Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКА ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ШИПОВНИК

Работа №190102

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы43
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основания исследования 8
1.1 Биография К.Г. Паустовского 8
1.2 Базовые термины исследования и этапы анализа лексики
природы в рассказе Паустовского «Шиповник» 10
2 Лексика природы в рассказе Паустовского «Шиповник»: состав
и функционирование 14
2.1 Семантическое поле «Природа» в рассказе «Шиповник» 14
2.2 Функционирование лексики природы в рассказе «Шиповник» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

К проблеме взаимоотношений человека и природы в русской литературе обращались многие писатели и поэты: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин, А.П. Чехов, С. Есенин, М. Горький, М.М. Пришвин, А. Грин, В.П. Астафьев и другие. В свою очередь, интерес ученых к отражению этой проблемы в художественных текстах также очень высок. Изучение произведений о природе и человеке в их неразрывной связи дает богатый материал для анализа философских и эстетических вопросов, сравнения разных творческих манер отображения природы разными авторами, выявления неповторимых особенностей такого отображения у талантливых мастеров слова. Таким образом актуальность исследований высокоценных художественных текстов, где в центре внимания - связь природы и человека, определяется
• их вписанностью в современную антропоцентрическую парадигму научного знания, где научные объекты изучаются прежде всего для изучения человека [Иванцова, 2010 с. 18].
• возможностью междисциплинарных подходов к этим текстам, когда их анализ дает новые сведения для разных областей гуманитарного знания;
• ролью природы в жизни человека и общества: она представляет для них не только материальную, но и духовную ценность.
Один из выдающихся художников слова, который значительную часть своего творчества посвятил описанию природы, - Константин Георгиевич Паустовский. Интерес к его произведениям о природе активно проявляется прежде всего в литературоведении, где повести и рассказы этого автора рассматриваются с точки зрения продолжения традиций русской классики, эволюции его творчества, его философских представлений о природе и человеке, эстетических взглядов, жанровых особенностей прозы писателя и др. (подробный обзор дан в работе [Мантрова, 2010]).
Что касается собственно лингвистических работ, посвященных языку Паустовского, то они немногочисленны. Стилевым особенностям писателя посвящены статьи Г. Трефиловой [Трефилова, URL: https://md-eksperiment.org/post/20160425-o-stile-
paustovskogo?ysclid=l4v07g2djq598886043]; и И.М. Вознесенской [Вознесенская, 2017]. О. Заикиной рассматривались номинации источников света в его текстах [Заикина, URL], А.С. Салтыковой - синтаксический способ выражения сравнения в нескольких рассказах Паустовского [Салтыкова, 2019], Ли Юе - лексика природы в рассказе «Скрипучие половицы» [Ли Юе, 2019]. Очевидна необходимость продолжения анализа языковых средств различных произведений писателя для того чтобы получить более объективное и полное представление об индивидуальном стиле «певца родной природы», как его нередко называли, и вкладе Константина Георгиевича в развитие отечественной литературы и культуры.
Цель работы - исследование состава лексики природы и ее функционирования в рассказе К.Г. Паустовского «Шиповник»
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с биографией К.Г. Паустовского для понимания истоков его творчества.
2. Охарактеризовать основные термины, необходимые для достижения
поставленной цели и задач, и обозначить этапы анализа лексики в рассказе «Шиповник».
3. Выявить в рассказе лексические единицы, обозначающие природные явления, определить их значение.
4. Систематизировать полученную в результате выборки лексику в
семантическом поле.
5. Проанализировать функционирование лексики природы в исследуемом рассказе.
Объектом исследования являются лексические единицы с семой «природа» в рассказе «Шиповник», предметом исследования - их количественный и качественный состав, функционирование в художественном тексте.
Методы исследования. При сборе материала использовался прием сплошной выборки лексических единиц, относящихся к обозначениям природы, из рассказа Паустовского «Шиповник». Для уточнения значений выбранных слов привлекался метод контекстуального анализа с опорой на толковый словарь русского языка. При структурировании семантического поля «Природа» применялся метод структурно­семантического анализа. При анализе лексики природы в тексте рассказа использовались описательный и лингвостилистический методы.
Новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые системно описана лексика природы в рассказе К.Г. Паустовского «Шиповник».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и освоенной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассказ «Шиповник» - яркий пример творчества выдающегося художника слова. Это подтверждает богатство и его языка, разнообразие образных средств и точное и выразительная передача замысла автора. Анализ состава лексики, структуры семантического поля «Природа» в этом рассказе произведении свидетельствует о том, что он действительно является «певцом родной природы».
К перспективам данного исследования можно отнести дальнейшее изучения языка его наследия и индивидуального стиля писателя.
На первом этапе исследование было направлено на освоение принципов изучения семантических групп лексики в художественном тексте, овладение базовыми теоретическими понятиями из области лексикологии и стилистики художественной речи.
На следующих этапах работы предполагается расширение аспектов описания рассматриваемой лексики: анализ образных средств в поле «Природа», выявление функций обозначений природных явлений в рассказе Паустовского.


