Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОРЕФОРМЕННОГО КРЕСТЬЯНСТВА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Работа №189964

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 6
Глава 1 Духовная культура крестьянства пореформенной России в отечественной
историографии второй половины 80-х гг. XX в. - 10-х гг. XXI в 19
1.1 Категория «семья» как отражение трансформации крестьянских отношений 19
1.2 Категория духовной культуры крестьян «труд» 27
1.3 Изменение духовной культуры пореформенного крестьянства в категории
«религия» 38
Глава 2 Пореформенное крестьянство в представлениях «образованного меньшинства» 45
2.1 «Письма из деревни. 12 писем» (1872-1887) А. Н. Энгельгардта 45
2.2 «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1887)
Г. И. Успенского 50
2.3 Жизненные ценности пореформенной деревни на основе материалов
Этнографического бюро им. В. Н. Тенишева 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70

Актуальность. Вторая половина XIX в. значима в контексте истории Российской империи и российской цивилизации в целом. В рамках данного периода произошла отмена крепостного права, а также ряд реформ, затронувших все сферы общественной жизни. Возможно утверждать, что современная Россия ведет свою историю именно с пореформенного периода второй половины XIX в.
18 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II, вошедший в историю как «Освободитель». 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права, что стало, согласно классической интерпретации, одним из первых шагов к построению новых для России капиталистических отношений, а также ее вступлению в новый период индустриального развития. Пореформенная деревня в первые десятилетия после Манифеста встала на путь изменений в сфере экономических и социальных отношений, что не могло не повлиять и на духовную культуру крестьянства.
Понятие «духовная культура» носит дискуссионный характер. Поскольку целью данной работы не выступает анализ содержания данного термина, в ней задействована классическая теория, которая пришла в отечественную науку из немецкой философии XIX в., представителями которой являлись И. Кант и Г. Гегель. В качестве содержания «духовной культуры» выступают явления, связанные с совокупностью нематериальных элементов культуры: сознанием, интеллектуальными и эмоционально-психологическими процессами - языком, традициями, жизненными ценностями, нормами поведения, верованиями и т. д. В контексте настоящего исследования рассмотрение духовной культуры крестьян производится посредством нескольких аспектов, входящих в сущность данного понятия, а именно: сознание, жизненные ценности и традиции. Поскольку духовная культура реализуется в жизнь посредством определенных форм: нравственность, искусство, религия, наука, философия, - наиболее приемлемыми из них для рассмотрения в историографии и источниках данных аспектов духовности в отношении пореформенного крестьянства выступают религия и нравственность.
Несмотря на то, что духовную культуру часто противопоставляют материальной, связанной с деятельностью людей: средства труда, жилище, одежда и всё то, что создано руками человека, возможно утверждать, что она находится в тесной взаимосвязи с материальной составляющей. Показательным является выражение русского философа Л. П. Карсавина: «Материальное само по себе в своей оторванности неважно. Оно всегда символично и в качестве такового необходимо для историка во всей своей материальности. Оно всегда выражает, индивидуализирует и нравственное состояние общества, и его религиозные и эстетические взгляды, и его социально-экономический строй».
Такой феномен как крепостное право за три века существования на территории Российского государства определил ряд моделей поведения и мировоззрения крестьянства. Однако область духовной культуры пореформенной деревни в советской отечественной литературе изучалась опосредованно, в рамках и в контексте социально-экономических проблем. Кроме того, среди современных научных работ отсутствуют отдельные труды, посвященные историографии поставленной проблемы. Ввиду того, что настоящая работа носит обзорный характер, представляется необходимым выбрать и определить тот материал, который может стать основой для дальнейших, более глубоких исследований духовной жизни крестьян в пореформенной деревне.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении основных исследовательских подходов в рамках отечественной историографии, а также в попытке обозначить определенную стратегию изучения трансформации духовной культуры пореформенного крестьянства.
Из цели вытекает ряд задач, которые необходимо решить в рамках настоящей работы, а именно:
4) раскрыть содержание основных отечественных исследовательских работ второй половины 80-х гг. XX в. - 10-х гг. XXI в., рассматривающих проблемы духовной культуры русского крестьянства через призму содержательных категорий «семья», «религия», «труд»;
5) охарактеризовать ряд источников, которые возможно использовать для изучения изменений в духовной культуре пореформенной деревни;
6) выявить особенности сознания и жизненных ценностей крестьян после отмены крепостного права на основе использованных в работе данных.
Объект данной работы - научные работы отечественных исследователей, а также ряд источников публицистического и этнографического характера по крестьянскому вопросу пореформенного периода.
Предмет - изменения в духовной культуре крестьянства после реформы 1861 г.
