ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации бюджетных отношений в России 8
1.1. Структура бюджетной системы и направления формирования бюджетной политики государства 8
1.2. Система территориальных финансов и роль бюджетов муниципальных образований в ее организации 20
1.3. Принципы и механизм организации межбюджетных отношений в Российской Федерации 34
ГЛАВА 2. Бюджетная политика региона в сфере формирования и распре-деления средств 49
2.1. Анализ структуры и динамики источников формирования бюджета Ставропольского края и направлений их использования 49
2.2. Порядок распределения финансовой помощи регионам 69
2.3. Оценка результативности проведения бюджетной политики региональными и местными органами власти Ставропольского края 82
ГЛАВА 3. Реализация региональной бюджетной политики в рыночной экономике 97
3.1. Методика оценки финансового состояния и качества управления бюджетами административно-территориальных образований 97
3.2. Направления совершенствования региональной бюджетной политики 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 131
ПРИЛОЖЕНИЯ
Экономические и политические реформы, проводимые в Российской Федерации с начала девяностых годов XX века, коренным образом изменили бюджетную систему и механизм управления правами собственности. Предпосылки рационального формирования и использования ресурсов государственного бюджета дают власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную реорганизацию, стимулировать развитие приоритетных секторов народного хозяйства, обеспечивать социальную поддержку менее обеспеченных слоев населения [8].
Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и распределения денежных потоков на уровне страны, кроме того, выступает инструментом государственной региональной политики. Взаимоотношения между бюджетами различных уровней в Российской Федерации характеризуются многочисленными проблемами, такими как отсутствие механизма четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников, повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований и покрытия расходов территорий их собственными налоговыми доходами, сокращения количества дотационных бюджетов, оздоровления системы региональных финансов и т.д. Среди стратегических и тактических направлений совершенствования бюджетной политики административно-территориальных образований значимыми являются: построение эффективной системы финансовой поддержки бюджетов субфедерального и местного уровней; создание стимулов для проведения рациональной налоговой политики; применение научно обоснованных подходов к управлению государственными финансами [81].
Изложенное характеризует актуальность выбранной темы диссертационной работы в области исследования вопросов совершенствования механизма реализации бюджетной политики, системы управления доходами и расходами бюджетов, планирования и прогнозирования их финансовых ресурсов и конкретизации данных мер для отдельно взятого региона Российской Федерации.
Проблемы оптимизации бюджетной системы на уровне государства исследованы в работах известных зарубежных ученых: Дж. Бьюкенена, Д. Кинга, В. Оутса, а также отечественных специалистов - Д.А. Аллахвердяна, Л.А. Дробозиной, В.Н. Лексина, М.В. Романовского, В.М. Родионовой, С.Г. Синельникова-Мурылева, И.В. Трунина и др.
Изучению проблем реализации бюджетной политики, совершенствования системы управления государственными доходами и расходами посвящены труды многих экономистов: Г.В. Базаровой, A.M. Бирмана, М.В. Васильевой, А.Г. Зверева, A.M. Лаврова, В.Г. Панскова, И.В. Подпориной, Л.П. Прониной, Б.И. Филимонова, В.Б. Христенко, А.В. Швецова, Е.Г. Ясина и др. Различные способы решения проблем регулирования межбюджетных отношений сформулированы в исследованиях И.А. Бланка, B.C. Врублевской, В.В. Ковалева, Н.Д. Кочетовой, Г.Б. Поляка, Е.А. Стояновой, К.В. Якушевой и других ученых.
Отмечая теоретическую значимость и практическую важность отмеченных научных работ, следует подчеркнуть, что они не исключают дискуссионности постулата о том, что эффективность региональной бюджетно-налоговой политики в целом влияет не только на межбюджетные отношения, но и на финансовую систему региона и муниципалитетов, величину бюджетных доходов. Проблема, которая возникает при распределении бюджетных средств, связана с определением налогового ресурса региона и оценкой результативности проведения бюджетной политики. Кроме того, необходимо
совершенствование механизма ее реализации применительно к конкретному субъекту РФ, что и определило актуальность проведенного исследования, инициировало постановку цели, задач и построение логики диссертации....
