Введение 3
Глава 1. Экономическое развитие республики Корея после кризиса 2008 г. 12
1.1 Динамика макроэкономических показателей 12
1.2 Структурные проблемы экономики страны 18
Глава 2. Направление экономической политики после кризиса 2008 г. 22
2.1 Реформы финансовой системы 22
2.2 Реформы государственного сектора 25
2.3 Основные результаты борьбы с кризисом 26
Глава 3. Участие Республики Корея в интеграционных процессах в АТР 29
3.1 Внешняя торговля как отражение интеграционных процессов в регионе 29
3.2 Интеграционные блоки в АТР: видение Республики Корея 45
Глава 4. Экономическое сотрудничество Республики Корея и РФ 52
4.1. Основные направления сотрудничества РК и РФ 52
4.2. Перспективы расширения корейско-российского сотрудничества 61
Заключение 64
Список источников и литературы
Республика Корея (Южная Корея) является одной из ведущих экономик Азии, вносящей значительный вклад и в мировую экономику. В 1990-е гг. она вошла уже успешной в экономическом отношении страной, годовой ВВП которой на душу населения превышал 10 000 долл. В 2012 г. этот показатель превысил 20 тыс. долл., что можно расценить как новый период в экономическом развитии страны. На пути поступательного развития экономики в предыдущие 15 лет Республика Корея столкнулась с двумя кризисами - валютно-финансовым кризисом 1997-1998 гг. и мировым кризисом 2008 г. И в том, и другом случае страна достаточно быстро и успешно преодолела их последствия. Несмотря на определенные успехи экономического развития, в 2000-е гг. оформились новые внутренние противоречия, которые определяют и в среднесрочной перспективе продолжат определять экономическую стратегию страны. Республика Корея занимает 11 место в мире по объему производимой электроэнергии, 8 место в мире по объему производимой ядерной энергии, 5 место в мире по импорту сырой нефти, 7-е место в мире по экспорту продукции переработки нефти, 8 место по импорту природного газа.
На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких
как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой
промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире.
Экономический кризис 2008-2010 годов сильно сказался на экономике Южной Кореи. В 2008 году сокращение промышленного производства в стране составило 26 % ,выросла безработица, существенно понизился курс воны к доллару. В течение 2009 года экономика страны постепенно восстанавливалась, чему способствовала правительственная программа по борьбе с кризисом и понижение курса воны в 2008 году, что создало благоприятные условия для корейских экспортёров. Рост ускорился в 2010 году, после начала восстановления мировых рынков, являющихся потребителями южнокорейских товаров, в частности в первом квартале 2010 года прогноз годового прироста ВВП составил 5.2 %, а безработица снизилась с 4,4 % до 3,8 %.
В данной работе рассматривается влияние мирового финансового кризиса 2008 года на общее состояние экономики страны. По мере того, как глобальный финансовый кризис распространялся по миру, в Южной Корее появлялось все больше признаков затяжного экономического спада. По данным Банка Кореи, снижение ВВП в четвертом квартале 2008 г. составило 5,6% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г ., а также полпроцента по сравнению с предыдущим кварталом. В целом за 2008 г. ВВП страны вырос всего на 2,5%. В отличие от предыдущего 2007 г.,когда корейская экономика имела прирост ВВП в 5%. Экспорт за 2008 г. вырос всего на 4,6% в сравнении с 12% годом ранее. Потребительские расходы за тот же период сократились на 4,8%. Такие понижательные тенденции наблюдались в стране впервые с 1998 г., когда Южную Корею потряс азиатский финансовый кризис.
Вполне очевидно, что южнокорейская экономика сталкивается с растущей угрозой рецессии вследствие снижения потребительского спроса и объемов экспорта в условиях мирового экономического спада. В наступившем 2009 г., несмотря на некоторое
ослабление инфляционного давления, многие экономические показатели, включая промышленное производство, внутренний спрос и объем экспорта, продолжили ухудшаться. Так, экспорт в январе 2009 г. сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 г. Объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 г. снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Особенно заметно стало сокращение продаж дорогих товаров.