Территориальные рамки данного исследования обусловлены теми сюжетами, к которым обращались исследователи. Приоритет преимущественно отдается европейской части Российской империи, а именно таким экономическим районам как: губернии центральной части страны, Центрально-черноземный, Северо-Западный регионы. Рассматривая тот или иной аспект, касающийся крепостного права, следует учитывать значительное различие процессов, которые происходили в определенное время и в определенных губерниях России. Данное отличие зависело от многих факторов, например, географического положения, влиявшего на его значимость в хозяйственном плане, что, в свою очередь, влияло на степень контроля помещика за жизнью крестьян. Так, в степной и черноземной полосе России этот контроль был сильнее, в виду того, что на юге страны переход к более интенсивному производству хлеба на экспорт был более рентабельным. Остальная же часть империи по-прежнему оставалась вне этих тенденций, и, соответственно, необходимости вторгаться во внутреннюю жизнь крестьян у помещиков здесь не было . Также существуют другие специфические модели для отдельного изучения аспектов, как связанных с крепостным правом, так и пореформенным временем. Например, Сибирь, где по-другому строилось и велось хозяйство. Таким образом, не представляется возможным делать обобщения относительно всей страны, ведь вне конкретизации времени и места размышления о том, как развивались процессы после отмены крепостного права и к чему они вели, носят схематичный характер.
Хронологические рамки представлены 60-90-ми гг. XIX в. Важно отметить, что в контексте изменений деревни в социально-экономической сфере, первые из которых начались после вступления в силу крестьянской реформы 1861 г., трансформация представлений крестьян о существующей новой действительности происходила не одномоментно, для этого необходимо было время и осознание своей свободы. Именно поэтому в данной работе посредством обзора историографии и источников предполагается попытка рассмотрения изменения духовной культуры крестьянства до конца XIX в., почти за 40 лет эмансипации русских крестьян.
Методологическая база исследования. В работе применен ряд общенаучных методов. Во-первых, систематизация уже существующих знаний, которые отражены в научных трудах исследователей посредством рассмотрения и сопоставления интерпретаций авторов. Во-вторых, классификация выражена: 1) через таксономическо-дихотомическое деление, которое применяется при анализе (в рамках историографии и источникого материала) изменений сознания и жизненных ценностей пореформенного крестьянства; 2) через характеристику историографических подходов в рамках такого признака как сферы жизнедеятельности крестьянского мира, этим обосновывается выделение категорий «труд», «религия», «семья» в контексте первой главы. Дедукция выступает методом перехода от теоретических, более абстрактных суждений, например, от таких понятий как «духовная культура», «сознание крестьян», «освобождение» и др., к более конкретным примерам и фактам; и, наоборот, индукция применена с целью из частных практик вывести общие закономерности. Причинно-следственный анализ обеспечивает необходимую для исследования возможность в контексте ограниченного продуцента выявлять конечный продукт, например, показать условия традиционности/нетрадиционности крестьянской семьи в пореформенный период и т.п.
К специально-историческим методам относятся: историко-сравнительный анализ применяется посредством строгих и нестрогих аналогий; проблемно-хронологический метод употреблен в рамках изучения путей трансформации/неизменности отдельных аспектов духовной культуры крестьян после отмены крепостного права.
Историография. Исследуемый в настоящей работе вопрос имеет междисциплинарный характер и рассматривается в современной науке на стыке этнографии, социологии, антропологии и истории. Историография данной темы охватывает период со второй половины 80-х гг. XX в. по 10-е гг. XXI в.
1980-е гг. как отправная точка обусловлена тем, что обращение к духовной культуре не составляло отдельного историографического направления до этого периода, основное же внимание было сосредоточено на социально-экономических аспектах жизни русской деревни, что соответствовало марксистко-ленинскому пониманию истории. Культура рассматривалась в качестве «надстройки» по отношению к социально¬экономическому «базису». Несмотря на это в данной работе привлечен ряд исследований из советской историографии последнего десятилетия существования СССР. Это объясняется возросшим интересом к крестьянству, возможно по причине внедрения в производство хозрасчета в начале 1980-х гг.: «Поиски “крестьянина” среди колхозников и рабочих совхозов тогда ограничивались желанием пробудить в жителе села задавленные коллективизацией черты “крестьянина-земледельца”: самостоятельность, любовь к земле, рачительность, хозяйственность». Активизировалась крестьянская тематика с началом Перестройки. Со второй половины 1980-х гг. ввиду ослабления партийно-государственного контроля исследователи стремились сконцентрироваться на тех вопросах, которые по идеологическим причинам не были освещены предшествующими историками и этнографами. В это время прослеживаются попытки переосмысления идеологических установок классовой теории, которой следовали многие советские ученые. Для советской исторической литературы перестроечного периода было характерно изучение социально-экономических составляющих пореформенной России, когда через элементы материальной культуры прослеживались особенности и духовной.
