Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Международные экономические отношения: основные понятия, формы и стратегии 11
1.1 Основные подходы к определению международных экономических отношений 11
1.2 Основные формы международных экономических отношений 21
1.3 Стратегии и особенности международных экономических отношений
для развивающихся стран 29
ГЛАВА 2 Место Республики Сингапур системе международных экономических отношений 37
2.1 Основные направления развития международных экономических отношений Республики Сингапур (1950-1990 г.) 37
2.2 Анализ основных механизмов и форм ведения международных экономических отношений Республики Сингапура (1991-2020 г.) 46
2.3 Роль Сингапура в системе международных экономических отношений в 2021 году 57
Заключение 60
Список источников и литературы 66
Актуальность исследования. В современном мире успешный экономический рост государства напрямую связан с грамотным ведением международных экономических отношений. Прежде всего, понятие «международные экономические отношения» включает в себя валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В настоящие дни изучение МЭО (международных экономических отношений) имеет ряд характерных проблематик, таких как глобализация, влияние крупных региональных торгово-экономических отношений, а также эффективное включение “малых” развивающихся государств в систему МЭО. Примером такого включения является Республика Сингапур.
“Экономическое чудо” Республики Сингапур непосредственно связано с именем Ли Куана Ю, первого премьер-министра страны, и представляет собой сочетание жесткой политики и заботы о населении. Политика экономического развития Сингапура, предложенная Ли Куан Ю, представляла собой меры, направленные на повышения доходов населения, развития жилищных субсидий, поощрение и стимулирование наиболее талантливых людей. Также немаловажным аспектом данной политики являлась борьба с преступностью и привлечение иностранного капитала для реализации экономических реформ. По словам Ли Куан Ю, важную роль в создании и сохранении “экономического чуда” Сингапура имела железная дисциплина вкупе со стабильностью политической системы в государстве. При этом важно отметить, что правящие позиции в период с 1959 по настоящее время занимает Партия Народного Единства (ПНД), что свидетельствует о низком уровне демократичности в государстве, так как власть сосредоточена у ПНД. Это прежде всего идет вразрез с современными теориями о том, что в современном мире устойчивое экономическое развитие и процветание возможно сугубо в демократических государствах. При этом Республика
Сингапур активно ведет международные экономические отношения, и одним из столпов, на которых держится экономика Сингапура, является международная торговля и привлечение инвестиций из других стран. Ввиду этого, важно раскрыть и проанализировать стратегии, направления развития, методы и механизмы, с помощью которых Республике Сингапур удалось достичь устойчивого экономического процветания. Что в дальнейшем может быть применено для экономической политики развивающихся государств с целью обеспечения устойчивого экономического роста.
Также актуальность темы исследования подтверждается устойчивостью сингапурской экономики в периоды экономических кризисов. Так, сингапурская экономика в период COVID-19 показала самый низкий уровень падения экономики среди стран азиатско-тихоокеанского региона. После экономического спада к 2021 году она быстро восстановилась к показателям доковидного периода и в настоящее время продолжает показывать стабильный рост. Это свидетельствует о устойчивости и стабильности экономики Республики Сингапур. Ввиду этого отдельные страны могут перенимать успешные методы, стратегии и механизмы экономической политики республики.
Таким образом, тема исследования является актуальной ввиду того, что успешный экономический рост государства в современном мире непосредственно связан с грамотной и эффективной политикой ведения международных экономических отношений. Эволюция МЭО Сингапура в этом отношении является ярким примером, анализ которого может быть использован в решении проблем малых стран региона.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2021 год, однако в рамках изучения основных направлений развития, механизмов и форм международных экономических отношений Республики Сингапур будет изучено несколько периодов начиная с 1950 года. Нижней границей считается год, когда Ли Куан Ю - первый Премьер-министр Республики и один из создателей сингапурского чуда - покинул пост и был сменен Го Чок Тонгом. Назначение Го Чок Тонга премьер министром было частью процесса обновления руководства, предусмотренного правящей Партией народного действия. Верхней границей обозначен 2021 год когда разрушающее воздействие пандемии COVID-19 на экономику Сингапура начало снижаться. Также в 2021 году в Республике Сингапур началось поэтапное смягчение и отмена антиковидных ограничений и экономика государства начала возвращаться к доковидным показателям.