Однако, практически сразу правительство РК начало прилагать активные, хоть и почти безуспешные усилия по преодолению кризиса долларовой ликвидности. Еще в октябре 2008 г. правительство РК обнародовало комплексный план преодоления глобального финансового кризиса. Он включал в себя ряд мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия неблагоприятной ситуации в мировой банковской системе, на фондовых и валютных рынках. Среди них — гарантии отечественным банкам по зарубежным займам, поддержка ликвидности национальной валюты и американского доллара, меры по стабилизации фондового рынка, поддержка малого и среднего бизнеса, а также участие в международных антикризисных действиях.
В данной работе рассмотрены основные меры, предпринятые правительством Южной Кореи и результаты, к которым они привели.
В работе освещаются и аспекты внешней торговли, как отражение интеграционных процессов в регионе, способствовавших скорейшему выходу Южной Кореи из кризисного состояния.
Актуальность данной работы связана с необходимостью изучить новые тенденции постиндустриальной фазы развития южнокорейского хозяйства как во внутренней хозяйственной структуре, так и во внешнеэкономическом секторе. Важным представляется и изучения опыта такой индустриально развитой страны как Южная Корея в кризисном урегулировании. Познавательными для нашей, и не только нашей страны являются как темпы выхода из кризиса, так и высокий уровень экономического роста Республики Корея после него.
Целью данной работы является выявление и анализ проблем в экономической сфере, с которыми столкнулось правительство Южной Кореи после кризиса 2008 г, изучение путей выхода из них на примере мер , предпринятых руководством Республики Корея, направленных на реформирование финансовой системы и государственного сектора. Проанализировать роль внешней торговли и участия в интеграционных объединениях, а также сотрудничество с Российской Федерацией в экономической сфере, что вместе взятое способствовало выходу из кризиса и дальнейшему экономическому росту.
Задачи работы:
-выявить конкретные структурные проблемы в экономической сфере, возникшие в результате мирового финансового кризиса 2008г
-рассмотреть и проанализировать методы, с помощью которых правительство РК боролось с последствиями кризиса
-выявить основные результаты борьбы с кризисом и его последствия
-рассмотреть участие Южной Кореи в интеграционных объединениях, как один из аспектов, способствующих развитию экономики страны
-показать роль экономического сотрудничества с Россией, обозначив основные направления и успехи сотрудничества
Объектом исследования является современная экономика Республики Корея, начиная с 2008 года, с точки зрения ее структурных проблем и перспектив их преодоления.
Предметом исследования являются экономические проблемы Республики Корея, возникшие в результате кризиса 2008 года, способы и меры их преодоления, вовлеченность Южной Кореи в интеграционные процессы в АТР, экономическое сотрудничество РФ и РК в контексте его влияния на развитие экономики страны.
Основной акцент в работе сделан на конец 2000-х - начало 2010-х годов, так как именно в это время в мире разгорелся финансовый кризис, повлиявший на все сферы экономики не только в Южной Корее, но и во всем мире. Именно конец 2000- х годов страна встретила, хоть и опираясь на более прочный фундамент, обусловленный постепенной либерализацией и интеграцией в мировую экономику, но и с более сложными и комплексными проблемами. Начало 2010-х годов - период,когда страна успешно принимала меры и справлялась с последствиями мирового финансового кризиса. В работе показана динамика изменения основных экономических показателей именно в этот период.
