ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
|
Введение 3
Глава 1: Политика Республики Корея в области гендерного равенства 13
1.1. Исторический контекст и развитие гендерной политики в Республике
Корея 13
1.2. Основные законодательные акты и программы, направленные на
гендерное равенство 14
1.3. Роль государственных и негосударственных организаций в
продвижении гендерного равенства 20
1.4. Достижения и проблемы в реализации политики гендерного равенства.
25
Глава 2: Политика Китайской Народной Республики в области гендерного равенства 29
2.1. Исторический контекст и развитие гендерной политики в КНР 29
2.2. Основные законодательные акты и инициативы, направленные на
гендерное равенство 32
2.3. Влияние культурных и социально-экономических факторов на
политику гендерного равенства 38
2.4. Успехи и вызовы в области гендерного равенства в КНР 44
Заключение 47
Список использованной литературы и источников 54
Глава 1: Политика Республики Корея в области гендерного равенства 13
1.1. Исторический контекст и развитие гендерной политики в Республике
Корея 13
1.2. Основные законодательные акты и программы, направленные на
гендерное равенство 14
1.3. Роль государственных и негосударственных организаций в
продвижении гендерного равенства 20
1.4. Достижения и проблемы в реализации политики гендерного равенства.
25
Глава 2: Политика Китайской Народной Республики в области гендерного равенства 29
2.1. Исторический контекст и развитие гендерной политики в КНР 29
2.2. Основные законодательные акты и инициативы, направленные на
гендерное равенство 32
2.3. Влияние культурных и социально-экономических факторов на
политику гендерного равенства 38
2.4. Успехи и вызовы в области гендерного равенства в КНР 44
Заключение 47
Список использованной литературы и источников 54
Актуальность. Проблема гендерного неравенства актуальна для многих стран, особенно развивающихся: показатели таких стран как Нигер, Ангола и Йемен достигают 0.8 по уровню гендерного неравенства, в то время как большое количество государств (Египет, Уганда, Алжир и т.д) расположено в диапазоне от 0,7 до 0,6, что является высоким показателем.
Для рассмотрения вопроса гендерного неравенства взяты Республика Корея и Китайская Народная Республика, так как они стабильно занимают высокие позиции в рейтинге стран по уровню гендерного разрыва. Например, в исследовании 2021 г. Республика Корея заняла 102 место из 156 по уровню гендерного равенства, а Китай 107.
Вопрос гендерного равенства в Корее актуализировался в середине 2010-х годов в связи с общественной заинтересованностью в решении данной проблемы, для предоставления более высокого уровня жизни. Например, была создана «Женская партия» в 2020 г., главной целью которой является борьба с гендерным неравенством. Женщины постепенно начинают бороться за свои права.
Экономическое значение Китая в глобальной системе велико, и состояние его экономики оказывает влияние на мировые экономические процессы. Дисбаланс в различных сферах внутри страны приводит к структурным перекосам, негативно отражающимся на экономическом развитии не только страны, но и глобализированного мира. В частности, разрыв в оплате труда способствует неэффективному использованию трудового потенциала и ограничивает реализацию человеческих ресурсов страны.
Данная тема является актуальной и в России, так как она занимает 81 место в рейтинге стран по Индексу гендерного равенства. Опыт любого государства (положительный или негативный) можно применить, как средство изучения, и для нашей страны, определив, какие факторы положительно влияют на решение этого вопроса, а какие наоборот. Южная Корея и КНР является хорошим объектом изучения, так как народ принимает активные действия для борьбы с проблемой, но при этом не все эти применяемые меры являются успешными.
Цель - выявить сходства и различия в политике Республики Корея и Китайской Народной Республики в области гендерного равенства.
Задачи:
1. проанализировать исторические предпосылки и развитие политики гендерного равенства в Республике Корея и Китайской Народной Республике;
2. изучить влияние культурных и социальных факторов на формирование и реализацию гендерной политики;
3. исследовать законодательные и институциональные механизмы, направленные на обеспечение гендерного равенства в обеих странах;
4. проанализировать эффективность реализуемых мер и программ в области гендерного равенства в Республике Корея и Китайской Народной Республике;
5. оценить влияние политики гендерного равенства на экономическое развитие и социальную интеграцию в указанных странах.
Методы исследования. Общенаучные: анализ (изучение факторов, влияющих на гендерное неравенство), синтез (формулировка общих выводов на основе анализа различных аспектов), индукция (используется при изучении отдельных примеров гендерной дискриминации, чтобы выявить общие черты), системный подход (оценка гендерной политики в совокупности с политическими, социальными и экономическими факторами).
Специальные методы: проблемно-хронологический метод (изучение темы в исторической хронологии, чтобы выявить причины и следствия), историко-сравнительный (сопоставление различных стран, регионов или эпох для выявления сходств и различий), историко-генетический (происхождение и эволюция явления - например, влияние конфуцианства на формирование гендерного неравенства).
Объект исследования - Социальная политика в Республике Корея и Китайской Народной Республике.
Предмет исследования - Особенности и различия реализации и эффективности политики гендерного равенства в обеих странах.
В процессе работы над дипломной работой, были использованы источники на русском, корейском и английском языках. Целесообразно выделить следующие группы источников.
В первую группу входят нормативно-правовые акты Южной Кореи и Китая, где основным источником является Конституции Республики Корея и КНР.
Во вторую группу входят документы политического характера. В основном это отмены законов, касающихся гендерного неравенства (например, отмена Закона «О семье», по которому дети могли носить исключительно фамилию отца). В большинстве случаев документы по половом равенству относятся к Министерству по вопросам гендерного равенства и семей Республики Корея и Всекитайской Федерации женщин .
