АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения доверия к себе и автономии 7
1.1 Описание специфики феномена доверия к себе в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2 Определение понятия автономии в области психологического знания 17
1.3 Роль доверия в развитии автономии у молодежи на этапе профессионального становления 25
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи доверия к себе и автономии у студенческой молодежи 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 35
2.3 Предложения по организации образовательного процесса, способствующего
укреплению доверия к себе и автономного поведения 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году описали и научно обосновали теорию поколений, указывая, что фундаментальными во влиянии на поведение, формирование ценностей и мировоззрения каждого поколения являются политические и макроэкономические события, воспитательный климат в семье, которые пришлись на период от рождения до раннего подросткового возраста.
Так, большая часть современной студенческой молодежи входит в поколение Z («зумеры»). Это поколение выросло в эпоху динамичного технологического прогресса, тем самым была введена в дополнительную реальность как Интернет , которая стала доминирующей в контексте коммуникаций с миром [14]. С одной стороны, жизненная позиция данного поколения описывается как «опирающаяся на собственное мнение, которое активно высказывается в сети», с другой стороны, более конформное - «опирающаяся на красивые успешные образы, предъявляемые сетью Интернет». С последней связывают еще одну особенность поколения - высокий уровень тревожных расстройств и панических атак на фоне повышенной чувствительности к внешним стимулам и постоянных сравнений собственной жизни с другими [33].
Не пытаясь решить возникший парадокс, мы можем предположить, что данное связано с неограниченным доступом к материалам в сети и взаимодействию с ними. Интернет представляется бесконечным информационным полем, которое не представляется возможным для полной переработки. Именно поэтому молодежь стремится потреблять только самые эмоциональные и успешные во всех сферах жизни человеческие образы, которые изложены кратко и насыщенно - остальное же не будет являться приоритетным во внимании. Параллельно создается впечатление, что эти яркие образы доступны не только в качестве просмотра, но и в качестве интеграции их в собственный образ Я, так как «если это получилось у других, то получится и у меня». Интернет дает возможность легко выражать мнения, самих себя, но также он позволяет создавать близкий к идеалу образ [33], что толкает на предположение о мнимой подлинности собственного образа индивидов - в действительности ли молодые люди в процессе самовыражения опираются на собственные убеждения, а не на внешние обстоятельства как предъявляемые обществом требования к современному человеку.
Наблюдается тенденция к сниженному осознанию собственных ценностей, интересов у молодых людей на фоне повышенной потребности в их поиске и определению. Многообразие возможностей современного стремительно развивающегося мира в вопросах самоопределения оказало и негативный эффект в виде трудностей в выстраивании
стратегий жизненного пути, ведь настоящее время характеризуют как «полное неопределенностей», ввиду чего у молодежи может формироваться страх совершить неправильный выбор, т. е. не приводящий к успеху в условиях, требующих быстрых решений. Данные факты могут охарактеризовывать актуальный уровень доверия к себе у молодежи, где доверие к себе понимается как вера в полезность, значимость и ценность в отношение самих себя и собственной деятельности, т.е. это «рефлексивный, субъектный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию» по мнению Т. П. Скрипкиной [48]. То есть доверяющий себе человек имеет безопасное пространство и прочную опору для наличия и возможности свободного выражения актуальных идей, мыслей, эмоций, чувств и других элементов переживания. Недостаток доверия к себе же будет ослаблять опору на собственные ресурсы в контексте полноценного проживания настоящего момента, так как данный дефицит может провоцировать склонность к чрезмерной фиксации на прошлом опыте, уходу в мечты о будущем, стремлению к избыточному контролю над поведением [54].
Молодые люди могут руководствоваться не своими потребностями, а внешними обстоятельствами, мнениями и требованиями других людей, которые, в свою очередь, не всегда таковыми являются - если человек не доверяет себе и именно подстраивается под внешний мир, а не адаптируется к нему, то предполагаем, что данные требования к себе могут исходить из собственных, несколько надуманных представлений об образе себя через других. То есть возникает некоторая иллюзия, в которой человеку может казаться, что он должен соответствовать определенным образам по мнению других людей, а в действительности это его собственное мнение, которое он перенес на внешнее, что напрямую может создать перекос в результатах развития личностной автономии, которая отвечает за способность к выработке ощущения независимости, собственной уверенной позиции в решении жизненных задач, при котором бы закреплялось чувство ответственности за осуществляемый выбор, а также на способность к разделению собственных позиций от чужих [37].
