Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия 8
1.1 Определение стратегии развития предприятия и объективных предпосылок ее
разработки 8
1.2 Классификация видов стратегий предприятия 15
1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта разработки стратегии развития
предприятия 21
2 Методологические аспекты разработки стратегии предприятия 26
2.1 Принципы и этапы разработки стратегии 26
2.2 Методы разработки стратегии 32
3 Разработка стратегии развития АО «ТомскРТС» как направление повышения
эффективности его деятельности 39
3.1 Общая характеристика АО «ТомскРТС» 39
3.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 43
3.3 Основные положения по разработке и реализации стратегии развития АО
«ТомскРТС» 70
Заключение 88
Список использованных источников 91
Приложение 1 - Бухгалтерский баланс 95
Приложение 2 - Отчет о финансовых результатах 97
Приложение 3 - Отчет об изменениях капитала 98
Приложение 4 - Отчет о движении денежных средств 100
Эффективная работа предприятия в долгосрочной перспективе, его экономический рост и развитие определяются выбором наиболее верных стратегических ориентиров, которые позволяют наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал, а также ресурсы предприятия. С развитием экономики России стремительно возрастает внимание предприятий к развитию собственной стратегии развития.
В общем представлении стратегия предприятия определяется как эффективная деловая концепция, которая дополняется различным набором реальных действий, благодаря которым деловая концепция предприятия достигает высокого уровня и сохраняет его на протяжении долгого времени. При разработке стратегии предприятия полагаются на глубокое понимании структуры рынка, качественную оценку позиций предприятия на рынке и полном осознании своего превосходства перед конкурентами.
Существует несколько ключевых факторов от которых зависит эффективное развитие предприятия: внутренняя среда, внешняя среда и его динамические способности. Универсальной стратегии для достижения наибольшей эффективности не существует. Каждое предприятие уникально, и нуждается в разработке индивидуальной стратегии развития, которая будет зависеть от его потенциала и внешних факторов.
Стратегический менеджмент позволяет руководителям предприятий вовремя выявлять возможные риски вблизи границ своих интересов и позволяет управлять ими с помощью рационального использования строго ограниченного объема ресурсов. Эффективная реализация стратегического менеджмента предприятия в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большинство товаров и услуг стали доступными потребителям из разных стран, позволяет предприятиям максимально точно определить спрос покупателей для их привлечения.
Таким образом можно сказать, что стратегический менеджмент является весьма эффективным инструментом управления, который позволяет предприятиям разработать и реализовать долгосрочную стратегию развития для усиления своих позиций на рынке.
Поэтому тема данной выпускной квалификационной работы — «Разработка стратегии развития АО «ТомскРТС» — является актуальной и значимой.
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что на данный момент стратегия развития предприятия - это фундамент в управлении современным предприятием, способствующий стабильному экономическому росту и развитию, а также повышению конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране предприятие обязано сосредоточить свое внимание на внутреннем состоянии дел, а также разрабатывать долгосрочную стратегию развития, которая сможет позволить успевать за всеми изменениями происходящими во внешней и внутренней среде.
Благодаря ускоренным изменениям в окружающей среде, появлением новых запросов общества, возрастанию конкуренции, доступностью новых технологий и другим причинам резко возрастает значение стратегического управления для предприятий. Отсутствие стратегии развития предприятия приводит к неустойчивости структуры предлагаемого продукта или услуги из-за воздействия всевозможных случайных текущих факторов, а также к потере контроля над коммерческой эффективностью. Принимаемые в таких случаях управленческие решения зачастую основываются на интуиции, а не на взвешенных решениях, которые учитывают долгосрочные интересы организации. Поэтому хорошо разработанная стратегия развития предприятия служит для руководителей указателем направленности управленческих действий.
Объектом исследования является АО "ТомскРТС".
Предмет исследования - процесс разработки стратегии развития на предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии развития АО «ТомскРТС», направленной на достижение долгосрочных целей предприятия.
При написании ВКР необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие стратегии предприятия, классификацию видов стратегий и их роли в деятельности предприятия;
- охарактеризовать предприятие как объект управления;
- произвести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- определить цели предприятия при разработке новой стратегии развития;
- определить главные направления разработки стратегии развития;
- разработать рекомендации по стратегическому развитию предприятия.
Теоретической и методологической базой ВКР являются труды отечественных авторов по вопросам развития стратегий предприятий, а так же научно-публицистические издания и статьи, непосредственно связанные с темой исследования.
