Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Работа №190043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Экологические поселения в современном мире 12
1.1 Феномен экопоселений: идея, практика, классификация 12
1.2 История появления и развития экологических поселений на территории России 17
Глава 2 Социальные практики в российских экопоселениях 24
2.1 Социальный портрет экопоселенца 24
2.2 Разрешение конфликтов, внутреннее и внешнее социальное взаимодействие в уставах экологических поселений 31
2.3 Перспективы экопоселенческого движения в России 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложение А Интервью 53
Приложение Б Карты экологических поселений России 63
Приложение В Аналитика поисковых ресурсов 66


Актуальность темы. В 1990-х гг. в России начал складываться новый социальный феномен - экопоселенческое движение. В странах Запада схожие процессы начались на 15¬20 лет раньше и получили название субурбанизации - в США это привело к появлению пригородов и формированию «одноэтажной Америки», в Европе - к формированию экологических деревень и экогородов. Экопоселенческое движение в России мало изучено в силу новизны данного явления. Оно находится на стадии формирования, активного роста и развития . Число таких поселений растет с каждым годом, в 2012 г. их насчитывается 2622. Точной статистики по тому, какое количество людей на данный момент проживает в экопоселениях нет. По некоторым данным, только в обустройстве родовых поместий (самый распространенный вид экопоселений в России) задействовано до 50 тысяч человек . Экологические поселения находятся в стадии становления, что позволяет подробно рассмотреть и проанализировать этот феномен. Однако, есть ряд сложностей в рассмотрении таких сообществ: во-первых, по данной проблеме вышло относительно немного исследовательской литературы, большая часть из которой дает информацию о поселениях европейской части России, во-вторых, поселения зачастую представляют собой закрытые сообщества, не готовые поделиться своим образом жизни с исследователями. В то же время данная проблема представляется актуальной, поскольку имеет большое количество последователей по всему миру, в России, и в Сибири.
Объект исследования - феномен экологических поселений.
Предмет исследования - история возникновения и социальные практики в экологических поселениях России.
Целью данного исследования является определение роли экопоселений в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные особенности возникновения российских экологических поселений;
2. Выявить специфические черты социальных практик экопоселенческого движения в России;
3. Сравнить уставы экологических поселений России, выявить общее и особенное;
4. Определить место и роль экопоселенческого движения в российском обществе.
Методология исследования. Выполнить поставленные задачи позволило использование общенаучных методов, таких как - индукция, которая подразумевает выявление общих выводов через частные факты и положения - «быт отдельной семьи в экопоселении», «быт конкретного экопоселения», «устройство быта экопоселений России». Дедукция - метод, который позволяет прийти от общих положений к частным выводам, в данной работе он использовался в выяснении причин образования экопоселений в России: «причины появления экопоселений в России», «причины образования отдельных экопоселений», «причины ухода из города конкретных семей». В работе применен метод систематизации, который необходим при описании системы внутреннего устройства экодеревень и экопоселений России, ее подсистем и функций. Также применен такой вид социологического исследования как опрос, с применением количественного метода в анализе его результатов.
Для достижения поставленных задач использованы специально-исторические методы такие как историко-сравнительный анализ с применением строгих и нестрогих аналогий в ходе сравнения современного экопоселения и традиционной русской общины, а также сравнение в рамках одной культурно-исторической общности, которое используется при сравнении экопоселений, в данный момент расположенных на территории России.
В работе использован метод глубинного интервью. В качестве респондентов выступают инсайдеры - жители экопоселений, их лидеры, участники (действующие и бывшие) и исследователи этого движения.
Хронологические рамки охватывают период 1990-2019 гг., поскольку первые альтернативные поселения возникли на территории России в 1990 г. и продолжают активно развиваться до настоящего времени.
Территориальные рамки очерчены границами Российской Федерации.
Степень изученности темы. Внимание исследователей к данной теме сформировалось с 1990-х гг. Р. Гилман в 1991 г. выпустил отчет «Ecovillages and Sustainable Communities» («Экодеревни и устойчивые поселения»), в котором рассмотрел характерные особенности экодеревень, опыт их создания в различных частях света, трудности, возникающие при их образовании. Автор выделяет такие аспекты в изучении экопоселений как объединяющие ценности, взгляды на внешний мир, экономика, хозяйственно-бытовое 6
устройство, общественные структуры. Стоит отметить, что Р. Гилман определяет экодеревни не как возврат к прошлому, а как новый социальный феномен .
