ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ВОЛОШИНА
(НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКОВ «ГОДЫ СТРАНСТВИЙ.
СТИХОТВОРЕНИЯ 1900-1910 ГГ.» И «ПУТЯМИ КАИНА. ТРАГЕДИЯ
МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»)
Аннотация
Оглавление 2
Введение 4
1 Зрительное восприятие и способы его языкового представления 8
1.1 Понятие «восприятие» и лингвистические средства его выражения. 8
Особенности зрительного восприятия
1.2 Структурно-семантическая организация высказываний c семантикой 12 зрительного восприятия
2 Семантика зрительного восприятия и способы ее языкового выражения в 17 поэтическом творчестве М. А Волошина (на материале сборника «Г оды странствий. Стихотворения 1900-1910 гг.»)
2.1 Поэтическое мировосприятие в творчестве М. А. Волошина 17
(в сборнике «Годы странствий»)
2.2 Языковые средства выражения ситуации зрительного восприятия на 20 материале сборника «Годы странствий»
2.2.1 Высказывания с базовыми глаголами зрительного восприятия 20
2.2.2 Высказывания с небазовыми глаголами 23
зрительного восприятия
2.2.3 Высказывания с именными и глагольными формами, 25
образованными от небазовых глаголов
зрительного восприятия
2.2.4 Высказывания с глаголами, реализующими семантику 26
зрительного восприятия в контекстном окружении
2.3 Лингвистический анализ стихотворения «Дождь» 28
(перцептивный аспект)
3 Семантика зрительного восприятия и способы ее языкового выражения в 32 поэтическом творчестве М. А Волошина (на материале сборника «Путями Каина. Трагедия материальной культуры»)
3.1 Поэтическое мировидение в творчестве М. А Волошина в
сборнике «Путями Каина»
3.2 Языковые средства выражения ситуации зрительного восприятия
на материал сборника «Путями Каина»
3.2.1 Высказывания с базовыми глаголами зрительного восприятия 32
3.2.2 Высказывания с небазовыми глаголами 36
зрительного восприятия
3.2.3 Высказывания с именными и глагольными формами, образов 39 анны от базовых и небазовых глаголов
зрительного восприятия
3.2.4 Высказывания с глаголами, реализующими семантику 39
зрительного восприятия в контекстном окружении
3.2.5 Языковые единицы, несущие семантику огня 43
3.3 Лингвостилистический анализ стихотворения «Огонь» 44
(перцептивный аспект)
3.4 Синтез поэзии и живописи в творчестве М. А. Волошина 51
Заключение 54
Список источников и словари 57
Приложение А. Контексты сборника «Г оды странствий» 64
Приложение Б. Контексты сборника «Путями Каина» 73
Приложение В. Изоматериалы 81
Поэтические тексты Максимилиана Александровича Волошина насыщены языковыми единицами со значением восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. В сборниках «Годы странствий. Стихотворения 1900-1910 гг.» и «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» преобладают высказывания с семантикой зрительного восприятия (ЗВ), что соответствует общему представлению о ведущей роли зрительного канала перцепции в процессе восприятия окружающего мира.
Обращение к проблеме восприятия в лингвистических работах обусловлено развитием когнитивного направления в лингвистике, имеющего междисциплинарный характер [Демешкина, 2000, с. 32], и интересом к антропоцентрическому подходу в исследовании языка.
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с активным развитием лингвосенсорики как самостоятельного научного направления. Об этом свидетельствуют монографические исследования последних лет:
B. К. Харченко [Харченко, 2012] О.Ю. Авдевниной [Авдевнина, 2013],
C. Корычанковой, Л.Б. Крюковой, А.В. Хизниченко [Корычанкова, Крюкова, Хизниченко, 2016]; диссертационные исследования: О.А. Мещеряковой [Мещерякова, 2011], А.В. Двизовой [Двизова, 2013] и другие научные труды.
Изучение специфики восприятия, в особенности зрительного, необходимо для полноценного понимания творчества поэта, т.к через него проявляется индивидуально-авторский взгляд на мир. Овчинникова Л.О. пишет о том, что сенсорная лексика, в частности зрительная, - «наиболее значимое средство выражения оценки автора» [Овчинникова, 2009, с. 55].
