Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Автоматизация бизнес-процессов предприятия 5
1.1 Понятие бизнес-процесса. Типовые бизнес-процессы 5
производственного предприятия
1.2 Современные возможности оптимизации бизнес-процессов на предприятиях 9
1.3 Программные продукты для автоматизации бизнес-процессов и особенности их внедрения 12
1.4 Функции CRM-системы и ее роль в повышении эффективности продаж 17
2. Анализ бизнес-процессов деятельности фирмы ООО «ЮСТА» 24
2.1 Описание предприятия ООО «Юста» 24
2.2 Анализ существующих бизнес-процессов 29
2.3 Анализ степени автоматизации бизнес-процессов ООО «Юста» 37
2.4 Рекомендации по автоматизации бизнес-процессов деятельности фирмы на примере ООО «Юста» 43
2.5 Оценка стоимости проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
На сегодняшний день, многие компании прибегают к автоматизации своих внутренних бизнес-процессов. Это обусловлено тем, что нужно принимать оперативные решения, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке. Особенно важно, чтобы при быстром выполнении работы сохранялось высокое качество продукции и услуг, которые предлагает предприятие. Главным плюсом автоматизации процессов является повышение качества информационной поддержки принятия решений. Такой эффект достигается за счет глубокого анализа внутренних процессов организации, выявления в ней недостатков (дублирование действий, нелогичность и т.д.), а после, построение моделей, которые отражают эффективное использование ресурсов предприятия.
Автоматизация бизнес-процессов использует передовые программные приложения и вычислительную архитектуру для координации и интеграции бизнес-процессов организации. Она затрагивает все аспекты управления данными компании, от поддержки клиентов до бухгалтерского учета, продаж, исследований и разработок, а также закупок. Ее возможности надежны и разнообразны. Автоматизация бизнеса может оптимизировать или даже заменять деятельность человека при решении сложных задач, таких как автоматическое содействие ИТ-службы поддержки, или менее сложных задач, например, сбор информации для ведения реестров и баз данных.
Автоматизация бизнес-процессов сокращает эксплуатационные расходы (по некоторым оценкам, до 90%) и освобождает сотрудников для выполнения задач высокого уровня, требующих вмешательства человека.
На сегодняшний день на рынке представлено большое количество универсальных программ по доступной цене. Специальное программное обеспечение не всегда широко доступно, и его стоимость часто превышает возможности малых предприятий. Поэтому экономически целесообразным является использование универсальных информационных технологий для автоматизации отдельных бизнес-процессов малого предприятия.
Тема автоматизации процессов на предприятиях в последнее время все более и более актуальна, так как формализация бизнес-процессов и внедрение инструментов для их автоматизации необходимы, чтобы успешно конкурировать в современных условиях на любом рынке.
Автоматизация бизнес-процессов нацелена на скоординированное цифровое преобразование, используемое для максимизации производительности, минимизации затрат и уменьшения (или устранения) человеческих ошибок во всех системах бизнес- среды.
Объектом исследования является автоматизация бизнес-процессов. Предметом исследования является оптимизация автоматизированных бизнес-процессов в компании «ЮСТА».
Целью данной работы является проведение анализа деятельности ООО «ЮСТА», для разработки рекомендаций по автоматизации бизнес-процессов.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
• Рассмотреть понятие бизнес-процесса, типовые бизнес-процессы предприятий;
• Изучить современные возможности автоматизации бизнес-процессов и соответствующие программные продукты;
• Провести анализ существующих бизнес-процессов компании, оценить степень их автоматизации;
• Разработать рекомендации по автоматизации бизнес-процессов деятельности компании.
В процессе выполнения работы использовались общенаучные методы и приемы: сравнение и анализ, группировка, классификация, моделирование; методы системного и комплексного подхода к анализу экономических явлений, экспертно-аналитический и логический анализ, статистические и графические методы, индуктивный, дедуктивный и экспертно-статистический методы.
Необходимость успешного функционирования в условиях жесткой конкурентной среды диктует свои требования к эффективности бизнес-процессов предприятия. В работе рассмотрены возможности автоматизации бизнес-процесса продаж в контексте конкретного предприятия - ООО «ЮСТА». Для этого, в первой главе, последовательно были решены ряд задач: рассмотрены теоретические вопросы изучения бизнес-процессов предприятий; изучены современные возможности оптимизации бизнес-процессов и программные продукты для их автоматизации, а также особенности их внедрения. Вторая глава посвящена анализу существующих бизнес- процессов ООО «ЮСТА», проведена оценка степени их автоматизации и выявлены проблемные участки, с целью разработки рекомендаций по оздоровлению ситуации.
