Самоэффективность принятия решений у человека в трудных жизненных ситуациях: роль воображения и рационального мышления
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретический обзор феномена «Самоэффективность» 6
1.1 История феномена 6
1.2 Влияние трудных жизненных ситуаций на самоэффективность и принятие решений 13
Глава 2. Факторы, влияющие на самоэффективность 18
2.1 Воображение 18
2.2 Интеллектуальная оценка риска 20
2.3. Рациональность и Планируемость 23
Глава 3. Эмпирическое исследование 27
3.1. Организация исследования 27
3.2 Описание использованных методик 28
3.3 Результаты эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
Глава 1. Теоретический обзор феномена «Самоэффективность» 6
1.1 История феномена 6
1.2 Влияние трудных жизненных ситуаций на самоэффективность и принятие решений 13
Глава 2. Факторы, влияющие на самоэффективность 18
2.1 Воображение 18
2.2 Интеллектуальная оценка риска 20
2.3. Рациональность и Планируемость 23
Глава 3. Эмпирическое исследование 27
3.1. Организация исследования 27
3.2 Описание использованных методик 28
3.3 Результаты эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
Современный мир характеризуется высокой степенью нестабильности, что требует от человека все большей гибкости, способности к быстрой адаптации и устойчивости к стрессам. Стремительный технологический прогресс и социальная неустойчивость создают условия, где особенно важны гибкость, адаптивность и эмоциональная стабильность. Некоторым людям особенно трудно принимать решения в условиях неопределенности, труднее планировать свою жизнь на долгие годы вперёд. В таких ситуациях у людей могут возникать не только чувство утраты контроля, но и страх за свое будущее. Это может приводить к снижению самоэффективности принятия решений, что отрицательно влияет на продуктивность и психологическое здоровье. Так как мы живем в эпоху инноваций, мы можем говорить о ресурсах когнитивно-эмоциональной устойчивости как об одной из актуальных проблем нашего времени.
Некоторые люди сохраняют способность к эффективному принятию решений даже в условиях неопределенности, тогда как другие испытывают значительные трудности. В условиях глобальной нестабильности, усиливающей дезадаптацию и стресс, критически важно поддерживать ресурсы, способствующие решению задач в условиях дефицита информации.
Кроме способности адаптироваться к нестабильным условиям, важным аспектом успешной психологической устойчивости является также сочетание рационального мышления и воображения. Современный человек, находящийся в условиях неопределенности, должен уметь прогнозировать возможные сценарии и принимать решения на основе ограниченной информации. Воображение помогает расширить границы обычного восприятия, позволяя учитывать нетрадиционные решения, а рациональное мышление — объективно анализировать и выстраивать логичные действия, что вместе укрепляет психологическую устойчивость и самоэффективность.
Мы полагаем, что ключевыми факторами в сохранении самоэффективности (вере человека в свои способности справляться с необходимыми задачами) в ситуации неопределенности являются способности, связанные с адекватной оценкой всех вероятностей и рисков, готовностью проявлять инициативу и брать ответственность за результаты. В формировании адекватной когнитивной оценки играют важную роль также ресурсы воображения (открытости опыту) и рациональности (способности к планированию). Мы хотим сфокусировать наше исследование на изучении этих факторов в контексте их влияния на самоэффективность человека. Оценка взаимодействия этих структур может стать полезной в разработке психологических программ, способствующих укреплению психологической устойчивости и повышению самоэффективности в условиях неопределенности.
Объект исследования: Самоэффективность.
Предмет исследования: Значимые параметры, влияющие на
самоэффективность принятия решений (воображение, интеллектуальная оценка риска, рациональность и планируемость) в условиях ТЖС (трудных жизненных ситуаций).
Общая гипотеза исследования: склонность к рациональности (планированию) является значимым фактором сохранения
самоэффективности принятия решений.
Цель исследования: оценить интересующие нас параметры у взрослого населения. Рассмотреть их взаимосвязь, а также их влияние на самоэффективность принятия решений.
Задачи:
1. Рассмотреть и описать источники научной литературы по изучаемым феноменам (самоэффективность, воображение и рациональное мышление), дать определение интеллектуальной оценки риска.
2. Разработать программу эмпирического исследования, позволяющую оценить изучаемые параметры у взрослого населения.
3. Провести анализ полученных результатов и оценить взаимосвязь изучаемых феноменов.
4. Организовать опрос и собрать необходимые данные.
5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологические основания исследования: Концепция
самоэффективности, определяемая как вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации (А. Бандура), концепция интеллектуальной оценки риска (G. Craparo, P. Magnano, A. Paolillo, V. Costantino, 2018), четырехфакторная модель воображения (Darya L. Zabelina & David M. Condon), Рационально-аналитический стиль (С. Эпстайн), связанный с аналитическими стратегиями в познании, измеряющийся как свойство личности.
Методики исследования: Методика «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale), состоящий из четырех шкал, диагностируемых 21 пунктом с 5-балльной оценкой согласия; Четырехфакторная шкала воображения (The Four-Factor Imagination Scale - FFIS, сокращенный, 21 пункт); Шкала Рациональности (С.А. Богомаз, 5 пунктов); Шкалы Использование рациональности (опросник С. Эпстайна “Рациональный-Опытный” (Rational-Experiential Inventory), адаптация Т. В. Корнилова, А. Ю. Разваляева, 2017).
