Аннотация
Введение 3
Глава 1. XR технологии и их место в электронных коммуникациях 7
1.1. Характеристика XR-коммуникаций в историко-коммуникативном аспекте 7
1.2 Коммуникативный потенциал XR технологий 20
Глава 2. Формирование компетенции владения XR технологиями в рекламе 29
2.1. XR технологии в рекламе и PR, преимущества, ограничения, тренды 29
2.2. Кейсы и этика приминения XR технологий 55
2.3. Примеры использования XR технологий в сферах сопряжённых с рекламой и PR 59
Заключение 63
Список источников и литературы 64
Приложения 70
Из года в год рынок технологий расширенной (XR) реальности, включающей в себя: AR, VR и MR растёт, закономерно увеличивая свою долю. Технология развивается регулярными и быстрыми «скачками», в зависимости от технического прогресса. Крупнейшие технологические гиганты, такие как Apple и HTC, уже создали и выпустили собственные XR-гарнитуры и спонсируют создание, развитие и адаптацию приложений под них . Открывающиеся благодаря этому новые горизонты в коммуникативной практике актуализируют данную тему для специалистов в рекламе и связях с общественностью.
И рекламист, и специалист по связям с общественностью - каждый из них может увидеть в этих технологиях потенциал для своей профессиональной деятельности в сфере социальных коммуникаций. Особенности XR технологий выражаются в их иммерсивности, способности погружать пользователя в сгенерированную среду с максимальным эффектом присутствия, что позволяет делать рекламные кампании более запоминающимися, повышая их эффективность. Технология позволяет каждому представителю целевой аудитории от первого лица увидеть и буквально стать участником рекламного ролика, насладившись всем размахом искусственно выстроенной специалистами виртуальной сцены.
Так, использование классических методов продвижения предполагает при реализации масштабной акции привлечение актёров, реквизита и трату огромного количества времени. У этого процесса есть явные недостатки, например, ограниченное количество людей, которые могут стать участниками вашу кампанию или наблюдателями.
Безусловно, о вас узнают из медиа, подобные акции привлекают к себе внимание. Но что, если дать возможность любому человеку оказаться в эпицентре этой рекламной коммуникации, без привязки ко времени и месту? Вы можете провести эту акцию вживую, достаточно надеть на одного из наблюдателей специальную камеру для съёмки всего происходящего от первого лица. Соответственно, вы проведёте акцию вживую, о вас узнают и растиражируют новость в медиа, а перейдя по ссылке из новости пользователи смогут лично оценить проделанную работу, погрузившись в VR-среду.
Согласно отчёту Emerged Research , специалисты в области IT считают, что технология дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в течение следующих 5 лет продвинется настолько, что VR-шлем станет такой же обыденной вещью, как смартфон. Технология VR увеличит рынок технологии расширенной реальности (XR) примерно до $161,5 млрд к 2028 году.
Всё это позволяет сказать, что у XR-технологий есть коммуникативный потенциал. Осталось понять, как его применять. Можно смело утверждать: XR уже сейчас пополнили ряды «новых медиа» . Главной особенностью XR рекламы является зрелищность, реалистичность и иммерсивность. Ярким примером нативной AR-рекламы может быть ситуация, когда пользователь заходит на кухню в гарнитуре и датчики замечают на кухонном столе пустующую подставку для ножей. После чего технология автоматически дорисовывает на эту подставку рекламное предложение с конкретным ножом, предложение ориентированно по принципу таргетинга под конкретную целевую аудиторию. Технология позволяет пользователю совершить интеракцию с виртуальным объектом, подержать его в руках, покрутить и изучить. После чего система предложит оформить заказ понравившегося товара буквально в одно нажатие. Таким образом, технология позволяет пользователям погрузится в виртуальное пространство или добавить это пространство наложив его «поверх» реального мира, взаимодействуя с продуктами, услугами или брендом.
Степень изученности темы.
В связи с тем, что XR-технологии активно развиваются, там где находятся IT- гиганты, в англоязычном пространстве присутствует достаточное количество прикладных научных статей от энтузиастов и специалистов на тему XR-технологий в рекламе. В России XR-технологии достаточно инновационны и новы, и поэтому степень изученности темы в русскоязычном сегменте не высока. В связи с этим, мало литературы, рассказывающей о коммуникативном потенциале и его применении у XR-технологии в сфере рекламы и PR. Данная ситуация позволила нам сформулировать проблему, исследуемую в данной работе: слабо раскрыт и описан коммуникационный потенциал XR-технологий в сфере рекламы и PR.
Объект: XR- технологии в рекламе и PR.
Предмет исследования: коммуникативный потенциал XR-технологий в рекламе и PR.
Гипотеза: в условиях цифровой трансформации общества использование XR- технологий может стать необходимым элементом для эффективной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.