Вместе с тем актуальность обуславливается необходимостью описания лингвопоэтики М.А Волошина с перцептивной позиции, т.к. до настоящего момента подробный анализ в этой области проведен не был.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных исследованию языкового выражения зрительного восприятия, исследователи не обращались к данной проблеме в контексте творчества М.А Волошина. Таким образом, изучение языковой репрезентации ЗВ в аспекте идиостиля на материале поэтических сборников М.А Волошина проводится впервые.
Методологической основой работы стали научные труды Г.А. Золотовой «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса» , В.А. Кирриловой, М.Б. Примовой «Идеографические аспекты русской грамматики» [Киррилова, Примова, 1988], И.В. Башковой «Грамматика восприятия в современном русском языке» [Башкова, 1995], Н.В. Моисеевой «Глаголы восприятие в русском языке» [Моисеева, 1998], О.Н Григорьевой «Цвет и запах власти» [Григорьева, 2004], В.К. Харченко «Лингвосенсорика. Фундаментальные и прикладные аспекты» и др.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ способов языкового выражения ЗВ в поэтическом творчестве. М.А. Волошина и выявление идиостилевых особенностей, обусловленных индивидуальноавторским мировосприятием.
Для реализации заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) отобрать и систематизировать контексты с семантикой ЗВ;
2) проанализировать высказывания с семантикой ЗВ, выделить способы выражения основных элементов их семантической структуры, а также определить функциональную нагрузку данных высказываний в поэтическом творчестве М.А. Волошина;
3) проследить за изменениями средств выражения ЗВ от первого сборника к последнему;
4) определить текстообразующие возможности языковых единиц восприятия в рамках отдельных стихотворений, вошедших в разные сборники, путем лингвистического и стилистического анализов;
5) выявить индивидуально-авторские средства выражения ЗВ и
идиостиливые особенности творчества М.А. Волошина.
Объектом исследования является семантика ЗВ в художественных текстах М.А Волошина. Предметом - средства выражения ЗВ в его поэтическом творчестве. В качестве материала исследования выбраны сборники «Годы странствий. Стихотворения 1900 1910гг.» и «Путями Каина.
Трагедия материальной культуры». Выбор сборников мотивирован возможностью проследить за тем, как изменяются средства выражения ЗВ в поэзии М.А Волошина от первого сборника к последнему.
...
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе работы были проанализированы способы языкового выражения зрительного восприятия в сборниках М.А. Волошина «Годы странствий. Стихотворения 1900-1910 гг.» и «Путями Каина. Трагедия материальной культуры». Проведенный анализ свидетельствует о насыщенности данных сборников перцептивной семантикой.
В время исследования была разработана классификация предикатов ЗВ: базовые глаголы, небазовые глаголы и глаголы, реализующие зрительную семантику в контекстном окружении.
Подавляющее большинство выявленных контекстов включает небазовые глаголы зрительного восприятия (77 контекстов - в первом сборнике; 29 - во втором), а также языковые единицы, находящиеся на периферии ЗВ и несущие семантику огня (70 и 65 соответственно). Общее количество контекстов со значением ЗВ в двух сборниках - 342.
Анализ показал, что в стихотворениях М.А. Волошина преобладает основная трехкомпонентная модель высказывания с семантикой ЗВ. Отклонение от классической структуры (субъект - предикат - объект), как правило, выраженное в отсутствии объекта, в основном возникает в высказываниях, где предикат выражен небазовым глаголом. Высказывания с глаголами цвета, которые чаще встречаются в первом сборнике, также в большинстве случаев характеризуются наличием только субъекта и предиката.
Предикат представлен в высказываниях ЗВ глаголами различных лексико-семантических групп, реализующих как прямое, так и переносное значение. Важно отметить, что предикаты (обычно базовые глаголы) чаще всего выступают в качестве метафор рациональных способностей человека.
Формы выражения объекта в данных высказываниях предельно разнообразны, что непосредственно связано с многообразием реалий «опредмеченной» действительности, а также с безграничными возможностями человеческого воображения. Объект в большинстве случаев выражен единичным конкретным «предметом». Однако, иногда может быть представлен целой ситуацией.
