Аннотация 2
Введение 7
1. Теоретические аспекты понятий детско-родительских отношений и психологической экспертизы 9
1.1. Структура и особенности детско-родительских отношений 9
1.2. Стили воспитания 13
1.3. Влияние личностных особенностей родителей на детско-родительские отношения 17
1.4. Психологическая экспертиза детско-родительских отношений, методики и подходы 19
2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей родителей на детско-родительские отношения 22
2.1. Организация, методы и ход исследования 22
2.2. Первичные данные экспертиз 24
2.3. Интерпретация 34
2.4. Результаты исследования семей 43
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение А 54
Приложение Б 56
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста.
Актуальность темы: Увеличение числа разводов - не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается - стало одной из наиболее острых социальных проблем. Чаще всего в подобных ситуациях страдают дети.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны в профессиональной деятельности специалистов,
специализирующихся на судебной психологической экспертизе, в оказании помощи суду, для наилучшего для ребенка решения в споре о его месте жительства между родителями.
Целью данной работы является исследование влияния характерологических особенностей родителей на ребенка в семьях, имеющих конфликт о месте жительства ребенка.
Задачи:
1. Изучить теоретическое значение детско-родительских отношений;
2. Изучить влияние личностных особенностей родителей на детско- родительские отношения;
3. Составить характеристику семей, по результатам психологических экспертиз;
4. Выявить общие черты влияния, оказываемого матерьми с определенными личностными особенностями на ребенка.
Изучив особенности понятия детско-родительских отношений, ознакомивших с исследованиями психологов по данной теме, можно отметить важность и полезность психологической экспертизы детско-родительских отношений для современного общества. Практическая актуальность этого вида психологической экспертизы очень высока, так как подобные ситуации, для разрешения которых требуется помощь психолога-эксперта, в современном мире далеко не редкость.
В ходе работы, проанализировав теоретические основы и результаты исследований о данной теме, были выявлены основные знания, в связи с которыми была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования. Изучив реальные психологические экспертизы детско-родительских отношений, а также проанализировав их результаты и методы, было составлено собственное понимание методов проведения психологической экспертизы, а также особенности обработки результатов.
Были выполнены следующие задачи:
1. Изучить теоретическое значение детско-родительских отношений;
2. Изучить влияние личностных особенностей родителей на детско- родительские отношения;
3. Составить характеристику семей, по результатам психологических экспертиз;
4. Выявить общие черты влияния, оказываемого матерьми с определенными личностными особенностями на ребенка.
Семья является основным институтом воспитания: никакой другой социальный институт не может сравниться с семьей по степени влияния на формирование и развитие личности ребенка. Известно, что семья может оказать как положительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, так и отрицательное. Ученые справедливо отмечают, что для успешного семейного воспитания необходимо соблюдать ряд условий: доброе, уважительное отношение к ребенку со стороны других членов, доверительные отношения между членами семьи, готовность взрослых членов семьи всегда прийти на помощь ребенку, поддержать его в сложных ситуациях, разделить с ним радость успеха, стремление родителей делать все возможное для всестороннего развития личности ребенка.
Многие исследователи отмечают, что семья - это определенная воспитательная система. И, как любая система, семья обладает целым рядом определяющих признаков: численный состав, специфика детско-родительских отношений, ценностные ориентиры, материально-экономический,
культурный уровень. От перечисленных выше признаков зависит результативность работы такой воспитательной системы, как семья: каким вырастет ребенок, какой социальный опыт он вынесет из семьи.
Для успешного развития нашего общества необходимо, чтобы проблема детско-родительских отношений изучалась и дальше.