РЕФЕРАТ 3
Введение 4-9
Глава 1. Нормативно-правовые основы взаимоотношения федеральной и региональной властей с нефтегазовой отраслью региона.
1.1 Нормативно-правовое регулирование нефтегазовой отрасли Томской области 10-21
1.2 Федеральные и региональные проекты развития НГО региона 22-34
Глава 2. Влияние нефтегазовой отрасли на социальную сферу Томской области
2.1 Влияние НГО на уровень и качество жизни в регионе 35-42
2.2 Нефтегазовая отрасль и региональная экология 43-52
Заключение 53-54
Список использованных источников и литературы 55-61
Актуальность исследования
За последние 20 лет в мире начала активно развиваться концепция устойчивого развития. Что такое «устойчивое развитие» для региона? «Устойчивое развитие» региона - это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни населения региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, особенности экономики, промышленной инфраструктуры и потенциальных возможностей отдельных кластеров, относящихся к данному региону .
«Устойчивое развитие» это некий своеобразные процесс совместной работы всех сфер на достижение единого результата, а индикатором «устойчивого развития» региона является повышение качества и уровня жизни населения, как следствие экологической ситуации в регионе, развитости законодательства и место региона в Стратегиях развития страны.
Томскую область сложно назвать регионом с устойчивым развитием, так как за десятилетия в регионе сложилась узкая специализация на добыче углеводородов. По данным «Рейтинга устойчивого развития регионов РФ» на 2010 год, Томская область по трем показателям (технический потенциал, человеческий потенциал и природный) среди всех регионов находится в середине списка.
На сегодняшний день НГО является основной отраслью для региона, которая представляет собой сосредоточение внушительного капитала, ресурсов. К тому же нефтегазовая отрасль - это треть ВРП, формирование значительной части бюджета, инвестиции в развитие инноваций и появление новых рабочих мест. НГО для Томской области является тем пространством, в котором формируются, укрепляются и модернизируются связи между властью, бизнесов и обществом, данная отрасль имея огромный капитал и, при взвешенном подходе, делает процесс «устойчивого развития» более реальным.
Политика, направленная на обеспечение устойчивого развития, должна оказывать влияние на законодательство, на стратегии развития федерльного и регионального уровня, на экологическую ситуацию и уровень жизни населения. Но на практике не все сферы готовы к меняющемуся миру и к совместной работе в нем. Ситуации решаются здесь и сейчас, а не на долгосрочную перспективу, к тому же «устойчивое развитие» требует постоянных совместных действий.
В связи с этим, проблема наличия как рисков, так и потенциала для поддержания устойчивого развития региона актуальна как никогда. Регион имеет ресурсы, но готовы ли власть, бизнес и общество взаимодействовать для достижения единой цели?
Объект: Нефтегазовая отрасль Томской области как пространство отношений региональной власти, бизнеса и общества.
Предмет: Взаимодействие региональной власти, бизнеса и общества как условие поддержания устойчивого развития региона (на примере Томской области).
Степень изученности темы (историография):
Проблемы в отношениях Федерального центра и НГР:
-компании снижают уровень налогов на прибыль, уплачиваемого в бюджеты НГР, через механизм трансфертного ценообразования ВИК;
-НГР заинтересованы в современных методах добычи и предприятиях переработки, что позволит разрабатывать месторождения дольше, обеспечивая рабочие места и налоги в региональный бюджет, а также платежеспособный спрос (из-за высоких заработных плат);
-НГР заинтересованы в минимизации экологических издержек
«Таким образом, - делает вывод автор, - для регионов значима не только добыча сырья сама по себе, хотя, конечно, она создает основу для всех последующих социальноэкономических эффектов. Важно, в какой мере отмеченные выше потенциальные выгоды трансформируются в реальную социально-экономическую отдачу» .
- высокое влияние состояния НГО на жизнь региона
Автор считает, что «нефтегазовый комплекс, формируя энергетический «фундамент» национальной экономики и будучи значимым источником доходов бюджета, приобретает статус кар-касообразующего, и, как следствие, опреде-ляющего масштабы и характер социальноэкономического развития территории» .
