СЕВЕРОИРЛАНДСКИЙ КОНФЛИКТ И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В БРИТАНО-ИРЛАНДСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1980-1990-Х ГОДОВ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Особенности британо-ирландских отношений в исторической перспективе 15
1.1. Особенности британо-ирландских отношений в 1960-х - середине 1980-х гг. 15
1.2. Особенности британо-ирландских отношений в конце 1980-х - конце 1990-х гг. 24
Глава 2. Репрезентация конфликта в Северной Ирландии в британско- ирландском кинематографе 1980-1990-х гг. 30
2.1. Отражение ирландской проблемы в британском и ирландском
кинематографе 1980-х гг. 30
2.2. Отражение ирландской проблемы в британском и ирландском кинематографе 1990-х гг. 41
2.3. Репрезентация североирландского конфликта в британском и ирландском кинематографе 1980-х и 1990-х: общее и особенное 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Особенности британо-ирландских отношений в исторической перспективе 15
1.1. Особенности британо-ирландских отношений в 1960-х - середине 1980-х гг. 15
1.2. Особенности британо-ирландских отношений в конце 1980-х - конце 1990-х гг. 24
Глава 2. Репрезентация конфликта в Северной Ирландии в британско- ирландском кинематографе 1980-1990-х гг. 30
2.1. Отражение ирландской проблемы в британском и ирландском
кинематографе 1980-х гг. 30
2.2. Отражение ирландской проблемы в британском и ирландском кинематографе 1990-х гг. 41
2.3. Репрезентация североирландского конфликта в британском и ирландском кинематографе 1980-х и 1990-х: общее и особенное 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность темы исследования обусловлена современным трендом на исследование «культурных практик», начало которым положено французским историком-историографом, представителем четвертого поколения «Анналов» Роже Шартье. Исследователь, переосмысляя историю ментальностей, вводит понятие репрезентации, т.е. отражение реального мира, прошедшее через сознание человека, который привел его в качестве обобщения. С помощью «репрезентаций», образов, можно определить различные идентичности (будь то национальные или культурные), а также показывать начало социально-культурных практик, которые оформляются в коллективном сознании граждан.
Сегодня многие исследователи склонны говорить о художественном кинематографе как историческом источнике, к которому применимы основные методы источниковедческого анализа, позволяющие исследовать историю создания фильма; игровое кино способно отразить дух эпохи, при которой снят фильм, отразить видение режиссера и автора сценария на ту или иную важную проблему, существующую в исторической реальности, показать настроения, события, которые волновали общество в то время. Все это в конечном счете позволяет расширить наши знания об исследуемой эпохе.
Не менее важно исследование именно британо -ирландских отношений, поскольку на сегодняшний день «ирландская проблема», несмотря на политическое урегулирование кризиса в 1998 г. не разрешена окончательно: хотя идет реформирование во всех сферах жизни общества, до сих пор происходят периодические конфликты между протестантами и католиками. С помощью изучения репрезентации североирландского конфликта, мы сможем понять, как менялись представления общества в различные точки столкновения между враждующими силами, проследить динамику взаимоотношений между британской и ирландской сторонами, выявить, какие конкретно события обусловливали ту или иную позицию.
Аспект репрезентации британско-ирландских отношений в кинематографе остается слабо изучен. Данное исследование систематизирует в себе ключевые проблемы, вопросы и претензии, отражённые в кинематографе. Все это так или иначе обуславливает научную актуальность темы исследования.
Кроме того, репрезентация североирландского конфликта до сих пор находит отражение в кинематографе и пользуется популярностью как у зрителей, так и у критиков. Недавний пример - фильм британского режиссера Кеннета Браны «Белфаст» , который получил 7 главных номинаций на премии «Оскар» и «Золотой глобус», заработав в 2022 г. награды за лучший сценарий. Британская киноакадемия наградила «Белфаст» как лучший британский фильм. Все это говорит, что мировая общественность не остается в стороне от проблем, поднятых авторами, которые являются в немалой степени и личными историями, рассказанные под влиянием тех непростых событий.
Степень изученности проблемы среди отечественных исследований минимальна. Тема представляет большой интерес для изучения, поскольку затрагивает современную массовую культуру, в том числе будет отражать связь исторических событий с текущим статусом отношений двух народов. Исследование данной темы представлено несколькими работами, посвященными рассмотрению британо-ирландских отношений в культурном аспекте, в том числе и в кино.
