КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1 Понятие “Когнитивные способности” 5
1.2 Развитие когнитивных способностей в детском возрасте
как предпосылок успешной учебной деятельности 16
1.3 Психологические аспекты когнитивного развития 20
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРВОКЛАССНИКАМ С
РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ... 28
2.1 Диагностика когнитивных способностей у первоклассников 28
2.2 Психологическая помощь и поддержка детей с низкими когнитивными
способностями: 30
2.3 Поддержка детей с высокими когнитивными способностями 33
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 39
3.1 Опытно-экспериментальная работа изучения когнитивных
способностей первоклассников 39
3.2 Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса заданий
и упражнений по развитию когнитивных способностей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1 Понятие “Когнитивные способности” 5
1.2 Развитие когнитивных способностей в детском возрасте
как предпосылок успешной учебной деятельности 16
1.3 Психологические аспекты когнитивного развития 20
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРВОКЛАССНИКАМ С
РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ... 28
2.1 Диагностика когнитивных способностей у первоклассников 28
2.2 Психологическая помощь и поддержка детей с низкими когнитивными
способностями: 30
2.3 Поддержка детей с высокими когнитивными способностями 33
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 39
3.1 Опытно-экспериментальная работа изучения когнитивных
способностей первоклассников 39
3.2 Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса заданий
и упражнений по развитию когнитивных способностей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность исследования: Когнитивные способности играют ключевую роль в процессе обучения и развитии детей, особенно в начальной школе, когда закладываются основы для дальнейшего образования. Первоклассники, находясь на этапе перехода от дошкольного к школьному обучению, сталкиваются с множеством новых задач и требований, что может вызвать у них как положительные, так и отрицательные эмоции. В этот период происходит активное развитие таких когнитивных функций, как внимание, память, мышление и восприятие. Однако не все дети справляются с новыми вызовами одинаково успешно, что может привести к возникновению учебных трудностей и снижению мотивации .
Современные исследования показывают, что ранняя диагностика и коррекция когнитивных нарушений могут существенно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Психологическая помощь, направленная на поддержку и развитие когнитивных способностей, становится важным инструментом в образовательном процессе. Она включает в себя различные методы и подходы, которые могут помочь детям преодолеть трудности, развить необходимые навыки и повысить уверенность в своих силах .
Цель: изучение когнитивных способностей первоклассников и
выявление возможностей психологической помощи для их развития.
Объект исследования: когнитивные способности первоклассников.
Предмет исследования: когнитивные способности первоклассников и возможности психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ когнитивного развития детей:
- Анализ существующих теорий и моделей когнитивного развития, применимых к детям младшего школьного возраста.
2. Диагностика когнитивных способностей первоклассников:
• Применение методов диагностики для оценки уровня развития когнитивных функций у детей.
• Сравнительный анализ результатов диагностики среди различных групп детей (например, по уровню успеваемости, возрасту, половой принадлежности).
3. Разработка рекомендаций по психологической помощи:
• Определение эффективных методов и подходов психологической помощи для поддержки когнитивного развития первоклассников.
Гипотезы исследования:
1. Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий.
2. Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение диагностики, анализ полученных
данных)
Этапы исследования:
I этап исследования включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
II этап исследования был посвящен проведению диагностики с помощью теста интеллекта Векслера (вариант WISC); методики У.В.Ульенковой «Палочки-черточки», а также анализу полученных данных.
III этап исследования - разработка содержания и условий применения коррекционно-развивающих упражнений для развития когнитивных способностей учащихся 1-го класса.
Современные исследования показывают, что ранняя диагностика и коррекция когнитивных нарушений могут существенно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Психологическая помощь, направленная на поддержку и развитие когнитивных способностей, становится важным инструментом в образовательном процессе. Она включает в себя различные методы и подходы, которые могут помочь детям преодолеть трудности, развить необходимые навыки и повысить уверенность в своих силах .
Цель: изучение когнитивных способностей первоклассников и
выявление возможностей психологической помощи для их развития.
Объект исследования: когнитивные способности первоклассников.
Предмет исследования: когнитивные способности первоклассников и возможности психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ когнитивного развития детей:
- Анализ существующих теорий и моделей когнитивного развития, применимых к детям младшего школьного возраста.
2. Диагностика когнитивных способностей первоклассников:
• Применение методов диагностики для оценки уровня развития когнитивных функций у детей.
• Сравнительный анализ результатов диагностики среди различных групп детей (например, по уровню успеваемости, возрасту, половой принадлежности).
3. Разработка рекомендаций по психологической помощи:
• Определение эффективных методов и подходов психологической помощи для поддержки когнитивного развития первоклассников.
Гипотезы исследования:
1. Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий.
2. Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение диагностики, анализ полученных
данных)
Этапы исследования:
I этап исследования включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
II этап исследования был посвящен проведению диагностики с помощью теста интеллекта Векслера (вариант WISC); методики У.В.Ульенковой «Палочки-черточки», а также анализу полученных данных.
III этап исследования - разработка содержания и условий применения коррекционно-развивающих упражнений для развития когнитивных способностей учащихся 1-го класса.
В ходе исследования когнитивных способностей первоклассников мы пришли к важным выводам о значении раннего психологического вмешательства для успешного развития детей в начальной школе. Когнитивные способности, такие как: внимание, память, восприятие и мышление, играют ключевую роль в учебном процессе и формировании базовых навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Гипотеза "Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий" не подтвердилась в ходе исследования, т.к не было выявлено значительных различий в когнитивных способностях между мальчиками и девочками, что указывает на то, что половые различия не играют решающей роли в формировании когнитивных навыков.
Гипотеза "Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе", подтвердилась частично. Это свидетельствует о том, что хотя навыки саморегуляции действительно могут способствовать улучшению учебных результатов, влияние этих навыков может варьироваться в зависимости от других факторов, таких как индивидуальные особенности детей, их окружение и методы обучения.
Анализ существующих методов психологической помощи показал, что индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых технологий и развивающих упражнений способствуют не только улучшению когнитивных функций, но и повышению уверенности детей в своих силах.
Таким образом, эффективная психологическая помощь
первоклассникам требует комплексного подхода, включающего как профессиональную поддержку со стороны педагогов и психологов, так и активное участие родителей. Это позволит создать благоприятные условия для развития когнитивных способностей детей и их успешной адаптации к школьной жизни.
Гипотеза "Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий" не подтвердилась в ходе исследования, т.к не было выявлено значительных различий в когнитивных способностях между мальчиками и девочками, что указывает на то, что половые различия не играют решающей роли в формировании когнитивных навыков.
Гипотеза "Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе", подтвердилась частично. Это свидетельствует о том, что хотя навыки саморегуляции действительно могут способствовать улучшению учебных результатов, влияние этих навыков может варьироваться в зависимости от других факторов, таких как индивидуальные особенности детей, их окружение и методы обучения.
Анализ существующих методов психологической помощи показал, что индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых технологий и развивающих упражнений способствуют не только улучшению когнитивных функций, но и повышению уверенности детей в своих силах.
Таким образом, эффективная психологическая помощь
первоклассникам требует комплексного подхода, включающего как профессиональную поддержку со стороны педагогов и психологов, так и активное участие родителей. Это позволит создать благоприятные условия для развития когнитивных способностей детей и их успешной адаптации к школьной жизни.
Подобные работы
- Формирование эмоциональной компетентности родителей младших
школьников посредством группового психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Становление когнитивных функций в связи с готовностью младших
школьников к школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Арт-терапия как средство развития творческих способностей
младшего школьника в учреждении дополнительного
образования детей
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации первоклассников с учётом гендерных особенностей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022