В 2006 г. вышла монография Дж. Доунсона «Ecovillages: New Frontiers for Sustainability» («Экопоселения: новые рубежи устойчивого развития»), в которой он описал перспективы развития экопоселений и обозначил такие их черты, как проектирование жизненного пространства с использованием природы и энергосберегающих технологий, органическое производство и переработка продуктов питания, самоуправление жителей для разрешения конфликтов и интеграции поколений, создание модели культуры мира и целостного образования человека .
В 2003 г. Д.Л. Кристиан, проживающая в экопоселении Этхэвен (Earthaven Ecovillage) в горах Блю Ридж издала книгу - практическое пошаговое руководство по созданию экопоселений «Creating a Life Together: Practical Tools to Grow Ecovillages and Intentional Communities» («Творим совместную жизнь, или Как создать Экопоселение или Общину Вашей Мечты»). На основе опыта создания альтернативных общин в Северной Америке был сформулирован ряд рекомендаций, которые, по мнению автора, необходимо соблюдать при создании экологического поселения .
Отечественные исследователи также обращались к феномену экопоселений. В 1998 г. вышла статья историка А.В. Шубина «Альтернативная община - экзотика или дорога в будущее?», в которой он дал характеристику и определения экопоселениям, привел примеры как зарубежных, так и российских крупных альтернативных поселений. Например, российскую общину Китеж, основанную индологом-историком Д.В. Морозовым. Автор выделил основные составляющие социальной структуры альтернативных поселений, а также оценил перспективы их развития в современном мире .
И.П. Кулясов и А.А. Кулясова - непосредственные участники экологического движения и жители экопоселения, в период с 2003 по 2007 гг. Опубликовали ряд статей, которые обозревали жизнь и быт в различных экопоселениях . Отметим, что работы, вышедшие из-под пера участников экологических поселений не лишены доли субъективности, поскольку они заинтересованы в популяризации этого движения.
В 2011 г. группой исследователей под руководством социолога С.Е. Боровикова подготовлен итоговый отчет по исследовательской теме: «Альтернативные
(самоорганизующиеся) поселения современной России: их деятельность и развитие в социальной перспективе». В отчете было дано описание альтернативным поселениям, разработана их типология по различным критериям, охарактеризован образ жизни участников. В ходе изучения таких современных российских поселений, как Благодать, Гармония, Гришино, Любинка, Нево-Эковиль, Славно и Ковчег, была выявлена мотивация переезда в них, система ценностей, культурные ориентиры и особенности внутренней и внешней коммуникации. Помимо российских альтернативных поселений исследователями были рассмотрены и зарубежные. В заключении были спрогнозированы дальнейшие сценарии развития альтернативных поселений в России .
Одно из самых масштабных исследований по данной теме провела исследовательская группа «Циркон» - независимая частная исследовательская компания. В 2012 г. ею был подготовлен аналитический отчет «Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения». Объектом изучения стали экопоселения России и их жители, а предметом - мотивация к проживанию в таких поселениях и перспективы их распространения на территории России. Аналитический отчет был составлен с применением методов не включенного структурированного наблюдения с ведением дневника наблюдения в российских экопоселениях и глубинных интервью с их лидерами и активистами . Однако, рассмотрены только экопоселения европейской части России.
Полученные данные стали основой для дальнейшей разработки темы в научных статьях. Так в 2014 г. И.В. Задорин, Д.В. Мальцева, А.П. Хомякова, Л.В. Шубина подготовили статью «Альтернативные сельские поселения в России: стихийная внутренняя эмиграция или осознанный трансфер в будущее», в которой дан краткий экскурс в историю экопоселений, охарактеризована мотивация переезда в них, раскрыта тема возможного потенциала экологического движения в России .
В 2010 г. М.В. Рыбаковой была защищена докторская диссертация по специальности «Социология» - «Социальные экологические практики: состояние и система взаимодействия», в которой она подробно рассмотрела экопоселения как социальный новый феномен, институциональные основы социальных экологических практик, типы социальных экологических практик в российском социокультурном пространстве . В этой работе автор дал характеристику институту социальных экологических практик, их правовых и социально-экономических аспектов, роли системы образования в формировании социальных экологических практик. В 2012 г. М.В. Рыбакова издала монографию «Социальные экологические практики. Состояние и механизмы управления», в которой обозначила тенденции развития экологических практик в обществе, особенности их формирования, их место и значение в современном мире .
