Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Теоретическая база 10
1.1 Образовательные программы 10
1.1.1 Общая характеристика образовательных программ 10
1.1.2 Классификация и формы реализации образовательных программ 10
1.2 Потребители образовательных программ ВУЗа и их ожидания 12
1.3 Важность взаимодействия вузов с работодателями в условиях современности 14
2 Общая характеристика образовательного учреждения 18
2.1 Национальный исследовательский Томский государственный университет 18
2.2 Факультет инновационных технологий 23
2.3 Механизмы взаимодействия Томского государственного университета с
потребителями образовательных программ 26
3 Моделирование процесса «Организация и проведение практической подготовки
обучающихся» 29
3.1 Направления деятельности Отдела практик и трудоустройства ТГУ 29
3.2 Обоснование методов исследования процесса 30
3.3 Анализ нормативной документации по процессу «Организация и проведение
практической подготовки обучающихся» 33
3.4 Построение модели бизнес-процесса как есть «Организация и проведение
практической подготовки обучающихся» в нотации IDEF0 45
3.5 Риски бизнес-процесса “как есть” 50
3.6 Рекомендации по устранению узких мест 53
3.7 Разработка проекта рабочей инструкции для делопроизводителя кафедры (или для лица, ответственного за организацию практики на кафедре) 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Современное образование стремительно адаптируется к вызовам времени: изменяются запросы общества, увеличивается конкуренция между учебными заведениями, возрастает значение удовлетворённости потребителей образовательных программ.
В условиях современных требований к высшему образованию основные потребители образовательных программ вузов, это не только сами студенты, но и организации-работодатели, заинтересованные в квалифицированных кадрах. В качестве ключевых потребителей образовательных услуг выступают работодатели, поскольку именно они определяют требования к профессиональным компетенциям выпускников и на практике оценивают уровень их подготовки.
Взаимодействие с работодателями осуществляется, прежде всего, в ходе организации и реализации практической подготовки обучающихся, а также в процессе трудоустройства молодых специалистов. Обратная связь, получаемая во время этих этапов, позволяет вузу своевременно корректировать и актуализировать содержание образовательных программ и технологий обучения с учётом изменений на рынке труда и реальных запросов производственных предприятий.
Эффективность подобных трансформаций во многом зависит от качества и прозрачности процессов взаимодействия кафедры и работодателей. Для обеспечения результативной и осмысленной коммуникации требуется, чтобы все участники процесса четко понимали свои задачи и действия, что возможно при наличии подробно описанного и визуализированного бизнес-процесса. Формирование и внедрение модели процесса «Организация и проведение практической подготовки обучающихся» на кафедре управления качеством ТГУ позволяет создать единую структурированную схему взаимодействия, а также обеспечить их актуализацию в соответствии с требованиями рынка труда.
Для обеспечения эффективной коммуникации между вузом и работодателем, необходимо наличие прозрачного процесса, понятного всем его исполнителям, что можно достичь построением модели процесса.
Целью работы является разработать модель процесса «Организация и проведение практической подготовки обучающихся», предложить рекомендации по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести литературный обзор и выделить группы потребителей и их требования к образовательным программам вуза.
2. Изучить нормативную документацию по взаимодействию вуза с одной из групп потребителей (работодателей) и выделить основные требования к организации процесса практической подготовки обучающихся.
3. Изучить нормативную документации ТГУ по организации процесса практической подготовки обучающихся.
4. Провести интервьюирование сотрудников кафедры УК ТГУ, участвующих в процессе организации практической подготовки обучающихся и разработать модель процессов «как есть».
5. На основе установленных рисков процесса разработать предложения по улучшению процесса.
6. Разработать проект рабочей инструкции для делопроизводителя (или для лица, ответственного за организацию практической подготовки на кафедре).
Объектом исследования является процесс организации и проведения практической подготовки обучающихся в ТГУ.
Предмет исследования: организация и проведение практики обучающихся на кафедре управления качеством ТГУ.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ, систематизация, структуризация, обобщение, дедукции, моделирования, сравнительный анализ.
