Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историография религиозных верований индейцев Латинской Америки

Работа №190153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4590 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Ранние источники о религии индейцев Латинской Америки эпохи Конкисты 7
1.1 Общие сведения о религиозных верованиях индейцев Латинской Америки,
оставленные испанскими хронистами и путешественниками 7
1.2 Христианские мотивы в источниках эпохи Конкисты 16
Глава 2. Научные исследования религиозных верований индейцев Латинской Америки ... 27
2.1. Источники о религиозных верованиях индейцев Латинской Америки, составленные
на основе метода включенного наблюдения 27
2.2. Исторические исследования религиозных верований индейцев Латинской
Америки 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список использованных источников и литературы: 55
Список использованных источников: 55
Список использованной литературы: 56


Актуальность исследования. Начиная с эпохи Конкисты до настоящего времени духовный мир индейцев изучался представителями полярных позиций - от миссионеров и хронистов-дилетантов до профессиональных исследователей в лице этнографов, антропологов, лингвистов и историков. Многообразие взглядов на религиозные верования индейцев породило пеструю картину интерпретаций. Таким образом, данное исследование представляет интерес как яркая иллюстрация того, как каждое явление культуры обретает множество звучаний и смыслов в зависимости от фильтра сознания, через которое оно проходит.
Кроме того, изучение историографических источников позволяет хотя бы отчасти приблизиться к пониманию аутентичных верований индейцев Латинской Америки. Поскольку практически все оригинальные источники, написанные коренными народами, были уничтожены конкистадорами, знание о культуре индейцев прошлого базируется преимущественно на историографических источниках. В связи с этим возникает проблема соответствия изложенного в историографических источниках материала подлинному религиозному миру индейцев. Вычитая из историографических источников субъективные факторы, повлиявшие на авторов, и выявляя общие элементы верований, идентичные в описаниях большинства авторов, можно подойти к пониманию природы духовной реальности индейцев прошлого.
Степень изученности проблемы. Выбранная нами тема недостаточно освещена в отечественной историографии. Как правило, религиозные верования в существующих на данный момент трудах об индейцах рассматриваются бегло как один из аспектов культуры. Кроме того, нигде не представлено сравнительное историографическое описание этих верований, в силу чего невозможно составить всеохватывающее представление как о самих верованиях, так и о том, как менялось их восприятие на протяжении всей истории изучения индейской культуры.
Исследования религиозных верований индейцев Латинской Америки проводились преимущественно зарубежными исследователями, которые в своих работах уделяли внимание также историографическому аспекту (Карл Таубе, Луи Боден). В отечественной исторической науке интерес к данной тематике, проявленный в ХХв. в работах таких ученых, как Ю.Березкин, Ю.Кнорозов и др., в наши дни возрастает, о чем свидетельствуют многочисленные впервые публикуемые на русском языке переводы ранних источников о культуре индейцев Южной Америки, сделанные в 2000-2010-х гг. исследователями А. Скромницким, В.Н. Талахом и С.А. Куприенко и др. Возможно, С.А.
Куприенко, украинский историк, переводчик и специалист по доколумбовым цивилизациям Америки, окажется прав, говоря о том, что XXI век станет веком грандиозных открытий в области исследований культуры коренного населения Южной Америки.
Большую важность представляет историографический обзор, сделанный американским антропологом Карлом Таубе в работе «Мифы ацтеков и майя». В главе «Основные источники и история исследований» Таубе описал историю обнаружения и исследования источников по мифологии индейцев. Он выделил основополагающие источники о религиозных верованиях Месоамерики и сделал ценные наблюдения о сходстве и различии в мифологии разных народов региона.
