Введение 3
Глава 1 Специфика жанровой системы музыкальной журналистики 7
1.1 Музыкальная журналистика: основные определения,
содержание понятия 7
1.2 Развитие журналистики и её жанров 9
1.3 Информационные жанры 17
1.4 Аналитические жанры 19
1.5 Истоки возникновения интервью 24
1.6 Историческая справка о портале Own Line 31
Глава 2 Анализ интервью с музыкантами на портале Own Line 32
2.1 Публикации и их анализ 32
2.2 Вывод 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 76
Данная работа обязана своим появлением, в первую очередь, тому факту, что именно музыка, а, впоследствии, музыкальная журналистика из всего многообразия разновидностей журналистской работы и специализаций привлекала автора данной работы больше всего.
Музыкальная журналистика - это не светская хроника, не путеводитель в мир т.н. «богемы». Это больше, чем просто обзор новинок. Прежде всего, музыкальная журналистика несёт в себе просветительскую миссию: это аналитика, критика и проводник в мир искусства. Это её и отличает от других разновидностей.
Как и другие узкоспециализированные разновидности, журналистика музыкальная требует глубокого понимания предмета, однако, она может дробиться, как, например, журналистика спортивная. То есть, получаем, что в и без того узкой разновидности, можно совершенствовать свой навык и применять свои знания на уровне более тонком, ведь вся музыка делится на жанры, что позволяет создавать целые периодические издания и интернет- журналы, посвящённые отдельному жанру: академическая музыка («Опера+», «Музыкальное обозрение»), рок (Dark city, «Ровесник»), рэп и хип-хоп (The Flow, RHYME).
Однако, проблемы в освоении данной специализации в России могут начаться с самого начала, так как весьма немногие вузы, предоставляют студентам местных журфаков возможности к изучению музыкальной журналистики. Исключение составляет, к примеру, Московский государственный университет, имеющий в качестве одного из профессиональных модулей обучения музыкальную журналистику. Данный модуль, по словам представителей МГУ, ориентирован на практику и включает в себя следующие учебные дисциплины:
1. Музыка в системе массовых коммуникаций
2. Музыка и СМИ
3. Основы музыкального продюсирования
4. Музыкальная индустрия в России и за рубежом
5. Методики работы музыкального журналиста
К сожалению, не каждый журфак не каждого университета может подобным похвастаться.
На сайте МГУ указано: «Кадровый голод гарантирует быстрое и успешное трудоустройство выпускников модуля «Музыкальная журналистика». И тут мы подбираемся к ещё одной проблеме - недостаток мест для работы. Да, всевозможных сайтов и журналов немало, но они, в основе своей, сконцентрированы, прежде всего, в центральной части России и крупных городах.
Цель работы: подготовка и анализ цикла публикаций в жанре интервью на музыкальном портале Own Line («Своя Линия»).
Задачи данной работы:
- Рассмотреть жанр интервью, его встраивание в структуру музыкальной журналистики.
- Рассказать о своём собственном опыте.
- Проанализировать собственную работу.
Нашей целью является подготовить цикл интервью с рок-деятелями России и зарубежья, прежде всего, о творчестве и о взглядах на музыку в целом. Необходимо понять специфику жанра интервью в музыкальной прессе, показать на собственном примере работу музыкального журналиста, с упором на жанр интервью.
Для примера берётся материал нескольких интервью с портала, взятых у различных музыкантов рок и около рок-движения, в период с 2013 по 2017 годы.
- «Catharsis: о юбилее группы и новом альбоме»
«Илья Черт («Пилот»): свободный художник, с головой на
полдевятого»
- «Я пою для абсолюта» или «П.Т.В.П.» в Томске» (04.02.2014)
- «Артур Беркут: о том, почему победителей не судят» (12.09.2014)
- «Глеб Самойлов о себе, свободе, счастье и творчестве» (23.03.2015)
- «Сергей Маврин: «То, чего не миновать...»
- «Федерико Агреда: Раша - хорошо!» (05.01.2015)
Все они выходили на сайте www.own-line.com, ныне закрытом, поскольку портал Own Line в данный момент перешёл в формат работы в социальной сети «ВКонтакте», однако, в приложении к данной работе содержатся скриншоты страниц сайта, содержащих эти самые публикации.
Для подготовки данной работы использовались различные источники из учебной и публицистической литературы. В частности, для того, чтобы понять и рассказать о жанрах журналистики и её истории, были использованы пособия авторства А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», А.Ф. Бережного «История отечественной журналистики (конец XIX - начало XX вв.)». Музыкальная журналистика, её суть изучалась и постигалась по пособию Т.А. Курышевой «Музыкальная журналистика и музыкальная критика». Жанр интервью углублялся благодаря М.М. Лукиной и её «Технологии интервью». Ну а практическими примерами других авторов послужили, среди многих, книги Артемия Троицкого «Я введу вас в мир поп» и «Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет» Яна Веннера и Джо Леви.
Данная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения. Глава теоретическая рассказывает о журналистике в целом, её истории, жанрах и об интервью в частности, а также о, собственно, музыкальной журналистике и об интервью в её контексте. Глава практическая показывает рассматриваемые публикации и рассказывает о работе над ними.