Степень разработанности. Тема исследования становилась предметом изучения множества ученых и является крайне дискуссионной в современном научном поле. Всю имеющуюся литературу, посвященную данной проблеме, можно условно разделить на несколько групп.
Работы по теории международных отношений. Активное развитие международных отношений и использования международных отношений началось на заре XIV века. Активное же изучение международных отношений началось после Второй Мировой войны тогда же теория международных отношений получила независимость в рамках самостоятельной научной дисциплины. В современном мире теория международных отношений исследуется множеством отечественных и зарубежных ученых. Так, в отечественной литературы можно выделить работу Козловой Г. В. “Международные отношения как экономическая категория” . В рамках данного научного труда международные отношения рассматриваются с точки зрения экономической теории, приводится определение понятия “международные отношения”, исследуется история, политическое и экономическое содержание и функциональное назначение международных отношений. В работе Ю. Н. Саямова “О международных отношениях и глобальных процессах” рассматривается понятие международные отношения и глобальные процессы, а также определяются основные методики ведения международных отношений в современном мире, в эпоху глобализации. В научной статье за авторством А. Г. Олейнова “Анализ международных отношений с позиций экономической теории” теоретическая концепция международные отношения формулируются с точки на основе базовых методологических предпосылок экономической науки, что способствует лучшему пониманию экономических особенностей международных отношений.
Работы по теории международных экономических отношений. К данной группе можно отнести работу Чечулиной Е. В. “Мировая экономика и международные экономические отношения” . В данной работе дается определение понятиям “международные экономические отношения” и “мировая экономика”, а также раскрывается их взаимосвязь. Приводятся различные формы и методы международных экономических стран и приводятся различные о собенности ведения международных экономических отношений для развитых и развивающихся стран. Также к данной группе можно отнести работу Булатова А. С. “Мировая экономика” , в которой дается определение понятию международные экономические отношения, исследуются основные формы международных экономических отношений и анализируются актуальные тенденции развития международных экономических отношений в современном мире. В научном труде Ломакина В. К. “Мировая экономика” анализируются основные методы ведения международных экономических отношений, раскрывается их история, а также приводится типология международных экономических отношений.
Работы по истории развития экономики Республики Сингапур. К данной группе можно отнести работы Осиповой М. Г., в которых автор раскрывает политическое, экономическое и социальное развитие республики Сингапур, а также анализирует функционирование финансового и торгового рынков Сингапура . К данной группе относятся и работа Пахомовой Л. Ф. “Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия)” . В данном исследовании анализируются основные модели социально-экономического развития стран юго-восточной азии, где ведущая роль в процветании отно сится к ведению международных экономических отношений. В дополнение к этому выступает работа Фролова А. В. “Опыт Сингапура поучителен” , в которой также анализируется экономическое развитие Республики Сингапур и характеризуется возможность в применении стратегий и методик экономического развития Республики Сингапур для схожих государств. Важнейшей работой при исследовании экономического развития и как следствие международных экономических отношений Республики Сингапур является труд “Из третьего мира- в первый: история Сингапура 1965-2000” за авторством Ли Куан Ю, первого премьер-министра Республики и основоположника “экономического чуда”. В данной работе раскрывается весь период истории Сингапура после обретения независимости, а также демонстрируются основные стратегии ведения международных экономических отношений их формы и направления.
Анализ источников.