Особое место здесь занимает статья Н.Ю. Самойлова «Североирландский конфликт в массовой культуре Великобритании и Ирландии (1998-2018 гг.)». В ней автор анализирует художественные фильмы и музыкальные произведения Великобритании и Ирландии за 1998-2018 гг., т.е. за двадцатилетний период после урегулирования североирландского конфликта. Произведения, взятые для анализа, касаются истории кризиса в Ольстере, и все они являются продуктов времени, формирующим «политику памяти». Самойлов делает вывод, что конфликт перешел от открытой конфронтации к противостоянию в культурном поле, в связи с чем роль и значение произведений массовой культуры будут увеличиваться. .
С.А. Стринюк исследует особенности художественных средств документального кино в фильме английского кинорежиссера Пола Гринграсса «Кровавое воскресенье» (2002) с целью формирования определенного взгляда на исторические события и исследования природы религиозно-политической конфронтации в Северной Ирландии второй половины ХХ в. Был сделан вывод, что фильм реконструирует реальные исторические события художественными средствами документального кино. .
В.И. Терентьевой была написана серия работ, посвященной выявлению ирландской идентичности в кинематографе. За основу анализа был взят художественный фильм Джона Майкла Макдонаха «Однажды в Ирландии» (2011). Автор выделила особенности фонетики ирландского варианта английского языка, проанализировав речь героев киноленты , а также лексических средств выражения этой идентичности на примере речи главного героя .
Е.В. Костарева и С.А. Стринюк проанализировали «североирландский конфликт» как социокультурный концепт, широко распространенный в художественном (в частности, в литературных произведениях) и медиа - (т.е. публичном пространстве) дискурсах. Исследовательницы делают вывод, что содержание «североирландского конфликта» может меняться в индивидуальном авторском сознании в зависимости от его мироощущения - авторы закладывают определенные коннотации, свое видение проблемы. Исследованные художественные произведения наравне с медийным материалом могут рассматриваться как аспекты единого общественного дискурса, так как они существуют в одном информационном поле, рассчитаны на восприятие массовой аудиторией и обладают схожими характеристиками, репрезентантами.
Англоязычная историография так же представлена крайне малым количеством исследований на данную тему. Б. Макилрой за два года до подписания Белфастского соглашения написал исследование, где проанализировал образ ольстерских протестантов и юнионистов сквозь призму кинематографа Северной Ирландии. Автор приходит к выводу, что исследование художественного кинематографа позволит преодолевать различия этнокультурной идентичности и политические противоречия. Историк оценивает вклад кино как инструмента, позволяющего более конструктивно взглянуть на происходящие из года в год процессы, ведь массовая культура, как правило, позволяет влиять на массы и, именно в этой точки зрения зрители сами могут содействовать разрешению североирландского конфликта.
В англоязычном поле исследования также проводился анализ «Кровавого воскресенья» как исторического источника. Историк памяти Эйлин Блейни делает вывод, что фильм Пола Гринграсса, являясь продуктом времени, сделан с целью увековечить память о длительном политическом конфликте. Исследовательница анализирует киноленту сквозь призму обширной методологии, посвященной исследованию «исторических травм», «исторической памяти», чтобы объяснить как фильм с помощью дискурса (то есть средств языка и культуры) отражает историческое событие травмирующего масштаба. В статье рассматривается отношение фильма к его историческому референту (событию 1972 г.), мемориальную деятельность в момент его создания и общие средства выражения, характерные для документальной драмы. .
Помимо работ, посвященных непосредственно репрезентации североирландского конфликта в тех или иных произведениях искусства, нами был использован комплекс историографических работ, необходимых для погружения в контекст ирландской «смуты». Основная историография включает в себя отечественные исследования Е.Ю. Поляковой , И.Е. Напалковой , М.С. Буйновского и др., а также статью Дж. Стивенсона «Необратимый мир в Северной Ирландии?» .
Тем самым, научная новизна работы заключается в анализе репрезентации североирландского конфликта 1980-1990-х гг., её динамики, чему ранее исследователи не уделяли внимания, концентрировавшись на отдельных работах либо исследовав киноленты другого временного промежутка.
Источниковая база состоит из нескольких групп:
1) кинофильмы ирландского и/или британского кинематографа, выпущенные в 1980-1990-х гг. - «Дневник террориста», «Тайный план», «Жестокая игра», «Во имя отца», «Боксер».