При написании выпускной квалификационной работы применялись методы логического, сравнительного и экономического анализа, а также справочные, табличные и графические формы представления информации и результатов трудов.
Экономический эффект от предложенных мероприятий заключается в том, что при их выполнении можно с высокой степенью вероятности сделать прогноз об улучшении финансового состояния предприятия ориентировочно уже через год.
Стратегическое планирование в компании является ключевым фактором ее развития и эффективной хозяйственной деятельности. Все многообразие существующих стратегий позволяет определить курс действий на предстоящий период, будь то 5 или 10 лет, как в дорожной карте, или 1 год. При разработке стратегии компании должны предусмотреть три варианта развития рынка: оптимистический, пессимистический и неизменный. В условиях рынка такая предусмотрительность не будет лишней: сегодняшнее состояние российской экономики не позволяет дать однозначного ответа по поводу развития отраслевых рынков.
Стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического планирования, проводимого на предприятии. Однако каждое предприятие является сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.
В первой главе рассмотрено широкое понятие стратегии и различные подходы к ее толкованию. Приведена обширная классификация видов стратегий компании и описание каждой из них с точки зрения роли в планировании деятельности компании.
Вторая глава раскрывает основные этапы и методы разработки стратегии развития предприятия, представлены широко распространенные инструменты анализа внутренней и внешней среды компании.
Третья глава более тщательно рассматривает возможные стратегии предприятия в частности производственную, финансовую и кадровую стратегию.
Анализ основных технико-экономических показателей позволил сделать вывод, что выручка за последние два года выросла на 16%. Влияние на рост выручки оказало повышение валовой прибыли на 354%, прибыли от продаж на 79% и прочих доходов на 4%. Предприятие значительно улучшило свои показатели за год. Увеличение показателей связано с выполнением мероприятий по ряду направлений в области управления финансами и освоением новых рынков сбыта тепловой энергии. Согласно рассчитанным показателям рентабельности можно сказать, что предприятие низкорентабельно. Это прежде всего связано с огромной задолженностью потребителей города Томска перед АО «ТомскРТС». Показатель оборачиваемости собственных средств увеличилась на 13 %, следовательно, собственные средства предприятия увеличиваются в обороте.
Проанализировав бухгалтерский баланс (приложение 1), можно сделать вывод, что АО «ТомскРТС» имеет неустойчивое финансовое положение.
Основные задачи, решение которых необходимо для обеспечения развития компании:
- увеличение производства и продаж тепловой энергии;
- повышение прибыльности компании за счет роста операционной эффективности, в частности, повышения эффективности технологических и бизнес-процессов, совершенствования систем управленческого учета и отчетности, модернизации оборудования и снижения издержек и внедрения адекватной системы мотивации менеджмента и персонала компании;
- повышение эффективности сбытовой деятельности на рынках тепловой и электрической энергии, используя уникальные конкурентные преимущества компании;
- активное взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам рационализации тарифной политики, продвижение решений, обеспечивающих экономические интересы компании;
- повышение качества корпоративного управления.
В заключении проведенного анализа стоит отметить, что разработанные рекомендации по созданию экономической, производственной, финансовой и организационной стратегии позволят обеспечить достижение стратегических целей АО «ТомскРТС» и должны рассматриваться в комплекса. Ожидаемый экономический эффект от внедрения исследованных стратегий предполагает увеличение результативности производственной деятельности, уменьшение всей совокупности затрат, связанных с производством и сбытом тепловой энергии, а также абсолютное увеличение объемов производства тепловой энергии. В социальной сфере разработанные стратегии позволят улучить состояние окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства, увеличить количество рабочих места в компании, повысить квалификацию сотрудников, в связи с внедрением прогрессивных технологий, улучшить корпоративный дух внутри организации.
В результате проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны АО "Томск РТС", его возможности и угрозы, которые позволили определить стратегии его развития, к ним относятся стратегия концентрированного роста, предусматривающая выход на новые рынки сбыта и стратегия диверсифицированного роста, включающая новый вид деятельности - оказание услуг по аутсорсингу. Для эффективной реализации корпоративных стратегий рекомендованы функциональные стратегии - финансовая, производственная и кадровая. Реализация рекомендованных 89
стратегий позволит АО "Томск РТС" увеличить его доходы, отчисления в бюджет, создать дополнительные рабочие места и в целом повысить конкурентоспособность предприятия.