Во второй половине 80-х гг. преобладающее большинство исследователей по крестьянскому вопросу были представителями этнокультурного подхода. Можно выделить таких авторов как М. М. Громыко, А. В. Буганов, С. В. Кузнецов. В их совместной статье авторы задавали основные направления в исследовании православной культуры русского народа. В работах М. М. Громыко, а также в коллективной монографии с А. В. Бугановым крестьянский мир исследован с точки зрения различных сфер жизни на примере губерний Центральной России. Прежде всего, М. М. Громыко указывала на традиционализм культуры крестьянства и большую роль семьи для представителей народной культуры. Кроме того, авторы обращали внимание на религиозную составляющую жизни крестьян, поэтому разбирали вопросы о посещениях крестьянами церкви, молитвах, постах, рассматривали аспекты как трудовых будней, так и праздничных обычаев. Важно отметить, что сторонники рассматриваемого подхода идеализировали образ крестьянина, показывая его только положительные черты характера и поведения.
Т. А. Бернштам исследовала пореформенную деревню в рамках сельской общины, основываясь на половозрастной стратификации. Развивая подход М. М. Громыко, автор определяла жизнь крестьян через призму традиций и обычаев. Областью изучения в монографии (1988)8 Т. А. Бернштам была обрядовость крестьянской общины. Подробно были показаны обряды, которые совершали крестьяне в соответствии с половозрастными функциями относительно домашних и сельскохозяйственных работ. Т. А. Бернштам раскрыт «возрастной символизм» всех возрастных категорий пореформенной деревни, а также определены факторы, посредством которых характеризовался переход из одной категории в другую (например, физиологические особенности, смена трудовых ролей и обрядовых функций в общине). Кроме того, в работе были показаны будни и праздники в крестьянских общинах XIX - начале XX вв. в контексте космогонических представлений крестьян о времени и пространстве.
В историографический период 1990-х гг. наметилась устойчивая тенденция увеличения работ в рамках цивилизационного подхода, что должно было способствовать смене категориального аппарата марксистско-ленинской терминологии на понятийный аппарат цивилизационного подхода. Однако, фактически прежняя историческая парадигма лишь поменяла форму, во многом содержательное наполнение осталось прежним. Теперь крестьяне не являлись непосредственными антагонистами высшим слоям населения, у них начали выделять определенное «социокультурное ядро», которое в свою очередь также противопоставлялось, как и в советской методологии, ментальным установкам «господствующих классов».
Б. Н. Миронов в рамках социальной истории Российской империи показывал эволюцию взаимоотношений крестьянства как с другими социальными группами, а также внутри самой сельской общины. По крестьянскому вопросу Миронов затронул в своем труде (1999) следующие проблемы: специфика обычного права и отличие и его от закона; постепенное разложение крестьянской общины и, как следствие, процесс индивидуализации личности крестьянина, отношение к религии, а также трансформация семейных отношений.
В какой культурной атмосфере жил русский крестьянин в прошлом, в каких сферах проходила его духовная жизнь показал А. В. Юдин в работе «Русская народная духовная культура» (1996). Прежде всего, автор рассматривал общие проблемы «мифологического» мышления и архаических представлений о пространстве, времени, происхождении и устройстве мира. Также, Юдин выводил основные культурные факторы, сформировавшие культуру русского крестьянства XIX - начала XX вв.: славянская мифология, тесно связанная с календарно-трудовым циклом, и православная христианская религия с ее кульминационными (святость) и периферийными (ереси, секты) явлениями.
Спецификой историографии 2000-х-2010-х гг. выступает применение новых исторических парадигм. Ученые стали рассматривать духовную культуру крестьян под углом социальной психологии, теории модернизации, истории повседневности, гендерной истории.
Одним из масштабных трудов в указанный период можно считать монографию В. Б. Безгина (2004). Автор в ходе исследования пореформенной деревни периода 80-е гг. XIX в.-1914 г. акцентировал внимание на ряде важных проблем повседневности крестьян, решая которые делал определенные выводы по эволюции их взглядов. Во-первых, В. Б. Безгин выявил традиции хозяйственного уклада деревни и сделал вывод, что в конце XIX в. деревня всё ещё оставалась носителем традиционной культуры. Во-вторых, автор исследовал роль обычного права в жизни деревни, устои крестьянской семьи и их эволюцию, значение православия в повседневной жизни села, сельские суеверия и обряды. Не стремясь идеализировать пореформенную русскую деревню, исследователь открывал в монографии природу и проявления деревенских пороков: пьянство, аборты, супружеские измены, разврат. В рамках гендерного подхода написана вторая монография (2017) В. Б. Безгина, где исследовалось положение крестьянки пореформенной деревни в обществе и семье.
