ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 7
1.1. Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Использование подвижных игр в образовательном процессе детского сада 15
1.3. Педагогические условия формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в подвижных играх 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 34
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных игра 41
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
В настоящее время проблема социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Поэтому важным в социализации детей дошкольного возраста является сотрудничество детей со сверстниками, в процессе которого дети учатся проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, формируется самооценка и самопознанию, развивается готовность к взаимопомощи.
Т.И. Бабаева, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Т.А. Репина, Л.С. Ромашевская, Е.О. Смирнова и др. в своих исследованиях подтверждают, что фактором первичной социализации личности дошкольника, одним из существенных условий его полноценного формирования является сотрудничество ребенка со сверстниками. По мнению психологов и педагогов сотрудничество со сверстниками играет огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста: вне взаимодействия невозможно формирование личности, в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. В процессе сотрудничества у ребенка формируются духовные потребности, морально-этические и эстетические чувства, складывается характер.
Проблемами сотрудничества детей дошкольного возраста занимались В.Н. Белкина, А.Д. Кошелев, М.А. Сафронова и др.; особенности взаимоотношений дошкольников исследовали К.В. Ивлева, Т.А. Репина, Е.И. Русина, Е.О. Смирнова, А.В. Третьяк и др.; основы психологии сотрудничества изучали А.В. Запорожец, Е.В. Коротаева, В.В. Щетинина и др. Полноценно и активно строить отношения в социуме помогает ребенку овладение навыками сотрудничества (Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская и др.), навыки сотрудничества обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников (Б.А. Калягина, Е.О. Смирнова и др.), навыки сотрудничества способствуют в будущем активному учебному сотрудничеству ребенка в школе (А.Д. Кошелев, Г.А. Урунтаева и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. Проблема формирования опыта сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в научных исследованиях. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (P.C. Буре), в изобразительной деятельности (Т.С. Комарова и др.) и в игре (Д.В. Менджерицкая и др.).
Игра является значимой формой организации жизни дошкольников, практикой детских взаимоотношений (Т.И. Бабаева, А.В. Запорожец, Т.А. Репина и др.). Анализ работ Н.Я. Коротковой, Н.Л. Михайленко раскрывает интегративный характер игровой деятельности, в которой ориентация ребенка на содержание игры неразрывно связана с общением, направленным на согласование действий с партнером. «Современное понимание подвижных игр как социокультурного феномена, являющего собой «микромодель» нормативного социального взаимодействия, а также ярко проявляющееся в старшем дошкольном возрасте стремление к правилосообразной совместной деятельности в обществе сверстников открывают большие перспективы для формирования социальных взаимодействий в подвижных играх», - считает А.В. Третьяк (47)....
Формирование навыков, правил и норм сотрудничества со сверстником, с группой сверстников, со взрослыми является одним из важных аспектов воспитания дошкольников. Умение эффективно взаимодействовать и сотрудничать позволит детям эффективно и комфортно входить в новые коллективы, адаптироваться к образовательному процессу в школе.
В ходе исследования нами были поставлены и решены следующие задачи.
Мы раскрыли процесс формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему. При этом мы пришли к выводу, что непосредственное взаимодействие детей в дошкольном детстве со своими ровесниками может рассматриваться только в условиях их общения, совместных действий или совместной деятельности и связано с взаимоотношениями детей.
Мы рассмотрели специфику использования подвижных игр в образовательном процессе детского сада. Мы выявили, что ценность подвижной игры заключается в том, что в игре дети дошкольного возраста проявляют способность к самовоспитанию: они ведут себя так, как этого требует от них роль. В играх дети поставлены перед необходимостью подчинять личное коллективу: управлять собой, быть дисциплинированным. А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец отмечали социальную обусловленность детской игры: «... С одной стороны, в игре ребенок активно воспроизводит привлекательные для него действия и взаимоотношения взрослых и, тем самым, приобщаясь к социальной жизни, становится ее участником».
Мы теоретически обосновали и апробировали психолого-педагогические условия формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в подвижных играх. констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику исходного уровня сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, выявили уровень педагогической культуры родителей воспитанников подготовительной группы и проанализировали опыт работы педагогов по формированию навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в подвижных играх. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы решение задач по развитию социальной активности детей дошкольного возраста мы планировали и организовывали на основании парциальной программы «Мир Белогорья: я и мои друзья» и парциальной программы Л.Н. Волошиной «Выходи играть во двор». Мы уделили внимание руководству игровой деятельностью дошкольников. В нашей работе мы способствовали развитию педагогической культуры родителей воспитанников, для этого мы вовлекали родителей в образовательный процесс детского сада. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили динамику уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе, тем самым мы подтвердили гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста в подвижных играх будет наиболее эффективным, если: способствовать развитию социальной активности детей дошкольного возраста, обеспечивать руководство воспитателем игровой деятельностью дошкольников, направленное на организацию и проведение разнообразных подвижных игр и планировать развитие педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста.
Но основании полученных результатов мы составили методические рекомендации по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: ФОРУМ, 2012. - 144 с.
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 224 с.
4. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 170 с.
5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2011 - 63 с.
6. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М: Просвещение. - 1998. - С. 230-237.
7. Волкова А.И., Лазаренко Е.Н. Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1656-1660 // URL: http://e-koncept.ru/2016/86356.htm
8. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. - Белгород: Изд. БелИРО, 2017. - 51 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гладкова Ю.А. Деятельность дошкольного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры современной семьи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - М., 2009. - 208 с.
11. Детство: комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 321 с.
12. Долян С.К. Развитие позиции субъекта экологической деятельности детей дошкольного возраста // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003385
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., «Педагогика», 1986. - С. 223-257.
14. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / Дошкольное воспитание. - 2001. - №10. - С. 3-5.
15. Ивлева К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - С. 38-49....(56)