РЕФЕРАТ 3
Введение 2
Предисловие. Степень разработанности проблемы соотношения языка и мышления в языкознании и философии 5
Глава 1. Трактовки языка и мышления в философии 12
1. 1. Мышление в понимании греческих философов 12
1. 2. Понимание мышления в Новое Время 13
1. 3. Современные философские концепции соотношения языка и мышления 15
1. 3. 1. Философия антиязыка 17
Глава 2. Концепции соотношения языка и мышления в психологии и языкознании .20
2. 1. Мышление и речь, генетические корни мышления 20
2. 2. О связи языка и мышления в теории лингвистической относительности Сепира-
Уорфа 24
2. 3. Неорелятивизм 28
Глава 3. Проблема «язык и мышление» в рамках когнитивных наук 31
3. 1. Когнитивная наука о мышлении 31
3. 2. Когнитивная лингвистика о языке и мышлении 40
3. 3. Проблема взаимосвязи языка и мышления: выявление различий и анализ
подходов 44
Заключение 47
Список литературы 49
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема взаимоотношения языка и мышления всегда была той проблемой, которая привлекала к себе внимание философов и ученых, начиная со времён античности. Действительно, нельзя обойти стороной данную проблему, ведь невозможно представить человеческое познание без языка. Без языка невозможны такие логические формы мышления как понятие, суждение, умозаключение. Язык является характеристикой человека как вида. Это ясно формулировал уже Чарльз Дарвин.
В настоящее время меняется сама структура социума, формы взаимодействия между индивидами. Встаёт вопрос «меняется ли язык?». Ответ на это вопрос может дать новое философское направления, исследующее явление антиязыка, который находится в той же связи с действительностью, как естественный язык с окружающей нас реальностью (А. Нилогов, M. Halliday, M. Montgomery). Философия антиязыка ставит новый в рамках проблемы взаимосвязи языка и мышления вопрос: если мышление связано с репрезентацией реальности в физиологических (работа синопсов, нейронов и пр.), психических (непосредственно мысль) процессах и, впоследствии, в большинстве случаев конвертируется в речь (языковое выражение), то каким образом меняющаяся реальность (форматы онлайн-образования; новые виды профессий, деятельность которых уже не является такой, как было несколько лет назад в более традиционных формах) и, соответственно, новое восприятие этой реальности, влияет на возникновение новых категорий языка?
В данный момент исследованиями проблемы языка и мышления, кроме философии, занимаются также и когнитивные науки. Это сравнительно молодое направление, в котором много дискуссионных моментов, как в теоретических вопросах, так и в исследовательской практике. Это определяет потребность в работах, которые отвечали бы на вопрос об особенностях междисциплинарного исследования проблемы соотношения языка и мышления и роли философии, которая взаимодействует с когнитивной наукой в этом междисциплинарном исследовании. В такой постановке вопроса видится основная проблема данного исследования.
Цель дипломной работы: показать, что на современном этапе исследования проблемы соотношения языка и мышления важнейшую роль выполняет когнитивная наука, что является одним из проявлений натуралистического поворота в современной философии.
Задачи:
— Охарактеризовать подходы к проблеме соотношения языка и мышления в философии;
— Обозначить особенности изучения соотношения языка и мышления в рамках таких дисциплин как лингвистика и психология;
— Рассмотреть различные трактовки взаимосвязи языка и мышления в рамках междисциплинарного исследования в когнитивной науке;
— Проанализировать аспекты взаимодействия философии и когнитивной науки в исследовании проблемы соотношения языка и мышления.
Объект исследования: мышление и язык как факторы и механизмы познания Предмет: соотношение языка и мышления.
Методы: Исследование носит междисциплинарный характер: общефилософский подход дополняется методами когнитивной науки. В работе использовались методы описания, историко-культурный, компаративистский. Описательный метод представляет собой первичный сбор информации и работу с источниками для прояснения актуальности исследуемой темы, а также для обозначения соответствующей проблемной ситуации. Историко-культурный анализ предполагает вычленение и изучение специфических особенностей философской системы каждого из исследуемых авторов и философских течений.
Новизна: дипломной работы заключается в том, что выявлены и
охарактеризованы подходы когнитивной науки к проблеме соотношения языка и мышления, дополняющие философскую рефлексию над языком и мышлением. Степень разработанности темы исследования: Исследование взаимосвязи языка и мышления в дипломной работе основывается преимущественно на следующих источниках: «Язык и мышление», «Человек говорящий. Эволюция и язык» Н. Хомского, «Отношения норм поведения и мышления к языку» Б. Уорфа, «Язык и знание» Е. С. Кубряковой, «Язык, мышление, мозг: основные проблемы
нейролингвистики» Т. В. Черниговской, «Язык и мышление» И. А. Стернина, «Язык и познание. Введение в пострелятивизм» Ю. С. Бородая, «Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции» В. Ф. Турчина, а также работа «Что такое философия антиязыка?» А. С. Нилогова. Более развернутый анализ степени разработанности проблемы дан в отдельно выделенном разделе, предшествующим основному содержанию и являющимся своеобразным предисловием. На наш взгляд, 3
оно необходимо именно в связи с весьма обширными наработками как в философии, так и в языкознании по данной проблеме.
