Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные понятия 10
1.1 Понятие общественного места 10
1.2 Повседневная жизнь 12
1.3 Локус и топос 15
2 Город и городская антропология 18
2.1 История изучения города 18
2.2 Специфика города Томска 24
3 Восприятие общественных мест студентами 28
3.1 Как люди и группы людей воспринимают город 28
3.2 Метод ментальных карт 32
3.3 Ментальные карты томских студентов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А - Модель концентрических зон город Бёрджесса 55
Приложение Б - Секторная модель города Хойта 56
Приложение В - Модель города Манна 57
Приложение Г - Модель города Харриса и Ульмана 58
Приложение Д - Ментальные карты пути 59
Приложение Е - Ментальные карты значимых общественных мест 69
Приложение Ж - Общая карта всех отмеченных студентами общественных мест 78
Приложение И - Общая карта всех отмеченных студентами общественных мест с приближением на проспект Ленина 79
Приложение К - Таблица количества отмеченных мест на картах пути 80
Приложение Л - Таблица количества отмеченных мест на картах важных общественных мест 81
Городская повседневность в современной науке является одним из важнейших объектов для исследований. Прежде всего, город это тема, которая разрабатывается многие десятилетия по всему миру и в различных отраслях научного знания. Среди всех наук и сфер деятельности, которые имеют отношение к изучению города и урбанистике, городская антропология, окончательно сформировавшаяся в 1950-1960-х гг. в США, занимает особое место. О городе сегодня написано множество научных работ, его можно рассматривать с точки зрения различных направлений, существующих в антропологии, изучать различными методами и использовать разнообразные подходы в исследованиях. Актуальность таких исследований за полвека существования городской антропологии нисколько не уменьшается, а только возрастает, так как процессы урбанизации стремительными темпами происходят по всему миру. Верно это и для России, где практика изучения города, изначально зародившаяся среди географов, историков, социологов, существует столь же давно, в данный момент времени существует и в антропологии.
Особый интерес представляет сфера исследований публичной (повседневной) городской жизни, включающая в себя исследование взаимодействия обычного горожанина с городом, с его местами и объектами. Изучение ценностей городской публичной жизни, их содержания и структуры позволяет выявить преобладающие предпочтения горожан. В дальнейшем это поможет составлению общей картины жизни обычного городского обывателя. Имея реальные представления о том, чем живет горожанин каждый день, становится возможным разрабатывать эффективные действенные программы развития современных городов, в которых нуждается современное общество. Если смотреть на город «сверху», ориентируясь на карты и планы, то можно многое упустить, тогда как изучение восприятия города конкретными людьми или группами (студентами, в данном случае) помогает получить взгляд изнутри, из самого города, позволяющий осветить те перспективы, которые незаметны издалека, но оказываются важными в ближайшем приближении. Поиск именно таких перспектив и имеет большое практическое и научное значение.
Рост интереса к теме города и количества исследований в этой области показывает, что данная тема сохраняет высокую актуальность в современных реалиях, так как процессы урбанизации и жизни в городе явно требуют к себе повышенного внимания со стороны научного сообщества. Город - тема, которой посвящено большое количество научных работ. И хотя тема города и общественных пространств разрабатывается достаточно давно в мире, но для России это относительно новый опыт с точки зрения изучения города антропологическими методами. И это открывает новые перспективы перед исследователями, 4
позволяя использовать накопленный зарубежными авторами багаж теории и методов, применять на практике в местных условиях, получая новые результаты.
Для настоящей работы была выбрана преимущественно та литература, которая помогает определиться с понятиями общественных мест, локусов и образов города, и литература, описывающая метод ментального картирования и его использование, как наиболее отвечающая целям и задачам данного исследования.