Цель исследования: раскрыть и описать коммуникативный потенциал XR- технологий в сфере рекламы и PR.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику электронным коммуникациям в историко-коммуникативном аспекте.
2. Описать коммуникативный потенциал XR-технологий
3. Рассмотреть XR-технологии в рекламе и PR, описав их преимущества, ограничения, тренды.
4. Проанализировать успешные кейсы и этику применения технологий XR
5. Привести примеры использования XR-технологий в различных сферах, сопряжённых с рекламой и PR.
Методология исследования:
- Фундаментальный уровень: идеи развития цифровых технологий и их влияния на общественную жизнь, описанные в работах Уильяма Дж. Митчелла, Мануэля Кастельса, Томаса Сибела.
- Общенаучный уровень: концепция о развитии цифровых технологий Клауса Шваба.
- Специально-научный уровень представлен идеями следующих исследователей в области технологий: Аминова Г.Г., Козырева Л.К., Багиев Г.Л., Юлдашева О.У., Н. В. Ипатова., Мастюгин А.Ю., Broll, W., Grimm, P., Jung, B., Ihtesham Ali, Rizwan Ali, Yaping Chang.
- Прикладной уровень - это статьи иностранных практиков, работающих с цифровыми технологиями: Doerner, R., Geiger, C., Oppermann, L., Paelke, V., Beckhaus, S., Karin A., Buetler Joaquin, Penalver Andres, Ozhan Ozen, Luca Ferriroli, Rene M., Muri Dario, Cazzoli Laura, Marchal-Crespo., Jin Huang., Боброва Е.А., Суранов А.Ю., Можаев А. В., Сидоров П. Ю., Напалкова А.А., Никулина Т.А.
С эмпирической точки зрения, в русскоязычном пространстве, тема разработана слабо, большинство исследований не носят системный характер. В следствии для работы были использованы в основном зарубежные кейсы и мнения иностранных экспертов.
Методы исследования:
- анализ литературы по изучаемой проблеме;
- анализ вторичных данных;
- исторический метод;
- кейс-метод.
- метод экспертных оценок;
- сравнительный метод;
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
В первой главе рассмотрены основные теоретические аспекты применения AR/VR (XR) технологий и их основные понятия. Приведу статистику по развитию этого рынка и обосную цель, проблему и гипотезу исследования. Затрону тенденции, ограничения и преимущества в маркетинге и PR.
Вторая глава посвящена тому, как применять эту технологию и использовать её коммуникативный потенциал эффективно. Будут приведены примеры применения XR в различных сферах с приложением анализа на соответствующую тему. Опираться во второй главе автор будет на продукт своей практики, а именно на «Краткий путеводитель по XR (VR/AR) для специалиста по рекламе и связям с общественностью».
Подводя итог, необходимо отметить, что появление технологий виртуальной и дополненной реальности знаменует эпоху преобразований в сферах маркетинга, связей с общественностью и образования, открывая новые возможности для взаимодействия с аудиторией. По мере того как эти передовые технологии становятся более зрелыми и экономически эффективными, их внедрение распространяется в различных отраслях, способствуя росту инновационных и творческих приложений. Специалисты, которые грамотно используют коммуникативный потенциал XR, получают конкурентное преимущество, создавая контент, который не только захватывает, но и оставляет неизгладимое впечатление, тем самым повышая эффективность в достижении своих целей.
Находясь на пороге технологической революции, VR/AR готова переопределить парадигмы общения, обучения и взаимодействия, открывая эпоху беспрецедентных возможностей. Четкая траектория динамичного развития технологий VR/AR сигнализирует о будущем, наполненном потенциалом, поскольку упомянутые технологии и решения продолжают развиваться и расширять горизонты цифрового опыта.
Использование технологий XR позволяет существенно повысить эффективность рекламных компаний. Подтверждением этому служат представленные кейсы. Несмотря на то что рынок технологий XR в России находится только на стадии формирования, перспективы видны уже сейчас.
Становится очевидным что массовое внедрение XR технологий станет настоящей вехой в истории коммуникаций на ровне с появлением интернета. В первую очередь по причине того, что новые технологии способны привлечь и удержать рассеянное внимание аудитории, погрузив пользователя в максимально реалистичную и индивидуальную среду.
Информационное пространство перенасыщено, поэтому становится всё сложнее доносить информационные соообщения, пробиваясь через коммуникационные барьеры целевой аудитории, что в очередной раз подтверждает необходимость внедрения инновационных технологических решений, которые будут обеспечивать взаимодействие в абсолютно новых средах, создавая захватывающий пользовательский опыт. Эти технологические решения должны выводить коммуникацию на совершенно другой уровень, поэтому даже в повседневном использовании XR технологий нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно обратить внимание на аксессуары о которых велась речь в работе, тактильные жилеты и перчатки, беговые дорожки 360-градусов для VR. Все перечисленные технические устройства в будущем смогут помочь вывести коммуникацию с аудиторией на новые уровни.