Информационный жанр журналистики - интервью в нынешнее время, когда люди просто переполнены потоками разнообразнейшей информации, выходит на первый план. Это свидетельствует об актуальности, как данного метода сбора информации, так и построения беседы. Жанровые особенности интервью дают возможность читателям, слушателям и зрителям читать, слышать и видеть информацию полученную журналистом. И впечатление создается такое, что получаешь информацию «из первых рук». Возможно, это является главной чертой, придающей интервью такую популярность. С одной стороны жанр интервью постоянно обновляется новыми чертами, что впоследствии создает трудности в дифференциации на принадлежность того или иного материала к этому жанру. Но с другой стороны такая обновляющаяся природа и оригинальность подачи жанра заслужили внимания и использования интервью в различных видах программ и работ во всех странах мира.
Начиная с истоков и до наших дней, значение журналистики неуклонно возрастало. На сегодняшний день журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики, являясь мощной идеологической силой. Журналистика также считается одним из феноменов культуры.
История журналистики включает богатейший многовековой мировой и отечественный опыт. Сюда входят как история, так и новые тенденции и появления. Весь этот исторический опыт формирует журналиста как общественного и государственного деятеля, а не просто репортера, регистратора текущих событий. Таким образом, изучение журналистики и ее истории играет очень большую роль и незаменимо в университетской подготовке журналиста. А поскольку журналистика входит в прессу, телевидение, радио, интернет и другие многофункциональные институты общества, этот пласт знаний пригодится в применении во всех средствах массовой информации и в большом числе совершенно разноплановых профессиональных направлений. Ведь беседа-опрос используется как на приеме на работу, так и для создании плана работ, сборе информации по заданной теме и интервьюировании специалиста для обучения впоследствии начинающих и так далее. Как видим список областей применения не имеет границ, а поэтому жанр интервью остаются одним из самых актуальных и популярных жанров журналистики и не только.
Для начала разберём инфоповоды и обстоятельства, при которых состоялись данные интервью. Большая часть интервью была посвящена новым релизам вышеуказанных артистов (Catharsis, «Пилот», Беркут). За основу и за повод для организации интервью брались именно эти события. И это вполне логично, ведь для любого известного музыканта за каким-либо важным событием, будь это выход нового альбома, юбилей и т.п. следует длительный период промоутирования, когда приходится давать пресс- конференции и многочисленные интервью. Интервью, как правило, это размышления интервьюируемого на предложенную ему журналистом тему. Чаще всего это само творчество. Однако, происходящие в мире события, накладывают свой отпечаток на мышление и общение людей, вне зависимости от того, происходят ли они в непринужденной манере или же записываются под диктофон (пример - вопрос Сергею Маврину про обстановку на Украине).
Отдельный случай - интервью с диджеем Федерико Агредой. Прежде всего, при подготовке этого интервью, была поставлена задача просветительского характера - рассказать читателям о такой личности, которая может представлять большой интерес. Интервью проходило посредством электронной почты, на английском языке. Впоследствии беседа была переведена и выложена на сайте, однако, версия на английском также была опубликована.
Одной из особенностей интервью в музыкальной прессе является язык. Всё-таки сугубо музыкальные СМИ следует считать
узкоспециализированными, поэтому интервью в таких СМИ представляют собой беседу людей, разбирающихся в вопросе, именно поэтому можно открыть любой музыкальный журнал и увидеть массу слов, которые простому незаинтересованному человеку могут оказаться весьма непонятными. Например, если речь в интервью идёт о записи альбома, то на глаза читающему могут попасться такие слова, как «сведение», «мастеринг». Если речь идёт о концерте, то - «слэм», «мош» и т.д.
1. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики учебно-методическое пособие по курсу Теория и практика партийно-советской печати. - М.:, 1972.
2. Бережной А.Ф. История отечественной журналистики (конец XIX - начало XX вв.). Материалы и документы. СПб, 1997.
3. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. «История мировой журналистики» - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003.
4. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1993
5. Веннер Я. и Леви Д. Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет (пер.с англ. Матузовой В.И.) — М.: РИПОЛ классик, 2014.
6. Закон РФ «О средствах массовой информации»
7. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб.: 2016
8. Интервью как межвидовая форма публицистики
[Электронный ресурс]. - URL: http://mediart.ru/blog/intervu-metod-i- zhanr/311-1-intervu-kak-mezhvidovaya-forma-publitsistiki.html.
9. История мировой журналистики Москва - Ростов-на-Дону
«МарТ», 2003. / [Электронный ресурс]. - URL:
http://evartist.narod.ru/text8/49.htm
10. Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Governing the News in the Information Age). N.Y.
11. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) М., 2002.
12. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика — М.: Владос-пресс, 2007.
13. Лимонов Э.В. Поп-музыка как средство оглупления. / «Новый Взгляд» : газета. — Москва, 1992. —№ 30. — С. 2.
14. Липатов А. История одной фразы, или Фрэнк Заппа этого не говорил [Электронный ресурс]
15. Лукина М.М. Технология интервью — М.: Аспект пресс, 2012.
..28