В третью группу входят статистические данные (сравнение положения женщин в Южной Корее в определенных сферах с положением женщин в Китае в этих же сферах и т.п.). Эти данные помогают не только сравнить государства и на основе этой информации предположить, какие факторы влияют на успешное или же наоборот неудачное решение проблемы, но также проследить за тем, как менялась ситуация с гендерным неравенством в течение времени.
В четвертую группу входят новостные материалы, опубликованные в ряде новостных изданий, таких как «The Korea Herald», «The New York Times», «CNB NEWS», «Chosun Biz», / Кенхьянг Синмун», «NPR», «CNN». Также сюда входят научные статьи, такие как Румянцева В.А. «Вопросы гендерной политики на Востоке (на примере КНР, Японии и Южной Кореи): современное состояние и перспективы»; Marian Lief Palley. Women's Status in South Korea: Tradition and Change. Journal «Asian Survey»; Э.А. Синецкая в ряде своих работ и др.
Степень научной разработанности проблемы. В работе рассматриваются исследования авторов из России, Кореи и Китая. Так, Румянцева В.А.9, Мариан Л.П., Сегино С. и авторы книги «Влияние государственных расходов на гендерное неравенство» отстаивают позицию, что государство не сильно заинтересовано в борьбе с неравенством. Как пример, Румянцева приводит протест в 2018 г., когда около 22 000 женщин прошли по улицам г. Сеула, из- за распространения крошечных шпионских камер, используемых для вторжения в частную жизнь женщин. Однако правительство Кореи не приняло каких-либо серьёзных мер для борьбы с этим. Мариан в статье концентрировала большее внимание на гендерном вопросе в прошлом - как остро он стоял, как с ним боролись в те времена и тому подобное. Хоть в статье и сложно проследить какую-то четкую позицию автора, все равно чувствуется негативное отношение к происходящему, так как показывается своеобразное безразличие правительства к вопросу принижения прав женщин. В статье Сегино основное внимание уделено влиянию капитализма на расширение прав женщин в рабочем секторе. Автор открыто выражает мнение, что вмешательство государства еще больше ограничивает перспективы женщин на рынке труда, так как практика государственного найма усиливает дискриминационные нормы, сокращая возможности трудоустройства женщин и влияя на их переговорные возможности в отношении справедливой заработной платы. Ким Ен Ок, Ма Кен Хи, Ли Ын А в книге «Влияние государственных расходов на гендерное неравенство» анализируют, что государство стало выделять меньше средств на бюджет для женщин : доля бюджета для женщин снизилась с 3.89% в 1995-1996 годах до 2.05% в 2002¬2003 годах от ВВП. Ян Им Ли и Джалалза Ф. рассматривают гендерную политику в период президентства Пак Кынхе, также выделяя негативные аспекты политики гендерного неравенства .
Новая точка зрения была раскрыта у авторов статьи «Исследование по вопросам гендерного равенства и качества жизни мужчин» - они утверждают, что сексизм (т.е. гендерное неравенство) может выступать как способ защиты женщин, которым просто следует придерживаться традиционных ценностей. «Доброкачественный сексизм поддерживает традиционные гендерные роли и женский темперамент» (стр. 38). Несмотря на это, опираясь на проведенные опросы и статистику, авторы сделали вывод, что «враждебный» сексизм (на примере негативных постов про женщин в интернете и комментариев согласия) распространен больше, нежели «доброкачественный».
Комарова К.А. утверждает, что позиция женщины за все время южнокорейской истории улучшилась, а такое понятие как «феминизм» получило большее влияние, чем это было раньше. Однако сказать, что страна полностью освободилась от понятия гендерного неравенства - нельзя. По сей день достаточно большая часть населения считает, что у женщины есть своя определенная роль, в силу традиционных устоев.
В определенной степени к похожее позиции можно отнести книгу «Корейские женщины на руководящих должностях» , в которой описывается прогресс в политике гендерного равенства в Республике Корея.
Ен Чжу Ли и Чжи Ен Пак, Кестинингтиас А., Сафитри А. и Гина Фадхила А. не утверждают, как Комарова К.А., что позиция женщин улучшилась, но показывают, что на проблему стали активно обращать внимание в медиа сфере и киноиндустрии.
Ланцова И.С. разделяет взгляды обеих сторон. В самом начале своей работы она дает читателю понять, что гендерный вопрос в Южной Корее стоит «остро» ( Ланцова: «традиционно в Восточной Азии гендерное равенство не было общепринятой нормой» ). Автор рассуждает над этой темой со стороны конфуцианства, по которому изначально заложен факт того, что женщины обязана подчиняться мужчине. Таким образом Ланцова якобы показывает раскол южнокорейского общества в плане гендерной политики. С одной стороны - Южная Корея консервативная страна, в которой народ яро чтит свои традиции. С другой стороны - мы видим активную борьбу со стороны масс, которые пытаются разобраться с предрассудками такого характера. Их борьба проявляется, например, в выборе женщины в роли президента , что в корне перечит традиционным взглядам корейского общества и конфуцианству.
Ющик-Фрелкевич Е. тоже указывает конфуцианство как то, что повлияло на формирование гендерного неравенства. В ее работе рассматривается неравенство полов на примере выполнения домашних обязанностей мужчиной и женщиной. По итогам, хоть процентное соотношение выполняемых женщиной дел по дому снизилось со временем, оно все равно остается намного выше мужского. Автор делает вывод, что гендерного равенства в браке в том, что касается равномерного распределения домашних обязанностей и ухода за детьми, в современной корейской семье не существует.