2) интервью с создателями кинолент, необходимые для обоснования позиции авторов по отношению к рассматриваемому объекту. Сюда можно внести и книгу Джерри Конлона «Доказанная невиновность» , используемую для доказательства авторской позиции в киноленте «Во имя отца»;
3) рецензии кинокритиков, информация о прокате фильмов, кинонаградах, необходимые для выявления зрительской и профессиональной реакции на данные кинолент;
4) актовый материал - законы, международные соглашения, имеющие ключевое значение в ходе североирландского конфликта ;
5) новостные сводки, газетные статьи для вписывания кинолент в исторический контекст (в частности, используются при анализе фильма «Во имя отца»).
Объект исследования - британо-ирландские отношения.
Предмет исследования - репрезентация британо-ирландских отношений в кинематографе 1980-1990-х гг.
Хронологические рамки исследования - период с 1968 по 1998 гг. Нижняя дата обусловлена началом массовых беспорядков в Северной Ирландии, инициированных Ассоциацией борьбы за гражданские права. Верхняя дата связана с подписанием Белфастского соглашения, знаменующего окончание длительного кризиса в Ольстере. Кинематограф 1980-1990-х гг. был выбран для исследования, поскольку с начала 1980-х гг. активно развивается ирландский и британский кинематограф: все большее количество кинолент посвящено актуальным проблемам на тот период; проливается свет на тему обострённых взаимоотношений двух народов. Начинает отслеживаться рефлексия Североирландского конфликта, все больше фильмов исследует тематику этнополитического конфликта. Творческая свобода, навеянная исторической эпохой, даёт режиссёрам новые подходы к изучению данного вопроса. Кинематограф же 1970-х годов не представляет данную проблему и по большей части не развивает её, в отличии от 1980-х, который даёт начало теме национальных волнений. Киноленты 1990-х даьше развивают данную проблематику в различных жанровых направлениях.
Территориальные рамки - Великобритания и Ирландия как основные страны-участницы конфликта и переговорных процессов.
Цель данной работы заключается в определении репрезентации британо-ирландских отношений в кинематографе Великобритании и Ирландии в 1980-1990-е гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить исторические события и процессы, нашедшие отражение в кинофильмах, чтобы определить какое влияние они указывали на репрезентацию;
2. определить специфику образов ирландцев и британцев как конфликтующих сторон;
3. определить динамику в репрезентации североирландского конфликта в британском и ирландском кинематографе.
Методы и исследовательские подходы. Историко-хронологический метод (структурно-диахронный анализ) используется для характеристики британо-ирландских отношений в 1960-1990-е гг. в четкой хронологической последовательности, как сменяющих друг друга процессов и этапов. Историко-сравнительный метод (сравнительно-исторический анализ) используется для выявления общего и особенного в образе британоирландских отношений в фильмах 1980-1990-х гг. Кроме того при написании работы использованы общенаучные методы такие как описание и обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Сегодня многие исследователи склонны говорить о художественном кинематографе как историческом источнике, к которому применимы основные методы источниковедческого анализа, позволяющие исследовать историю создания фильма; игровое кино способно отразить дух эпохи, при которой снят фильм, отразить видение режиссера и автора сценария на ту или иную важную проблему, существующую в исторической реальности, показать настроения, события, которые волновали общество в то время. Все это в конечном счете позволяет расширить наши знания об исследуемой эпохе.
Не менее важно исследование именно британо -ирландских отношений, поскольку на сегодняшний день «ирландская проблема», несмотря на политическое урегулирование кризиса в 1998 г. не разрешена окончательно: хотя идет реформирование во всех сферах жизни общества, до сих пор происходят периодические конфликты между протестантами и католиками. С помощью изучения репрезентации североирландского конфликта, мы сможем понять, как менялись представления общества в различные точки столкновения между враждующими силами, проследить динамику взаимоотношений между британской и ирландской сторонами, выявить, какие конкретно события обусловливали ту или иную позицию.
Аспект репрезентации британско-ирландских отношений в кинематографе остается слабо изучен. Данное исследование систематизирует в себе ключевые проблемы, вопросы и претензии, отражённые в кинематографе. Все это так или иначе обуславливает научную актуальность темы исследования.