Указанный период характеризуется обсуждением проблематики в рамках различных конференций. Л. С. Приходько применяла философский подход при рассмотрении духовной культуры крестьян, исследуя концептуальную связку «менталитет - мировоззрение» на основе целостности крестьянского хозяйства, социальной организации и духовности. Н. П. Никитина на локальном примере показывала, как изменялось сознание крестьян при трансформации крестьянского самоуправления в пореформенный период. В статье автора прослеживалась тенденция зарождения новых отношений (индивидуализация, стремление выйти из общины, семейные разделы) ввиду развития и проникновения в деревню капиталистических отношений, но в то же время коллективистское начало и традиции крестьян оставались сильны. Кроме того, автор указывал на огромную роль религии для формирования мировоззрения крестьян: «Именно на православных традициях базировался нравственный идеал русского крестьянина» .
Исследователи, изучающие крестьянскую психологию, рассматривали восприятие труда в деревне в рамках философско-культурологического подхода. Принимая во внимание психологический аспект духовной культуры крестьян, авторы использовали такой концепт как «ментальность». Е. Г. Синякина в своей работе вкладывала в данное понятие такие базовые категории как «коллективные представления», «система ценностей, духовных ориентиров», «типичные черты русского крестьянского характера» . М. И. Мельникова представляла ментальность русских крестьян, основываясь на трудах французской школы «Анналов», как «феномен коллективного сознания и коллективного бессознательного» .
Источниковая база. В данной работе проанализирована лишь небольшая часть источников из того комплекса, который дает возможность рассмотреть проблему духовной культуры пореформенной деревни. Использованные в контексте исследования материалы разделены на следующие типы: мемуары и воспоминания; публицистические работы; этнографические материалы. Важно отметить, что следует учитывать взгляды авторов источника, его намерения для создания текста, используя ценностный подход, «который можно определить как принципиальное требование учёта одним историком влияния мировоззрения других историков на создание образа событий, а также требование рефлексии по поводу собственных мировоззренческих оснований» .
Публицистика. Один из источников, использованных в работе - «Письма из деревни. 12 писем» А. Н. Энгельгардта (1832-1893), которые печатались в журнале «Отечественные записки» с 1872 по 1887 гг. По обвинению в народнических взглядах А. Н. Энгельгард был отправлен в ссылку в имение с. Батищево (Смоленская губерния), где и были написаны «Письма...». Пребывание в селе писателя, внедрение разных новшеств в хозяйство, а также наблюдение за нравами и обычаями крестьян получили в историографии название «батищевское дело». А. Н. Энгельгардт родился в семье состоятельного помещика, первоначальное образование получил дома, затем учился в артиллерийском училище, однако военную карьеру Александр Николаевич оставил, поскольку больше тяготел к научной деятельности в области естествознания и химии. Но больше его интересовала прикладная наука - сельскохозяйственная. Таким образом, автор «Писем.» в дальнейшем стал химиком-агрономом, а также публицистом, освещавшим состояние пореформенной деревни.
Очерки и рассказы о жизни народа Г. И. Успенского (1943-1902) выступают ещё одним источником. Глеб Иванович родился в 1843 году в Туле и являлся выходцем из семьи провинциального чиновника. Предметом очерков стали различные стороны деревенской жизни, а также традиции, обычаи и законы крестьянской общины. Г.И. Успенский писал о «расстройстве народных порядков», выражая, преобладающую в данный период в интеллигентской среде, народническую идеологию. Он, как и другие авторы-народники, исследовал деревенскую жизнь изнутри, находясь в крестьянской среде, общаясь с ее представителями, пытаясь понять, как устроена их жизнь и представления о ней. Творчество Г. И. Успенского связано с ключевым для российской истории вопросом - аграрным, кроме того, он пытался понять психологию и жизненные ценности русского крестьянства. В настоящей работе рассмотрены только два литературных цикла, которые являются«крестьянскими»: «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882), впервые опубликованные в журнале «Отечественные записки». Данный журнал с 1868 г. выступал центром демократической мысли, где публиковались все представители народнического движения.
Этнографические материалы. В настоящей работе использованы материалы Этнографического бюро. Оно было создано русским фабрикантом и меценатом В. Н. Тенишевым (1843-1903) в 1897 г. в Санкт-Петербурге и активно работало до 1901 г. Автор в отличие от своих предшественников, уделил основное внимание социальной и социально-экономической стороне крестьянской жизни, стремясь выяснить современное положение и потребности крестьянства. Всего в программу включен 491 пункт, разбитый на 2500 вопросов. «Этнографическое бюро» представляло собой коммерческое предприятие, в штате которого работали специалисты и технические служащие, а сбором сведений в конкретных губерниях Российской империи должны были заниматься внештатные сотрудники (так называемые корреспонденты). Материалы бюро содержали 3492 рукописи о культуре крестьянства 23 губерний Европейской России. Духовная жизнь крестьян отражена в материалах В.Н. Тенишева достаточно полно. Обстоятельный ответ можно получить на вопрос о взглядах крестьян на мир, окружающую природу и мироздание, о поверьях и суевериях, связанных с их повседневным образом жизни и занятиями. В делах много сведений о праздниках, обрядах годового цикла, а также о препровождении свободного времени. Особенный интерес представляет информация о народной грамотности, спроса деревни на определенные книги, подробные оценки общего уровня знаний, культурного кругозора крестьян.