Швекендик Д. и Батен Й. рассматривают вопрос со стороны прихода капитализма в страну, который повлиял на экономическое развитие и вовлеченность женщин в работу. Показатель гендерного неравенства снизился в 1950-х, когда началась экономическая модернизация страны, но к 1980-ым он возрос обратно.
Особо глубоко тему феминизма и женщины в обществе изучила в ряде своих работ Синецкая Э.А.. В статье «Гендерный дисбаланс в КНР» она рассматривает его влияние на различные сферы. Изначально, тема гендерного дисбаланса не относится к моей курсовой работе, однако, в статье затронут ряд тем, которые показывает положение женщин в обществе: отношение к возрасту женщины, как к критическому фактору; запрет определения пола зародыша, т.к. в случае девочки часто делают аборты; нарушение репродуктивных прав женщин ограничением количества детей в семье и т.д. Также ряд ее работ посвящен истории феминизма и статусу женщины в Китае .
Бельченко А.С. и Новоселова М.Г. анализируют учения «саньцзяо» (буддизм, даосизм, конфуцианство) с точки зрения гендерного вопроса. В работе указываются различия в подходах трех религиозно-идеологических учений в отношении политики гендерного равенства.
Ряд авторов посвящали свои работы изданным законам: Протопопов О.В. изучил Закон о браке Китайской Народной Республики и последующие поправки к нему (какие последствия они имели) . Кешишян А.В., Воробьева А.О., Падин А.Э. рассмотрели трудовое законодательство Китая со всеми вносимыми в него поправками. Внимание также уделялось Закону «О домашнем насилии» 2016 года . Богаевская уделила внимание последствиям политики «Одна семья - один ребенок», действующего с 1979 по 2015 года .
К англоязычным исследователям относится Ханнум Э., которая изучает проблемы трудоустройства женщин в Китае и неравную оплату труда.
Были использованы работы китайских авторов, такие как «Развитие китайских женщин и гендерное равенство: история, реальность и вызовы », в которой рассматривался исторический контекст женского движения, и «Теория и практика продвижения гендерного равенства в Китае », посвященная результатам Четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 г.
Структура работы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, приводятся цель, задачи, методология, а также проводится обзор источников и литературы.
В первой главе рассматривается проблема гендерного неравенства и меры по ее решению в Республике Корея.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблемы в Китайской Народной Республике и основных законодательных актов, посвященных гендерному дисбалансу.
В заключении проводится сравнительный анализ принимаемых мер в РК и КНР и их эффективность, подводятся итоги по проделанной работе
Для рассмотрения вопроса гендерного неравенства взяты Республика Корея и Китайская Народная Республика, так как они стабильно занимают высокие позиции в рейтинге стран по уровню гендерного разрыва. Например, в исследовании 2021 г. Республика Корея заняла 102 место из 156 по уровню гендерного равенства, а Китай 107.
Вопрос гендерного равенства в Корее актуализировался в середине 2010-х годов в связи с общественной заинтересованностью в решении данной проблемы, для предоставления более высокого уровня жизни. Например, была создана «Женская партия» в 2020 г., главной целью которой является борьба с гендерным неравенством. Женщины постепенно начинают бороться за свои права.
Экономическое значение Китая в глобальной системе велико, и состояние его экономики оказывает влияние на мировые экономические процессы. Дисбаланс в различных сферах внутри страны приводит к структурным перекосам, негативно отражающимся на экономическом развитии не только страны, но и глобализированного мира. В частности, разрыв в оплате труда способствует неэффективному использованию трудового потенциала и ограничивает реализацию человеческих ресурсов страны.
Данная тема является актуальной и в России, так как она занимает 81 место в рейтинге стран по Индексу гендерного равенства. Опыт любого государства (положительный или негативный) можно применить, как средство изучения, и для нашей страны, определив, какие факторы положительно влияют на решение этого вопроса, а какие наоборот. Южная Корея и КНР является хорошим объектом изучения, так как народ принимает активные действия для борьбы с проблемой, но при этом не все эти применяемые меры являются успешными.
Цель - выявить сходства и различия в политике Республики Корея и Китайской Народной Республики в области гендерного равенства.
Задачи:
1. проанализировать исторические предпосылки и развитие политики гендерного равенства в Республике Корея и Китайской Народной Республике;
2. изучить влияние культурных и социальных факторов на формирование и реализацию гендерной политики;
3. исследовать законодательные и институциональные механизмы, направленные на обеспечение гендерного равенства в обеих странах;
4. проанализировать эффективность реализуемых мер и программ в области гендерного равенства в Республике Корея и Китайской Народной Республике;
5. оценить влияние политики гендерного равенства на экономическое развитие и социальную интеграцию в указанных странах.
Методы исследования. Общенаучные: анализ (изучение факторов, влияющих на гендерное неравенство), синтез (формулировка общих выводов на основе анализа различных аспектов), индукция (используется при изучении отдельных примеров гендерной дискриминации, чтобы выявить общие черты), системный подход (оценка гендерной политики в совокупности с политическими, социальными и экономическими факторами).
Специальные методы: проблемно-хронологический метод (изучение темы в исторической хронологии, чтобы выявить причины и следствия), историко-сравнительный (сопоставление различных стран, регионов или эпох для выявления сходств и различий), историко-генетический (происхождение и эволюция явления - например, влияние конфуцианства на формирование гендерного неравенства).
Объект исследования - Социальная политика в Республике Корея и Китайской Народной Республике.
Предмет исследования - Особенности и различия реализации и эффективности политики гендерного равенства в обеих странах.
В процессе работы над дипломной работой, были использованы источники на русском, корейском и английском языках. Целесообразно выделить следующие группы источников.