1. Законодательные акты, которые были использованы для определения правовых основ международных экономических отношений, основных партнеров, а также выявления экономических показателей международных экономических отношений. Сюда можно отнести источники:
- Решения Парламента Сингапура, оформленные в законы и акты: например, Закон о предотвращении коррупции 1960 года, Билль о Бреттон-Вудских соглашениях. Законы о стимулировании экономического роста;
- Конституция Республики Сингапур, как основа правовой системы государства;
- Межправительственные договоры, примером которых может служить договор о свободной торговле между Южной Кореей и Сингапуром от 28 ноября 2004 года.
- Отчеты Министерств, в частности Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности (Сингапурский отчет об экономических исследованиях за 2015 год), ежегодные отчёты об итогах деятельности Совета экономического развития с 2012 по 2015 год;
2. Статистические материалы, которые были использованы для анализа экономических показателей МЭО, а также выявления привлекательности Республики Сингапур для привлечения иностранных инвестиций. Такие источники как:
- Доклады международных организаций, в которых отражается государственное регулирование финансовых и валютных потоков, указывается информация о корпоративных налогах (например, в отношении компаний-резидентов), трансфертные и индивидуальные налоги. Примером таких докладов могут послужить подготовленная Всемирным банком статистика, подготовленная Всемирным банком и Всемирной торговой организацией.
- Ежегодные доклады Банка развития Сингапура, Ежегодник Сингапура, годовые бюджетные отчеты агентств.
Источниковая база исследования составляет нормативно-правовые документы, а также материалы, публикации и договоры министерства экономического развития и министерства промышленности и экономики Республики Сингапур.
Объект исследования: международные экономические отношения республики Сингапур
Предмет исследования: механизмы, методы и стратегии Республики Сингапур для успешного ведения международной экономической деятельности.
Цель исследования: реконструировать эволюцию международных экономических отношений Республики Сингапур (1991-2021) для выявления успешных стратегий, форм и механизмов экономической политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятиям “международные отношения” и “международные экономические отношения”;
2) выявить основные формы ведения международных экономических отношений;
3) Определить стратегии и особенности ведения международных экономических отношений применимые для развивающихся стран;
4) Раскрыть эволюцию международных экономических отношений Республики Сингапур;
5) Выявить основные направления развития международных экономических отношений Республики Сингапур;
6) определить основные механизмы, формы и стратегии ведения международных экономических отношений Республики Сингапур;
7) установить роль Сингапура в системе современных международных экономических отношений.
Теоретические основания исследования. Данная работа опирается на теоретические положения детерминизма в исследовании международных отношений. Выбор парадигмы обусловлен тем, что объектом исследования выступают международные экономические отношения Республики Сингапур, где главной целью государства выступает экономическая выгода и процветание. Автор исходит из тезиса о том, что успех малых государств, при отсутствии огромного числа ресурсов, всецело зависит от грамотного ведения международных экономических отношений с четко выраженной структурой механизмов, методов и стратегий, которые включают в себя как поощрения, так и принуждения и ограничения. Так, “Экономическое чудо” Республики Сингапур непосредственно связано с внешней экономической политикой руководства государства.