Основной работой, послужившей основой для моего исследования, стал труд Кевина Линча «Образы города»1, где дается понятие образа города и описывается метод ментальных карт, возможные варианты его использования и способы анализа полученных результатов на примере Бостона. В работе приводятся базовые понятия, используемые для анализа результатов, классификация элементов облика города (пути, границы, район и др.), их характеристика и говорится об особенностях их взаимодействия, а также понятие вообразимости (способность вызывать сильный образ в сознании). Разрабатывается теория городской формы: то, как городская среда воспринимается жителями города, что имеет непосредственное отношение к теме данной работы. Другой важной работой стал «Эксперимент в социальной психологии» 2 Стэнли Милгрэма, в которой на примере европейских городов показаны результаты и выводы, которые могут быть получены из анализа ментальных карт.
...
Подводя итог проделанной работе, можно сделать ряд выводов. Так, из анализа особенностей Томска как города, можно сделать вывод, что он обладает определенной спецификой, которая проистекает из его статуса «университетского города». Именно поэтому особый интерес представляют исследования, которые изучают то, как город обживают студенты, которые являются существенной частью населения и выделяются в группу по принципу особого образа жизни, а, значит, и с городом взаимодействуют по- особому. Изучение этого взаимодействия представляется интересным и перспективным, так как выяснение различных особенностей взаимодействия любых групп с городом, не только студентов, может являться основанием для различных практических преобразований городской среды, а это, прежде всего, изменение ситуации с общественными местами, которые формируют образ города.
На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов из полученных образов города, сформированных в сознании студентов. Прежде всего, в работе была заявлена гипотеза, что образ города у студентов приезжих и местных будет отличаться. В результате анализа ментальных карт и интервью стало ясно, что отличия действительно существует, но не столь существенные. Вне зависимости от района проживания (районы общежитий для приезжих, любые другие районы для местных), образ города для всех студентов оказался связан с центром города. Проспект Ленина оказался главной городской доминантой, вокруг которой сосредоточены почти все общественные места, которые студенты выделяли для себя как важные и значимые. Это связано и с тем, что, по мнению многих студентов, это наиболее привлекательная улица в городе, и с тем, что на ней расположены университетские учебные корпуса, а поскольку университет является центром жизни любого студента, поэтому эта часть города наиболее отражена в их ментальных картах. И у местных и у приезжих совпали почти все важные для них общественные места, разница была заметна лишь в том, что некоторые приезжие отмечали на своих картах важной точкой вокзал, тогда как ни один из местных студентов этого не сделал. В остальном разница между ними заключалась в том, что приезжие студенты оказались гораздо позитивнее настроены к городу, тогда как местные отмечали больше негативных черт, что, вероятно, связано с тем, что приезжие студенты переезжали из мест, которые по качеству обустройства общественных мест хуже, чем Томск, что вызывает их позитивное отношение к городу. У приезжих студентов также гораздо реже на картах города проявились маркеры личностного отношения к объектам городской среды, что свидетельствует о их неукоренненности и отсутствии глубоких эмоциональных связей с многими общественными местами.
Можно также сделать вывод о том, какие типы общественных мест для студентов представляется наиболее важными. Все студенты отмечали на своих картах скверы, сады и рощи, что говорит о важности для них зеленых зон и насаждений. Эти данные подтверждаются и результатами интервью, так как многие студенты на вопросы о том, каких общественных мест им недостает, говорили, что хотели бы видеть в городе больше мест для прогулок и занятий спортом, больше деревьев, газонов, на которых удобно сидеть, зон для выгула животных и т.д. Это может быть связано с тем, что студенты - это группа, которая сравнительно много времени проводит на улицах и много двигается. Зеленые зоны также являются объектом, который обладает сильной визуальной составляющей и формирует образ города, что может быть еще одной причиной заинтересованности в них. Другие общественные места, в которых заинтересованы студенты, это места, которые связаны с университетскими кампусами. Многие отмечали, что им не хватает точек питания рядом с университетами, зато довольны библиотеками, в которых комфортно заниматься долгое время.
Результаты проделанной работы нельзя назвать конечными. Данную тему можно разрабатывать и дальше, например, увеличивая количество информантов, а также используя другие методы, например, анкетирование, чтобы охватить большее количество людей, включенное наблюдение, чтобы пронаблюдать сам процесс взаимодействия студентов с общественными местами. Таким образом, существуют перспективы для дальнейшей разработки подобной, или схожей с ней, темы. Результаты же, полученные в таких исследованиях, как уже упоминалось выше, могут быть полезны для применения на практике при обустройстве города, или просто дополнят общую картину изученности города Томска в сфере городской антропологии.