В первую группу входят нормативно-правовые акты Южной Кореи и Китая, где основным источником является Конституции Республики Корея и КНР.
Во вторую группу входят документы политического характера. В основном это отмены законов, касающихся гендерного неравенства (например, отмена Закона «О семье», по которому дети могли носить исключительно фамилию отца). В большинстве случаев документы по половом равенству относятся к Министерству по вопросам гендерного равенства и семей Республики Корея и Всекитайской Федерации женщин .
В третью группу входят статистические данные (сравнение положения женщин в Южной Корее в определенных сферах с положением женщин в Китае в этих же сферах и т.п.). Эти данные помогают не только сравнить государства и на основе этой информации предположить, какие факторы влияют на успешное или же наоборот неудачное решение проблемы, но также проследить за тем, как менялась ситуация с гендерным неравенством в течение времени.
В четвертую группу входят новостные материалы, опубликованные в ряде новостных изданий, таких как «The Korea Herald», «The New York Times», «CNB NEWS», «Chosun Biz», / Кенхьянг Синмун», «NPR», «CNN». Также сюда входят научные статьи, такие как Румянцева В.А. «Вопросы гендерной политики на Востоке (на примере КНР, Японии и Южной Кореи): современное состояние и перспективы»; Marian Lief Palley. Women's Status in South Korea: Tradition and Change. Journal «Asian Survey»; Э.А. Синецкая в ряде своих работ и др.
Степень научной разработанности проблемы. В работе рассматриваются исследования авторов из России, Кореи и Китая. Так, Румянцева В.А.9, Мариан Л.П., Сегино С. и авторы книги «Влияние государственных расходов на гендерное неравенство» отстаивают позицию, что государство не сильно заинтересовано в борьбе с неравенством. Как пример, Румянцева приводит протест в 2018 г., когда около 22 000 женщин прошли по улицам г. Сеула, из- за распространения крошечных шпионских камер, используемых для вторжения в частную жизнь женщин. Однако правительство Кореи не приняло каких-либо серьёзных мер для борьбы с этим. Мариан в статье концентрировала большее внимание на гендерном вопросе в прошлом - как остро он стоял, как с ним боролись в те времена и тому подобное. Хоть в статье и сложно проследить какую-то четкую позицию автора, все равно чувствуется негативное отношение к происходящему, так как показывается своеобразное безразличие правительства к вопросу принижения прав женщин. В статье Сегино основное внимание уделено влиянию капитализма на расширение прав женщин в рабочем секторе. Автор открыто выражает мнение, что вмешательство государства еще больше ограничивает перспективы женщин на рынке труда, так как практика государственного найма усиливает дискриминационные нормы, сокращая возможности трудоустройства женщин и влияя на их переговорные возможности в отношении справедливой заработной платы. Ким Ен Ок, Ма Кен Хи, Ли Ын А в книге «Влияние государственных расходов на гендерное неравенство» анализируют, что государство стало выделять меньше средств на бюджет для женщин : доля бюджета для женщин снизилась с 3.89% в 1995-1996 годах до 2.05% в 2002¬2003 годах от ВВП. Ян Им Ли и Джалалза Ф. рассматривают гендерную политику в период президентства Пак Кынхе, также выделяя негативные аспекты политики гендерного неравенства .
Новая точка зрения была раскрыта у авторов статьи «Исследование по вопросам гендерного равенства и качества жизни мужчин» - они утверждают, что сексизм (т.е. гендерное неравенство) может выступать как способ защиты женщин, которым просто следует придерживаться традиционных ценностей. «Доброкачественный сексизм поддерживает традиционные гендерные роли и женский темперамент» (стр. 38). Несмотря на это, опираясь на проведенные опросы и статистику, авторы сделали вывод, что «враждебный» сексизм (на примере негативных постов про женщин в интернете и комментариев согласия) распространен больше, нежели «доброкачественный».
Комарова К.А. утверждает, что позиция женщины за все время южнокорейской истории улучшилась, а такое понятие как «феминизм» получило большее влияние, чем это было раньше. Однако сказать, что страна полностью освободилась от понятия гендерного неравенства - нельзя. По сей день достаточно большая часть населения считает, что у женщины есть своя определенная роль, в силу традиционных устоев.
В определенной степени к похожее позиции можно отнести книгу «Корейские женщины на руководящих должностях» , в которой описывается прогресс в политике гендерного равенства в Республике Корея.
Ен Чжу Ли и Чжи Ен Пак, Кестинингтиас А., Сафитри А. и Гина Фадхила А. не утверждают, как Комарова К.А., что позиция женщин улучшилась, но показывают, что на проблему стали активно обращать внимание в медиа сфере и киноиндустрии.
Ланцова И.С. разделяет взгляды обеих сторон. В самом начале своей работы она дает читателю понять, что гендерный вопрос в Южной Корее стоит «остро» ( Ланцова: «традиционно в Восточной Азии гендерное равенство не было общепринятой нормой» ). Автор рассуждает над этой темой со стороны конфуцианства, по которому изначально заложен факт того, что женщины обязана подчиняться мужчине. Таким образом Ланцова якобы показывает раскол южнокорейского общества в плане гендерной политики. С одной стороны - Южная Корея консервативная страна, в которой народ яро чтит свои традиции. С другой стороны - мы видим активную борьбу со стороны масс, которые пытаются разобраться с предрассудками такого характера. Их борьба проявляется, например, в выборе женщины в роли президента , что в корне перечит традиционным взглядам корейского общества и конфуцианству.