- низкий процент частных компаний на территории, которые необходимы для дальнейших преобразований;
- отсутствие мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса НГР
Так по мнению автора необходимо «создание развитой среды, включающей как методы налогового стимулирования, так и меры, направленные на развитие нефтегазового сервиса, финансового рынка, обеспечение гарантированного доступа к мощностям инфраструктуры. Независимые инновационно-ориентированные малые и средние компании являются одним из условий устойчивого функционирования нефтегазового сектора, особенно при ухудшении условий разработки месторождений, имеющих значительную степень выработанности запасов» . По данной проблеме также высказывается еще один автор, он говорит о том, что «активная протекционистская политика государства будет играть для нефтесервиса ключевую роль, но для эффективного развития сервисного рынка необходимы более модернизированные системы регулирования: проведение научной и антимонопольной политики, а также стимулирование компаний с помощью механизмов льготного кредитования и налоговой политики» .
- узкий набор полномочий НГР в регулировании отношений с НГК;
Автор делает вывод что в результате привлечения регионов к проблемам НГО могут быть решены проблемы, связанные с «необходимостью более «тонкого» регулирования процессов освоения и разработки объектов, а также уже зрелых, истощенных месторождений. Активное и заинтересованное участие регионов будет способствовать повышению социально-экономической отдачи от освоения нефтегазовых ресурсов для общества в целом, для федерального и регионального уровней» .
- низкий уровень конкурентности на внутреннем рынке газа среди компаний, занимающихся добычей, который препятствует экономическому росту;
Автор считает, что «первым шагом к созданию конкурентного внутреннего рынка газа может стать установление равных экономических условий для справедливой конкуренции, прежде всего между ПАО «Газпром», вертикально-интегрированными и негосударственными нефтегазовыми компаниями» .
Проблемы нефтегазовой отрасли на уровне Сибирского Федерального округа:
- интерес компании НГО по отношению к рациональному использованию ПНГ начинает расти, это оказывает прямое влияние на экологическую ситуации в НГР и на рациональное использование ресурсов;
Так автор делает вывод что «еще вчера основным мотивом к действию было строгое государственное требование - обеспечить 95%-е применение ПНГ. Этот обязательный норматив ужесточен весомыми штрафными санкциями. И все же отрадно, что ведущие нефтяные компании в качестве перспективных ориентиров выбирают достижения в рациональном использовании ПНГ, чувствуют экономическую рентабельность технологических проектов и не забывают заботиться о поддержании своей профессиональной репутации в глазах государства и общества» .
- недостаточно высокий уровень инноваций в геологоразведке, в следствие происходит падение объемов добычи и сокращение социально-экономических эффектов, оказываемых на территорию;
Автор приход к выводу что «основные технологии, до сих пор применяющиеся на поисковом этапе, появились 1950-1960-х гг. и не готовы решать возникшие в настоящее время вопросы изучения глубокозалегающих горизонтов, имеющих сложное геологическое строение» .
-рост добычи не всегда соответствует росту социально-экономической отдачи для НГР;
Автор считает, что «обычно рост объемов добычи ведет к росту налоговых платежей в бюджеты. Но сейчас удельная отдача для сибирских регионов от добычи углеводородов имеет тенденцию к сокращению» .
Для Западной Сибири как для НГР характерны следующие проблемы:
- необходимость повышения уровня экологических мер на производстве в следствие высокого уровня загрязнения атмосферы и почвы вредными веществами предприятиями НГК;
Автор считает, что для Западной Сибири как для НГР необходимо «поддержание на должном уровне технического состояния существующего технологического оборудования, разработка и применение способов рекультивации земель, загрязненных сточными водами и нефтью, внедрение современных малоотходных технологий, технологий глубокой переработки сырья позволят повысить экологичность работ и снизить уровень техногенного воздействия на окружающую среду при нефтегазодобыче» .
- законодательство Западной Сибири как региона с сырьевой спецификой находится на недолжном уровне;
Автор делает вывод что одной из основных проблем НГО в Сибири «является отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК».