Тем самым тенденция к активной публикация собственных мнений, внешних и духовных выражений как бы дает ощущение уникальности, однако, исходя из потребности к стремлению приблизиться к успешным образам наряду с потребностью в автономии - это все приводит к иллюзии о настоящем собственном Я, нарушению адекватно оценки себя и имеющихся ресурсов. Как будто бы данная тенденция возникает не от реальных утвержденных жизненных позиций, которыми хотелось бы поделиться, к примеру, для передачи опыта, а от попытки «построить» собственный образ для соответствия выбранным 4
идеалам. Потому что чем ты ближе к идеалу, тем ближе успех и, соответственно, богатство, на ценность которого выпадает одна из доминирующих ориентаций у современной молодежи [7]. То есть порождается стремление к удовлетворению потребности в автономии, но это стремление сопровождается низкой сепарацией от навязанных образов. Возникает непонимание ценностно-смысловой структуры собственной жизни, своих настоящих желаний.
Однако, частые сравнения, низкая способность к разделению собственного и навязанного, несоответствие желаемого и реального, идеального и имеющегося, следовательно неудовлетворенная потребность в автономии - неизбежно приводят к фрустрации [15], что одновременно еще больше усиливает концентрацию внимания на объекте стремления и приводит к неуверенности в себе, неадекватной самооценке, стремительное ухудшение процессов самопознания и саморазвития [32], следовательно, снижается уровень осознанности и ощущения себя во времени «здесь и сейчас». Имея в виду наличие этих деструктивных процессов, говорить об адекватном уровне автономии не представляется возможным.
Все вышесказанное вносит значительный вклад в сложившийся стереотип об инфантильности поколения Z. Возвращаясь к вопросу о развитии автономии, предполагается, что на данный феномен фундаментальное значение оказывает доверие к себе, которое, в свою очередь, проявляется в «способности человека при любых обстоятельствах наделять собственные действия свойствами безопасности (надежности) и полезности (значимости)» [48]. Изучение взаимосвязи доверия к себе и автономии у поколения Z позволяет выявить современные дефициты и факторы, влияющие на развитие зрелости в условиях цифровизации. Это особенно важно для создания программ поддержки молодежи, направленных на укрепление веры в собственную значимость и способности к самостоятельным решениям. Более того, полученные результаты будут полезны в усовершенствовании образовательных и воспитательных процессов для психологического благополучия не только поколения Зумеров (Z), но и подрастающего поколения Альфа (а), являющегося еще более техногенным, чем предыдущее.
Итого, опираясь на вышесказанное мы можем сформулировать объект нашего исследования.
Объект исследования - доверие к себе.
Предмет исследования - особенности проявления доверия к себе у студенческой молодежи с разным уровнем автономии.
Цель данного исследования: выявление особенностей проявления доверия к себе у студенческой молодежи с разным уровнем автономии.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена «доверия к себе» в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Изучить подходы к пониманию «автономии» в рамках психологических исследований.
3. Провести эмпирическое исследование на выявление взаимосвязей между феноменами доверия к себе, автономии и типами каузальных ориентаций среди
студентов различных специальностей.
4. Разработать предложения по организации образовательного процесса, способствующего укреплению доверия к себе и автономного поведения.
Основная гипотеза исследования:
- Существует прямая взаимосвязь между доверием к себе и автономией у современной студенческой молодежи;
Дополнительные гипотезы:
- Студентам с высоким уровнем доверия к себе будет свойственна автономная каузальная ориентация;
- Существует прямая взаимосвязь между автономией и автономной каузальной ориентацией.
Теоретический анализ феномена доверия к себе, выполненный на основе отечественных и зарубежных подходов, позволил определить его как многокомпонентный конструкт, включающий ценностное отношение к собственной субъектности, внутреннюю согласованность между личными желаниями, возможностями и принятыми нормами. Наиболее обоснованной для цели настоящей работы представилась концепция Т. П. Скрипкиной, согласно которой доверие к себе является основой субъектного отношения к собственной жизни и предполагает наличие рефлексивности, способности к направленному действию, саморегуляции и принятию личностно значимых решений. Доверие к себе также соотносится с другими категориями как уверенность и вера, однако не сводится к ним, включая в себя глубокое ощущение опоры на собственные ценности и внутреннюю целостность.
На основании теоретического анализа автономии было установлено, что данный феномен определяет ключевую способность к саморегуляции и самостоятельному функционированию наряду с чувством ответственности за принятый и реализуемый выбор, в частности в социальной и профессиональной сферах в период ранней зрелости. Также автономия тесно сопряжена с субъектной позицией человека в жизни. Особое внимание было уделено пониманию автономии в рамках теории самодетерминации, где она определяется как реализация мотивационных тенденций, ориентированных на свободный выбор и внутренне обусловленную инициативность.