В данной работе рассмотрены ряд оцифрованных томов Этнографического бюро по пяти губерниям центральной части Российской империи: Московской, Санкт-Петербургской, Тверской, Костромской и Новгородской. Сравнение жизненных ценностей и мировоззрения крестьян будет осуществлено посредством рассмотрения одного-двух уездов из каждой губернии по следующим категориям, описанных в материалах: «Отношения крестьян между собой и к посторонним лицам», «Верования», «Семья. Обычный порядок жизни».
Структура работы. В первой главе историография по вопросу духовной культуры крестьян рассмотрена посредством характеристики таких содержательных категорий как: «семья», «религия», «труд». Через данные аспекты в работе возможно проследить, как крестьяне внутренне воспринимали каждый из элементов той или иной категории, и какое место они занимали в рамках картины мира русского крестьянства пореформенной деревни.
Во второй главе произведен обзор ряда источников по истории пореформенной деревни в рамках попытки их интерпретации в контексте возможности исследования духовной культуры крестьян второй половины XIX в.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте обзорного, историографического характера данного исследования возможно сделать выводы по двум аспектам, рассматриваемых в работе: состояние современной отечественной историографии, а также определенные обобщения, которые делали исследователи по поставленной проблематике, и ряда источников по возможности изучения вопроса о трансформации духовной культуры крестьян второй половины XIX в.
Следует отметить, что работы авторов, относивших себя к этнокультурному подходу, отличаются энциклопедическим характером, что не позволяет проследить эволюцию представлений крестьян в контексте разных областей жизни, выявить закономерности и факторы трансформации их мировоззрения, однако богаты фактическим материалом. Представители культурно-философского направления исследовали сознание и психологию крестьян в контексте определенных концептов: «ментальность»,
«природоцентрированность», «антиномичность» сознания, «космогония», что позволяет рассмотреть предмет исследования с другой стороны, не идеализируя его, как поступали исследователи в рамках этнокультурного подхода. Работы в рамках гендерной истории, ценны в контексте исследования трансформации духовности сельских обывателей через призму положения женщины в крестьянской среде.
На основе обобщений выводов исследований в контексте категории духовной культуры «семья» возможно выделить следующие трансформации крестьянского двора в пореформенное время: 1) массовый переход составной семьи к нуклеарной, что сопровождалось семейными разделами; 2) снижение уровня брачности, пик которого приходился на 1870-1880-е гг.; 3) аграрная феминизация, выражавшаяся большей самостоятельностью женщин в контексте малой семьи. Данные трансформации оказывали прямое воздействие на внутренний мир крестьян, которые пытались подстроиться под новую социально-экономическую действительность.
Согласно современной отечественной историографии жизненные ценности крестьян в контексте их отношения к труду во второй половине XIX в. также начали трансформироваться. Отходничество пагубно влияло на патриархальные устои крестьянской семьи и общины, что закладывало тенденцию к их распаду. Кроме того, начали развиваться определенные отношения внутри данных социальных институтов, которые противоречили коллективистским началам сельского сознания - индивидуалистские тенденции поведения крестьян.
В контексте духовности пореформенной деревни историки прослеживали синкретичное отношение крестьян к религии, что выражалось в сосуществовании православной веры и языческих пережитков. Но в виду влияния городской культуры в деревне, по мнению исследователей, к концу XIX в. начинало проявлять себя снижение роли религии в жизни крестьян.
Однако из работ исследователей следует, что несмотря на то что к концу XIX в. патриархальных быт крестьян подвергся влиянию городской культуры, полного разрыва со старым не произошло. Крестьянское сознание в контексте духовной культуры одновременно вмещало в себя и старые традиции и новые тенденции, что выражалось в синкретичной, антонимичной картине мира пореформенной деревни
Важно отметить, что изменения в духовной культуре крестьянства пореформенного периода не были одномоментным актом, отдельные трансформации образовывали собой определенный процесс, который не остановился и в конце XIX в. Сознание и ценности крестьян продолжали меняться и в начале XX в. Однако этот аспект выходит за рамки данной работы и может быть рассмотрен при дальнейшем обращении к данной тематике.