Ющик-Фрелкевич Е. тоже указывает конфуцианство как то, что повлияло на формирование гендерного неравенства. В ее работе рассматривается неравенство полов на примере выполнения домашних обязанностей мужчиной и женщиной. По итогам, хоть процентное соотношение выполняемых женщиной дел по дому снизилось со временем, оно все равно остается намного выше мужского. Автор делает вывод, что гендерного равенства в браке в том, что касается равномерного распределения домашних обязанностей и ухода за детьми, в современной корейской семье не существует.
Швекендик Д. и Батен Й. рассматривают вопрос со стороны прихода капитализма в страну, который повлиял на экономическое развитие и вовлеченность женщин в работу. Показатель гендерного неравенства снизился в 1950-х, когда началась экономическая модернизация страны, но к 1980-ым он возрос обратно.
Особо глубоко тему феминизма и женщины в обществе изучила в ряде своих работ Синецкая Э.А.. В статье «Гендерный дисбаланс в КНР» она рассматривает его влияние на различные сферы. Изначально, тема гендерного дисбаланса не относится к моей курсовой работе, однако, в статье затронут ряд тем, которые показывает положение женщин в обществе: отношение к возрасту женщины, как к критическому фактору; запрет определения пола зародыша, т.к. в случае девочки часто делают аборты; нарушение репродуктивных прав женщин ограничением количества детей в семье и т.д. Также ряд ее работ посвящен истории феминизма и статусу женщины в Китае .
Бельченко А.С. и Новоселова М.Г. анализируют учения «саньцзяо» (буддизм, даосизм, конфуцианство) с точки зрения гендерного вопроса. В работе указываются различия в подходах трех религиозно-идеологических учений в отношении политики гендерного равенства.
Ряд авторов посвящали свои работы изданным законам: Протопопов О.В. изучил Закон о браке Китайской Народной Республики и последующие поправки к нему (какие последствия они имели) . Кешишян А.В., Воробьева А.О., Падин А.Э. рассмотрели трудовое законодательство Китая со всеми вносимыми в него поправками. Внимание также уделялось Закону «О домашнем насилии» 2016 года . Богаевская уделила внимание последствиям политики «Одна семья - один ребенок», действующего с 1979 по 2015 года .
К англоязычным исследователям относится Ханнум Э., которая изучает проблемы трудоустройства женщин в Китае и неравную оплату труда.
Были использованы работы китайских авторов, такие как «Развитие китайских женщин и гендерное равенство: история, реальность и вызовы », в которой рассматривался исторический контекст женского движения, и «Теория и практика продвижения гендерного равенства в Китае », посвященная результатам Четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 г.
Структура работы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, приводятся цель, задачи, методология, а также проводится обзор источников и литературы.
В первой главе рассматривается проблема гендерного неравенства и меры по ее решению в Республике Корея.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблемы в Китайской Народной Республике и основных законодательных актов, посвященных гендерному дисбалансу.
В заключении проводится сравнительный анализ принимаемых мер в РК и КНР и их эффективность, подводятся итоги по проделанной работе
Оба государства предпринимают активные меры в решении вопроса о гендерном неравенстве. Однако их законодательные и институциональные подходы различаются - начиная с основной мотивации, где деятельность правительства КНР скорее направлена на усиление экономического сектора за счет вовлечения в него женщин, заканчивая отношением общественности к принимаемым мерам.
В Южной Корее политика в области гендерного равенства начала формироваться относительно недавно - особенно активное развитие наблюдается с 1980-х гг. Одним из ключевых документов является Закон «О развитии женщин», который стал важной вехой в политике гендерного равенства, так как подразумевал активное участие правительства в решении проблемы. Не менее важным стало учреждение Министерства «по вопросам равенства полов и семьи» (которому в свою очередь предшествовало Комитет «по обсуждению политики в отношении женщин», созданный при канцелярии премьер-министра). Однако отношения граждан и самого правительства к этому органу всегда было неоднозначным.
В КНР же борьба с гендерным неравенством начала активно развиваться раньше - примерно в середине 20 в., в рамках политики Коммунистической партии, провозгласившей формальное равенство полов. Одним из главных нормативных актов стал Закон «О защите прав и интересов женщин» (1992), который впоследствии претерпел ряд изменений. Кроме того, важную роль сыграла Программа «Развития женщин в Китае» на 2011-2020 гг., утверждённая Госсоветом, целью которой было продвижение гендерного равенства в социальной и экономической сферах.
Законодательные поправки в Трудовом кодексе (2008 и 2019 гг.) усилили защиту женщин в трудовых отношениях. Были введены ограничения на работу беременных женщин, а также обеспечены обязательные оплачиваемые декретные отпуска.
Но в отличии от Южной Кореи, меры по борьбе с насилием в отношении женщин были предприняты только в 2010-х гг.
Сравнивая институциональные подходы, можно отметить, что в Южной Корее создано отдельное министерство, специально занимающееся вопросами равенства и семейной политики. Это учреждение хоть и имеет структуру и ресурсы для реализации национальных программ, испытывает трудности, связанные с неоднозначным отношением к нему со стороны правительства (например, Ли Мёнбак и Юн Сокёль). Важную роль играют также негосударственные организации и женские движения, такие как «Женская партия», созданная в 2020 г. для защиты интересов женщин.
В Китае акцент делается на интеграцию гендерных аспектов в общую государственную политику. Гендерные вопросы курируются, как правило, через Государственный совет и женские федерации, находящиеся под контролем государства. Такой централизованный подход обеспечивает слаженность, но снижает возможности для независимого контроля и критики. Кроме того, феминизм часто воспринимается как угроза государственной идеологии, и официально поддерживаются только те инициативы, которые не выходят за рамки допустимого политического дискурса.