Поскольку данная работа представляет собой в большей степени анализ динамики основных экономических показателей Южной Кореи в указанный период, основными источниками являются именно статистические материалы. Наибольшую значимость для написания данной работы представляли базы данных Ассоциации внешней торговли Республики Корея , где указаны основные показатели, касающиеся экспорта и импорта государства, Министерства труда и занятости , где предоставлена информация о статистике безработицы и занятости населения, что является одним из важнейших структурных показателей экономики. Использовались также данные Национальной службы статистики и Банка Кореи , которые содержат информацию о структуре ВВП
страны, экономическом росте и прочих экономических показателях. Экспортноимпортный банк Кореи позволил также получить точную информацию о динамике внешней торговли в выбранный нами период, официальные сайты Министерства Финансов и Стратегического развития Республики Корея и Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея помогли в более точном и детальном изучении внутреннего состояния экономики страны в период кризиса и после выхода из него. Также использовалась информация таких статистических источников, как Портал статистической информации Республики Корея и Государственной статистической организаций Республики Корея , где собраны практически все данные и цифры, касающиеся основных экономических показателей Южной Кореи. В четвертой главе, касающейся корейско-российских взаимоотношений в экономической сфере, использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной Таможенной службы , показывающие динамику товарооборота внешней торговли между двумя государствами.
Большую роль в написании работы сыграли такие источники, как Министерство экономического развития РФ , Портал внешнеэкономической информации , где содержится не только информация о двустороннних отношениях России и Республики Корея, товарообороте двух стран, динамике взаимных инвестиций и перспективных отраслях сотрудничества, но и общая информация о соглашениях, подписанных Кореей, ценовой динамике и инфляционных процессах, и прочих основных экономических показателях Республики Корея. Также на этих сайтах можно найти обзор СМИ Кореи и России за любой интересующий период. Официальный сайт АТЭС18 послужил одним из источников, позволившим оценить значимость интеграционных процессов в экономике Южной Кореи. Официальный сайт Российского совета по международным делам стал основным источником при написании четвертой главы, поскольку содержит в себе массу информации не только о текущем состоянии экономического взаимодействия двух стран, но и о перспективах возможного развития отношений и сотрудничества. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока позволяет детально изучить конкретные отрасли и показатели, касающиеся корейских инвестиций в этот регион и оценить взаимодействие двух стран в этой области.
Помимо статистических данных в работе широко использовались материалы информационных агентств и газет, таких как: информационное агенство "Дейта" , РИА Новости , "PrimaMedia.ru" , ИТАР-ТААС ,"Korean Broadcasting System" ,
освещающая основные события на 11 языках, "Beсти Экономика" , Газеты "Ведомости"2 , "Взгляд"2 , "Сеульский Вестник"3 , "Газета.ш" , "Коммерсантъ" , крупнейшая газета Республики Корея, доступная на корейском, английском, китайском и японском языках "The Chosun Ilbo" , "The Korea Times" . Эти источники содержат в себе информацию как об основных событиях, касающихся экономики страны, происходивших в указанный период, так и оценку действий южно-корейского правительства, касательно мер и реформ, предпринимаемых для урегулирования последствий обрушившегося мирового финансового кризиса 2008 года.
Литература: работа М.П. Кукла "Экономика Республики Корея в начале 2000-х гг" , оказалась полезной для раскрытия темы,поскольку автор показываает в ней внутренние тенденции экономического развития Южной Кореи, оформившиеся в начале 2000-х гг. Показывает динамику основных макроэкономических показателей, достижения и проблемы экономического развития, содержание экономической политики государства в этот период, знакомит читателя с внешнеэкономической составляющей хозяйства страны: динамикой и структурой торговли и инвестиционных процессов, описананием новых тенденций во внешней торговле - активизацией работы по соглашениям о свободной торговле, изменению географической структуры торговли и инвестиций, культурной экспансии. Немаловажную роль сыграли также работы Коргун, И. А., Поповой Л. В. "Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2000-е гг.)" и работы доктора экономических наук С.С. Суслиной, такие, "Экономика Республики Корея в свете глобализации", "Республика Корея и мировой финансовый кризис" , "Экономика Республики Корея: новые перспективы и вызовы" ," Южнокорейская проекция мирового финансового кризиса" . В упомянутых работах автор подробно раскрывает проблемы, с которыми экономика РК столкнулась на рубеже 2000-х - 2010-х годов, указывает на возможные пути выхода из сложившейся ситуации и приводит меры, которые уже принимаются правительством, анализируя их и давая свою авторскую оценку.