Подход и методы. Основой исследования является системный подход, который позволяет фиксировать изменения в международных отношениях и находить связи с эволюцией международной системы, выявлять детерминанты, влияющие на поведение государств. В рамках системного подхода международная экономическая политика Республики Сингапур понимается как динамический процесс. В работе были использованы следующие методы:
1. Общенаучные методы (реферирование, анализ, синтезирование, интерпретация фактов, дедукция, индукция, обобщение и систематизация понятий), с помощью которых проводилось осмысление теоретико-методологического материала, построение и проверка гипотез, осмысление нормативно-правовых и иных документов международной экономической деятельности Республики Сингапур;
2. Качественно-количественный метод контент-анализа, направленный на выявление основных стратегий, механизмов, методов и приемов присущих ведению международных экономических отношений Республики Сингапур.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В ходе исследования были выявлены основные подходы к определению понятий “международные отношения” и “международные экономические отношения” и их основные категории. Так, ключевой категорией в определении международных экономических отношений является “мировая экономика”, которая в рамках нескольких подходов определяется как совокупность национальных экономик, совокупность финансовой и производственных сфер, а также как совокупность государственных и негосударственных экономических структур и их взаимодействие. В свою очередь международные отношения представляют собой совокупность экономических, идеологических, политических, дипломатических, правовых и военных связей и взаимодействий между основными субъектами мирового сообщества. Понятие “международные экономические отношения” понимается как экономические связи между хозяйствующими субъектами различных стран, включая механизмы реализации данных связей. Следовательно, на практике международные экономические отношения выражаются в обмене между странами и их экономическими субъектами товарами и услугами, производственно-кооперационных, научно-технических, валютно-финансовых, кредитных, инвестиционных, информационных, технологических связях, а также перемещении между ними трудовых ресурсов. Также, в процессе исследования были выделены характерные признаки международных экономических отношений.
В ходе исследования были раскрыты основные формы ведения международных экономических отношений, которые наиболее распространены в современном мире. Ключевой формой международных экономических отношений является торговля товарами и услугами, которая является важнейшим инструментом с помощью которого, страны могут повысить производительность ресурсов и увеличить объемы производства, что конкретно скажется на развитии экономики и повышении благосостояния общества. Ещё одной формой международных экономических отношений является международный туризм, который выполняет важнейший функции в увеличения благосостояния страны, формировании ВВП и создании новых рабочих мест, а также активно влияет на улучшение ключевых экономических отраслей таких как транспорт и связь, строительство, производство товаров народного потребления. Наиболее распространенной формой международных экономических отношений является инвестиционное сотрудничество между странами. Инвестиционное сотрудничество представляет собой взаимодействие субъектов, когда одно государство или предприятие вкладывает деньги в развитие производства или научно-технических исследований, с целью долгосрочного получения прибыли.
Ввиду того, что Сингапур прошел долгий путь экономического развития от малого, неразвитого государства до экономического гиганта, были раскрыты основные стратегии и особенности ведения международных экономических отношений для государств с разными уровнями экономического развития. В контексте этого было определено понятие “развивающиеся страны”, к которым относятся государства в с качественно различными уровнями социально-экономического развития, для которых характерна глубокая социально-экономическая отсталость, но в процессе развития экономиче ское положение дел в разных странах меняется и как следствие происходит дифференциация отдельных стран или групп, появляются особенности отличающие одни развивающиеся страны от других. Были выделены основные признаки развивающихся стран: колониальное или полуколониальное экономиче ское развитие, разнородность производственных сил, многоукладность производства, влияние традиционных институтов в обществе, высокие темпы роста населения, специализация в системе международного разделения труда преимущественно на производстве сырья, а также сильная зависимость развивающихся стран от притока ино странного капитала в виде научно-технических аспектов и инвестиций денежных средств. В качестве основной стратегии ведения международных экономических отношений для развивающихся стран было выделено постепенное вхождение в мировую экономику, что непосредственно связано с грамотным ведением международных экономических отношений, со всеми присущими им формами. Процесс вступления развивающихся государств в мировую экономику начинается с внутреннего реформирования экономики, политической системы и социальной сферы, а уже после необходимы грамотные стратегии участия в мировой экономике, с помощью успешного ведения международных экономических отношений. Так, проведение политики импортозамещения в перспективы должно привести развивающиеся экономики к экспорту готовой продукции. Таким образом, успешная стратегия по переходу от торговли сырьем и топливом к торговле готовой продукции предполагает не только увеличение объемов производства готовых товаров, но и освоение новых видов изделий с учетом международного спроса. Данная стратегия способствует росту промышленного экспорта и позволяет занять Республике Сингапур свое место в системе международной торговли в частности и системе международных экономических отношений в целом. При этом, все это становится возможным только благодаря грамотной поддержке экспорта со стороны государства. Другой ключевой стратегией ведения международных экономических отношений для развивающихся стран для экономического роста является привлечение как научно-технического капитала, так и привлечение финансовых средств. Все это реализуется с помощью привлечения иностранных инвестиций. Также, одной из самых важных стратегий международных экономических отношений для развивающихся стран выступает региональная или глобальная интеграция, с помощью которой можно добиться соглашений в рамках международных экономических организаций о свободной торговле. Примером такой организации служит АСЕАН и заключенное соглашение в 1988 году между странами участниками, предполагает свободную торговлю.