Таким образом, в Республике Корея наблюдается тенденция к либерализации и демократизации гендерной политики: акцент сделан на правах женщин, их участии в политике, а также на прозрачности институтов. Также существует множество общественных организаций, которые не находятся под контролем правительства. Китай же демонстрирует более авторитарный подход, при котором гендерное равенство воспринимается как инструмент повышения эффективности экономики и стабильности общества, а не как вопрос прав человека.
В то же время цели и подходы стран имеют множество различий. Важно учитывать, что обе эти страны имеют разные политические режимы, которые напрямую влияют на подходы.
Например, для социалистического государства КНР гендерная политика - способ достижения государственных интересов. Начиная с того, что правительство изначально расширило трудовые права женщин в момент, когда страна находилась в экономическом кризисе, заканчивая политикой «Одного ребенка», а затем «Двух детей», когда начался демографический кризис.
Для Республики Корея гендерное равенство - один из столпов демократии, являющееся фундаментом данного политического режима. Меры для искоренения гендерного дисбаланса не преследуют никаких других целей, кроме как расширение прав и свобод женщин. Более того, борьба с гендерным неравенством - это естественный процесс, заложенный в демократию, т.е. течение автоматически появилось в стране с того момента, как ее политический режим сменился.
Инициатива по решению проблемы также в основном исходила из разных источников. В Корее движение изначально пошло от народа, и по сей день реализуется посредством митингов, общественных организаций и т.п. В Китае политика гендерного неравенство напрямую исходит от правительства - все меры и законы появляются и реализуется государством. В какой-то степени, это можно назвать четкой государственной политикой, через которую правительство реализует интересы страны. Митинги, акции и в общем деятельность феминистских организаций является ограниченной и чаще всего подавляется.
Однако сказать, что политика гендерного равенства в Республике Корея успешнее, чем в КНР будет неправильно. Обе страны добиваются конкретных результатов. Вопрос только в том, какие цели изначально стоят перед ними.
Китай, как социалистическая страна, заинтересован в развитии экономики, для которого нужно равное вовлечение обоих полов в сектор. Четко прослеживается, что основным направлением политики гендерного равенства является привлечение женщин в сферу труда. Но особые шаги сделаны в сторону улучшения их уровня жизни и расширения прав, ведь в социалистической идеологии лежит принцип всеобщего равенства, который должен быть реализован на деле. Но после всего вышенаписанного, четко прослеживается акцент на реформирование экономической среды в вопросе гендерного дисбаланса. Если рассматривать результаты страны в борьбе с гендерным дисбалансом, изначально учитывая поставленные цели (увеличение рабочей силы; борьба с демографическим кризисом - улучшение условий материнства; имидж на международной арене и др.), можно отметить определенные успехи.
В Республике Корея заложен другой «каркас» в политику гендерного равенства. Для демократической страны это естественный процесс, появившийся в стране с приходом нового политического режима. Инициатива, изначально исходящая от народа, преследует цели улучшения качества жизни граждан. Именно поэтому борьба с проблемой охватывает все сферы жизни и не преследует каких-либо конкретных целей.
Эффективность реализуемых программ в обоих государствах оценивается неоднозначно. Заметен рост участия женщин в образовательной сфере: в Китае доля женщин в высшем образовании выросла до 52,5% (2018) . В Южной Корее женщины также преобладают среди выпускников вузов, и более 70% населения имеет среднее или высшее образование .
Институт семьи и брака также претерпел множество изменений, посредством которых расширились не только права женщин, но и защита этих прав. В тоже же время законы не решили все проблемы. В Китае домашнее насилие стало официальной причиной для развода, но матери-одиночки сталкиваются с правовыми и финансовыми ограничениями, включая невозможность получить разрешение на роды без брака. В Южной Корее пересмотр закона о семье расширил права женщин, но при разводах нередко сохраняется неформальное преимущество мужчин в вопросе опеки над детьми. Несмотря на существующие законы, проблема домашнего насилия в обеих странах остаётся актуальной. Множество случаев не фиксируются официально из-за культурных установок и бездействия правоохранительных органов.
Трудовая сфера остается местом, где девушки продолжают испытывать предвзятое отношение из-за гендера. В Южной Корее гендерный разрыв в оплате труда — один из самых высоких в ОЭСР (около 31%) . Женщины редко занимают руководящие должности: в 2021 г. — лишь 5,2% в госсекторе . В Китае нередко публикуются вакансии, в которых отдают явное предпочтение мужчинам.
Политическое представительство женщин также остаётся низким: в Китае — около 25% депутатов, в Южной Корее — 19% членов Национальной ассамблеи.
Отношение общественности к вопросу гендерного неравенства остается неоднозначным. Например, реакция мужчин-корейцев на это в большей степени негативная: по статистике, 50,5% юношей в возрасте 20-30 лет резко негативно относятся к феминизму, 23,8% поддерживают патриархальный уклад, и только 25,7% поддерживают идеи феминизма .
Негативное отношение к феминизму со стороны мужской части населения обеих стран не всегда связано с патриархальными взглядами. Некоторые мужчины относятся негативно к этому движению, так как уверены, что таким образом притесняются их права. В основном в роли противников выступают мужчины зрелого возраста и молодёжь. «Больше всего они недовольны двойными стандартами. Например, национальная политика призыва на военную службу обязывает мужчин в возрасте от 18 до 35 лет служить в армии от 21 до 24 месяцев. В то же время они считают, что женщины получают поддержку от правительственных программ, которые помогают им войти в отрасли, в которых традиционно доминируют мужчины» .
В Китае мужчины находят в феминизме угрозу их традиционной мужской идентичности. По их мнению, ценность мужчины как работника, политика и т.д. не просто приравнивается к женской, но и порой притесняется, из-за всеобщего стремления максимально расширить права женщин .