Статьи современных исследователей в основном рассматривают отдельные аспекты выбранной нами темы, например, как изучались религиозные воззрения индейских племен конкретным испанским хронистом или миссионером, и как их мировоззрение повлияло на изложение материала. Среди таких работ можно выделить статью Е.В.Новоселовой «Инкские династические мифы в изложении Бернабе Кобо» , в которой автор пишет о том, с какими сложностями сталкивались исследователи на пути изучения индейских народов вследствие почти повсеместного отсутствия аутентичных источников. Как замечает автор, те источники, с которыми нам приходится работать, чтобы раскрыть природу религиозного мышления индейцев, в основном написаны после испанского завоевания, и, безусловно, несут на себе отпечаток его влияния. При этом, по ее словам, наиболее интересно знакомство с источниками, написанными в XVII в., поскольку чаще всего они уже имели историографические источники, т.е.опирались на написанные ранее работы, авторами которых являлись современники Конкисты. Так, на текстах поздней Конкисты (а в это время создано большинство источников) можно проследить, как на аутентичные данные напластовывалась рефлексия не только первоначальных хронистов, но и рефлексия последующих исследователей на оставленный предшественниками материал.
Я.Г.Шемякин в своей статье «Латиноамериканская культура и религиозный синкретизм» показал, что уже в ранних аутентичных источниках эпохи Конкисты, написанных самими индейцами, можно увидеть элементы симбиоза автохтонной религии и христианства. Ярким примером этого является литературный памятник культуры майя «Чилам-Балам», описывающий историю сотворения мира и майянские пророчества. По словам Шемякина, в тексте присутствуют библейские персонажи и очевиден перифраз из Библии . Необычно то, что автор видит и противоположный результат симбиоза. По его мнению, сами христианские авторы, описывая религиозные верования индейцев, пропитываются языческим мироощущением, рассматривая индейских божеств как реально существующих. Как замечает автор статьи, католические хронисты этого не понимали, поскольку синкретизм в их сознании «оставался неотрефлектированным» . Таким образом, статья позволяет увидеть, как взаимное мировоззренческое влияние католиков и индейцев обусловливало особенности создания источников о религиозных верованиях, написанных в эпоху Конкисты.
Научная новизна. Впервые в отечественной историографии дается сравнительный анализ историографических тенденций в изучении религиозных верований индейцев Латинской Америки.
Цель: установить характерные особенности развития историографического
анализа религиозных верований индейцев в период с начала Конкисты по ХХ-ХХ1вв.
Задачи:
- охарактеризовать религиозные воззрения индейцев Латинской Америки, представленные в историографических источниках эпохи Конкисты и научных исследованиях этнологов, историков и лингвистов XX-XXIBB;
- выявить специфические особенности в рассмотрении религиозности индейских племен авторами исследуемых работ и определить факторы, повлиявшие на их восприятие духовного мира индейцев
- выделить и описать основные позиции относительно религиозных верований индейцев Латинской Америки в историографических источниках
Объект: представления о религиозных верованиях индейцев Латинской Америки в источниках эпохи Конкисты и научных исследованиях этнологов, историков и лингвистов XX-XXIBB.
Предмет: основные историографические тенденции и особенности описания религиозных верований индейцев Латинской Америки
Методология. В данной работе применяются идеографический и сравнительно-исторический методы. Исследование построено главным образом на описании религиозной жизни различных индейских племен Латинской Америки в историографических источниках. Идеографический метод позволяет перейти к сравнительно-историческому анализу и выявить как уникальные, своеобразные черты религиозности отдельных племен, так и характерные для всего историко-культурного ареала верования. Кроме того, дается сопоставление контекстов историографических источников (автор, его принадлежность к той или иной культурной общности, период написания), которые оказали значительное влияние на восприятие и оценку религиозности индейцев. Так, ранние источники, написанные католическими миссионерами, существенно отличаются в смысловой и эмоциональной окраске от последующих профессиональных этнографических или исторических исследований XX-XXI вв. Таким образом, сравнение контекстов создания источников позволяет учитывать ангажированность того или иного автора и преследуемую им цель написания источника.
Хронологические и территориальные рамки курсовой работы охватывают территорию Латинской Америки от эпохи конкисты - времени появления первых источников, сообщающих о религиозных верованиях индейцев, до начала XXI в., поскольку на данной территории сохраняются племена, живущие обособленной жизнью, не подвергшиеся христианизации и не утратившие вследствие этого самобытную религиозную картину мира.