Относительно рассмотренных источников в контексте духовной культуры крестьян второй половины XIX в. представляется важным обобщить степень достоверности и возможности их использования в рамках поставленной проблематики. Несмотря на то, что А. Н. Энгельгард и Г. И. Успенский разделяли народнические и либеральные взгляды, уважительно относились к крестьянам, а также, судя по их работам, много с ними общались и проводили наблюдения за их жизнью, будет некорректно считать источники «Письма из деревни. 12 писем» и крестьянские циклы «Власть земли», «Крестьянин и крестьянский труд» в качестве полностью достоверных относительно психологии и духовной культуры крестьян. Поскольку авторы были выходцами из образованных и состоятельных семей (А. Н. Энгельгард из помещичьей, а Г. И. Успенский из чиновничьей), им было сложно осознать в полной мере, как мыслил простой деревенский обыватель пореформенного времени. Кроме того, по словам самих авторов, возникали трудности в понимании языка, привычек и определенных обычаев. Возможно утверждать, что между авторами источников и крестьянами второй половины XIX в. сохранялась определенная культурная дистанция, что выражалось в отличительных языковых категориях и интеллектуальном уровне.
Относительно такого источника как материалы Этнографического бюро им. В. Н. Тенишева следует отметить, что собранный корреспондентами данные передавались основному штату бюро, который имел право распоряжаться рукописями на свое усмотрение. Сотрудники могли сокращать и стилистически исправлять написанное, а только затем вводили его в научный оборот. Данные действия подталкивают к предположению о том, что сотрудники бюро убирали сомнительные данные и пытались сгладить социальные противоречия. Кроме того, в связи с тем, что в роли корреспондентов, проводивших опросы в деревне, выступали не крестьяне, а образованные люди (учителя, священники и др.), могла возникать неправильная интерпретация речи крестьян или непонимание определенных аспектов. В данном случае идет речь о субъективации информации, полученной от крестьян, в начале - со стороны внештатных сотрудников, собиравших данные, в дальнейшем - со стороны штатных, которые обрабатывали поступившие в бюро рукописи. Именно поэтому стоит использовать данный этнографический источник с определенной долей критики и осторожности.
Кроме того, делать обобщения о духовной культуре крестьян в пореформенное время на основании рассмотрения материалов Этнографического бюро им. В. Н. Тенишева в рамках Центрального региона, и даже одной конкретной губернии, достаточно затруднительно по причине, того, что в одних - могла уже явно проявляться трансформация религиозного сознания, поведения внутри семьи и пр., а в других - ещё преобладали традиционные ценности. Опять же подобное бинарное деление «изменилось/не изменилось» является условным, поскольку трансформация отношений и сознания внутри даже одного села могли резко отличаться в зависимости от возрастного фактора, когда молодежь была более ориентирована на городские ценности, а пожилое поколение, наоборот, тяготела к традициям предков.
Таким образом, будет логично поставить вопрос, который остается открытым для будущих исследователей: можно ли изучить духовную культуру крестьянства, при условии того, что представления о крестьянах в исторической науке, как правило, складывается из того, что о них писали не крестьяне, поскольку вопросы, которые задавали современники, редко касались крестьян, как те понимали себя сами, но гораздо в большей степени относились к вопросу - как их определить, оказать на них воздействие. Таким образом, при исследовании данного вопроса возникает проблема отсутствия прямых источников - что писали, будучи «освобожденными», сами крестьяне в период с 1860-1890-х гг.



1. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в 16 т. - СПб.: «Деловая полиграфия», 2004-2010. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. 2004. - 647 с.
2. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы архивного фонда «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в 16 т. - СПб. «Деловая полиграфия», 2004-2010. Т. 5. Вологодская губерния. Никольский и Сольвычегодский уезды. 2007. - 684 с.
3. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в 16 т. - СПб.: «Деловая полиграфия», 2004-2010. Т. 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская, Тульская губернии. 2008. - 603 с.
4. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы архивного фонда «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в 16 т. - СПб.: «Деловая полиграфия», 2004-2010. Т. 7. Ч. 2. Новгородская губерния. Череповецкий уезд. 2009. - 624 с.
Публицистика
5. Власть земли // Успенский Г. И. Избранные сочинения / сост. Т. Аверьяновой. М.: Художественная литература, 1990. - С. 320-403.
6. Крестьянин и крестьянский труд // Успенский Г. И. Избранные сочинения/ сост. Т. Аверьяновой. М.: Художественная литература, 1990. - С. 247-320
7. Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887 / отв. ред. Б. Ф. Егоров. - СПб.: НАУКА, 1999. - 714 с.
Литература
Монографии
8. Аристотель Метафизика. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 232 с.
9. Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX- начала ХХ века) - М.-Тамбов, 2004. - 187 с.
10. Безгин В. Б. Повседневный мир русской крестьянки периода поздней империи. - М.: Ломоносовъ, 2017. - 237 с.
11. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. - Л.: Наука, 1988. - 278 с.
12. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 311 с.
13. Громыко М. М. Мир русской деревни - М.: МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 1991. - 446 с.
14. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. - М.: 1985. - 274 с.
15. Громыко М. М, Буганов А. В. О воззрениях русского народа. - М., 2000. - 541 с.
16. Кабытов П. С. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения / П. С. Кабытов, В. А. Козлов, Б. Г. Литвак - М.: Мысль, 1988. - 237 с.
17. Карсавин Л. П. Философия истории - СПб: Комплект, 1993 - 350 с.
18. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Моск. рабочий, 1994. 560 с.
19. Коцонис Я. Как крестьян делали отсталыми: Сельскохозяйственные кооперативы и аграрный вопрос России 1861 -1914 / пер. с англ. В. Макарова. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 320 с.
20. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М.: РОССПЭН, 2001. - 574 с.
21. Миронов Б. Н. Социальная история России пореформенной России: в 2 т. - 2000. Т. 1. - 548 с.
22. Миронов Б. Н. Социальная история России пореформенной России: в 2 т. - 1999. Т. 2. - 566 с.
23. Мухина З. З. Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России. М.: ИЭА РАН, 2012. - 299 с.
24. Сухова О. А. Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX в.) по материалам Среднего Поволжья. - М.: РОССПЭН, 2008. - 679 с.
Учебная литература
25. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. Учебное пособие. - М.: НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.
26. Даль В.И. Пословицы русского народа. - Сб., М.: Госполитиздат, 1957. - 991с.
27. Юдин А. В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов - М.: Высшая школа, 1999. - 415 с.
Статьи
28. Абрамзон Н. В. Двойственность авторской оценки в цикле очерков Г. И. Успенского «Власть земли» // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2016. № 4. - С. 353-363.
29. Андреева Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX в. // Общественные науки и современность. - 2003. № 1. - С. 90-100.
30. Апрелева В. А., Шульга Д. И. Антиномичность русской религиозности в традиции отечественной философии XX века // Вестник ЮУрГУ. - 2013. Т. 13, №1. - С. 150-152.
31. Баранов Д. А. «Крестьянская» программа В.Н. Тенишева: текст и контекст // Антропологический форум. - 2006. - № 4. - С. 176-187.
32. Будаев Д. И., Будаева О. Д. Письма «Из деревни» как исторический
источник // А. Н. Энгельгардт Из деревни. 12 писем. 1872-1887. - СПб:
НАУКА, 1999. - С. 582-597.
33. Власова И. В. Брак и семья у русских (XII-XX вв.) //
B. А. Александров Русские: [сб.]. - М.: Наука, 1999. - С. 344-373.
34. Гордон А. В. Хозяйствование на земле - основа крестьянского мировосприятия // Данилов В. П. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) / под. ред. В. П. Данилов, Л. В. Милов. - М.: РОССПЭН, 1996. -
C. 57-74.
35. Грицай Л. А. Русская семья рубежа XIX-XX вв. в зеркале сословных различий: историко-культурный аспект // Вестник Пермского университета. История. - 2011. Вып. 1. - С. 134-140.
36. Громыко М. М, Кузнецов С. В, Буганов А. В Православие в русской народной культуре направление исследований // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С 60-84.
37. Даньшина А. А. Семейные отношения новгородских крестьян в пореформенный период по материалам волостных судов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2016. Т. 40, №22. - С. 133¬137.
38. Даньшина А. А. Типы крестьянских семей Новгородской губернии в пореформенное время // Вестник Бальтийского федерального университета им. Канта. - 2015. - С. 37-42.
39. Дмитренко С. Ф. Успенский Глеб Иванович (1843-1902) //
Литературная энциклопедия русского зарубежья. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2003. - С. 163-165.
40. Дыханова Б. Россия Глеба Успенского // предисл. Успенский Г. И.
Избранные сочинения / сост. Т. Аверьяновой. - М.: Художественная
литература, 1990. - С. 5-16.
41. Ицкович М. А. Субкультура русского нигилизма 1860-х гг. и ее социальная направленность // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 11, № 6. 2009. - С. 61-65.
42. Канаков Д. В. Тенденция к размыванию догматизма религиозного сознания в процессе секуляризации // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 97-110.
43. Кузнецов С. В. Религиозно-этические взгляды крестьян на землю и труд // Александров В. А. Русские: [сб.]. - М., 1999. С. 176-183.
44. Ланщиков А. П. Успенский Г. И. // Г. И. Успенский Власть земли. - М.: «Советская Россия», 1988. - С. 5-22.
45. Ломакина С. А. Своеобразие культурных парадигм в «деревенском» пространстве Глеба Успенского (к типологии характера) // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 258-261.