Гендерное неравенство относится к проблеме, у которой нет конечного решения. Какие бы законы не были приняты, какое бы общество не сформировалось, каждый может испытать на себе дискриминацию, и не всегда это будет связано с недочетами в действиях правительства. Культурные особенности, многие из которых «изжили себя» и больше не являются основными идеологиями государств, все равно оказывают влияние на население. Порой, гендерное давление возникает не из-за недоработанности закона, а из-за самих людей, часть которых, может быть даже неосознанно, продолжает опираться на патриархальные взгляды и смотрит на мир через призму этих ценностей.
Так, например, одной из основных причин актуальности проблемы гендерного неравенства в Южной Корее и Китае является сильное влияние конфуцианства на общество. Изначально проблема возникает в головах людей, их мировоззрении, и уже в следствие возникает необходимость в законодательном регулировании вопроса.
Однако, отсутствие конечного решения не означает отсутствие смысла в борьбе за гендерный баланс. Проблема гендерного неравенства проявляется в разных сферах, исходит из разных «источников» и требует государственного вмешательства, которое было рассмотрено ранее.
В дипломной работе основное внимание уделялось законодательным актам и деятельности различных организаций. Работа была скорее направлена на изучение мер по борьбе с проблемой на примере двух стран, дальнейшее их сравнение и вывод об эффективности программ. Как было указано в целях и задачах, было проведено сравнение политики гендерного равенства в КНР и РК, на основании которого были сделаны выводы об эффективности обеих программ.
В Южной Корее политика в области гендерного равенства начала формироваться относительно недавно - особенно активное развитие наблюдается с 1980-х гг. Одним из ключевых документов является Закон «О развитии женщин», который стал важной вехой в политике гендерного равенства, так как подразумевал активное участие правительства в решении проблемы. Не менее важным стало учреждение Министерства «по вопросам равенства полов и семьи» (которому в свою очередь предшествовало Комитет «по обсуждению политики в отношении женщин», созданный при канцелярии премьер-министра). Однако отношения граждан и самого правительства к этому органу всегда было неоднозначным.
В КНР же борьба с гендерным неравенством начала активно развиваться раньше - примерно в середине 20 в., в рамках политики Коммунистической партии, провозгласившей формальное равенство полов. Одним из главных нормативных актов стал Закон «О защите прав и интересов женщин» (1992), который впоследствии претерпел ряд изменений. Кроме того, важную роль сыграла Программа «Развития женщин в Китае» на 2011-2020 гг., утверждённая Госсоветом, целью которой было продвижение гендерного равенства в социальной и экономической сферах.
Законодательные поправки в Трудовом кодексе (2008 и 2019 гг.) усилили защиту женщин в трудовых отношениях. Были введены ограничения на работу беременных женщин, а также обеспечены обязательные оплачиваемые декретные отпуска.
Но в отличии от Южной Кореи, меры по борьбе с насилием в отношении женщин были предприняты только в 2010-х гг.
Сравнивая институциональные подходы, можно отметить, что в Южной Корее создано отдельное министерство, специально занимающееся вопросами равенства и семейной политики. Это учреждение хоть и имеет структуру и ресурсы для реализации национальных программ, испытывает трудности, связанные с неоднозначным отношением к нему со стороны правительства (например, Ли Мёнбак и Юн Сокёль). Важную роль играют также негосударственные организации и женские движения, такие как «Женская партия», созданная в 2020 г. для защиты интересов женщин.
В Китае акцент делается на интеграцию гендерных аспектов в общую государственную политику. Гендерные вопросы курируются, как правило, через Государственный совет и женские федерации, находящиеся под контролем государства. Такой централизованный подход обеспечивает слаженность, но снижает возможности для независимого контроля и критики. Кроме того, феминизм часто воспринимается как угроза государственной идеологии, и официально поддерживаются только те инициативы, которые не выходят за рамки допустимого политического дискурса.
Таким образом, в Республике Корея наблюдается тенденция к либерализации и демократизации гендерной политики: акцент сделан на правах женщин, их участии в политике, а также на прозрачности институтов. Также существует множество общественных организаций, которые не находятся под контролем правительства. Китай же демонстрирует более авторитарный подход, при котором гендерное равенство воспринимается как инструмент повышения эффективности экономики и стабильности общества, а не как вопрос прав человека.
В то же время цели и подходы стран имеют множество различий. Важно учитывать, что обе эти страны имеют разные политические режимы, которые напрямую влияют на подходы.
Например, для социалистического государства КНР гендерная политика - способ достижения государственных интересов. Начиная с того, что правительство изначально расширило трудовые права женщин в момент, когда страна находилась в экономическом кризисе, заканчивая политикой «Одного ребенка», а затем «Двух детей», когда начался демографический кризис.
Для Республики Корея гендерное равенство - один из столпов демократии, являющееся фундаментом данного политического режима. Меры для искоренения гендерного дисбаланса не преследуют никаких других целей, кроме как расширение прав и свобод женщин. Более того, борьба с гендерным неравенством - это естественный процесс, заложенный в демократию, т.е. течение автоматически появилось в стране с того момента, как ее политический режим сменился.
Инициатива по решению проблемы также в основном исходила из разных источников. В Корее движение изначально пошло от народа, и по сей день реализуется посредством митингов, общественных организаций и т.п. В Китае политика гендерного неравенство напрямую исходит от правительства - все меры и законы появляются и реализуется государством. В какой-то степени, это можно назвать четкой государственной политикой, через которую правительство реализует интересы страны. Митинги, акции и в общем деятельность феминистских организаций является ограниченной и чаще всего подавляется.