Такой компонент структуры как субъект также имеет различные способы выражения. В высказываниях с базовыми глаголами в качестве субъекта практически всегда выступает человек. Иногда субъект не выражен лексически, но подразумевается.
Оба сборника предельно красочны и выразительны, что помогает образно «оформить» реальность, увидеть мир ярко и необычно. Вместе с тем последний сборник «Путями Каина» более метафоричен. Это связано с многочисленными библейскими, античными, историческими и другими аллюзиями, которые способствуют раскрытию авторского мировидение. А также это свидетельствуют о ярком проявлении эстетической функции поэтической речи в творчестве М.А. Волошина. На уровне высказывания метафоричность проявляется в том, что предикат довольно часто имеет переносное значение, объект - относится к ирреальной сфере либо сфере сознания, а субъектом выступает нечто неодушевленное.
В ходе анализа была также выявлена функциональная нагрузка языковых единиц со значением ЗВ. Они выполняют следующие функции: описывают явления природы, окружающую среду и ментальную сферу существования человека. Значительно реже эти языковые единицы дают характеристику человека и формируют центральные образы в стихотворении. Для более наглядного представления о функционировании языковых единиц со значением ЗВ в тексте поэтического произведения были проведены лингвистический и стилистический анализы стихотворений «Дождь» и «Огонь».
В процессе исследования как в первом, так и в последнем сборниках были обнаружены многочисленные языковые единицы, несущие семантику огня. Это дает основание полагать, что мотив «горения», органично вплетающийся в поэтическую ткань сборников, является яркой идиостиливой чертой творчества М.А. Волошина и отражает специфику авторского мировосприятия. Ещё одна отличительная черта - синтез поэзии и живописи.
Перспектива работы заключается в расширении анализа единиц восприятия в творчестве М.А. Волошина за счет привлечения других перцептиных каналов на материале уже рассмотренных сборников (с возможностью добавления новых).
1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного исследования // Вопросы языкознания. — 1995. — № 1. — С. 3768.
2. Апресян Ю. Д. Избранные труды: Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
3. Арефьева Н. Г. Античные мотивы в творчестве М. А. Волошина : дис. ... канд. филол. наук / Н. Г. Арефьева. — М., 1999. — 277 с.
4. Авдевнина О. Ю. Категория восприятия и средства ее выражения в современном русском языке : дис. ... доктора филол. наук : 10.02.01 / О. Ю. Авдевнина. — М., 2014. — 1065 с.
5. Анненский И. Ф. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. А. Федорова. — Л.: Худож. лит., 1988. — 736 с.
Арват H. H. Семантическая структура простого предложения в современном русском языке / Н. Н. Арват. — Киев, 1984. — 160 с.
7. Башкова И. В. Грамматика восприятия в современном русском языке : автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / И. В. Башкова. — Екатеринбург, 1995 — 24 с.
8. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. — М.: Академ. проект, 2004. — 462 с.
9. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. — 4-е изд. — М.: Наука, 2009 — 520 с.
10. Болотнов А. В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / А.В. Болотнов. — Томск, 2009. — 227 с.
11. Бутакова Л. О. Роль модальностей восприятие в формировании смысловой системы автора и ее репрезентация в структуре художественного текста / Федеративное агентство по образованию Омский гос-й унив-т им. Ф. М. Достоевского. Лаборатория когнитивных исследований // Сборник научных трудов. — Омск, 2015. — С.71-79.
12. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. / [А.В. Бондарко, Т. В. Булыгина, Н. Б. Вахтин и др. ; редкол. А. В. Бондарко (отв. ред. ) и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Наука, 1991. — 369 с.
13. Болдырев H. H. Репрезентация языковых и неязыковых значений синтаксическими средствами / Н. Н. Болдырев // Филологические науки. — 2004. — №3. — C. 67-74.
14. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса : учебное пособие по курсу «Общая психология» / В. А. Барабанщиков. — М.: Когнито-Центр, 2006. — 238 с.
15. Виноградов В. В. О языке художественной прозы // Избр. труды / Послесл. А. П. Чудакова; Коммент. Е. В. Душечкиной; АН СССР, Отделение лит. и языка. — М.: Наука, 1980. — 360 с.
... всего 59 источников