Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ТОМСК И КАЛИНИНГРАД)

Работа №190085

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость54 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования ценностей и готовности к инновационной деятельности 10
1.1. Анализ проблемы ценностей в современной психологии 10
1.1.1. Теория измерения культурных ценностей Р. Инглхарта 13
1.2. Определение понятия готовность к инновационной деятельности в
рамках системно-деятельностного подхода 16
1.2.1. Теория деятельности. Личностная готовность к деятельности 16
1.2.2. Инновационный потенциал. Готовность к инновационной
деятельности 24
Глава 2. Организация эмпирического исследования взаимосвязи ценностных характеристик и готовности к инновационной деятельности студентов
Томска и Калининграда 26
2.1. Описание выборки 26
2.2. Методологическая база исследования 26
Глава 3.. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных характеристик и готовности к инновационной деятельности студентов Томска и Калининграда 36
3.1. Анализ межгрупповых различий ценностных характеристик и
готовности к инновационной деятельности у студентов Томска и Калининграда 37
3.2. Особенности взаимосвязи ценностных характеристик и показателей
готовности к инновационной деятельности 44
3.3. Анализ взаимосвязи ценностных характеристик и показателей
готовности к инновационной деятельности на основе факторного анализа .. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59

Современный мир характеризуется уникальным масштабом развития всех сфер производства и скоростью обмена информацией, что приводит к существенным изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека. Согласно теории модернизации существует связь между развитием общества и его экономическими ценностями. Возникающие изменения в динамически развивающемся современном мире определяют новые требования к деятельности и личностно-профессиональному развитию, что приводит к трансформации ценностных ориентиров отдельной личности и общества. Также основные мировые тенденции развития современной макроэкономики, процессы глобализации и возрастающая межстрановая конкуренция предопределяют инновационную стратегию развития России в качестве одной из наиболее приоритетных. Эта стратегия предполагает как изменение способов деятельности и массовое создание инновационных продуктов, так и наличие специфических личностных качеств у людей, вовлекаемых в инновационную сферу. Эти процессы особенно актуальны для молодых людей, переходящих от учебно-профессиональной деятельности к личностнопрофессиональному развитию и реализации личностно-интеллектуальных факторов. Именно к их деятельности современный мир предъявляет высокие требования, так как именно с этой группой населения связывают перспективы развития науки, экономики и государства в целом, а также успешность реализации инновационной стратегии. Чтобы соответствовать этим требованиям и эффективно реализовывать свой потенциал, им необходимо уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях трудовой деятельности, быть толерантными к условиям неопределенности, иметь определенные личностные качества и ценности, которые бы позволили им эффективно участвовать в инновационных процессах.
Для оказания содействия в личностно-профессиональном развитии современных молодых людей в условиях постоянно меняющегося мира, нам представляется важным оценить особенности ценностных характеристик 3
(экономических и индивидуальных), а также их взаимосвязь с готовностью к инновационной деятельности у российских студентов.
Актуальность исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и готовности к инновационной деятельности современного общества подтверждается активным исследованием и обсуждением в отечественном и зарубежном научном сообществе проблемы ценностей в работах таких исследователей как Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Н.М. Лебедевой, Т. О. Гордеевой, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой, Е.Н. Осина, С.А. Богомаза и др. Экономические ценности выступают важным фактором традиционного и инновационного развития экономики, являясь регулятором экономического поведения, реализуемого через личностные факторы отдельного индивида. Например, Н.М. Лебедева в своих исследованиях доказала, что существует взаимосвязь между ценностями индивидов и их отношением к инновациям, обусловленная культурой [20]. Были изучены взаимосвязи культурных ценностей с профессиональной мотивацией [11] и направленностью личности [6].
В данном же исследовании предлагается изучить взаимосвязь ценностей и готовности к инновационной деятельности молодежи. Наше исследование актуально, так как в нем исследуются не только ценностные характеристики и их различия, но и в исследовательскую модель включается такая психологическая переменная как готовность к деятельности, в том числе инновационной.