Однако сказать, что политика гендерного равенства в Республике Корея успешнее, чем в КНР будет неправильно. Обе страны добиваются конкретных результатов. Вопрос только в том, какие цели изначально стоят перед ними.
Китай, как социалистическая страна, заинтересован в развитии экономики, для которого нужно равное вовлечение обоих полов в сектор. Четко прослеживается, что основным направлением политики гендерного равенства является привлечение женщин в сферу труда. Но особые шаги сделаны в сторону улучшения их уровня жизни и расширения прав, ведь в социалистической идеологии лежит принцип всеобщего равенства, который должен быть реализован на деле. Но после всего вышенаписанного, четко прослеживается акцент на реформирование экономической среды в вопросе гендерного дисбаланса. Если рассматривать результаты страны в борьбе с гендерным дисбалансом, изначально учитывая поставленные цели (увеличение рабочей силы; борьба с демографическим кризисом - улучшение условий материнства; имидж на международной арене и др.), можно отметить определенные успехи.
В Республике Корея заложен другой «каркас» в политику гендерного равенства. Для демократической страны это естественный процесс, появившийся в стране с приходом нового политического режима. Инициатива, изначально исходящая от народа, преследует цели улучшения качества жизни граждан. Именно поэтому борьба с проблемой охватывает все сферы жизни и не преследует каких-либо конкретных целей.
Эффективность реализуемых программ в обоих государствах оценивается неоднозначно. Заметен рост участия женщин в образовательной сфере: в Китае доля женщин в высшем образовании выросла до 52,5% (2018) . В Южной Корее женщины также преобладают среди выпускников вузов, и более 70% населения имеет среднее или высшее образование .
Институт семьи и брака также претерпел множество изменений, посредством которых расширились не только права женщин, но и защита этих прав. В тоже же время законы не решили все проблемы. В Китае домашнее насилие стало официальной причиной для развода, но матери-одиночки сталкиваются с правовыми и финансовыми ограничениями, включая невозможность получить разрешение на роды без брака. В Южной Корее пересмотр закона о семье расширил права женщин, но при разводах нередко сохраняется неформальное преимущество мужчин в вопросе опеки над детьми. Несмотря на существующие законы, проблема домашнего насилия в обеих странах остаётся актуальной. Множество случаев не фиксируются официально из-за культурных установок и бездействия правоохранительных органов.
Трудовая сфера остается местом, где девушки продолжают испытывать предвзятое отношение из-за гендера. В Южной Корее гендерный разрыв в оплате труда — один из самых высоких в ОЭСР (около 31%) . Женщины редко занимают руководящие должности: в 2021 г. — лишь 5,2% в госсекторе . В Китае нередко публикуются вакансии, в которых отдают явное предпочтение мужчинам.
Политическое представительство женщин также остаётся низким: в Китае — около 25% депутатов, в Южной Корее — 19% членов Национальной ассамблеи.
Отношение общественности к вопросу гендерного неравенства остается неоднозначным. Например, реакция мужчин-корейцев на это в большей степени негативная: по статистике, 50,5% юношей в возрасте 20-30 лет резко негативно относятся к феминизму, 23,8% поддерживают патриархальный уклад, и только 25,7% поддерживают идеи феминизма .
Негативное отношение к феминизму со стороны мужской части населения обеих стран не всегда связано с патриархальными взглядами. Некоторые мужчины относятся негативно к этому движению, так как уверены, что таким образом притесняются их права. В основном в роли противников выступают мужчины зрелого возраста и молодёжь. «Больше всего они недовольны двойными стандартами. Например, национальная политика призыва на военную службу обязывает мужчин в возрасте от 18 до 35 лет служить в армии от 21 до 24 месяцев. В то же время они считают, что женщины получают поддержку от правительственных программ, которые помогают им войти в отрасли, в которых традиционно доминируют мужчины» .
В Китае мужчины находят в феминизме угрозу их традиционной мужской идентичности. По их мнению, ценность мужчины как работника, политика и т.д. не просто приравнивается к женской, но и порой притесняется, из-за всеобщего стремления максимально расширить права женщин .
Гендерное неравенство относится к проблеме, у которой нет конечного решения. Какие бы законы не были приняты, какое бы общество не сформировалось, каждый может испытать на себе дискриминацию, и не всегда это будет связано с недочетами в действиях правительства. Культурные особенности, многие из которых «изжили себя» и больше не являются основными идеологиями государств, все равно оказывают влияние на население. Порой, гендерное давление возникает не из-за недоработанности закона, а из-за самих людей, часть которых, может быть даже неосознанно, продолжает опираться на патриархальные взгляды и смотрит на мир через призму этих ценностей.
Так, например, одной из основных причин актуальности проблемы гендерного неравенства в Южной Корее и Китае является сильное влияние конфуцианства на общество. Изначально проблема возникает в головах людей, их мировоззрении, и уже в следствие возникает необходимость в законодательном регулировании вопроса.
Однако, отсутствие конечного решения не означает отсутствие смысла в борьбе за гендерный баланс. Проблема гендерного неравенства проявляется в разных сферах, исходит из разных «источников» и требует государственного вмешательства, которое было рассмотрено ранее.
В дипломной работе основное внимание уделялось законодательным актам и деятельности различных организаций. Работа была скорее направлена на изучение мер по борьбе с проблемой на примере двух стран, дальнейшее их сравнение и вывод об эффективности программ. Как было указано в целях и задачах, было проведено сравнение политики гендерного равенства в КНР и РК, на основании которого были сделаны выводы об эффективности обеих программ.