Обращение к основным работам по теме позволяет утверждать, что несмотря на возрастающий интерес к феномену экопоселений, теоретическая и эмпирическая база их исследования пока не разработана в полной мере, отсутствует общепринятая классификация, не выделены критерии экологических поселений. Исследовательская традиция в России формируется, в основном, инсайдерами движения. Тема, в целом, малоизучена, как на Западе, так и в России в силу новизны данного явления, которое еще переживает процесс становления и развития по всему миру, в России и в ее сибирских регионах.
Источниковая база исследования
1. Уставы экологических поселений. Эти документы представлены на веб-ресурсах экологических поселений. Сравнительный анализ уставов экологических поселений различных регионов России позволяет выявить специфические и универсальные тенденции в социальных практиках, определить общее и особенное в целях их создания, структурах управления и контроля. Автор обратился к уставам экопоселений «Ковчег» (Калужская область, Малоярославецкий район), устав родового поместья «Райское»
(Тюменская область), устав поселения «Светлое» (п-ов Крым), устав поселения «Родовое» (Тульская область).
2. Делопроизводственная документация - протоколы Общего собрания экопоселения «Райское» (№ 1 - 26) в период с 2006-2018 гг. позволили рассмотреть внутреннее устройство и социальную структуру поселения. Посредством протоколов возможно более детально охарактеризовать устройство и работу органа управления в экологическом поселении, а также проследить его развитие в течении 12 лет, рассмотреть поэтапное развитие поселения и те трудности, с которыми столкнулось поселение с момента основания до настоящего времени.
3. Картографические источники - карты экопоселений России, которые позволяют определить плотность поселений в различных регионах и их взаимосвязи с крупными городами. Карты предоставляют возможность рассмотреть географию поселений, находящихся на различных стадиях формирования: 1) инициативная группа, 2) оформление земли, 3) строящееся поселение, 4) поселение, в котором проживает более 10 семей, 5) развитые поселения, в которых люди проживают круглогодично.
4. Интервью. В ходе исследования был проведен ряд интервью с участниками экопоселенческого движения:
Интервью с одним из основателей родового поместья «Солнечная поляна» в Томском районе, проживающего в нем 11 лет, позволило подробно рассмотреть бытовой и идейный аспект родовых поместий.
Интервью с членом инициативной группы позволило прояснить мотивы ухода от привычного социального окружения, раскрыть результаты деятельности по созданию экологического поселения.
Интервью с участником, проживающим 5 лет в родовом поместье «Любимовка» в Тверской области, дало возможность рассмотрения и сравнения различных родовых поместий, а также позволило охарактеризовать мировоззренческий аспект.
Интервью с бывшим участником экопоселенческого движения, организатором экологического поселения «In the Future», а также многократным участником различных поселений, показывает возможный жизненный путь экопоселенца от создателя и активиста до отхода от этой идеи.
Интервью с создателем «Каталога поселений родовых поместий России», собирающего и распространяющего информацию по данной теме позволило раскрыть отличительные особенно родовых поместий. В ходе интервью были заданы как общие, так и индивидуальные вопросы. Общие вопросы позволили осветить тему мотивов переезда, 10
социальных практик и внутреннего устройства, способов разрешения конфликтов, бытовых трудностей, способов заработка, а также позволили осветить то, какие перспективы видят для себя и движения его инсайдеры. Интервью проводились в формате беседы, следовательно, формулировки вопросов незначительно отличались, также присутствуют индивидуальные или уточняющие вопросы. Интервью приводятся с разрешения информантов. Преимуществом данных источников является их уникальный авторский характер.
Структура работы соответствует ее содержанию. В первом разделе первой главы рассмотрено формирование феномена экологических поселений от первых идей, появившихся в XIX веке, до современных экологических центров; представлены определения экопоселений и их классификация в исследовательской литературе. Во втором разделе первой главы кратко рассмотрена история возникновения экологических поселений в России, дана их периодизация, выделены особенности каждого периода и описано современное состояние экопоселенческого движения в России. Вторая глава посвящена социальным практикам. В первом разделе второй главы дана характеристика жителей экологических поселений, которая включает в себя возраст, род занятий, социальный статус, ценности и взгляды, а также рассмотрены мотивы, которые движут участниками экопоселенческого движения. В создании портрета экопоселенца использованы полевые материалы исследователей, а также авторские интервью. Внимание второго раздела второй главы обращено к уставам различных экологических поселений, а также к их делопроизводственной документации. На основе этих данных было выявлено социальное устройство, способы разрешения конфликтов, особенности внутреннего взаимодействия жителей экологических поселений, а также их взаимодействие с внешней средой. В третьем разделе второй главы дается попытка обозначить перспективы экопоселенческого движения в России, основанная на материалах интервью.