Таким образом, вышесказанное позволяет считать изучение взаимосвязи ценностей и готовности к инновационной деятельности студентов актуальной и значимой научной проблемой современной психологии.
Объект исследования: ценности и готовность к деятельности как ведущие факторы жизнеосуществления.
Предмет: взаимосвязь ценностей и готовности к инновационной деятельности у студенческой молодежи на примере городов Томск и Цель: выявить и проанализировать взаимосвязь ценностей и готовности к инновационной деятельности у студентов, проживающих в городах, отличающихся с точки зрения географических, экономических и социокультурных факторов (на примере городов Томск и Калининград).
Задачи:
1. Сформировать понятийный аппарат исследования, в рамках которого будет изучаться поставленная проблема;
2. Изучить специфику исследуемых категорий, сформулировать и научно обосновать гипотезу исследования;
3. Выявить структуру ведущих ценностей и параметров готовности к инновационной деятельности у студентов с использованием факторного анализа;
4. Изучить взаимосвязи между ценностными характеристиками и показателями готовности к инновационной деятельности у студентов
5. Проанализировать различия показателей готовности к инновационной деятельности и ценностных характеристик у студентов Томска и студентов Калининграда .
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что существует взаимосвязь между культурно - экономическими, а также индивидуальными ценностями и показателями готовности к инновационной деятельности. Из этого предположения исходит дополнительная гипотеза, согласно которой высокие показатели готовности к инновационной деятельности связаны с ориентацией на ценности модернизма и высокой личностной оценкой реализуемости базовых ценностей.
Теоретико-методологическими основаниями, на которых базируется данное исследование, являются теория функциональных систем П.К. Анохина, системно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Д. Шадриков), системно- антропологический 5
подход (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, О.М. Краснорядцева), теория модернизации Р. Инглхарта.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ проблемы был проведен с помощью общенаучных методов: анализа и синтеза
2. Сбор данных осуществлен при помощи опросных методов. В исследовании применялись следующие методики:
Для измерения ценностных характеристик были использованы опросник Р. Инглхарта в модификации Р. К. Хабибулина (2015), методика «Субъективная оценка значимости базисных ценностей» (СОЗБЦ, С.А. Богомаз), «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей» (СОРБЦ, С.А. Богомаз, 2018).
Оценка готовности к инновационной деятельности производилась с использованием следующих методик: опросник самоорганизации
деятельности (ОСД, Е.Ю. Мандрикова), опросник «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д. А. Леонтьев), шкала удовлетворённости жизнью (Э. Динер; в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина), методика «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (СИКЛ, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, 2009).
3. Статистическая обработка данных проведена при помощи пакета Statistica 6.0, и включает в себя корреляционный анализ, факторный анализ с применением метода главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера, а также дисперсионный анализ.
Эмпирическая база исследования:
Выборку составили студенты различных вузов Томска и Калининграда (N=285). Среди них студентов г. Томск 175 человек (50,8% девушек и 49,2% юношей, возраст 19,6±1,10) и студентов г. Калининград 110 человек (56,1% девушек и 43,9% юношей, возраст 19,7±2,43).
Выбор городов объясняется их различием с точки зрения географических, экономических и социокультурных факторов.
Томск, административный центр одноимённых области и района, является старинным сибирским городом, и располагается в Западной Сибири, практически в географическом центре Евразии. Географические и экологические условия проживания в городе далеки от экстремальных, однако создает дискомфорт резко континентальный климат с существенными перепадами температур и суровой зимой.
Отличительная особенность географического расположения Калининграда, также административного центра одноименной области, заключается в том, что с 1991 г. у области нет границы со страной. Анклав омывается водами Балтийского моря, а соседями его являются Польша и Литва. Климат города переходный от морского к континентальному и благодаря влиянию Гольфстрима зима теплее, чем в материковых районах Евразии, среднегодовая температура в 2001—2018 годы составила +8,6 °С.