Анализируя степень изученности данной темы, следует сказать,что российские ученые создали не так много трудов, касающихся экономики Южной Кореи в указанный период, поскольку он охватывает промежуток времени в недалеком прошлом. Наиболее содержательными работами по этой теме являются труды, опубликованные на информационно-аналитических порталах, а также статьи в ведущих газетах и журналах России и Республики Корея, посвященных экономической тематике. Авторы анализируют проблемы и перспективы экономики страны и сотрудничества, приводят статистические данные, которые крайне важны при изучении данной тематики, приводят выдержки и ссылаются на официальные документы.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении содержится обоснование актуальности и практической значимости темы,основные цели и задачи, обозначены и обоснованы хронологические рамки исследования, представлена информация об использованных иточниках и литературе.
Глава 1. " ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА 2008г." освещает основные макроэкономические показатели экономики страны в указанный период времени и показывает их динамику. Также в данной главе рассматриваются структурные проблемы экономики, с которыми Южная Корея столкнулась в конце 2000х годов.
Глава 2. "НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОСЛЕ КРИЗИСА 2008г." посвящена анализу реформ правительства Республики Корея, направленных на кризисное урегулирование экономики. Рассматриваются основные реформы в сфере государственного сектора и реформы финансовой системы, предложенные президентом Ли Мен Баком. Глава также освещает основные результаты борьбы с кризисом и указывает на реформы и проекты, которые способствовали скорейшему выздоровлению экономики, либо ему препятствовали.
Глава 3. " УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В АТР " рассматривает и дает анализ внешней торговли как отражению интеграционных процессов в регионе. В главе систематизируются и анализируются данные, касающиеся корейского экспорта и импорта, а также рассматривается участие Республики Корея в интеграционных экономических объединениях.
Глава 4. : "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И РФ." затрагивает основные аспекты сотрудничества двух государств в экономической сфере, приводятся примеры сотрудничества с такими регионами РФ, как Приморский край и Дальневосточный федеральный округ. Также в главе приводятся перспективные отрасли сотрудничества между двумя государствами.
В заключении подводятся итоги работы.
Экономический кризис - это падение производства в значительных масштабах, сокращение капитальных вложений, рост безработицы, увеличение количества банкротств фирм и компаний, падение курса национальной валюты и ряд других экономических потрясений. Опыт Южной Кореи в преодолении последствий мирового финансового кризиса и планы по реализации программы экономического роста могут служить примером как для правительства России, так и любой другой страны страны.
Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на состояние глобальной финансовой системы и, как по цепной реакции, перекинулся на экономику самых разных государств. Сложившаяся ситуация заставила правительства развитых стран мира объединить усилия в поисках решений по выходу из кризиса, а также использовать внутренний потенциал и резервы государства для поддержки реального производства и стабилизации национальной экономики. В этом смысле определенный интерес представляют собой антикризисные шаги правительства Республики Корея, которые основываются на инновационном подходе, мощном финансовом резерве и способности эффективно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику.
Экономика Республики Корея (Южная Корея) считается одной из динамично развивающихся и сильных - сегодня она занимает 4 место среди стран Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) и 15-е в мире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.
Республика Корея менее чем при жизни двух поколений стала одним из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении, в производстве полупроводников и электроники. Кроме того, она получила мировую известность как мощный центр развития информационных технологий со своей информационной инфраструктурой, выстроенной системой логистики, которая охватывает всю страну.
Бурный экономический рост в 80-х годах сменился замедлением в следующем десятилетии. Тем не менее, в тот период были сделаны наибольшие вложения государственных средств в финансирование научных исследований и проектов, в укрепление национальной безопасности и системы образования, на развитие городской инфраструктуры, строительство жилья и т.д.
Но азиатский финансовый кризис, который разразился в 1997 году, пошатнул экономику страны. Правительству пришлось обращаться за помощью к Международному валютному фонду (МВФ) и просить о предоставлении крупных займов. Южная корея успешно преодолела последствия кризиса конца 90-х и уже в 2008 оказалась на пороге следующего.