В ходе исследования эволюции международных экономических отношений Республики Сингапур были выявлены основные направления их развития на разных этапах, проанализированы их формы и механизмы взаимодействия в кризисных ситуациях. Так, в период с 1950-1990 года международные экономические отношения Республики Сингапур прошли через несколько изменений направления развития. Начиная с 1950 года, международные экономические отношения Сингапура развивались на основе политики реэкспорта, что обуславливалось выгодным географическим положением и статусом города-порта. В то время государство всячески поощряло ввоз различной продукции для последующей перепродажи. При этом Сингапур всячески зависел от экспорта воды и песка из соседних стран. Благоприятно сказывалась неспокойная социально-политическая обстановка в регионе, что позволило Сингапуру принимать потоки беженцев и использовать их вклад в экономику государства. После обретения независимости в 1965 году правительство Республики Сингапур стало кардинально менять политику экономического развития и вместе с тем формы ведения международных экономических отношений. С 1965 по 1985 года был выбран путь активного привлечения иностранного капитала из-за рубежа. При этом, активная индустриализация велась при особом взаимодействии с Мировым Банком и МВФ. В данный период велось активное создание промышленных зон и центров, при сотрудничестве с зарубежными транснациональными корпорациями. Также данный период характеризуется активным развитием инфраструктуры, увеличением экспорта и сокращением импорта. В период с 1981 по 1990 года основными направлениями развития международных экономических отношений Республики Сингапур стало наращивание высокотехнологичного производства с последующим экспортом наукоемких товаров за рубеж, что позволило уже к 1990 году стать одним из главных экспортеров высокотехнологичной продукции как в азиатско-тихоокеанском регионе, так и во всем мире.
В ходе дальнейшего исследования были проанализированы основные формы и механизмы ведения международных экономических отношений. На основе этого были сделаны выводы о том, что самыми распространенными формами международных экономических отношений Республики Сингапур в период с 1991-2021 являлись: сотрудничество в рамках международных экономических организаций (АСЕАН, ВТО и т.д.), инвестиционное сотрудничество в форме как собственного инвестирования в экономику развивающихся стран, так и получения инвестиций как от развитых западных стран, так и от ТНК, а также активное ведение международной торговли в форме экспорта товаров и услуг. В контексте данных форм было заключено множество соглашений как в рамках многостороннего сотрудничества, при участии международных экономических организаций, так и двухсторонних соглашений между Сингапуром и другими государствами о свободной торговле и инвестициях. При этом, Сингапур начал плавный переход уже к собственным инвестициям в экономику развивающихся стран, что стало причиной появления таких успешных проектов как межгосударственный проект - промышленный парк Сучжоу, который успешно функционирует и по сей день, являясь примером для строительства подобных промышленных зон. Благодаря переходу от трудоемкого к наукоемкому производству Сингапур занял свою нишу в международной торговле высокотехнологичной продукцией, при этом каждый год показывая наращивание объемов экспорта как товарами так и услугами. Успешный рост проявлялся и в количестве партнеров по экспорту. Благодаря этому, сингапурская экономика показывала коло ссальные темпы роста, где основой данного роста являлись международные экономические отношения в вышеперечисленных формах. Свидетельством этого стал рост ВВП Сингапура с 80 млрд. долл. США в 1991 до 569,9 млрд. долл. США в 2020 году. Экономика Сингапура также показала устойчивость и в кризисных ситуациях 1997 и 2008 годов. Благодаря бюджетному и резервному механизму, который предполагает невозможность правительством траты бюджетных средств сверх плана, а излишки перечислять в резервный фонд. Об успешности данного механизма свидетельствуют внешнеэкономические показатели. Так, после кризиса 1997 года сингапурская экономика смогла быстро восстановиться и уже к 2000 году превзойти докризисные показатели. Аналогичная ситуация наблюдалась и в контексте кризиса 2008 года. В последующие периоды также наблюдался значительный темп роста объемов экспорта товаров и услуг, инвестирования и международного сотрудничества в рамках международных экономических организациях.
