АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики 6
1.1 История становления государственной молодежной политики 6
1.2 Основы государственной молодежной политики 15
Глава 2. Реализация государственной молодежной политики в Томской области 23
2.1 Механизмы реализации государственной молодежной политики Томской области 23
2.2 Оценка эффективности реализации государственной молодежной политики Томской области 32
2.3 Рекомендации по эффективности реализации государственной молодежной политики Томской области 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение А 52
Успешное развитие государства возможно только при активном участии в жизни страны молодого поколения. Повышение активности и заинтересованности молодежи в развитии государства требуют продуманных подходов к разработке и реализации молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положении молодежи может быть осуществлена молодежная политика. В сложившейся социально-экономической обстановке Российской Федерации молодое поколение является наиболее уязвимой группой людей. Отсутствие актуальных нормативно-правовых актов, которые бы регулировали вопросы воспитания, социализации, становления и развития современного молодого поколения существенно осложняют проведение политики в отношении молодого поколения. Необходимость реализации грамотной государственной молодежной политики заключается в наличии у молодого поколения функции ответственности за сохранение и развитие страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.
Из-за несовершенной законодательной базы молодежная политика в субъектах Российской Федерации проводится по-разному. Отсутствие общей связанной координации между регионами, позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики на территории Томской области.
Государственная молодежная политика - это вопрос стратегического развития общества и его стабильного будущего. Отсюда и особая актуальность данной проблемы, поскольку очевидно, что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодежи. Ориентиром в этой деятельности является содействие решению проблем молодого человека в различных сферах, в создании условий для его всестороннего развития, адаптации молодежи в рыночных условиях, поддержки и использования инновационного потенциала молодого поколения.
До институционализации современной государственной молодежной политики работу с молодежью выполнял Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (далее Комсомол). Комсомол оказывал существенное влияние на молодое поколение, тем самым развивая молодежь комплексно, во всех сферах советского общества. Заслуги Комсомола перед Советским Союзом нельзя переоценить, это подтверждают многочисленные награды, которых был удостоен ВЛКСМ.
О периодах развития и деятельности Всесоюзного коммунистического ленинского союза молодежи писали такие авторы как В.А. Ливцов, Б.А. Ручкин, А.Л. Елисеев. Наличие достаточного количества работ о наследии Комсомола дает возможность сделать вывод о том, что степень изученности труда ВЛКСМ весьма высока.
В связи с отказом советского общества от коммунистической идеи в пользу демократизации Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи пришел в упадок. Становление современной государственной политики в отношении молодежи Российской Федерации принято отсчитывать с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 года, который был направлен на решение системных вопросов молодежной политики. О становлении молодежной политики Российской Федерации писали Р.Ю. Зуляр, В.Е. Паньшин, Н.Е. Маркова и многие другие.
Существенный вклад в изучение государственной молодежной политики внесли такие авторы как А.В. Тарасов, О.В. Михалева, О.Е. Колбенева. Исследования указанных авторов содержат фундаментальные основы, которые в значительной мере помогли при анализе реализации государственной молодежной политики, проводимой на территории Томской области.
Проблемами повышения эффективности реализации государственной молодежной политики занимались следующие исследователи: А.Л. Елисеев, А.Я. Кибанов,
Т.В. Лукьянова, М.В. Ловчева, П.А. Меркулов и многие другие. Благодаря их трудам, были освещены ключевые проблемные стороны молодежной политики России.
В ходе выполнения исследовательской работы было выявлено, что степень изученности молодежной политики регионов Сибири крайне низка. Исследуя механизмы реализации молодежной политики Томской области, выявляя их сильные и слабые стороны, мы делаем вклад в лучшее будущее российской молодежи.
Дипломная работа была выполнена с целью оценки эффективности реализации молодежной политики Томской области на современном этапе. В связи с целью были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать теоретические основы и ключевые принципы государственной молодежной политики Российской Федерации;
• раскрыть особенности механизмов реализации молодежной политики на территории Томской области
Объектом дипломной работы являются молодые люди, проживающие на территории Томской области, находящиеся в возрастных рамках 14-30 лет.
Предметом является молодежная политика, реализуемая органами государственной власти Томской области.
Методология занимает существенную и определяющую роль при проведении научноисследовательской работы. Методологической основой для дипломной работы послужили следующие методы: логический, историко-правовой, системный анализ, а также сравнительный анализ молодежной политики регионов Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования являются результаты онлайн-опроса молодежи,
проживающей в Томской области. Полученные результаты подкреплялись и перепроверялись другими методами, например, анализом документов.
В основном, база источников дипломной работы была основана на законах и других нормативно-правовых актах. В корне теоретической главы лежат «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года». Документ содержит в себе основные направления и принципы реализации молодежной политики на территории Российской Федерации до 2025 года. На текущий момент носит исключительно рекомендательный характер для субъектов Российской Федерации.
Примечательно то, что базой источников для второй главы являются отчет Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту о проводимой молодежной политики на территории Томской области, который запрашивался авторами самостоятельно. Важным источником для исследовательской работы является статистика по опросу, который проводился авторами на площадке социальной сети ВКонтакте. Кроме того, значимым источником является “Итоговый ежегодный рейтинг регионов в сфере эффективности реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов за 2019 год”, итоги которого дали общее представление об уровне реализации молодежной политики в регионах Российской Федерации.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению реализации государственной молодежной политики в Томской области.
Политика, проводимая в отношении молодого поколения, требует к себе особого внимания и контроля. Реализация эффективной молодежной политики позволит помочь молодому поколению мягче пройти процесс социализации, приобрести жизненно необходимые навыки и компетенции, а государству обеспечить благополучное будущее.