В конце 2000-х гг. в социально-экономической структуре страны сформировался ряд значительных диспропорций:
1) Высокая задолженность домашних хозяйств
2) Зависимость уровня инфляции от движения цен на энергоресурсы.
3) Дисбаланс в уровне оплаты труда, производительности между сферой услуг и производственной сферой.
4) Поляризация денежных доходов населения.
5) Безработица среди молодежи.
6) Многолетний экономический рост Республики Корея, вызванный, прежде всего, ростом промышленного производства, обострил экологические проблемы, в частности, выброс парниковых газов.
7) Демографический дисбаланс, связанный со старением населения и
снижением рождаемости.
8) Жилищная проблема.
9) Сложное положение малого и среднего бизнеса.
Благодаря успешной антикризисной политике экономика Республики Корея быстро восстановилась после мирового финансового кризиса. Реальный рост экономики в 2009 г. был положительным, хотя составил всего 0,25%. Рост ВВП восстановился до 6,3% (лучший показатель с 2002 г.) в 2010 г. благодаря стабильности внутреннего спроса и резкому росту экспорта на 14,7% в 2010 г., на 9,5% в 2011 г. В 2011 г. стабилизировался на уровне 3,6%.
Восстановление роста ВВП было связано с проведением эффективной макроэкономической и финансовой политики.
В пакет мер по поддержке национальной экономики правительство включило реформы государственной и финансовой системы, включающие меры, направленные на улучшение инвестиционнога климата, сокращение инфляции, сокращение налогов, сокращение государственного присутствия в экономике и влияния на экономику. В феврале 2008 г. вступил в должность новый президент Республики Корея Ли Мен Бак. Экономическая программа, с которой он шел на президентские выборы , вращалась вокруг символа «7-4-7»: он пообещал обеспечить 7%-ный ежегодный экономический прирост (по итогам 2007 г. примерно 4 - 4,3%), довести южнокорейский ВНП на душу населения до 40 000 дол. США (в 2007 г. около 20 000 долл.) и в течение ближайших 10 лет войти в число семи ведущих экономик мира.
Положительную роль в восстановлении экономики сыграло проведенное в рамках антикризисных мероприятий конца 1990-х - начала 2000-х гг. реформирование
финансово-промышленных групп, повысившее их эффективность и оздоровившее их структуру. В результате, южнокорейское автомобилестроение, равно как металлургия, электроника, промышленность высоких технологий успешно пережили снижение потребительского спроса на американском и европейском рынках.
Первоочередная задача, стоявшая перед правительством Республики Корея в начале 2010-х гг. - способствовать выравниванию условий функционирования сферы услуг и производственной сферы. Достичь этого планировалось за счет введения дополнительных налоговых льгот и других мер поддержки (в том числе государственных кредитных гарантий) для сферы услуг, при этом сохраняя существующий уровень поддержки промышленного сектора.
Южнокорейское правительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии.
Кроме того, рост доли Китая и уменьшение доли США в торговле Республики Корея имели положительное влияние на экономическую стабилизацию, так как падение спроса на американском рынке не имело для южнокорейских экспортеров значительных деструктивных последствий.
Начиная с 1970-х гг., когда экономика Республики Корея начала активно развиваться, основной движущей силой экономического роста стал экспорт. Его значение для экономического развития страны сложно переоценить. Благодаря успешной экспорториентированной стратегии страна достигла значительного экономического развития и роста. Темпы роста экспорта значительно превосходят другие показатели. За 50-летний период с 1960 г. по 2012 г., объем экспорта вырос в 16 тысяч раз: с 32 млн долл. до 547 млрд 870 млн долл. За тот же период объем ВВП вырос в 3000 раз, объем импорта - в 1000 раз. Это стало возможным благодаря локализации производства промежуточной продукции и полуфабрикатов в стране и стимулированию технологического развития национальной промышленности.