46. Лопин Р. А. Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей // матер. всерос. науч. - практ. конф. «Семья - культура - образование в изменяющейся России». - Саратов, 2009. - С. 21-30.
47. Меликов Н. К. Общественное сознание пореформенного крестьянства в публицистике Г. И. Успенского // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: [сб.] - М., 1989 - С. 210-232.
48. Мельникова М. И. Крестьянская ментальность: культурно¬
исторический анализ. // Психологический журнал. - 2008. Т. 29, №3. - С. 58-66.
49. Мельникова М. И. Русская крестьянская ментальность как предмет междисциплинарного исследования // Гуманизация образования. - 2014. - №5. - С. 24-33.
50. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Менталитет и аграрное развитие России. - М., 1996. - С. 40-56.
51. Морозов С. Д. Брачность и рождаемость крестьян Европейской России (конец XIX-ХХ вв.) // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. - М., 1999. С. 95-113.
52. Никитина Н. П. Изменения в сознании крестьян-общинников в условиях трансформации сельского самоуправления в России в пореформенный период (на примере губерний Северо-Запада России) // Экономическая история. - 2012. - № 1. - С. 58-63.
53. Приходько Л. С. Мировоззренческие ориентации крестьянства и менталитет // Вестник Челябинского университета. - 2009. - № 42. - С. 87-92.
54. Пушкарёва Н. Л. Женщина в русской семье (X-XX вв.) //
B. А. Александров Русские: [сб.]. - М., 1999. - С. 396-405.
55. Рабжаева М. В. Семья в русском обществе: исторический и
социокультурный анализ [Электронный ресурс] // Летняя школа «Общество и гендер». - 2003 - Электрон. дан. URL: http://www.gender-
cent.ryazan.ru/rabzhaeva1 .htm(дата обращения: 15.01.2018).
56. Садырова М. Ю. Основные тенденции эволюции религиозной жизни крестьянства на рубеже XIX-XX вв. (по материалам Пензенской губернии) // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 88-93.
57. Синякина Е. Г. Психологические характеристики русского крестьянства до революции 1917 г. // Психологический журнал. - 2011. Т. 32, №3. - С. 96-104.
58. Скворцов В. Н. К вопросу об определении понятия «духовная культура» // Вестник Ленинградского гос. университета. - 2009. Т. 1, № 3 -
C. 51-59.
59. Тихонова А. В. Семья Энгельгарда и ее родословная // А. Н. Энгельгардт Из деревни. 12 писем. 1872-1887 / отв. ред. Б. Ф. Егоров. СПб.: НАУКА, 1999. С. 611-635.
60. Фирсов Б. М. Структуры повседневности русских крестьян конца XIX в. (опыт этносоциологического изучения) / Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева // Социальные исследования. - 1992. - № 4. С. 3-14.
61. Фурсов В. Н., Перепелицын А. В., Плотникова Л. И. Социальная психология и пореформенная крестьянская повседневность // Научные
ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. Т. 21, № 1,- С. 23-29.
62. Цеханская К. В. Иконы в народной жизни // Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ вв.: Итоги этнографических исследований / Под ред. Т. А. Листовой и др. М., 2001. С. 300-315.
63. Штейнберг И. Останется ли в России крестьянин? [Электронный
ресурс]// Отечественные записки. 2004. № 1. - Электрон. дан. - URL:
http://www.strana-oz.rU/2004/1/ostanetsya-li-v-rossii-krestyanin(Дата обращения: 10.02.18).
Электронные ресурсы:
64. О проекте [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей. Электрон. дан., 2003. URL:http://ethnomuseum.sastasoft.ru/o-proekte-tenisheva(дата обращения: 20.08.2015).
65. Программа сбора этнографических сведений [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей. Электрон. дан., 2003. URL: http://ethnomuseum.sastasoft.ru/programma-sbora-etnograficheskih-svedeniy(дата обращения: 20.08.2015)
66. Рабжаева М. В. Семья в русском обществе: исторический и
социокультурный анализ [Электронный ресурс] // Летняя школа «Общество и гендер». - 2003 - Электрон. дан. URL: http://www.gender-
cent.ryazan.ru/rabzhaeva1 .htm(Дата обращения: 15.01.2018).
67. Христофоров И. А. Крестьянство в крепостной России [Электронный
ресурс] // ПостНаука. - Электрон.дан. - 2017. - URL:
https://postnauka.ru/video/72741(дата обращения: 15. 07. 2017).
68. Что такое "Этнографическое бюро" кн. В.Н. Тенишева [Электронный
ресурс] // Российский этнографический музей. - Электрон. дан. - 2003. - URL: http://ethnomuseum.sastasoft.ru/chto-takoe-etnograficheskoe-byuro (дата
обращения: 20.08.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