Источниковая база. Корпус историографических источников делится на две группы в соответствии с главами. В первой главе рассматриваются источники эпохи Конкисты, время создания которых относится к концу XY-XYI^. Это наблюдения путешественников (Х.Колумб, А. Веспуччи; XVв.), труды испанских хронистов (Франсиско де Херес, Хуан Поло де Ондегардо, Педро Сьеса де Леон, Инка Гарсиласо де ла Вега, Фернандо де Монтенсинос; XVI-XVII вв.) и миссионеров (Фрай Рамон Пане, Бартоломе де Лас Касас, Криистобаль де Молина, «Доклад августинцев», Блас Валера; XVI-XVIIвв). Среди перечисленных источников отдельно можно выделить хроники, в которых присутствуют христианские мотивы при описании религиозных верований индейцев (Фернандо де Монтенсинос, Кристобаль де Молина, Августинцы, Блас Валера).
Следующая группа источников, задействованная во второй главе, включает научные исследования XX-XXIHH., посвященные религиозным верованиям индейцев Латинской Америки. Это работы этнографов (Клод Леви-Стросс, Хосе Мария Аргедас, Карл Таубе), лингвистов (Дэниел Эверетт), историков (Юрий Березкин, Яков Нерсесов, Владимир Кузьмищев, Луи Боден). Данный комплекс источников можно разделить на две категории: источники, в основе создания которых лежит метод включенного наблюдения (Клод Леви-Стросс, Хосе Мария Аргедас, Дэниел Эаверетт), и работы, написанные кабинетными учеными (Юрий Березкин, Яков Нерсесов, Владимир Кузьмищев, Луи Боден).
Большое значение для нашего исследования имеет труд современных украинских историков С.Куприенко и В.Талаха «Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков» , изданный в 2013г. В сборнике впервые представлены некоторые ранние источники цивилизаций Доколумбовой Америки на русском языке. Среди включенных в сборник источников как исторические источники (кодексы, созданные коренными народами), знакомство с которыми позволило глубже понять суть различных подходов в историографии, так и историографические источники (труды хронистов эпохи Конкисты). Хронологический диапазон представленных источников охватывает период с VII (древние надписи майя) по XVIIBB. (тексты испанских историков и миссионеров). В данной работе также дается краткий обзор истории появления источников по доколумбовым цивилизациям на русском языке в течение XX в.
Структура работы. Основная часть работы состоит из двух глав, каждая из которых посвящена обзору религиозных аспектов в ранних источниках и историографических работах об индейцах Латинской Америки за определенный период.
Так, в первой главе рассматриваются источники эпохи конкисты XV-XVII вв, в которых приводятся описания религиозных верований индейцев, сделанные путешественниками (Х.Колумб, А.Веспуччи), конкистадорами, испанскими историками и католическими миссионерами (Фрай Рамон Пане, Ф. де Монтенсинос, К.де Молина, Франсиско де Авила и др.). Данная глава разделена нами на два параграфа. Первый параграф представляет общие сведения о религиозных верованиях индейцев, второй параграф посвящен обзору тех источников эпохи Конкисты, в которых были замечены христианские мотивы при описании верований индейцев.
Вторая глава посвящена этнографическим, историческим и лингвистическим исследованиям культуры индейцев, сделанным в XX-XXIBB. Данная глава делится на два параграфа в соответствии с методом изучения индейских верований. В первый параграф мы включили описание работ, в основу которых был положен метод включенного наблюдения (Клод Леви-Стросс, Дэниел Эверетт, Х.Мария Аргедас). Второй параграф представляет обзор исследований, посвященных религиозным верованиям индейцев, среди кабинетных ученых (Ю.Березкин, В.Кузьмищев, Л.Боден, К.Таубе).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы охарактеризовали религиозные воззрения индейцев Латинской Америки, представленные в историографических источниках эпохи Конкисты и научных исследованиях XX-XXI вв.; выявили специфические особенности в рассмотрении религиозности индейских племен авторами исследуемых работ и определили факторы, повлиявшие на их восприятие религиозности изучаемого народа. Мы также описали основные позиции относительно религиозных верований индейцев в историографических источниках. Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены. Рассмотрев комплекс историографических источников о религиозных верованиях индейцев Латинской Америки, мы приходим к выводу, что наиболее важная и ценная для последующих исследований информация содержится в хрониках эпохи Конкисты, составленных как испанскими миссионерами и хронистами, так и отдельными европеизированными представителями коренного населения. Несмотря на то, что достоверность данных материалов может подвергаться сомнению в силу присущей им ангажированности, именно они заложены в основу большинства дальнейших исторических исследований индейских культур, ушедших в прошлое.