Кроме того, репрезентация североирландского конфликта до сих пор находит отражение в кинематографе и пользуется популярностью как у зрителей, так и у критиков. Недавний пример - фильм британского режиссера Кеннета Браны «Белфаст» , который получил 7 главных номинаций на премии «Оскар» и «Золотой глобус», заработав в 2022 г. награды за лучший сценарий. Британская киноакадемия наградила «Белфаст» как лучший британский фильм. Все это говорит, что мировая общественность не остается в стороне от проблем, поднятых авторами, которые являются в немалой степени и личными историями, рассказанные под влиянием тех непростых событий.
Степень изученности проблемы среди отечественных исследований минимальна. Тема представляет большой интерес для изучения, поскольку затрагивает современную массовую культуру, в том числе будет отражать связь исторических событий с текущим статусом отношений двух народов. Исследование данной темы представлено несколькими работами, посвященными рассмотрению британо-ирландских отношений в культурном аспекте, в том числе и в кино.
Особое место здесь занимает статья Н.Ю. Самойлова «Североирландский конфликт в массовой культуре Великобритании и Ирландии (1998-2018 гг.)». В ней автор анализирует художественные фильмы и музыкальные произведения Великобритании и Ирландии за 1998-2018 гг., т.е. за двадцатилетний период после урегулирования североирландского конфликта. Произведения, взятые для анализа, касаются истории кризиса в Ольстере, и все они являются продуктов времени, формирующим «политику памяти». Самойлов делает вывод, что конфликт перешел от открытой конфронтации к противостоянию в культурном поле, в связи с чем роль и значение произведений массовой культуры будут увеличиваться. .
С.А. Стринюк исследует особенности художественных средств документального кино в фильме английского кинорежиссера Пола Гринграсса «Кровавое воскресенье» (2002) с целью формирования определенного взгляда на исторические события и исследования природы религиозно-политической конфронтации в Северной Ирландии второй половины ХХ в. Был сделан вывод, что фильм реконструирует реальные исторические события художественными средствами документального кино. .
В.И. Терентьевой была написана серия работ, посвященной выявлению ирландской идентичности в кинематографе. За основу анализа был взят художественный фильм Джона Майкла Макдонаха «Однажды в Ирландии» (2011). Автор выделила особенности фонетики ирландского варианта английского языка, проанализировав речь героев киноленты , а также лексических средств выражения этой идентичности на примере речи главного героя .
Е.В. Костарева и С.А. Стринюк проанализировали «североирландский конфликт» как социокультурный концепт, широко распространенный в художественном (в частности, в литературных произведениях) и медиа - (т.е. публичном пространстве) дискурсах. Исследовательницы делают вывод, что содержание «североирландского конфликта» может меняться в индивидуальном авторском сознании в зависимости от его мироощущения - авторы закладывают определенные коннотации, свое видение проблемы. Исследованные художественные произведения наравне с медийным материалом могут рассматриваться как аспекты единого общественного дискурса, так как они существуют в одном информационном поле, рассчитаны на восприятие массовой аудиторией и обладают схожими характеристиками, репрезентантами.
Англоязычная историография так же представлена крайне малым количеством исследований на данную тему. Б. Макилрой за два года до подписания Белфастского соглашения написал исследование, где проанализировал образ ольстерских протестантов и юнионистов сквозь призму кинематографа Северной Ирландии. Автор приходит к выводу, что исследование художественного кинематографа позволит преодолевать различия этнокультурной идентичности и политические противоречия. Историк оценивает вклад кино как инструмента, позволяющего более конструктивно взглянуть на происходящие из года в год процессы, ведь массовая культура, как правило, позволяет влиять на массы и, именно в этой точки зрения зрители сами могут содействовать разрешению североирландского конфликта.
В англоязычном поле исследования также проводился анализ «Кровавого воскресенья» как исторического источника. Историк памяти Эйлин Блейни делает вывод, что фильм Пола Гринграсса, являясь продуктом времени, сделан с целью увековечить память о длительном политическом конфликте. Исследовательница анализирует киноленту сквозь призму обширной методологии, посвященной исследованию «исторических травм», «исторической памяти», чтобы объяснить как фильм с помощью дискурса (то есть средств языка и культуры) отражает историческое событие травмирующего масштаба. В статье рассматривается отношение фильма к его историческому референту (событию 1972 г.), мемориальную деятельность в момент его создания и общие средства выражения, характерные для документальной драмы. .
