брака на производстве. Однако, с течением времени и опытом работы удовлетворенность может естественным образом снижаться. На ее уровень также влияют моральноволевые показатели сотрудника, общественное мнение, сложность работы.
В рамках нашего исследования была поставлена цель - разработать комплекс практических рекомендаций по повышению удовлетворенности трудовой деятельностью.
По итогам исследования были выполнены все поставленные задачи:
Первая глава посвящена теоретическим аспектам. Были изучены понятие и сущность удовлетворенности трудовой деятельностью специалиста, были рассмотрены индикаторы удовлетворённости трудовой деятельностью, были рассмотрены современные методы оценки удовлетворенности трудом и было определено влияние удовлетворенности трудовой деятельностью на эффективность и прибыль компании.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была дана общая характеристика деятельности компании ИП Брюханов В.В.
Третья глава имеет практическую направленность. В ней представлены результаты анкетирования сотрудников в компании ИП Брюханов В.В., а также был разработан комплекс практических рекомендаций по повышению удовлетворенности трудовой деятельностью в компании ИП Брюханов В.В.
1. Внедрение системы индивидуальной мотивации сотрудников на базе KPI.
2. Формирование корпоративного духа и корпоративной культуры.
3. Осуществление морального подкрепления материальных стимулов посредством доведения до работника причины поощрения с усилением внимания на личном вкладе работника в деятельность организации.
4. Создание бонусной программы.
Конкретные меры по повышению удовлетворенности трудом сотрудников необходимо рассматривать по каждому из факторов, воздействующих на удовлетворенность трудовой деятельностью.
1. Архипова Н.И., Назайкинский С.В., Седова О.Л. Современные проблемы управления персоналом. -М.: РГТУ, 2021. - 98 c. (Arkhipova N.I., Nazaikinsky S.V., Sedova O.L. Modern problems of personnel management. - Moscow RGGU, 2021. - 98 p.) (дата обращения: 01.05.2024).
2. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 381с. (дата обращения: 01.05.2024).
3. Балабанова Л. В. Исследование факторов удовлетворенности трудом в процессе управления лояльностью персонала / Л. В. Балабанова, Е. В. Сардак // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2017. — № 6. — С. 146-150. (дата обращения: 20.04.2024).
4. Бусыгин А.К. Теоретико-методологические основы стимулирования труда персонала на предприятиях / А.К. Бусыгин // Экономика и социум: современные модели развития. — 2014. — № 8-1 — С. 122-148. (дата обращения: 01.05.2024).
5. Бутько Ю. В. Понятия труда и удовлетворенности трудом в управлении персоналом // Мировая наука. — 2018. — № 12(21). — С. 168-174. (дата обращения: 01.05.2024).
6. Габбасова В. А. Условия труда как фактор лояльности персонала к организации //Управление персоналом: теория, практика, перспективы: материалы реги. - С. 30. (дата обращения: 20.04.2024).
7. Гагаринская Г. П. Повышение эффективности управления производительностью труда организации на основе безопасных цифровых технологий / Г. П. Гагаринская, А. А. Хоровинников, Е. Г. Хоровинникова, Д. А. Журавлев // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 1(13). - С. 23-26. (дата обращения: 01.05.2024).
8. Гафурова Д., Махмудова С. Влияние мотивации человеческих ресурсов на производительность компании //" Milliy iqtisodiyotni isloh qilish va barqaror rivojlantirish istiqbollari" respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari to ‘plami. - 2023. - С. 317-319. (дата обращения: 01.05.2024).
9. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом: учебник для среднего профессионального образования. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 249 с. (дата обращения: 20.04.2024).
производительность труда в организации //Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. - 2023. - С. 12-17. (дата обращения: 01.05.2024).
11. Зайцева Е. О. Значение роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического коллектива //Теоретические и практические вопросы педагогики и психологии. - 2023. - С. 16-19. (дата обращения: 01.05.2024).
12. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога / К. Замфир. — М.: Политиздат, 1983. — 142 с. (дата обращения: 01.05.2024).
13. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //Вестник МГУ. Сер. - 1987. - Т. 14. - С. 33-43. (дата обращения: 01.05.2024).
14. Зуева К. В. Интервью Метод Сбора Информации Исследования //Miasto Przyszlosci. - 2023. - Т. 32. - С. 309-311. (дата обращения: 20.04.2024).
15. Иванов И. Н. Организация труда на промышленных предприятиях / И. Н.
Иванов, А. М. Беляев. — М.: Юрайт, 2022. — 305 с. — URL:
https://urait.ru/viewer/organizaciya-truda-na-promyshlennyh-predpriyatiyah-495701 (дата
обращения: 20.04.2024).
..51