1. Вишнёвая Е. Паустовский К.Г.: годы жизни и творчества. 30.04.2023. - URL:
https://pisateli-za-dobro.com/posts/262-paustovskii-k-g-vehi-zhizni-i-tvorchestva.html (дата
обращения: 01.02.2023)].
2. Вознесенская И.М. Лирическая тональность как стилеобразующая черта поздних рассказов К. Паустовского // Мир русского слова. 2017. №4. С. 113-119.
2. Заикина О. Языковая картина мира К.Г. Паустовского (на примере номинаций
источников света) // Слова у кантэксце часу : да 85-годдзя прафесара А.1.Наркев1ча: зб. навук. прац / пад агул. рэд. В.1. 1учанкава. - У 2-х т. Т. 2. С. 142-147. URL:
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/106607/1/Zaikina.PDF?ysclid=l4uzle2gp6666285898 (дата обращения: 20.05.2023).
3. Иванкина Г. Река жизни: тема воды в русской культуре. - URL: [https://zavtra.ru/blogs/reka-zhizni (дата обращения: 13.12.2022).
4. Иванцова Е.В. Лингвоперсонология: основы теории языковой личности: учебное пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2010. 160 с.
5. История Георгиевской (Гвардейской) ленты и как она стала символом Победы. -
URL: https://dzen.ru/media/yellow school/istoriia-georgievskoi-gvardeiskoi-lenty-i-kak-ona-
stala-simvolom-pobedy-6279301df680416ea3611a0e (дата обращения: 09.05.2023).
6. Касаткин В.М. Концепция природы и человека в творчестве К.Г. Паустовского // Наследие Паустовского и современность: экология, культура, нравственность: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань, 2007. С. 14-16.
7. Комкова А.В. Мастерство Паустовского пейзажиста // Наследие Паустовского и современность: экология, культура, нравственность: материалы Международной научно - практической конференции. Рязань, 2007. С. 43-44.
8. Ли Юе. Лексика природы в рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы» : выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 45.03.01 - Филология. Томск, Томский гос. ун-т, 2019. 44 с.
9. Лю Цин. Лексика природы в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 45.03.01 -
Филология. Томск, Томский гос. ун-т, 2013. 42 с.
10. Мантрова С.А. Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 1910-1940-х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции: автореф. дис. ... канд. филол. наук. 10.01.01. Мичуринск, 2010. 24 с.
11. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 432 с.
12. Образ соловья в литературных произведениях. URL: http://umoslovo.ru/index.php/proekty-i-issledovaniya/755-obraz-solov-ya-v-literaturnykh- proizvedeniyakh (дата обращения: 28.12.2022).
12. Паустовский. Биография // Энциклопедический словарь. 2009. - URL:
http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/bio/biografiya-enciklopedicheskij-slovar-2009.htm (дата обращения: 15.04.2023).
13. Паустовский К.Г. О себе. 1966. // К.Г. Паустовский. Повесть о лесах. - URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/povest-o-lesah/lesa.htm (дата обращения: 20.10.2022).
14. Певец родной природы. -
https://elcbs.ru/upload/file/main/paustovskij pevec rodnoj prirody.pdf (дата обращения: 01.11. 2022).
15. Пейзаж // Литературная энциклопедия.
https://gufo.me/dict/literary encyclopedia/%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D 0%B6 (дата обращения: 18.02.2023)].
... всего 23 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