Что касается цели нашего исследования - выявления особенностей развития историографического анализа религиозных верований индейцев Латинской Америки - можно сказать следующее. При работе с историографическими источниками выяснилось, что восприятие религиозного мира индейцев существенно менялось на протяжении всего периода изучения их культуры. Описание верований зависело не только от эпохи и поставленных ею целей, как это было в период Конкисты, но и от профессиональной ориентации исследователя, о чем говорит анализ научных работ XX-XXI вв.
Специфика источников эпохи Конкисты состояла в прохристианском характере описания религиозных верований индейцев, который диктовался эпохой, а именно нуждами королевского двора и церкви. Испанским авторам необходимо было найти параллели между христианским учением и мифологией индейцев, чтобы обосновать право туземцев стоять в ряду потомков Адама и Евы, к чему призывала папская булла. Кроме того, попытка христианизировать мифологические сюжеты индейцев была вызвана также стремлением упростить задачу обращения индейцев в христианство. Нередко это приводило к абсурдным в своей неправдоподобности описаниям индейских верований.
Вероятно, были и внеисторические причины отыскивания в мифологии индейцев христианских символов. Разум человека, утвержденного в абсолютной истинности чего бы то ни было, принимает всю поступающую из внешнего мира информацию сквозь фильтр своего основополагающего убеждения. В результате, любое явление, пройдя через специфическую интерпретацию фильтра, обретает новый, не присущий ему изначально, смысл. Миссионеры и ревностные католики-хронисты, будучи убежденными в непогрешимости своей веры, встречая смутно похожие образы, без труда дорисовывали найденные аналогии. Так, в источниках эпохи Конкисты близкие по значению и функциям или родственные божества превращались в Троицу, а представления о загробной жизни приравнивались к христианскому пониманию посмертной участи. Тем не менее, нельзя сказать, что все совпадения в христианских и индейских верованиях, замеченные в источниках эпохи Конкисты, непременно вызваны искажениями испанских авторов. Возможно, речь идет о неких общекультурных, универсальных мифологемах и ритуалах, распространенных в том или ином виде в разных по уровню развития культурах. Например, в источниках Конкисты не раз можно встретить описание индейской исповеди, по своей сути напоминающей христианское таинство. Это совпадение может показаться неслучайным, однако если обратиться к египетской религиозной мысли, можно обнаружить аналогичную идею исповеди, пусть и в несколько ином варианте (исповедь отрицания имела скорее магическое значение, чем функцию покаяния и очищения от грехов). Еще одним примером является встречающийся в источниках Конкисты миф о потопе, который, как известно, был обнаружен в разных культурах. Сложно утверждать, имеет этот миф аутентичную природу или навеян христианским вторжением в духовный мир индейцев. С нашей точки зрения, существование универсального культурного кода затрудняет попытку отделить зерна от плевел в источниках Конкисты, проведя четкую границу между наблюдаемой авторами реальностью и порожденным ими вымыслом, за исключением тех редких случаев, когда этот вымысел представляется очевидным.