Помимо работ, посвященных непосредственно репрезентации североирландского конфликта в тех или иных произведениях искусства, нами был использован комплекс историографических работ, необходимых для погружения в контекст ирландской «смуты». Основная историография включает в себя отечественные исследования Е.Ю. Поляковой , И.Е. Напалковой , М.С. Буйновского и др., а также статью Дж. Стивенсона «Необратимый мир в Северной Ирландии?» .
Тем самым, научная новизна работы заключается в анализе репрезентации североирландского конфликта 1980-1990-х гг., её динамики, чему ранее исследователи не уделяли внимания, концентрировавшись на отдельных работах либо исследовав киноленты другого временного промежутка.
Источниковая база состоит из нескольких групп:
1) кинофильмы ирландского и/или британского кинематографа, выпущенные в 1980-1990-х гг. - «Дневник террориста», «Тайный план», «Жестокая игра», «Во имя отца», «Боксер».
2) интервью с создателями кинолент, необходимые для обоснования позиции авторов по отношению к рассматриваемому объекту. Сюда можно внести и книгу Джерри Конлона «Доказанная невиновность» , используемую для доказательства авторской позиции в киноленте «Во имя отца»;
3) рецензии кинокритиков, информация о прокате фильмов, кинонаградах, необходимые для выявления зрительской и профессиональной реакции на данные кинолент;
4) актовый материал - законы, международные соглашения, имеющие ключевое значение в ходе североирландского конфликта ;
5) новостные сводки, газетные статьи для вписывания кинолент в исторический контекст (в частности, используются при анализе фильма «Во имя отца»).
Объект исследования - британо-ирландские отношения.
Предмет исследования - репрезентация британо-ирландских отношений в кинематографе 1980-1990-х гг.
Хронологические рамки исследования - период с 1968 по 1998 гг. Нижняя дата обусловлена началом массовых беспорядков в Северной Ирландии, инициированных Ассоциацией борьбы за гражданские права. Верхняя дата связана с подписанием Белфастского соглашения, знаменующего окончание длительного кризиса в Ольстере. Кинематограф 1980-1990-х гг. был выбран для исследования, поскольку с начала 1980-х гг. активно развивается ирландский и британский кинематограф: все большее количество кинолент посвящено актуальным проблемам на тот период; проливается свет на тему обострённых взаимоотношений двух народов. Начинает отслеживаться рефлексия Североирландского конфликта, все больше фильмов исследует тематику этнополитического конфликта. Творческая свобода, навеянная исторической эпохой, даёт режиссёрам новые подходы к изучению данного вопроса. Кинематограф же 1970-х годов не представляет данную проблему и по большей части не развивает её, в отличии от 1980-х, который даёт начало теме национальных волнений. Киноленты 1990-х даьше развивают данную проблематику в различных жанровых направлениях.
Территориальные рамки - Великобритания и Ирландия как основные страны-участницы конфликта и переговорных процессов.
Цель данной работы заключается в определении репрезентации британо-ирландских отношений в кинематографе Великобритании и Ирландии в 1980-1990-е гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить исторические события и процессы, нашедшие отражение в кинофильмах, чтобы определить какое влияние они указывали на репрезентацию;
2. определить специфику образов ирландцев и британцев как конфликтующих сторон;
3. определить динамику в репрезентации североирландского конфликта в британском и ирландском кинематографе.
Методы и исследовательские подходы. Историко-хронологический метод (структурно-диахронный анализ) используется для характеристики британо-ирландских отношений в 1960-1990-е гг. в четкой хронологической последовательности, как сменяющих друг друга процессов и этапов. Историко-сравнительный метод (сравнительно-исторический анализ) используется для выявления общего и особенного в образе британоирландских отношений в фильмах 1980-1990-х гг. Кроме того при написании работы использованы общенаучные методы такие как описание и обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Цель данной работы заключалась в определении репрезентации британо-ирландских отношений в кинематографе Великобритании и Ирландии в 1980-1990-е гг. В процессе ее достижения были сделаны следующие выводы. Исторические события в кинокартинах, посвященных североирландскому конфликту, имели крайне незначительное отражение. Событийная часть показана в основном в кинофильме «Во имя отца», где авторы сконцентрировались на взрывах в пабах Лондона в 1974 г., делах Гилфордской четверки (1975-1989) и Магуайрской семерки (1976-1991). В остальных кинокартинах исторические события как таковые не фигурируют. Авторы могут ими апеллировать, например, в «Тайном плане», но в основном же, кинорежиссеры отражают определенную эпоху, исторический контекст (например, начало или конец десятилетия, иногда определенный год). Исторические процессы и контекст, нашедшие отражения в кинофильмах, напрямую влияли на репрезентацию конфликта, в особенности на настроение киноленты. Например, отражение эпохи конца 1970-х - начала 1980-х гг. показывает безвыходность положения, в котором оказываются главные герои, отражение же эпохи первой половины 1990-х показывает более светлые надежды на окончательное урегулирование конфликта.