Выборка: состоит из взрослых совершеннолетних участников и включает 103 человека, 31,5% мужчин и 63,9%женщин, всего 34 мужчины и 69 женщин. Средний возраст участников 34,3; возрастной диапазон от 18 до 66 лет.
Новизна: данная работа включает специально разработанный комплекс методик, составленный и использованный для решения поставленной нами задачи. Исследование позволило выявить взаимосвязь между ресурсами воображения, рационального мышления в контексте самоэффективности принятия решений. Было установлено, что способность принимать решения в ситуациях неопределенности положительно связана с рациональными стратегиями (планирумостью и рациональностью). Воображение, как открытость новому опыту, может служить дополнительным ресурсом для генерации альтернативных стратегий и предвосхищения возможных исходов.
Было установлено, что отдельные характеристики воображения отрицательно связаны с самоэффективностью и рациональному подходу к решению задач. Статистическая обработка позволила классифицировать участников выборки на 4 группы по их способности сохранять самоэффективность принятия решений.
Практическая значимость: Данные исследования открывают новые возможности для разработки программ профессионального и личностного развития. Понимание того, как воображение и рациональное мышление взаимосвязаны с самоэффективностью, позволяет создать специальные психологические программы, направленные на укрепление уверенности в принятии решений, способность к адаптации в условиях неопределенности.
Некоторые люди сохраняют способность к эффективному принятию решений даже в условиях неопределенности, тогда как другие испытывают значительные трудности. В условиях глобальной нестабильности, усиливающей дезадаптацию и стресс, критически важно поддерживать ресурсы, способствующие решению задач в условиях дефицита информации.
Кроме способности адаптироваться к нестабильным условиям, важным аспектом успешной психологической устойчивости является также сочетание рационального мышления и воображения. Современный человек, находящийся в условиях неопределенности, должен уметь прогнозировать возможные сценарии и принимать решения на основе ограниченной информации. Воображение помогает расширить границы обычного восприятия, позволяя учитывать нетрадиционные решения, а рациональное мышление — объективно анализировать и выстраивать логичные действия, что вместе укрепляет психологическую устойчивость и самоэффективность.
Мы полагаем, что ключевыми факторами в сохранении самоэффективности (вере человека в свои способности справляться с необходимыми задачами) в ситуации неопределенности являются способности, связанные с адекватной оценкой всех вероятностей и рисков, готовностью проявлять инициативу и брать ответственность за результаты. В формировании адекватной когнитивной оценки играют важную роль также ресурсы воображения (открытости опыту) и рациональности (способности к планированию). Мы хотим сфокусировать наше исследование на изучении этих факторов в контексте их влияния на самоэффективность человека. Оценка взаимодействия этих структур может стать полезной в разработке психологических программ, способствующих укреплению психологической устойчивости и повышению самоэффективности в условиях неопределенности.
Объект исследования: Самоэффективность.
Предмет исследования: Значимые параметры, влияющие на
самоэффективность принятия решений (воображение, интеллектуальная оценка риска, рациональность и планируемость) в условиях ТЖС (трудных жизненных ситуаций).
Общая гипотеза исследования: склонность к рациональности (планированию) является значимым фактором сохранения
самоэффективности принятия решений.
Цель исследования: оценить интересующие нас параметры у взрослого населения. Рассмотреть их взаимосвязь, а также их влияние на самоэффективность принятия решений.
Задачи:
1. Рассмотреть и описать источники научной литературы по изучаемым феноменам (самоэффективность, воображение и рациональное мышление), дать определение интеллектуальной оценки риска.
2. Разработать программу эмпирического исследования, позволяющую оценить изучаемые параметры у взрослого населения.
3. Провести анализ полученных результатов и оценить взаимосвязь изучаемых феноменов.
4. Организовать опрос и собрать необходимые данные.
5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологические основания исследования: Концепция
самоэффективности, определяемая как вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации (А. Бандура), концепция интеллектуальной оценки риска (G. Craparo, P. Magnano, A. Paolillo, V. Costantino, 2018), четырехфакторная модель воображения (Darya L. Zabelina & David M. Condon), Рационально-аналитический стиль (С. Эпстайн), связанный с аналитическими стратегиями в познании, измеряющийся как свойство личности.
Методики исследования: Методика «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale), состоящий из четырех шкал, диагностируемых 21 пунктом с 5-балльной оценкой согласия; Четырехфакторная шкала воображения (The Four-Factor Imagination Scale - FFIS, сокращенный, 21 пункт); Шкала Рациональности (С.А. Богомаз, 5 пунктов); Шкалы Использование рациональности (опросник С. Эпстайна “Рациональный-Опытный” (Rational-Experiential Inventory), адаптация Т. В. Корнилова, А. Ю. Разваляева, 2017).
Выборка: состоит из взрослых совершеннолетних участников и включает 103 человека, 31,5% мужчин и 63,9%женщин, всего 34 мужчины и 69 женщин. Средний возраст участников 34,3; возрастной диапазон от 18 до 66 лет.