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга / Н.П. Анциферов. - М.: Книга, 1991.
• 226 с.
2. Амин Э. Трифт Н. Внятность повседневного города [Электронный ресурс] // Логос. №3 (34). С. 1-25. / Журнальный зал. - Электрон. журнал. - [Б. м.], 1996-2017. - URL: http://magazines.russ.rU/logos/2002/3/amin.html (дата обращения: 05.05.2019).
3. Амин Э. Трифт Н. Города. Переосмысляя городское. Н. Новгород.: Красная ласточка, 2017. - 224 с.
4. Балюшина Ю.Л. Город как специфический локус жизненного пространства человека (социально-философский аспект) [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2016. №7. / КиберЛенинка. - Электрон. дан.
• [Б. м.], [Б. д.]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-spetsificheskiy-lokus- zhiznennogo-prostranstva-cheloveka-sotsialno-filosofskiy-aspekt (дата обращения: 25.04.2019).
5. Бёрджесс Э. Рост города. Введение в исследовательский проект // Личность. Культура. Общество. - 2002. - Т.4. № 1-2 (11-12). - С.168 - 181.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергман, Т. Лукман - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
7. Бикбов, А. Т. Москва/Париж: пространственные структуры и телесные схемы [Электронный ресурс] // Логос. №3(34). С. 1-24. / Журнальный зал. - Электрон. журнал. - [Б. м.], 1996-2017. - URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/amin.html (дата обращения: 03.04.2019).
8. Боровкова О. В. Методологическое оправдание топики посредством «Выявления топоса» [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2011. №349. / КиберЛенинка. - Электрон. дан. - [Б. м.], [Б. д.]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-opravdanie-topiki-posredstvom- vyyavleniya-toposa (дата обращения: 24.04.2019).
9. Боровкова О. В. Топос социально-исторического времени в историческом сознании [Электронный ресурс] // disserCat. - Электрон. дан. - [Б. м.], [Б. д.]. - URL: https://www.dissercat.com/content/topos-sotsialno-istoricheskogo-vremeni- v-istoricheskom-soznanii(gama обращения: 08.04.2019).
10. Бредихин И. Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции
«Общественное место» в административном законодательстве [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2011. №19 (236). / КиберЛенинка. - Электрон. дан. - [Б. м.], [Б. д.]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-disskussii-o-ponyatii-i-priznakah-definitsii- obschestvennoe-mesto-v-administrativnom-zakonodatelstve (дата обращения: 24.04.2019).
11. Булатова Т. А., Глухов А. П. Инновационный образ Томска:
позиционирование в традиционных медиа и сети Интернет [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №3 (144). / КиберЛенинка. - Электрон. дан. - [Б. м.], [Б. д.]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-obraz-tomska-pozitsionirovanie-v- traditsionnyh-media-i-seti-internet (дата обращения: 04.05.2019).
12. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть [Электронный ресурс] // Социологическое пространство Пьера Бурдьё. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2001-2009. - URL: http://bourdieu.name/content/socialnoe-prostranstvo-i- simvolicheskaja-vlast (дата обращения: 03.04.2019).
13. Бурдье П. Физическое и социальное пространства: проникновение и
присвоение. [Электронный ресурс] // Социология социального пространства. Сборник статей. / Центр гуманитарных технологий. - М., 2005. URL:
https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3053 (дата обращения: 04.05.2019).
14. Бушмакина О.Н. Топос университета в поле социального [Электронный ресурс] // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2006. №9. / КиберЛенинка. - Электрон. дан. - [Б. м.], [Б. д.]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/topos-universiteta-v-pole-sotsialnogo (дата обращения: 24.04.2019).
15. Вагин В.В. Городская социология: Учебное пособие для муниципальных управляющих / В.В. Вагин. - М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2000. - 169 с.
... всего 58 источников