В результате выполнения работы будет получена модель процесса «Организация и проведение практической подготовки обучающихся» “как есть” в нотации IDEF0 и рекомендации по улучшению данного процесса, а также проект рабочей инструкции для делопроизводителя кафедры (или для лица, ответственного за организацию практики на кафедре.
1. Система управления обучением // Википедия - [Б. м.], 2025. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/CncTeMa_ynpaBneHM_o6y4eHneM (дата обращения: 15.02.2025)
2. LMS против LCMS: сравнение различий между ними // WSS & Technologies - [Б. м.], 2025. - URL: https://www.websoftshop.ru/information/articles/lms/lms_vs_lcms/ (дата обращения: 15.02.2025)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // КонсультантПлюс - [Б. м.], 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9 696ee0c3ee7a/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 15.02.2025)
4. Ягофаров Р.Х. Виды образовательных программ. / Р. Х. Ягофаров //
Образовательное право: Учебное пособие - [Б. м.], 2025. - URL:
https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/522.php?utm_source=chatgpt.com (20.02.2025)
5. Образовательные программы: разбираемся в деталях // Блог Практикума -
[Б. м.], 2025. - URL: https://practicum.yandex.ru/blog/vidy-obrazovatelnyh-
programm/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 01.03.2025)
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // КонсультантПлюс - [Б. м.], 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aaf b62c3f41281/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 26.02.2025)
7. Алексеева Александра Захаровна ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Педагогика. Психология. Философия. 2020. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-tehnologiya- smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 29.05.2025). Тухужева Ляна Анзоровна Формы организации учебной деятельности // Вопросы науки и образования. 2020. №31 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата
обращения: 29.05.2025).
8. Тухужева Ляна Анзоровна Формы организации учебной деятельности // Вопросы науки и образования. 2020. №31 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy- organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.05.2025).
9. Потребитель, его потребности и поведение // Основы маркетинга - [Б. м.], 2025. - URL: https://world-evolution.ru/marketing/market_chapter_2.pdf (дата обращения: 01.03.2025)
10. Бадеева, Е. А. Обеспечение требований и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон при планировании видов деятельности в вузе / Е. А. Бадеева, Т. И. Мурашкина, Н. А. Хасаншина // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". - 2012. - Т. 1. - С. 315-316. - EDN PCBXQH. (дата обращения: 12.02.2025)
11. Морозова Елена Алексеевна Взаимодействие вузов и работодателей как условие качественной подготовки выпускников: мнения экспертов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie- vuzov-i-rabotodateley-kak-uslovie-kachestvennoy-podgotovki-vypusknikov-mneniya-ekspertov (дата обращения: 29.05.2025).
12. World Economic Forum. Recession and Automation Changes Our Future of Work, But There are Jobs Coming (Press release, 20 Oct 2020). URL: https://www.weforum.org/press/2020/10/recession-and-automation-changes-our-future-of-work- but-there-are-jobs-coming-report-says-52c5162fce/ (дата обращения: 15.05.2025)
13. AACSB (Deloitte & Quinnipiac University School of Business). Closing the Skills Gap With Dynamic Partnerships (2025). URL: https://www.aacsb.edu/insights/reports/2025/closing-the-skills-gap-with-dynamic-partnerships (дата обращения: 15.05.2025)
14. Фонд Росконгресс. Рынок труда: ответ на новые вызовы. Роль программы
«Приоритет-2030» (ПМЭФ-2023, стенограмма дискуссии). URL:
https://roscongress.org/sessions/spief-2023-rynok-truda-otvet-na-novye-vyzovy-rol-programmy- prioritet-2030/about/ (дата обращения: 18.05.2025)
15. Российский Союз Ректоров. Успешные практики сотрудничества вузов и работодателей. URL: https://rsr-online.ru/news/2024/6/18/uspeshnye-praktiki-sotrudnichestva- vuzov-i-rabotodatelej/ (дата обращения: 19.05.2025)...50