Новизна: данная работа включает специально разработанный комплекс методик, составленный и использованный для решения поставленной нами задачи. Исследование позволило выявить взаимосвязь между ресурсами воображения, рационального мышления в контексте самоэффективности принятия решений. Было установлено, что способность принимать решения в ситуациях неопределенности положительно связана с рациональными стратегиями (планирумостью и рациональностью). Воображение, как открытость новому опыту, может служить дополнительным ресурсом для генерации альтернативных стратегий и предвосхищения возможных исходов.
Было установлено, что отдельные характеристики воображения отрицательно связаны с самоэффективностью и рациональному подходу к решению задач. Статистическая обработка позволила классифицировать участников выборки на 4 группы по их способности сохранять самоэффективность принятия решений.
Практическая значимость: Данные исследования открывают новые возможности для разработки программ профессионального и личностного развития. Понимание того, как воображение и рациональное мышление взаимосвязаны с самоэффективностью, позволяет создать специальные психологические программы, направленные на укрепление уверенности в принятии решений, способность к адаптации в условиях неопределенности.
В рамках данной работы были поставлены и решены несколько ключевых задач, направленных на изучение феноменов самоэффективности, воображения и рационального мышления в контексте их значимости для преодоления трудных жизненных ситуаций. Проведенный обзор литературы позволил нам выяснить, что рациональное мышление играет важную роль в преодолении трудностей, связанных с неопределенностью. Ресурс воображения, как выяснилось в ходе исследования, оказывает неоднозначное влияние. Воображение представляет собой когнитивно-личностный ресурс, позволяющий смотреть на решение задач с разных сторон, что вкупе с толерантностью к неопределенности и эмоциональной стабильностью делает его ресурсом адаптации к непредсказуемым жизненным обстоятельствам. С другой стороны, отдельные свойства воображения, приводящие к негативным эмоциям и лишнему фантазированию, могут стать факторами снижения успешности преодоления трудных ситуаций.
В рамках этой работы была разработана и апробирована специальная батарея методик для оценки индивидуальных особенностей взрослого населения, связанных с воображением, рациональным мышлением и интеллектуальной оценкой риска.
Проведенный нами корреляционный анализ позволил выявить отдельные признаки воображения, отрицательно влияющие на самоэффективность принятия решений. Использование рациональных стратегий, склонность анализировать, планировать, а также проявлять креативность и инициативу положительно влияют на эффективность человека.
Факторный анализ позволил выделить группы показателей в зависимости от их влияния на успешность человека в сложных ситуациях. Были выделены факторы, отражающие негативные эффекты, а также положительные эффекты, которые имеют обратную связь с отрицательными показателями. На основании позитивных компонентов факторной структуры можно определить ключевые ресурсы, способствующие адаптации: использование рациональности и креативности и толерантность к неопределенности.
Проведенный кластерный анализ позволил дифференцировать участников по категориям когнитивно-эмоциональной способности сохранять самоэффективность в условиях неопределенности. Участники были разделены на четыре группы на основе результатов кластерного анализа по их способности сохранять успешность в сложных ситуациях. Мы выявили две потенциально «устойчивых» группы, с максимальным запасом ресурсов, и две «менее устойчивых», и менее толерантных к неопределенности.
Мы считаем, что проблема сохранения самоэффективности в трудных ситуациях требует дальнейшего изучения. Исследования, направленные на поиск факторов толерантности к неопределенности, могут быть полезны разработке программ по преодолению трудных жизненных ситуаций.
В рамках этой работы была разработана и апробирована специальная батарея методик для оценки индивидуальных особенностей взрослого населения, связанных с воображением, рациональным мышлением и интеллектуальной оценкой риска.
Проведенный нами корреляционный анализ позволил выявить отдельные признаки воображения, отрицательно влияющие на самоэффективность принятия решений. Использование рациональных стратегий, склонность анализировать, планировать, а также проявлять креативность и инициативу положительно влияют на эффективность человека.
Факторный анализ позволил выделить группы показателей в зависимости от их влияния на успешность человека в сложных ситуациях. Были выделены факторы, отражающие негативные эффекты, а также положительные эффекты, которые имеют обратную связь с отрицательными показателями. На основании позитивных компонентов факторной структуры можно определить ключевые ресурсы, способствующие адаптации: использование рациональности и креативности и толерантность к неопределенности.
Проведенный кластерный анализ позволил дифференцировать участников по категориям когнитивно-эмоциональной способности сохранять самоэффективность в условиях неопределенности. Участники были разделены на четыре группы на основе результатов кластерного анализа по их способности сохранять успешность в сложных ситуациях. Мы выявили две потенциально «устойчивых» группы, с максимальным запасом ресурсов, и две «менее устойчивых», и менее толерантных к неопределенности.
Мы считаем, что проблема сохранения самоэффективности в трудных ситуациях требует дальнейшего изучения. Исследования, направленные на поиск факторов толерантности к неопределенности, могут быть полезны разработке программ по преодолению трудных жизненных ситуаций.





