Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ, ОМСКОЙ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТЯМИ

Работа №190020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы111
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН 8
1.1 Цели устойчивого развития и их индикаторы 8
1.2 Цели устойчивого развития ООН России 11
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОСИБИРСКОЙ, ОМСКОЙ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 23
3 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 50

3.1 Сравнительный анализ динамики экологических индикаторов 50
3.2 Сравнительная оценка достижения целей устойчивого развития 58
3.3 Интеграция индикаторов ЦУР в программы развития регионов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение А1 72
Приложение А2 94

В 2015 году закончилось действие Декларации Целей Развития Тысячелетия, в связи с чем возникла необходимость разработки новых ориентиров для продвижения по пути устойчивого развития. Состоялась конференция ООН, в которой приняли «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В документе представлены конкретные цели и задачи, стоящие перед государствами и народами. Переход общества по пути устойчивому развитию стал одной из важных целей для человечества в целом. Принятая Организацией Объединенных Наций Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и ее 17 целей устойчивого развития представляют собой новые масштабные рамки сотрудничества на ближайшие 15 лет. Цели Устойчивого Развития представляют собой глобальную, масштабную и комплексную повестку за всю историю человечества, направленную на то, чтобы никто не остался в стороне.
Важным вопросов в представленной работе является оценка достижения экологических целей устойчивого развития. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью решения социально-эколого-экономических проблем и достижения устойчивости развития.
Объектом исследования является экологическая ситуация Томской, Омской и Новосибирской областей. Предметом исследования данной работы являются показатели экологических целей устойчивого развития.
Уже давно осуществляются попытки оценивания устойчивости развития на уровне страны и регионов. Организацией Объединенных Наций была разработана система индикаторов устойчивого развития. На уровне регионов применяются 18 индикаторов устойчивого развития. Региональные индикаторы разработаны в Новосибирской, Омской и Томской областях и во многих регионах Российской Федерации. Вопросам устойчивого развития Сибирского Федерального Округа и Томской области много внимания уделили в своих работах Бобылев С. Н. [1, 36], Кнауб Р. В. [37], Адам А. М. [31], Цибульникова М. Р. [38]. В работе Лаптева Н. И. и др. [на англ. языке] рассматривалась оценка устойчивости развития регионов Сибирского Федерального Округа на основе достижения цели 7 ЦРТ. Сравнительная оценка устойчивости развития регионов СФО изложена в работах Адама А. М. и Лаптева Н. И. [29, 39].
Цель представленной работы - сравнительная оценка достижения экологической устойчивости развития на основе выполнения целевых показателей ЦУР на примере Томской, Омской и Новосибирской областей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели устойчивого развития.
2. Изучить программы развития и социально-эколого-экономические показатели регионов Сибирского Федерального округа.
3. Провести сравнительную оценку достижения экологических целей устойчивого развития.
Защищаемые положения
1. Показатели цели устойчивого развития ООН, адаптированные для России приемлемы для оценки устойчивого развития субъектов РФ, так как по большей части этих индикаторов присутствует статистическая информация, и определенный процент индикаторов включены в программу развития регионов.
2. В ходе реализации экологических целей Новосибирская, Омская и Томская области существенно продвинулись по пути устойчивого развития.
3. Новосибирская область лидирует по степени достижения экологических показателей ЦУР.
Выражаю искреннюю благодарность своему научному руководителю Александру Мартыновичу Адаму и консультанту Лаптеву Николаю Иннокентьевичу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Включение показателей Целей устойчивого развития в программы развития регионов способствует привлечению федеральных субсидий и инвестиций в наиболее проблемные сферы, например, в реновации жилья, развитии инфраструктуры водоснабжения, реализации программ повышения энергоэффективности и т.д. В процессе работы нами было выбрано 17 экологических показателей устойчивого развития на основе анализа индикаторов ЦУР, адаптированных для России и учетом возможностей региональной статистики.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. Показатели цели устойчивого развития ООН, адаптированные для России приемлемы для оценки устойчивого развития субъектов РФ, так как по большей части этих индикаторов присутствует статистическая информация.
2. В ходе реализации экологических целей ЦУР Новосибирская, Омская и Томская области существенно продвинулись по пути устойчивого развития. Сравнительный анализ динамики экологических индикаторов показал, что в Новосибирской области положительную динамику имеет 35% индикаторов, Омская область - 29% индикаторов, а в Томской области
- 17% индикаторов.
3. Анализ стратегий и программ развития показал, что Новосибирская область лидирует по степени достижения показателей ЦУР. Томская область и Омская область находятся на втором и третьем местах соответственно.
4. Анализ динамики индикаторов показал, что области существенно продвигаются по пути устойчивого развития, контрольные значения целевого показателя по индикаторам к 2030 году могут быть достигнуты.
5. Анализ стратегий и программ развития регионов выявил их слабую ориентированность на достижение ЦУР. В Новосибирской области в программах используется 13 или 76% показателей. В Омской области - 6 показателей или 35%, а в Томской
- 9 или 52%. Для решения данной проблемы необходимо увеличить количество соответствующих показателей в стратегиях и программах социально-экономического развития регионов.
6. Необходимо в регионах организовать мониторинг и публикацию ежеголных обзоров осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.



1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. 292 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2021 - 692 с.
4. О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2016 году - Новосибирск, 2017 - 307 с.
5. О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2021 году. - Новосибирск, 2022. - 180 с.
6. О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2020 году - Новосибирск, 2021 - 176 с.
7. О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2019 году - Новосибирск, 2020 - 159 с.
8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». - М.: Минприроды России; НИА-Природа. - 2016. - 639 с.
9. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». М.: Минприроды России; НИН «Кадастр», 2019. 844 с.
10. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. 888 с
11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». - М.: Минприроды России; НИА-Природа. - 2017. - 760 с.
12. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020. - 1000 с.
13. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году. Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021. — 864 с.
14. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Томской области в 2016 году» / глав. ред. Ю. В. Лунева, редкол.: Ю. В. Лунева, Н. А. Чатурова; Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода». — Ижевск: ООО «Принт-2», 2017 — 160 с.
15. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Томской области в 2018 году» / глав. ред. Ю.В. Лунева, редкол.: Ю.В. Лунева, Ю.С. Скокшина. Составитель - Ю.С.Скокшина. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода». - Ижевск: ООО «Принт», 2019. - 144 с... 46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