Если говорить о научных исследованиях ХХ-ХХ1вв. среди этнографов, антропологов, историков и лингвистов, анализ их работ показал, что специфика профессиональной деятельности авторов также накладывала отпечаток на интерпретации духовного мира индейцев. Каждый из исследователей подходил к изучению верований индейцев с заготовленным лекалом, обусловленным его научными интересами и подходами. Так, Леви-Стросс, основатель структурной антропологии, в анализе религиозных верований индейцев придерживается ключевых идей своего научного направления. Он объясняет религиозные верования исследуемых индейцев общественными структурами и социализирующими функциями. По его мнению, религиозная система индейцев олицетворяет собой их общественную структуру. В разделении религиозных функций различных членов общества он видит отражение социальной иерархии и структуры деревни. В исторических исследованиях при анализе культуры индейцев Латинской Америки религиозные верования представляются средством для прагматических целей - укрепления государственности (в случае с инками) или выстраивания социальной иерархии (у менее развитых народов). В свою очередь Дэниел Эверетт, будучи лингвистом, подошел к изучению племени индейцев изнутри языка. В интерпретации ученым духовной культуры пираха важную роль сыграло его внимание к отличительным особенностям грамматики языка пираха. Изучение языка позволило экстраполировать лингвистические открытия на область духовной жизни племени, которая осталась бы необъяснимой без взгляда сквозь призму лингвистики. Вероятно, историк или антрополог, изучая пираха, объяснил бы дефицит отчетливых религиозных верований и ритуалов отсутствием в племени социальной иерархии и имущественного неравенства, однако в работе Эверетта нет ни намека на подобную причинно-следственную связь.
Подводя итоги, стоит отметить, что историографический анализ религиозных верований индейцев значительно изменился со времен Конкисты, несмотря на то, что история, этнография и антропология по-прежнему подходят к изучению коренных народов с заданными шаблонами. В попытке беспристрастного поиска объективной истины исследователи XX-XXI вв. сделали немало ценных наблюдений, что способствовало расширению представлений о религиозных верованиях индейцев. Анализ комплекса историографических источников также выявил трудности в задаче найти соответствующую действительности трактовку религиозных верований, поскольку нередко она ставилась в зависимость от специфики восприятия исследователя. Этот факт порождает вопрос гносеологического характера: можем ли мы утверждать, что подлинное, беспримесное познание иных культур осуществимо? Историография верований индейцев, выходя за рубежи своей ограниченной сферы, демонстрирует нам всю сложность процесса человеческого познания, скованного уже имеющимися схемами анализа.



1. Авила Ф. Боги и люди Варочири. 1608. URL: http://kuprienko.info/francisco-de-avila- dioses-y-hombres-de-huarochiri-1608-al-ruso/2/ (дата обращения: 21.04.2020)
2. Аргедас Х.М. Обычаи и обряды индейцев. Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 172 с.
3. Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991. - 229 с.
4. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Л.: Лениздат,1987. - 218 с.
5. Боден Л. Инки. Быт. Культура. Религия. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 255 с.
6. Веспуччи А. Письма. URL: http://kuprienko.info/vespuccio-amerigo-alruso/3/
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Vespucci/pred1.htm (дата
обращения: 30.03.2020)
7. Гуаман Пома де Айяла Ф. Первая новая хроника и
доброе правление. М.: Памятники исторической мысли, 2011. - 292 с.
8. Де ла Вега И.Г. История государства инков. Л.: Наука, 1974. - 747 с.
9. Доклад о религии и обрядах перу, составленный первыми священниками
августинцами, направившимися туда для обращения местных жителей в христианство.(1560). URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Doklad_religii_obrjadach_ Peru/pred.html (дата обращения: 10.03.2020)
10. Кузьмищев В. Царство сынов солнца. М.: Молодая гвардия. , 1982. - 254 с.
11. Кнорозов Ю. В. Религиозные представления индейцев майя по данным Лас-Касаса и других источников //Бартоломео де Лас-Касас. К истории завоевания Америки. М.: Издательство «Наука», 1966. - 227 с.
12. Леви-Строс К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984. - с.
13. Молина К. Доклад о сказаниях и обрядах инков (1575)
URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1560- 1580/Kristobal_de_Molina/text.htm (дата обращения 22.03.2020)
14. Монтенсинос Ф. Древние исторические и политические памятные сведения о Перу. URL: http://kuprienko.info/files/Textos/Peru/Montesinos-Fernando-Las-Memorias-Antiguas- historiales-y-politicas-de-Piru-al-ruso.pdf (дата обращения: 12.03.2020)
15. Нерсесов Я.Н. Инки и их мифологическое наследие. URL:
http://kuprienko.info/nersesov-ya-n-inki-i-ih-mifologicheskoe-nasledie/ (дата обращения 14.03.2020)...28



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