Приложение А содержит интервью с непосредственными участниками экологических поселений России. Приложение Б оформлено в виде карт экологических поселений, которые дают информацию об их географическом положении России, а также представление о стадиях, на которых они находятся. Приложение В раскрывает востребованность темы путем анализа аналитики графиков, выражающих отношение поисковых запросов и количества информации по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе существуют различные формы социальной автономизации и архаизации. Одним из них является движение экопоселений. Идеи о создании автономного общества на природе зародились в Европе в середине XIX в. Реализация идей и создание экологических поселений в мире относятся ко второй половине XX в. На сегодняшний момент движение распространено в различных странах. Экологические поселения объединяются в ассоциации городов, стран и континентов. Также существует мировая ассоциация экологических поселений. На территории России движение начало зарождаться в конце XX в. в период политической, экономической и социальной нестабильности, и в настоящее время находится в стадии формирования и развития. Это дает возможность проследить тенденции и особенности развития наиболее полно и позволяет подробно рассмотреть и охарактеризовать это движение.
Экопоселения - вид альтернативных поселений, которые создаются инициативными группами людей, объединенными общими идеями. В первую очередь идеи связаны с устойчивым развитием и созданием экологического пространства для жизни, также поселения могут иметь религиозную или эзотерическую направленность. В каждом отдельном поселении, существует своя специфика и идеология. Особенностью экопоселенческого движения в России является, то что наиболее распространенным видом экологических поселений являются родовые поместья, которые начали формироваться в начале XXI в. после выхода книг В.Н. Мегре. Эта особенность является уникальной и отличает это движение от западного опыта создания альтернативных общин. Помимо родовых поместий в России существуют экологические поселения, которые не связаны с трудами вышеупомянутого автора. Их участники преследуют цель создания благоприятной экологической среды для собственной жизни, прежде всего. В то время как целью родовых поместий является создание благоприятной среды для будущих поколений, создания места для рода. Несмотря на различия, члены различных экологических поселений имеют общие черты. К таким чертам можно отнести стремление поселений к автономности и внешней архаизации в сочетании с активным использованием современных технологий, таких как альтернативные источники энергии и сеть интернет. Веб-ресурсы являются основным способом распространения информации о жизни в поселениях, а также наиболее эффективны в поисках новых членов движения. Благодаря доступности и скорости распространения информации в современном мире движение набирает все больше последователей.
Появление и активное развитие этого движения обращает внимание и тех, кто не относится к экопоселенческому движению: со стороны научного сообщества, СМИ и пользователей всемирной сети. Исследователи рассматривают различные аспекты движения. Экопоселения - это небольшое общество, поэтому особенный интерес для исследователей представляют социальные аспекты. Ввиду того, что визуально поселения имеют архаичные черты, они обращают на себя внимание. Исследования социальных практик, как правило, осуществлялось на таких источниках, как интервью с непосредственными участниками движения, однако полученная информация, несмотря на ее уникальность, обладает высоким уровнем субъективности. Как и всякое общество, экологическое поселение имеет свои правила, которые, в большинстве развитых поселений, регламентируются уставом. Уставы позволяют получить подробную информацию и о социальном составе, и о способах внутреннего взаимодействия жителей, а также дать информацию об особенностях определенного поселения. Сравнение уставов различных экологических поселений и родовых поместий позволило выявить общие черты экологических поселений. В первую очередь - это информация о целях создания поселения и предполагаемом конечном итоге совместной деятельности. Цели, как правило, затрагивают не только бытовые аспекты, но и духовные. Жители поселений намерены создать не только экологическую среду, но развиваться духовно. Уставы также дают информацию о способах достижения целей. В наиболее развитых поселения существует совещательный орган управления, который создается стихийно или намерено. Характерной особенностью является отсутствие единоличного главы, лидера или управленца в поселениях. Решения принимаются в совещательном органе управления. Иногда в уставах можно встретить наличие должностей, однако они носят либо формальный характер, либо служат инструментом распределения ответственность внутри поселения. Наиболее частой практикой в поселениях является всеобщее голосование. Решения принимаются в совещательном органе управления, который носит различные самоназвания, такие как «Общее собрание» или «Вече». Принятие тех или иных решений проходит путем голосования большинства. Соответственно, уникальность экопоселенческих сообществ выражается в равноправии всех членов и возможности любому участнику напрямую участвовать в управлении поселения. В свою очередь, участники экологических поселений - это инициативные представители городской интеллигенции, зачастую имеющие высшее образование и, в прошлом, имевшие достойную работу в городе. Уставы обозревают большинство аспектов жизни экологических поселений. К ним относятся права и обязанности жителей, помимо того, что их деятельность не должна нарушать законодательство Российской Федерации, существуют еще и внутренние правила. Они связаны с поддержанием экологии в поселении в достойном состоянии, вводят запрет на убийство животных и использование химических удобрений для земледелия. Для уставов характерно наличие рекомендаций для жителей поселения, которые включают в себя: поддержание добрососедских отношений, оказание помощи и поддержки жителям поселения, запрет на употребление нецензурной лексики, алкоголя, табака и веществ, изменяющих сознание. Эти пункты носят рекомендательный характер в уставах, так как за несоблюдение этих правил уставом не предусмотрено санкций по отношению к нарушителю. Подобные ситуации рассматриваются на общем собрании в индивидуальном порядке. Однако возникают и межличностные бытовые конфликтные ситуации. В таком случае используются техника медиации, при которой участвует посредник, целью которого является примирение сторон.