В результате проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы.
Одной из важнейших задач государственного регулирования и стимулирования рыночного развития экономики является решение проблемы оптимального формирования и рационального использования фондов денежных средств, направляемых на финансирование управленческих функций центрального аппарата и региональных органов власти. Процесс перераспределения ресурсов в масштабах бюджетной системы реализуется с помощью бюджетной политики, которая, в свою очередь, является составной частью финансовой политики государства.
Инструментом реализации бюджетной политики выступает бюджетный механизм. С его помощью государственные и муниципальные органы власти стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период, исходя из целей, поставленных правительством в программах экономического и социального развития страны.
В системе государственного устройства особое значение отводится бюджету как инструменту финансовой политики. В условиях становления цивилизованного рынка целесообразен пересмотр основных принципов организации бюджетных отношений в сторону усиления значимости таких, как: самостоятельность; равенство прав субъектов Федерации; обязательность компенсации бюджетам недостающих средств вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня; достоверность информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в поддержке; ясность (прозрачность) и гласность. В ходе исследования выявлено, что состав элементов бюджетного механизма можно представить с позиций структурного и функционально-управленческого подходов. В основу первого положена зависимость бюджетного механизма от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, второй - ориентирован на функциональные особенности управления ими.
Наиболее важным направлением бюджетной политики является сбор налоговых и неналоговых доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление дефицитом. Критериями эффективности бюджетной политики должна стать степень реализации целей и задач, в том числе может быть оценена результативностью деятельности органов исполнительной власти, улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Для определения финансового состояния и качества управления бюджетами административно-территориальных образований (АТО) в работе предложено использовать две группы критериев: показатели оценки финансового состояния бюджетов административно-территориального образования; показатели оценки качества управления бюджетами.
Решение основных проблем межбюджетных отношений в регионе и построение эффективной региональной бюджетной политики должны быть направлены на снижение централизации налогово-бюджетных полномочий, отмену регламентации централизованно установленных норм расходов региональных и местных бюджетов, совершенствование законодательной базы, уменьшение ограничений бюджетных полномочий органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, следовательно, объективна финансовая самостоятельность последних. В этой связи возникает необходимость формулирования направлений развития муниципальных финансов на основе функционально-управленческого и структурного подходов, а также проведения эффективной региональной бюджетной политики, способствующей предоставлению равных возможностей в получении бюджетных услуг и перераспределении средств бюджета...
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2012. -160 с.
2. Агапцова С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства // Финансовый контроль. - 2013. - № 4. - с. 25-29.
3. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2012. - № 12. - С. 31-33.
4. Анисимов С.А., Максимов В.В. Бюджетная политика как источник экономического роста// Финансы. - 2015. - №1. - С. 16-18.
5. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Соц.-экон. науки. - 2013. - №2. - С. 172-177.
6. Артемьева С.С. Реформирование бюджетных отношений в регионе // Финансы. - 2014. - №3. - С. 19-21.
7. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике // Финансы. - 2012. - №10. - С. 19-22.
8. Аюшиев А.Д., Куницына С.Ю. Финансы предприятий. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2016. - 238 с.
9. Аюшиев А.Д., Русакова О.И. Медицинское страхование, Иркутск. Изд-во ИГЭА, 2014. - 109 с.
10. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в РФ. - М.: Перспектива, 2016. - 213 с.
11. Богов Х.М. Бюджетная политика: развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Финансы и кредит. - 2012. - № 28. - с. 15-25.
12. Богачева, О.В., Лавров, А.М., Ястребова, О.К. Международный опыт бюджетирования. // Финансы, 2014. - №12. - С.4-5
13. Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. - СПб., 2013. - 411 с.
14. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Феде-рации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - №6. - С.9-12.
15. Булгадаев С.А. Роль государства в региональной политике// Бух.учет в бюджет. и некоммерч. организациях. - 2012. - №11. - С. 35-38....(90)