В результате сопоставления теоретических положений о доверии к себе и автономии были сформулированы предпосылки их взаимосвязи. Так было сформулировано, что доверие к себе способствует согласованию внутренних стремлений и внешних требований, позволяя субъекту выстраивать жизненную траекторию в условиях неопределенности, а также принимать самостоятельные решения на основе внутренне принятых побуждений и смыслов. Таким образом, сочетание наличия доверия к себе и развивающейся автономии обеспечивает ресурсы, необходимые для перехода к зрелости в будущем и успешной адаптации к реальности в настоящем времени. В совокупности анализ литературных источников по исследуемым феноменам позволил обосновать значимость изучения феномена доверия к себе в связи с автономией в контексте профессионального становления молодежи. Выявленные положения легли в основу проектирования эмпирической части исследования.
Проведя эмпирическое исследование на студентах, представляющих разные направления обучения, обучающихся в таких городах как: г. Томск, г. Железногорск, г. Бишкек, и находящихся в возрасте от 17 до 22 лет, мы выявили, что в настоящее время у 67
студенческой молодежи наблюдается кризисное состояние, выражающееся в трудностях в понимании себя, осмыслении текущего опыта и построении жизненных целей. Тем не менее, молодые люди проявляют высокое доверие к себе преимущественно в сферах интеллектуальной и профессиональной деятельностей, что согласуется с актуальными задачами обучения в рамках Высших учебных заведений, в то время как в глубоких межличностных взаимодействиях молодые люди могут испытывать неуверенность и сомнения в своих решениях. Доверие к себе находится в процессе становления так же, как и автономия, выражающаяся у молодых людей в стремлении к осуществлению подлинно собственных выборов наряду с продолжающейся чувствительностью к внешнему влиянию. Выявлено несоответствие между предъявляемой автономностью и сниженным ощущением контроля над жизнью, принятием себя и осознанием собственных ценностей, что в совокупности может указывать как и на формальный, неосмысленный характер автономии, связанный с автоматическим подходом к решению учебных задач, так и на идеализацию собственной зрелости и компетентности современной молодежи.
В результате статистического анализа была выявлена парадоксальная характеристика высокого доверия к себе: уверенность в собственных способностях, сформированная в ряде значимых сфер жизнедеятельности, способствует ощущению личной эффективности, помогает выстраивать устойчивые социальные связи, позитивно воспринимать себя и намечать перспективы будущего, и вместе с этим может сочетаться с повышенным риском фрустрации и самокритики при столкновении с ситуациями, в которых невозможна демонстрация успеха.
Также результаты статистического анализа частично подтвердили гипотезу о взаимосвязи доверия к себе и автономии у современной студенческой молодежи. Существует прямая взаимосвязь между уровнем доверия к себе и автономией, однако проявляется избирательно и преимущественной в контексте тех жизненных ситуаций, где актуализируются когнитивные процессы. Таким образом, в период студенчества только доверие к себе в интеллектуальной сфере будет способствовать автономному поведению, которое, в свою очередь, может не отражать устойчивую внутреннюю ценностную позицию и устойчивую способность к саморегуляции, а больше носить ситуативный и инструментальный характер, связанный прежде всего с образовательной деятельностью.
Тем не менее, результаты проверки гипотезы о том, что студентам с высоким уровнем доверия к себе будет свойственная автономная каузальная ориентация, т.е. сознание себя как инициатора и первоисточника в принятии решений о выборе действия, показали, что студенты, которым характерен высокий уровень доверия к себе, в большей степени воспринимают себя как инициаторов собственного поведения. В частности, 68
студенты, проявляющие большую уверенность в своих когнитивных способностях, собственной привлекательности и способности самостоятельно организовывать досуг, в большей степени проявляют гибкость и ориентацию на внутренние мотивы в заданных сферах. Таким образом, данная гипотеза была признана подтвержденной.
Гипотеза о существовании прямой взаимосвязи между автономией и автономной каузальной ориентацией была статистически доказана. Внутренне мотивированные студенты не только предпочитают действовать по личной инициативе, но и действительно ощущают себя свободными в выборе, способными не подчиняться внешнему давлению, а также осознанно регулировать собственное поведение и нести ответственность за принятые решения. Установленная взаимосвязь позволила сделать вывод о концептуальной согласованности данных конструктов, что, в свою очередь доказало валидность оценки конструкта автономии в исследовании взаимосвязи с доверием к себе.