Тезисы, выносимые на защиту:
1) Человеческая речь находится в определенных взаимоотношениях со всеми психическими процессами; но определяющим процессом для речи является её отношение к мышлению;
2) Когнитивная наука занимает важное место в области изучения языка, так как осуществляет междисциплинарное исследование проблемы взаимосвязи языка и мышления;
3) На современном этапе для ответа на вопрос о влиянии языка на мышление, и для выявления механизмов взаимодействия мышления и языка главная роль должна отводиться междисциплинарным исследованиям когнитивной науки.
Поскольку современный подход к изучению языка является крайне сложным, многогранным и серьёзным, то его можно квалифицировать в качестве междисциплинарного исследования когнитивной науки, которая объединяет усилия философов, психологов, лингвистов и т. д.
Лингвистическая теория, следовательно, должна не только отвечать на философский вопрос о том, чем именно является язык, но также и на вопросы, как язык используется, какова роль языка в жизни человека, чего он достигает посредством языка.
Исследование же проблемы взаимодействия языка и мышления в когнитивном аспекте позволяет сделать вывод о том, что, образуя диалектическое единство, язык и мышление не составляют тождества: их области хоть и пересекаются, но, всё же, полностью не совпадают. Человек, однако, познает с помощью языка намного больше, чем за счёт других эмпирических средств. Как пишет Е. С. Кубрякова «Готовой” мысли до её ословливания вообще не существует: завершенность ей придает именно ее постепенное языковое оформление» .
Новизна в подходах учёных, исследующих взаимосвязь языка и мышления в рамках когнитивистики, заключается в том, что они предлагают не только описание работы языкового механизма, но и описание их взаимодействия с другими когнитивными системами. В рамках разработанных ими стратегий происходит пересмотр многих теоретических представлений о языке, постулирование его генетического и врождённого характера. Так, благодаря идеям таких учёных как С. Пинкер, Н. Хомский, Т. Дикон, взаимосвязь языка и мышления в когнитивистике рассматривается не только как некая методологическая рамка, а эксплицируется в понятийном аппарате, описание семантики языковых единиц происходит в тех терминах, что характеризуют конкретно мышление.
Благодаря идеям Н. Хомского, произошла переориентация с исследования внешних проявлений языка на изучение его свойств внутри мозга, на изучение структур языка.
Таким образом, возможны разные подходы к исследованию языка и мышления: философский, биологический, социологический и многие другие. Каждый из этих подходов имеет право на жизнь. Однако на основании анализа вышеописанных подходов к проблеме, был сделан следующий вывод: на современном этапе исследования проблемы соотношения языка и мышления главное место должно отводиться многогранному когнитивному подходу, который объясняет психическую реальность языка, а также даёт комплексный анализ проблемы взаимосвязи языка и мышления с точки зрения цельного множества дисциплин, что является одним из проявлений
1. Deacon Т. W Multilevel Selection in a Complex Adaptive System: The Problem of Language Origins [Электронный ресурс] // URL: https://www.researchgate.net/
2. Deacon T. W. The Symbolic Species: The Co-Evolution of Language and the Brain [Электронный ресурс] // URL: http://bookre.org
3. Fodor J. The Language of Thought. [Электронный ресурс] // URL: https://books.google.ru/
4. Lee P. The Whorf Theory Complex: A Critical Reconstruction. [Электронный ресурс] // URL: https://books.google.ru/
5. Апресян. Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики: Краткий очерк. [Электронный ресурс] // URL: https://www.booksite.ru/
6. Баксанский О. Е. Когнитивная карта и реальность // Эпистемология и философия науки. 2006. № 1. — С. 93 - 96.
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
8. Бородай С. Ю. Язык и познание. Введение в пострелятивизм. [Электронный ресурс] // URL: https: https://iphlib.ru/
9. Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа [Электронный ресурс] // URL: https://www.academia.edu/
10. Величковский Б. М., Лекторский В. А. Мышление [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/
11. Витгенштейн Л. Голубая и коричневые книги / Л. Витгенштейн; Пер. с англ.: В. А. Суровцев, В. В. Иткин — Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2008. - 253 с.
12. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/
13. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Изд. 5, испр. — «Лабиринт», М. , 1999.-352 с.
14. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного, М., Искусство, 1991. [Электронный ресурс] // URL: https://bookscafe.net/
15. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. / Г. Г. Гадамер. — М., 1988.-704 с.
..49