На основе изучения теоретической части дипломной работы были сделаны следующие выводы:
• Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи является
основоположником государственной молодежной политики Российской Федерации;
Комсомол внес ценнейший вклад в воспитание советской молодежи. Та система работы с молодежью, которую использовал Комсомол была неидеальна, но достаточно результативна. Коммунистическая партия использовала в своих целях молодое поколение в качестве движущей силы, что является крайне негативным фактом о деятельности ВЛКСМ. Вместе с тем, благодаря организации молодого поколения под эгидой Комсомола Советский Союз восстанавливался от последствий исторических явлений, такие как: гражданская война, сменившаяся НЭПом, затем Великая Отечественная Война, «оттепель», «застой», кризис перестройки. Каждый период советской истории оставил не только существенный отпечаток на формирование идеологии российского общества, но и изменил общую основу и подходы в работе с молодежью, общие механизмы разработки государственной молодежной политики в нашей стране.
• Современная государственная молодежная политика Российской Федерации нуждается в доработке;
Благодаря анализу современной политики, проводимой в отношении развития и становления российской молодежи, было выявлено достаточное количество проблемных зон, из-за которых существенно страдает эффективность проводимых работ по реализации молодежной политики в Российской Федерации. Такие затрудняющие факторы как: — несовершенная законодательная база, — отсутствие количественных показателей о молодежи, — отсутствие компетентных органов по реализации молодежной политики на муниципальном уровне, — несоответствие инструментов реализации государственной молодежной политики и ее задач, — отсутствие квалифицированного кадрового персонала. При устранении указанных проблемных областей государство поможет молодому поколению мягче пройти процесс социализации, а также повысит уровень потенциала молодёжи для устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности Российской Федерации в различных сферах.
Практическую часть дипломной работы составляют анализ механизмов реализации молодежной политики Томской области с последующим сравнением регионов Российской Федерации, а также исследование, эмпирической основой которого являются результаты опроса молодежи Томской области. Резюмируя полученные результаты, мы можем констатировать следующие факты:
• Наличие недоработанных слабых сторон реализации молодежной политики в Томской области, а также недостаточный объем финансирования отрицательно влияют на эффективность молодежной политики региона.
При анализе механизмов реализации молодежной политики Томской области было выявлено достаточное количество слабых сторон, а именно: — отсутствие компетентных органов власти по делам молодежи в 3 муниципальных образованиях Томской области, — плохая информационная осведомленность молодежи о проводимой молодежной политики региона, — несовершенная законодательная база. Все перечисленные слабые стороны в совокупности с низким бюджетом реализации молодежной политики отражают крайне печальную картину. По результатам сравнения Томской области с другими регионами (Новосибирская область и город федерального значения Москва) можно утверждать, что молодежная политика в Томской области развивается недостаточно эффективно. Доказательством тому будут проведенные нами расчеты. Разделив бюджеты государственной молодежной политики регионов на численность молодежных когорт, мы высчитали сумму, которую тратит конкретный регион на 1 молодого человека в сфере реализации молодежной политики. За 2019 год Томская область потратила всего 154 рубля на 1 молодого человека, в то время как Новосибирская область — почти 1500 рублей, а г. Москва — 2280 рублей. Итоги сравнения регионов говорят сами за себя.
Эмпирическое исследование, в рамках которого проводился опрос молодежи по формализованной анкете в социальной сети ВКонтакте, было направленно на установление удовлетворенности молодых людей молодежной политикой на территории Томской области. Добавочными целями стали: выявление осведомленности респондентов о реализации направлений молодежной политики; ранжирование приоритетов, которые респонденты определяли в направлениях молодежной политики.
По результатам проведенного опроса было выявлено, что молодежь Томской области крайне слабо удовлетворена проводимой молодежной политикой в регионе. Также респонденты вынесли приоритетные направления реализации молодежной политики, с учетом их потребностей, а именно: — трудоустройство студентов и выпускников, — психологическая поддержка молодежи, — социальная поддержка молодежи, — поддержка инициативы молодых людей, — поддержка в сфере образования. Смена приоритетов молодежной политики Томской области на реализацию указанных направлений позволит проводить более эффективную молодежную политику в регионе, что весьма положительно отразится на благосостоянии молодежи и области в целом.
Итак, на основании проведенного анализа и эмпирического исследования по реализации молодежной политики Томской области можно констатировать, что поставленные задачи выполнения дипломной задачи решены, а значит, что цель достигнута.
Выявленные слабые стороны при анализе механизмов реализации молодежной политики Томской области, в совокупности с рекомендациями по повышению эффективности проведения молодежной политики, позволят органам государственной власти улучшить современную ситуацию молодежи в регионе.
I. Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-1 «Об общих началах государственной
молодежной политики в СССР»- [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5091#04302399286655849
2. Итоговый ежегодный рейтинг регионов в сфере эффективности реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов за 2019 год [Электронный ресурс] // Росмолодежь: — URL: https://fadm.gov.ru/news/53676
3.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2010 г. [С. 57] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
4.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2011 г. [С. 22] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
5.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2012 г. [С. 30] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
6.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2013 г. [С. 25] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
7.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2014 г. [С. 29] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
8.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2015 г. [С. 68] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
9.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2016 г. [С. 37] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
10.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2017 г. [С. 33] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
II. Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2018 г. [С. 25] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
12.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2019 г. [С. 20] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
13.Отчет Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области за 2020 г. [С. 35] // Текущий архив Департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области.
14. Распределение населения по возрастным группам Томской области на 1 января 2019 года [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Томской области: https://clck.ru/NqFtm
15. Распределение численности населения Новосибирской области по полу и возрастным группам на 1 января 2019 года [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Новосибирской области: https://clck.ru/NqFX8
..31