Во время анализа каждой киноленты была выявлена репрезентация ольстерцев (англо-ирландцев), членов ИРА, британской власти и англичан. Образ ольстерцев имеет в фильмах схожие черты - обреченность, недовольство господством англичан, однако из фильма в фильм мы видим, что постепенно они становятся не объектами политики, а скорее субъектами, способными изменить ситуацию к лучшему. Образ британской власти прошел эволюцию от умеренно-негативного отношения к ней авторов к резко негативному, а затем к положительному. Вызваны изменения данных репрезентаций - изменением ситуации в Ольстере, проведением реформ. Образ членов ИРА в целом стабилен и четко разделяется на сторонников 69
мирных и радикальных мер, что вызвано расколом в организации. Проследить динамику в репрезентации религиозно-национального фактора достаточно сложно. В тех или иных фильмах приводится положительное воздействие религии, которая является средством утешения и поддержания духа. Кроме того, мы видим и противостояние или нетолерантное отношения протестантов к католикам и наоборот.
Также, в рамках исследования мы сравнили репрезентацию конфликта британских и ирландских режиссёров и пришли к выводу, что отношение у них к ИРА и британской власти довольно схожее. Изначально, было предположение о различном видении данного этнополитического конфликта режиссёрами с ирландским и британским происхождением. Однако мотив несправедливости и чрезмерной агрессии британской власти к простым гражданам, в особенности ирландцам, прослеживается во всех фильмах. Режиссёры британцы не пытались сгладить углы и представили ту действительность, которую сами могли наблюдать. Авторы кинолент осуждают чиновников, работников полиции и судей, которые злоупотребляли своими полномочиями и не способствуют решению конфликта, а лишь усугубляют его. Таким образом, можно сделать вывод о том, что они в своих работах старались представить картины, передающие напряжение и атмосферу недоверия и страха, не стремясь обелить или очернить ту или иную стороны конфликта.
В целом мы можем сказать, что поставленная цель работы была достигнута.
Во время анализа каждой киноленты была выявлена репрезентация ольстерцев (англо-ирландцев), членов ИРА, британской власти и англичан. Образ ольстерцев имеет в фильмах схожие черты - обреченность, недовольство господством англичан, однако из фильма в фильм мы видим, что постепенно они становятся не объектами политики, а скорее субъектами, способными изменить ситуацию к лучшему. Образ британской власти прошел эволюцию от умеренно-негативного отношения к ней авторов к резко негативному, а затем к положительному. Вызваны изменения данных репрезентаций - изменением ситуации в Ольстере, проведением реформ. Образ членов ИРА в целом стабилен и четко разделяется на сторонников 69
мирных и радикальных мер, что вызвано расколом в организации. Проследить динамику в репрезентации религиозно-национального фактора достаточно сложно. В тех или иных фильмах приводится положительное воздействие религии, которая является средством утешения и поддержания духа. Кроме того, мы видим и противостояние или нетолерантное отношения протестантов к католикам и наоборот.
Также, в рамках исследования мы сравнили репрезентацию конфликта британских и ирландских режиссёров и пришли к выводу, что отношение у них к ИРА и британской власти довольно схожее. Изначально, было предположение о различном видении данного этнополитического конфликта режиссёрами с ирландским и британским происхождением. Однако мотив несправедливости и чрезмерной агрессии британской власти к простым гражданам, в особенности ирландцам, прослеживается во всех фильмах. Режиссёры британцы не пытались сгладить углы и представили ту действительность, которую сами могли наблюдать. Авторы кинолент осуждают чиновников, работников полиции и судей, которые злоупотребляли своими полномочиями и не способствуют решению конфликта, а лишь усугубляют его. Таким образом, можно сделать вывод о том, что они в своих работах старались представить картины, передающие напряжение и атмосферу недоверия и страха, не стремясь обелить или очернить ту или иную стороны конфликта.
В целом мы можем сказать, что поставленная цель работы была достигнута.