Также Калининград и Томск различаются своими экономическими и социокультурными условиями. Динамику развития города Томска и его уникальность во многом определяют наличие мощного научнообразовательного и научно-исследовательского комплексов со сложившимися многолетними традициями. Томск в большей степени ориентирован на образование, развитие науки и технологий, продвижение инновационных проектов. В городе сосредоточено несколько крупных государственных вузов и научно-исследовательских институтов. В Томске был открыт первый в России технопарк и первый в России межвузовский бизнес-инкубатор. Сегодня Томская область является одним из ведущих в стране центров инновационного развития. Однако, несмотря на позитивные тенденции развития города Томска и его включенность в более масштабные глобализационные процессы, город в целом остается провинциальным, расположенным в железнодорожном тупике, с малорентабельными промышленными предприятиями.
Калининград же, в свою очередь, является крупным транспортным узлом: железные и шоссейные дороги; морской и речной порты;
международный аэропорт Храброво. В Калининграде расположен штаб Балтийского флота ВМФ России. Калининград входит в число 25 крупнейших промышленных центров России. Основой экономики региона является отрасль машиностроения, в частности, здесь выпускают железнодорожные вагоны, морские суда разного назначения, собирают автомобили по лицензиям известнейших мировых брендов («BMW», «KIA», «GM»), а также производят электронное оборудование для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Также с 1991 года город открыт для международного сотрудничества с зарубежными странами, в первую очередь с Германией и Польшей, в сфере бизнеса, культуры и образования. В городе функционирует множество иностранных учреждений, обеспечивающих необходимую городу информационную, административную и визовую поддержку.
Таким образом, Томск представляет собой провинциальный, однако ориентированный на образование и развитие науки город, а Калининград является промышленным. Калининград, в силу своего географического положения (близость стран Евросоюза; регион представляет собой полуэксклав с выходом в Балтийское море) и экономической специфики (приморский город с моноотраслевой экономикой) представляет значительный исследовательский интерес. По нашему предположению, молодежь Калининграда в большей степени ориентирована на ценности модернизма и ценности самовыражения, а также выше оценивает возможность реализации базовых ценностей в своем городе, по сравнению с молодежью Томска, т.к. судя по индикаторам социально-экономического развития городов, жители Калининграда находятся в более выгодных Калининград.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и готовности к инновационной деятельности у студентов, обучающихся в городах, отличающихся с точки зрения географических, экономических и социокультурных факторов на примере городов Томск и Калининград. В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи, а именно:
• сформирован понятийный аппарат, в рамках которого обсуждалась поставленная тема;
• сформулированы и обоснованы гипотезы исследования;
• проанализирована структура ведущих ценностей и параметров готовности к инновационной деятельности;
• выявлены взаимосвязи между культурными и индивидуальными ценностями и показателями готовности к инновационной деятельности,
• а также проведен анализ межгрупповых различий по указанным параметрам.
В ходе сравнительного анализа были выявлены межгрупповые различия студентов г. Томска и г. Калининграда. Обнаружено, что томские студенты больше ориентированы на традиционные ценности, в то время как у студентов Калининграда наблюдается выраженная приверженность ценностям модернизма. Таким образом, молодые люди Томска более ориентированы на финансовое благополучие, традиционное распределение гендерных ролей, почтительное отношение к семье и родине, а также лояльное отношение к официальной власти. К ценностным ориентирам калининградской молодежи можно отнести индивидуализм, личное выше общественного, предпочтение светского государства, низкую роль религии.
Также существуют различия в индивидуальных базовых ценностях и субъективной оценке возможностей их реализации. Для студентов Томска более, чем для студентов Калининграда важны ценности, связанные с
процессом познания и достижением внешнего социального успеха. А также ценности личностного роста, связанные с личностным становлением и самореализацией в личностном пространстве. И студенты Томска видят значительно больше возможностей для реализации этих ценностей.
Однако, статистически значимых различий по параметру готовности к деятельности (в том числе инновационной) обнаружено не было.
Таким образом, и у студентов Томска, и у студентов Калининграда степень выраженности готовности к деятельности, в том числе инновационной, одинакова, не смотря на различия культурных ценностей, индивидуальных ценностей и в субъективной оценке реализуемости этих ценностей.