Относительно Томской области данная тема не так широко изучена, однако есть ряд проблем и точки зрения авторов:
- снижение объемов добычи нефти на старых месторождениях, в следствие чего остро встает вопрос о увеличении темпов геологоразведки для обеспечения ресурсной базы и для сохранения социально-экономических эффектов для НГР;
Автор убежден что «решающую роль в обеспечении устойчивости экономики и социальной сферы области играет в этом случае развитие поисковых и геологоразведочных работ» , это в свою очередь приведет к открытию новых месторождений с углеводородами.
- НКГ для Томской области является базой для развития других отраслей;
Автор считает что «развитие НГК области (в том числе реализация перспективных нефтегазовых проектов на территории восточных регионов) будет способствовать росту других отраслей и производств. Как правило, мультипликативные социально-экономические эффекты от реализации нефтегазовых проектов связаны с формированием дополнительного дохода и производственных накоплений в других отраслях экономики под влиянием производственно-инвестиционного и потребительского спроса, инициируемого проектами, и распространяющегося по всей цепи межотраслевых технологических связей в экономке» , итоге это приведет к повышению уровня и качества жизни.
- необходимо развитие производств по переработке сырья на территории региона
Автор считает что «одним из важнейших направлений повышения социальноэкономических выгод от освоения недр является развитие производств по переработке сырья на территориях, где ведется добыча УВС» .
Проблема (гипотеза): Существующие отношения между властью, бизнесом и обществом в пространстве нефтегазовой отрасли имеют как потенциал поддержания, так и риски для устойчивого развития региона.
Цель: выявить существующие способы взаимодействия бизнеса, общества и власти; дать им оценку относительно возможности поддержания устойчивого развития региона.
Задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу отношений НГО и власти;
- рассмотреть федеральные и региональные проекты развития нефтегазовой отрасли региона;
- определить влияние НГО на уровень и качество жизни в регионе;
- показать основные экологические проблемы и риски, связанные с деятельностью нефтегазовой отрасли.
Методы исследования:
В своей работе автор руководствовался принципами системности и объективности, в соответствие с которыми все факты, явления и события рассматриваются в их взаимосвязи в конкретной обстановке изучаемого периода. В исследовании применялись такие методы исследования как: причинно-следственный метод, направленный на выявлении закономерностей развития отношений власти, бизнеса и общества в пространстве нефтегазовой отрасли региона.
Теоретико-методологической базой исследования послужили положения оценки современной ситуации и перспектив развития Томской области в пространстве нефтегазовой отрасли, а также стратегические и нормативно-правовые документы .
Практическая значимость работы: Для Томской области тема данной работы не так широко изучена, в связи с эти материалы и выводы сделанные в результате исследования могут быть использованы в органах государственной власти для анализа и разработки решений.
Хронологические рамки: 2008-2018 гг. Данные хронологические рамки обоснованы тем, что кризис 2008 года оставил неизгладимый отпечаток на всех сферах жизни общества региона и до сих пор имеет последствия. Десятилетний промежуток времени позволяет посмотреть изменения, происходящие в регионе, и их промежуточные или окончательные итоги.
Характеристика источников информации
В данной работе использованы доклады и отчеты соответствующих министерств, департаментов и комитетов федерального и регионального уровней. Источниками данной работы являются официальные документы, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы, постановления правительства, указы президента, нормативные региональные акты. Подробная характеристика нормативно-правовых актов даётся в первом разделе первой главы данной работы.