В 2021 году Республика Сингапур характеризуется высокой привлекательностью государства для прямых иностранных инвестиций, высокими объемами экспорта и положением в мировой и региональном рейтинге объемов экспорта, а также активным участием в организации и функционировании деятельности международных экономических организаций.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что успешные стратегии и формы международных экономических отношений могут применяться многими развивающихся стран, при условии, что правительства развивающихся стран, будут проводить аналогичную экономическую политику по плавному вхождению в мировую экономику, переориентации производства на экспорт, сокращении импорта в экономике и проводить экономические реформы при непосредственном участии международных экономических организаций таких как ООН, ВТО, МВФ и т.д. Благодаря этому, успешный опыт ведения международных экономических отношений и развития экономики Республики Сингапур может помощь в развитии аналогичных малых государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
1. Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 275 с.
2. Бахтараева К.Б. Сингапур: роль финансовой системы в «Экономическом чуде» // Финансы и кредит. 2015. №39 (663). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/singapur-rol-finansovoy-sistemy-v-ekonomi cheskom-chude (дата обращения: 19.05.2023).
3. Булатова А. С. Мировая экономика: учебник для вузов М., 2005. С. 30.
4. Воловик Н. П., Приходько С. В. Торговая политика Республики Сингапур // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/torgovaya-politika-respubliki-singapur-1 (дата обращения: 19.05.2023).
5. Василенко И. А. Сингапур: свет и тени азиатской "Кремниевой долины" //Перспективы. Электронный журнал. 2018. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/singapur-svet-i-teni-aziatskoy-kremnievoy-d oliny (дата обращения: 19.05.2023).
6. Гронский В. А., Кабешев Р В. Исторические предпосылки становления инновационной политики Сингапура // МНКО. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-stanovleniya-inno vatsionnoy-politiki-singapura (дата обращения: 19.05.2023).
7. Дергачёв В. А. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. ISBN 5-238-00863-5
8. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 588 с.
9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны.- М.: ЮНИТИ,2005. 224с.
10. Заварухин А. В. Внешняя торговля стран Юго-Восточной Азии как отражение интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2012. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-torgovlya-stran-yugovostochno y-azii-kak-otrazhenie-integratsionnyh-protsessov-v-aziatsko-tihookeanskom -regione (дата обращения: 06.06.2023).
11. Иванова И.В. Промышленные зоны Сингапура: рост экономики, экологическая безопасность и устойчивое развитие. Институт РАН, 2016. С. 67-75.
12. Кадочников Д. В. Международная координация финансово-экономической политики: история и теория. — СПб.: Наука. 2016. —207 с.
13. Калашников Н.И. Сингапур: проблемы города-государства. М.: Знание, 1981-64с.
14. Козлова Г. В. Международные отношения как экономическая категория // Вестник российских университетов. Математика. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mezhdunarodnye-otnosheniya-kak-ekonomi cheskaya-kategoriya (дата обращения: 19.05.2023).
15. Ковалев, А. А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности / А.А. Ковалев. - М.: Научная книга, 2017. - 432 c...94