Компания имеет хорошие финансовые и экономические показатели и, достойно конкурирует на рынке. Основные бизнес-процессы в компании отлажены хорошо, однако существуют некоторые сложности с продажами. В числе прочих причин особо выделяется работа с клиентами.
Менеджеры по продажам сохраняют запись о клиенте на бумажном носителе или в файле Excel, общение с клиентом по электронной почте сохраняется только в почтовом ящике менеджера и как следствие важные письма могут быть потеряны или удалены.
Кроме того, эффективность работы менеджеров по увеличению продаж сложно контролировать, сотрудник часто забывает позвонить или отправить требуемую информацию клиенту. В случае отсутствия менеджера на рабочем месте, например, в случае командировки, болезни или отпуска, информация о клиенте и возможных сделках с ним может быть недоступна. Высокооплачиваемые сотрудники вынуждены тратить много времени на дозвон до клиентов, составление отчетов и выполнение персонализированных электронных писем, электронных писем и факсов для клиентов. Для решения выявленных проблем было рекомендовано внедрить систему WireCRM, которая эффективно работает в данном направлении. После внедрения все данные о клиентах и транзакциях будут храниться в защищенной базе данных с разделяемым доступом. В случае смены менеджера, компания не потеряет
потребителей, всяинформация о клиентах и транзакциях будет сохранена. Ежедневные операции могут быть автоматизированы: разговаривать с клиентами, отправлять факсы и электронные письма, печатать этикетки на письмах и многое другое. Система поможет соблюдать правила работы с клиентами. В связи с повышением эффективности работы сотрудников, отпадает необходимость в расширении штата. Практика показала, что многие организации, внедрившие CRM-системы, увеличили продажи на 10-20%. Стоимость внедрения CRM-системы на «ЮСТА» составляет 152668 руб. Согласно результатам расчета в проекте, можно сделать вывод, что эффективный период возврата инвестиций составит 3 месяца.
Результативность проведенной работы подтверждается тем, что представленные в работе рекомендации было принято внедрить как пилотный проект в дочерней компании ООО «ЮСТА» - ООО «МеркурийЭкскорт».
Таким образом, цель этого исследования была достигнута, и все задачи были решены.
1. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен; пер. с англ. С. В. Ариничева. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2013. - 204 с.
2. Бизнес-инжиниринговые технологии [Электронный ресурс]: Ин-формационно-
методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес- моделей и процессов организаций. - Москва, 2003. - Режим доступа:
http://www.betec.ru.
3. Бурцева, Е. В. Информационные системы: учебное пособие / Е. В. Бурцева, И. П. Рак, А.В. Селезнев, А. В. Терехов, В. Н. Чернышов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.
4. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнес - процессами // Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2016. -112 с.).
5. Виденин, С. А. Информационные системы на предприятиях: учебное пособие / С. А. Виденин. - Красноярск.: СФУ, 2012. - 196 с.
6. Воронина, Л. И. Аудит информационных систем: учебное пособие / Л. И. Воронина. - СПб.: Омега-Л, 2012. - 675 с.
7. Галямов, А. Ф. Поддержка принятия решений при выборе инструментальных программных средств: учебное пособие / А. Ф. Галямов, А. В. Никитин. - Новосибирск: МЭСИ, 2008. - 531 с.
8. Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учебник для бакалавров вузов по экономическим направлениям и специальностям / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник ; ред. А. П. Гарнов ; Рос. экономич. ун-т им. Г. В. Плеханова . - М. : Юрайт, 2014 . - 303 с
9. Голышева. CRM: практика эффективного бизнеса / Голышева, Кудинов,Сорокин: - М.: 1С, 2012. - 374 с.
10. Гриненко, А. С. Информационная поддержка процесса автоматизации предприятия: учебное пособие / А. С. Гриненко. - М.: Академия, 2005. - 376 с.
11. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - СПб.-М.: Символ- Плюс, 2008. - 365 с.
12. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: Инфра-М, 2004. - 270 с.
13. Елиферов, В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 380 с.
14. Захаров, В. А. Влияние информационных технологий на развитие фирмы: учебник / В. Захаров. - М.: Инфра-М, 2005, - 113 с.
15. Караваев И. Как повысить эффективность бизнеса: тенденции развития BPM- решений // Рациональное управление предприятием. - 2012. - №5 - декабрь. С. 20 - 22... 41