Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Работа №190028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1 Понятие “Когнитивные способности” 5
1.2 Развитие когнитивных способностей в детском возрасте
как предпосылок успешной учебной деятельности 16
1.3 Психологические аспекты когнитивного развития 20
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРВОКЛАССНИКАМ С
РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ... 28
2.1 Диагностика когнитивных способностей у первоклассников 28
2.2 Психологическая помощь и поддержка детей с низкими когнитивными
способностями: 30
2.3 Поддержка детей с высокими когнитивными способностями 33
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 39
3.1 Опытно-экспериментальная работа изучения когнитивных
способностей первоклассников 39
3.2 Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса заданий
и упражнений по развитию когнитивных способностей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

Актуальность исследования: Когнитивные способности играют ключевую роль в процессе обучения и развитии детей, особенно в начальной школе, когда закладываются основы для дальнейшего образования. Первоклассники, находясь на этапе перехода от дошкольного к школьному обучению, сталкиваются с множеством новых задач и требований, что может вызвать у них как положительные, так и отрицательные эмоции. В этот период происходит активное развитие таких когнитивных функций, как внимание, память, мышление и восприятие. Однако не все дети справляются с новыми вызовами одинаково успешно, что может привести к возникновению учебных трудностей и снижению мотивации .
Современные исследования показывают, что ранняя диагностика и коррекция когнитивных нарушений могут существенно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Психологическая помощь, направленная на поддержку и развитие когнитивных способностей, становится важным инструментом в образовательном процессе. Она включает в себя различные методы и подходы, которые могут помочь детям преодолеть трудности, развить необходимые навыки и повысить уверенность в своих силах .
Цель: изучение когнитивных способностей первоклассников и
выявление возможностей психологической помощи для их развития.
Объект исследования: когнитивные способности первоклассников.
Предмет исследования: когнитивные способности первоклассников и возможности психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ когнитивного развития детей:
- Анализ существующих теорий и моделей когнитивного развития, применимых к детям младшего школьного возраста.
2. Диагностика когнитивных способностей первоклассников:
• Применение методов диагностики для оценки уровня развития когнитивных функций у детей.
• Сравнительный анализ результатов диагностики среди различных групп детей (например, по уровню успеваемости, возрасту, половой принадлежности).
3. Разработка рекомендаций по психологической помощи:
• Определение эффективных методов и подходов психологической помощи для поддержки когнитивного развития первоклассников.
Гипотезы исследования:
1. Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий.
2. Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение диагностики, анализ полученных
данных)
Этапы исследования:
I этап исследования включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
II этап исследования был посвящен проведению диагностики с помощью теста интеллекта Векслера (вариант WISC); методики У.В.Ульенковой «Палочки-черточки», а также анализу полученных данных.
III этап исследования - разработка содержания и условий применения коррекционно-развивающих упражнений для развития когнитивных способностей учащихся 1-го класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования когнитивных способностей первоклассников мы пришли к важным выводам о значении раннего психологического вмешательства для успешного развития детей в начальной школе. Когнитивные способности, такие как: внимание, память, восприятие и мышление, играют ключевую роль в учебном процессе и формировании базовых навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Гипотеза "Когнитивные способности имеют специфику с учетом половых различий" не подтвердилась в ходе исследования, т.к не было выявлено значительных различий в когнитивных способностях между мальчиками и девочками, что указывает на то, что половые различия не играют решающей роли в формировании когнитивных навыков.
Гипотеза "Дети, обладающие развитыми навыками саморегуляции, как правило, достигают лучших результатов в учебе", подтвердилась частично. Это свидетельствует о том, что хотя навыки саморегуляции действительно могут способствовать улучшению учебных результатов, влияние этих навыков может варьироваться в зависимости от других факторов, таких как индивидуальные особенности детей, их окружение и методы обучения.
Анализ существующих методов психологической помощи показал, что индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых технологий и развивающих упражнений способствуют не только улучшению когнитивных функций, но и повышению уверенности детей в своих силах.
Таким образом, эффективная психологическая помощь
первоклассникам требует комплексного подхода, включающего как профессиональную поддержку со стороны педагогов и психологов, так и активное участие родителей. Это позволит создать благоприятные условия для развития когнитивных способностей детей и их успешной адаптации к школьной жизни.


1. Акованцева Л.И. (2016 г.). Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 32-36 с.
2. Аликберова В. Формирование некоторых видов мышления в
образовательном процессе. (2024 г.). Oriental renaissance: Innovative,
educational, natural and social sciences. 24-33 с.
3. Байсалов. Д. У, Э. С. Сейталиева. (2017 г.). Возможности дополнительного образования в начальной школе. Ярославский педагогический вестник.
4. Баланина С.К. (2021 г.). Коррекционно-развивающая работа педагога- психолога с обучающимися начальной школы (из опыта работы). Научный журнал. 66-69 с.
5. Бардецкий С.С., Боговарова В. А. (2019 г.). Казанский вестник молодых ученных. 8-13 с.
6. Власова Е.Ф. (2024 г.). Проблема развития логического мышления младших школьников. In The World Of Science and Education. 134-14- с.
7. Вологина К.Ю., Вайгачев И.В. (2021 г.). Психологические особенности организации развивающего пространства детей раннего возраста в условиях семейного воспитания. Мировая наука. 87-96 с.
8. Воронина Л.В. Истомина Т.В. (2020 г.). Развитие когнитивных способностей младших школьников при обучении. Педагогическое образование в России. 119-126 с.
9. Гарипова Г.В., Попова А.А. (2023 г.). Влияние семьи на формирование личности ребёнка. Интерактивная наука. 63-65 с.
10. Дедюкина М.И., Иванова М.К. (2021 г.). Особенности развития когнитивных навыков и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 370-373 с.
11. Декина Е.В., Шалагинова К. С. (2024 г.). Трудности в обучении и стратегии их преодоления у современных школьников цифрового поколения. Концепт. 125-138 с.
12. Доскин В.А., Печора К.Л., Картоева Р.А., Соколова М.С. (2014 г.). Детские рисунки в диагностике психологических и соматических расстройств. Российский педиатрический журнал. 56-59 с.
13. Елисеева Н.Г. (2017 г.). Работа с детской одаренностью. Наука,
образование и культура.
14. Ермолаева Е.В., Канина С.Ю. (2012 г.). Креативность образовательной среды как фактор развития личности школьника. Сибирский педагогический журнал.
15. Зефиров Т.Л. Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. (2015 г.). Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие.
16. Иванов Д. В. (2022 г.). Психолого-педагогическая коррекция трудностей в обучении младших школьников. Бюллетень науки и практики. 453-459 с.
17. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. (2017 г.). Психологические особенности детей дошкольного возраста. Universum: психология и образование.
... всего 37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