Целью данной работы было выявить существующие способы взаимодействия бизнеса, общества и власти, а также дать им оценку относительно возможности поддержания устойчивого развития региона. Цель была достигнута.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
Во-первых, была проанализирована нормативно-правовая база отношений НГО и власти. В результате анализа были сделаны несколько выводов - сравнивая 2008 и 2018 года, происходит стягивание центром не только доходов от НГО региона, но и полномочий, а также в разы повышается бюрократизация. Региональная власть не является полноценным актором в отношениях с НГО. На сегодняшний день сфера законодательства не стимулирует процесс поддержания «устойчивого развития»
Во-вторых, были рассмотрены федеральные и региональные проекты развития нефтегазовой отрасли. В результате работы с отраслевыми стратегиями и стратегиями развития разных уровней, был сделан вывод, что у власти есть понимание необходимости изменений в НГО и видение «устойчивого развития» региона, власть пришла к выводу, что НГО слишком не стабилен, но несмотря на зависимость Российской экономики от нестабильности, нефтегазовая отрасль это некая «подушка безопасности» для развития других отраслей, которая нуждается в активном развитии. И на сегодняшний момент на базе НГК возможно развитие «устойчивого развития» Томской области, только лишь при совместной работе таких акторов как бизнес, власть и общество.
В-третьих, было определено влияние НГО на уровень и качество жизни населения. В результате работы с основными направлениями социальной политики, были выделены основные направления и косвенные. Основными группами населения на кого направлена социальная политика НГО оказались люди, занятые в отрасли, для них инструмент социальной политики - это коллективный договор, а также малозащищеннные слои населения. Очень активная поддержка оказывается детям, старикам и онкобольные. Косвенная социальная поддержка оказывается через финансирование высокотехнологичных проектов, конечный продукт в последующем используется в бытовой жизни (дороги или медицинские открытия). В целом уровень и качество жизни населения Томской области на довольно высоком уровне, особенно это видно в динамике за десять лет. Основываясь на информации можно сказать, что предприятия НГО стараются оказывать положительное влияние на качество жизни населения, это в свою очередь влияет на «устойчивое развитие» региона.
В-четвертых, были показаны основные экологические проблемы и риски, связанные с деятельностью нефтегазовой отрасли. В работе представленная динамика изменения ситуации в сфере экологии за срок чуть меньше десяти лет В данной сфере выводы неутешительные. Большинство экологических проблем локализуются в районах добычи нефти и газа, это три томских района Александровский, Парабельский и Каргасокский. Причем в Парабельском районе ситуация ухудшается с каждым годом. Реки Томской области находятся так же в удручающем состоянии, их состояние на протяжении десяти лет классифицируется от «грязного» до «очень грязного». Но не все плохо, есть и положительные изменения, произошло уменьшение отказов оборудования в компаниях НГО региона, а это означает что происходит уменьшение случаев с разливом нефти, уменьшилось количество ДТП, в результате которых нефть выливалась на ландшафт, увеличился объем переработки нефтяного попутного газа. Все это позволяет нам сделать вывод, что регион и нефтегазовые компании осуществляют экологическую политику, к сожалению, она не всегда успешна. Если мы будем рассматривать данные отношения относительно возможности поддержания «устойчивого развития», то вряд ли мы моем говорить о положительных успехах в данной отрасли.
В связи с вышеперечисленным наша гипотеза которая была представлена в начале подтвердилась, а именно существующие отношения между властью, бизнесом и обществом в пространстве нефтегазовой отрасли имеют как потенциал поддержания, так и риски для устойчивого развития региона.
1. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ: (ред. от 2.07.2013)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ: (ред. от 6.07.2016)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О газоснабжении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.01.1999 N 117-ФЗ: (ред. от 30.12.2008)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О газоснабжении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.01.1999 N 117-ФЗ: (ред. от 03.08.2018)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О недрах [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 февр. 1992 г. № 2395-1: (ред. от 13.07.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
6. О недрах [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 февр. 1992 г. № 2395-1: (ред. от 30.12.2008) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.1997 №116-ФЗ: (ред. от 30.12.2008) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.1997 №116-ФЗ: (ред. от 29.07.2018)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
9. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.1995 №225-ФЗ: (ред. от 30.12.2008) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.1995 №225-ФЗ: (ред. от 27.06.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 02.02.2010 № 39: (первоначальная редакция)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
12. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 39: (ред. от 05.06.2013)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.05.1993 N 5003-1: (ред. от 03.12.2008)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
14. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.05.1993 N 5003-1: (ред. от 03.08.2018)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
15. Об экспорте газа [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ: (первоначальная редакция)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
....35