При сравнении уставов использовались также протоколы общих собраний, которые позволили просмотреть историю конкретного экологического поселения и определить тенденции развития, наиболее частые трудности и пути их решения. Экологические поселения, как развивающееся общества, сталкиваются с рядом сложностей - оформление земли, строительство жилья и инфраструктуры, финансовое обеспечение поселения. Наиболее эффективным способом решения проблем является создания общего бюджета и его планирование, а также практикуется назначение лиц, ответственных за пополнение и распределение бюджета. Пополнение бюджета происходит за счет членских взносов или сторонних мероприятий, которое организовывает поселение (семинары, лекции, дни открытых дверей, лагеря, агротуризм).
Экологические поселения в России, несмотря на внешнее сходство с русской общиной, являются уникальным явлением современного российского общества, которое имеет национальные особенности и характерные, преимущественно для российских поселений, черты. Поселения используют достижения цивилизации для развития и популяризации экопоселенческого движения, число последователей которого ежегодно увеличивается. Экопоселения на данный момент не являются автономными общинами, а напротив взаимодействуют с внешний миром, адаптируются и находят свое место в нем.



1. Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древней Руси: монография. - М.: МИИТ, 2006. - 228 с.
2. Гилман Р. Эко-деревни и устойчивые поселения. - СПб.: Центр гражданских инициатив, 1994. - 266 с.
3. Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Мальцева Д.В. и др. Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения // Исследовательская группа Циркон. - М.: АНО «Социологическая мастерская Задорина», 2012. - 113 с.
4. Кулясов И.П. Экологические поселения. - Екб: Издательские решения, 2016. - 210 с.
5. Путинцева Н.В. Восстановительное правосудие в России. - М.: Общественный центр «Судебно-правовая реформа», 2012. - 70 с.
6. Рыбакова М.В. Социальные экологические практики. Состояние и механизмы управления. - М: Университетская книга, 2012. - 318 с.
7. Тишков В.А. Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 928 с.
8. Торо Г.Д. Уолден или Жизнь в лесу. - М: Рипол Классик, 2018. - 456 с.
9. Dawson J. Ecovillages: New Frontiers for Sustainability. - Cambridge: Schumacher Briefings, 2006. - 94 p.
Диссертации
10. Рыбакова М.В. Социальные экологические практики: состояние и система взаимодействия: дис. ... д-р соц. наук: 22.00.04. - М, 2010. - 482 с.
Статьи
11. Задорин И.В., Мальцева Д.В., Хомякова А.П., Шубина Л.В. Альтернативные сельские поселения в России: стихийная внутренняя эмиграция или осознанный трансфер в будущее // Лабиринт. -2014. - № 2 (6). - С. 64-77.
12. Кулясова А. А. Три камня преткновения для российских экопоселений // Пчела.
- 2003. - № 1 (41). - С. 17-18.
13. Кулясов И.П. Экологическая модернизация: теоретические аспекты // Социология и социальная антропология. - 2005. - № 3 (4). - С. 100-113.
14. Кулясов И.П. Экопоселения на Северо-западном Кавказе и Горном Алтае: инициативы создания // Экопоселения в России и США. - СПб: ЦНСИ, 2004. - Вып. 10. - С. 3-34.
15. Позаненко А.А. Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий // Мир России. - 2016. - № 25 (1). - С. 129-153...38



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