Интенсификации сотрудничества в Северо-Восточной Азии в значительной степени способствовала активизация в 90-е годы торговых, инвестиционных и технологических связей на двусторонней основе, прежде всего Южной Кореи с Большим Китаем (материковый Китай и Гонконг) и Японией.
На протяжении последнего десятилетия отчетливо проявляется растущее влияние КНР на экономику Южной Кореи. Воздействие это неоднозначно: с одной стороны Китай выступает как конкурент интересам Республики Корея, с другой - расширение емкого китайского рынка открывает для южнокорейского бизнеса новые возможности роста.
Соглашение с Японией в южнокорейском министерстве иностранных дел считают отправной точкой региональных интеграционных процессов, охватывающих все страны Северо-Восточной Азии. Взаимодействуя с Токио, Сеул рассчитывает, во-первых, успешнее расширять свое экономическое присутствие на перспективном китайском рынке, во-вторых, пытается выработать согласованную политику в отношении создания регионального экономического союза с участием Южной Кореи, Японии и Китая.
Экономическое сотрудничество с Россией также играет немаловажную роль в способствовании развитию экономики обеих стран. Россия занимает 13-е место среди внешнеторговых партнеров Республики Корея, в том числе 11-е по экспорту и 13-е по импорту. По итогам 2011 г. Республика Корея заняла 3-е место среди стран Восточной Азии по объему товарооборота с Россией после КНР и Японии. Страны сотрудничают в различных сферах, таких как энергетика, космос, рыболовство, пищевая промышленность и туризм. Развитие сотрудничества РК и РФ в экономической сфере имеет на сегодняшний день перспективы.
В целом, учитывая высокий экономический потенциал Южной Кореи и целеустремленную, направленную на высокий результат инновационную экономическую политику правительства, страна безболезненно преодолела последствия кризиса и совершила очередной экономический рывок, который сегодня называют новым корейским «экономическим чудом».
1. Банк Кореи, http://bok.or.kr
2. Внешняя торговля России. Федеральная служба государственной статистики.
Электронный ресурс. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/26-01.htm
3. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае. Официальное издание: Стат. сб./ Федер. служба Госстатистики; Примор. краев. ком. гос. статистики; Редкол.: В.Ф. Шаповалов и др. - Владивосток: Примкрайгосстат, 2004. - 24 с.
4. Данные Федеральной Таможенной службы РФ: www.customs.ru
5. «Деловая Корея» — раздел базы данных Polpred.com 1998-2012 гг. URL: http://korea.polpred.com/
6. Доклад о состоянии креативной сферы РК. 3 квартал 2012 г. // http://www.kocca.kr/ P.22
7. Китай и Южная Корея подписали соглашение о свободной торговле. Информационный портал"Южный Китай. Особый взгляд." URL: http://south-insight.com/node/1655
8. Краткий обзор инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Корея [Электронный ресурс] URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_rus_projects/
9. Краткое изложение Нового «зеленого» курса политики // Ministry of Foreign Affairs,
Republic of Korea. URL: http://rus-
moscow.mofat.go.kr/webmodule/htsboard/template/read/legengreadboard.jsp?typeID=16&board id=12305&seqno=665661&c=&t=&pagenum=1&tableName=TYPE_ENGLEGATIO&pc=&dc =&wc=&lu=&vu=&iu=&du=
10. Министерство труда и занятости, http://www.moel.go.kr
11. Национальная служба статистики, http://kostat.go.kr/portal/korea/index.action
12.Об иностранных инвестициях в экономику Приморского края в 2006 г. (краткий статистический сборник). - Владивосток: Примкрайкомстат, 2007. - 18 с.
13.Обзор СМИ Кореи за октябрь 2013 года. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_news/12050.html 14.Обзор СМИ Республики Корея за период с 1.04.2016 по 30.04.201 б.Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_news/8318.html (дата обращения 14.05.2016)
15. Пак Сечжонг. Китай потеснил США и стал основным торговым Южной Кореи .2011 [Электронный ресурс] .//URL: http://www.kbs.co.kr [Дата обращения: 03.05.2012]
..42