На основе установленных в исследовании взаимосвязей между доверием к себе, автономией и автономной каузальной ориентацией, а также дополнительно остальными компонентами психологического благополучия, были разработаны предложения, направленные на организацию образовательного процесса, способствующего развитию доверия к себе и автономного поведения у студенческой молодежи. Рекомендации содержали организацию работы по следующим направлениям: развитие когнитивной сферы и активной позиции студентов в образовательном процессе, психологическая профилактика эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции, поддержка профессионального самоопределения и идентичности, формирование условий межличностного взаимодействия и поддерживающей среды.
Задачи исследования выполнены. Был проведен теоретический анализ феномена «доверия к себе» и «автономии» в отечественных и зарубежных исследованиях, а также изучены подходы к пониманию «автономии» в рамках психологических исследований. Проведено эмпирическое исследование на выявление взаимосвязей между феноменами доверия к себе, автономии и типами каузальных ориентаций среди студентов различных специальностей, в ходе которого были получены и проанализированы результаты. На основании результатов исследования были разработаны предложения по организации образовательного процесса, способствующего укреплению доверия к себе и автономного поведения.
Цель исследования была достигнута. Мы выявили особенности доверия к себе у студенческой молодежи с разным уровнем автономии.
Таким образом, теоретическая значимость настоящего исследования заключается в
уточнении представлений о структуре и специфики феномена доверия к себе, его взаимосвязи с автономией, а также в обосновании согласованности данных феноменов в контексте особенностей развития на этапе ранней зрелости. Работа дополняет существующие исследования о специфике доверия к себе и его роли в формировании автономного поведения в период профессионального становления современной молодежи.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных для совершенствования образовательного процесса в ВУЗах с целью создание развивающей среды, способствующей укреплению доверия к себе и автономии у студентов. Разработанные на основе эмпирических результатов рекомендации могут явиться основой в выборе актуальных направлений в работе с обучающимися при проектировании тренинговых программ, в практике психологического сопровождения, в организации тьюторской и просветительской работы. Предложенные меры могут быть направлены на развитие субъектности, саморегуляции и устойчивости студенческой молодежи, а также на поддержание психологического благополучия в условиях актуальной неопределенности современности.
1. Антоненко И. В. Социальная психология доверия // Приволжский научный
вестник. 2014. №11-2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-psihologiya-
doveriya (дата обращения: 24.11.2024).
2. Астанина Н.Б. История развития представлений о доверии в отечественной психологии // Молодые ученые - московскому образованию: материалы городской научно- практич. конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2009. - С. 406 - 407.
3. Астанина Н.Б. Развитие представлений о доверии как психологическом феномене в зарубежной науке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. - Том 16, № 1. - С. 139 - 143.
4. Астанина, Н.Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Астанина Надежда Борисовна. - М., 2011. - 210 с.
5. Бабанов А. В. Феномен доверия к себе в человекоцентрированном подходе к.
Роджерса // Горизонты гуманитарного знания. 2023. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-doveriya-k-sebe-v-chelovekotsentrirovannom- podhode-k-rodzhersa (дата обращения: 03.06.2025)
6. Биличенко, Е. Н. Доверие к себе как фактор самоактуализации личности // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 92-94.
7. Буланова Э. В., Лебедева Э. А. Психолого-педагогические особенности студентовмедиков нового поколения // Тверской медицинский журнал. - 2021. - № 3. - С. 18-26.
8. Волкова Т. Г., Милина А. С. Самостоятельность подростков с разным уровнем психологической автономии //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2025. - Т. 7. - №. 1. - С. 16-31.
9. Галиахметова К. Д. Личностная автономия и привязанность к родителям в подростковом возрасте //ББК 88.4 П44. - 2024. - С. 48.
10. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoyazychnaya-adaptatsiya- oprosnika-kauzalnyh-orientatsiy (дата обращения: 02.06.2025)
11. Дергачева, О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии" : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Дергачева Ольга Евгеньевна. - Москва, 2005. - 162 с.
12. Дорофеева Ю. А. Психологические и возрастные особенности студенческого
возраста // Приволжский научный вестник. 2015. №4-2 (44). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-vozrastnye-osobennosti-studencheskogo- vozrasta (дата обращения: 02.06.2025)
13. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В., Авдеева А. П. Личностные факторы инновационного поведения персонала //МИР ПСИХОЛОГИИ. - 2024. - С. 102.
14. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya- pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 17.02.2025).
15. Иванов, В. И. Подходы к пониманию фрустрации / В. И. Иванов, Ю. М. Перевозкина // Смальта. - 2022. - № 4. - С. 32-43. - Библиогр.: с. 38-40 (35 назв.). URL: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4536 (дата обращения: 15.03.2025).
..60