С помощью факторного и корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между ценностями и показателями готовности к деятельности.
Обнаружена статистически значимая взаимосвязь между показателем готовность к деятельности и шкалой «традиционные/ секулярно - рациональные ценности» на обеих выборках. Также с помощью факторного анализа обнаружена связь между готовностью к деятельности, инновативностью и шкалой «ценности выживания/ ценности самовыражения». Готовность к деятельности (в том числе инновационной) отрицательно связана с ценностями выживания.
Также обнаружены взаимосвязи между готовностью к деятельности, инновативностью и базовыми метаценностями. В частности, при анализе калининградской выборки обнаружена статистически значимая взаимосвязь между базовой метаценностью «индивидуальные ценности» и показателями «готовность к деятельности» и «индекс инновативности. А также взаимосвязь между метаценностью «ценности самоутверждения» и показателями «готовность к деятельности», «индекс инновативности», и также всеми шкалами опросника «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее). Это позволяет говорить нам о том, что готовность к инновационной деятельности у 51
студентов Калининграда связана с индивидуальными ценностями и ценностями самоутверждения.
Кроме того, обнаружены статистически значимые взаимосвязи между готовностью к деятельности и субъективной оценкой реализуемости базовых метаценностей.
Подводя итог, мы можем сказать, что:
• дополнительная гипотеза, (согласно которой высокие показатели готовности к инновационной деятельности связаны с ориентацией на ценности модернизма и высокой личностной оценкой реализуемости базовых ценностей), не может быть ни подтверждена, ни опровергнута нашим исследованием. Студенты Калининграда ориентированы на ценности модернизма, однако их субъективная оценка реализуемости базовых ценностей значительно ниже, по сравнению с томскими студентами. А показатели готовности к деятельности значимо не различаются.
• Основная гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что существует взаимосвязь между культурно - экономическими, а также индивидуальными ценностями и показателями готовности к инновационной деятельности, подтверждена


1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: «Наука», 1973. С. 5
2. Артюхова Т.Ю. Содержание инновационного поведения и возможности психологического сопровождения усложнения его компонентов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - №2. - 41- 47 с.
3. Атаманова И.В. Специфика личностно- средового взаимодействия на примере студенческой молодежи трех российских городов / И. В. Атаманова, Н. В. Козлова, С. А. Богомаз, В. Г. Залевский, Ю. Ю. Неяскина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 41. - С. 90-105.
4. Атаманова И.В., Богомаз С.А. Личностная готовность современной вузовской молодежи к деятельности //Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. 1 : Материалы VIII всероссийской научнопрактической конференции, 19-20 ноября 2018 г. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 134-137.
5. Аузан А.А. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов / А. А. Аузан, Е. Н. Никишина // Журнал экономической теории. - 2013. - № 4. - С. 48-57.
6. Баянова Л. Ф. Взаимосвязь культурных ценностей и личностной направленности / Л. Ф. Баянова, Д. Р. Галеев, Б. Н. Массаров // Казанский педагогический журнал. -2011. - № 4. - С. 145-154.
7. Богомаз С.А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенностей представителей трех городов Сибири / С. А. Богомаз // В сб.: "Ценностные основания психологической науки и психология ценностей" / Отв.ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 262-297.
8. Богомаз С.А. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // С. А. Богомаз, В. В. Мацута // Сибирский психол.журн. - 2012. - № 46. - С. 67-75.
9. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент
инновационного потенциала человека // СПЖ. 2009. №32. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-kak-komponent-innovatsionnogo- potentsiala-cheloveka (дата обращения: 18.12.2019).
10. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 . - 1454 с. Стр. 348
11. Гавронова Ю. Д. Ценности культуры и их взаимосвязь с
профессиональной мотивацией студентов / Ю. Д. Гавронова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2012. - № 2. - С.101-104.
12. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.
13. Елишев С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные
ориентации» в междисциплинарном аспекте [Электронный ресурс] / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. - 2011. - № 2 (11). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye- orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 30.04.2019).
14. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М. : Политиздат, 1986. - 221 с.
15. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85.
..52

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