Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОМ НАУЧНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Работа №189926

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Образ Уинстона Черчилля в англо-американской художественной культуре
1.1 Отображение личности Уинстона Черчилля в англо-американском кинематографе 12
1.2 Образ Уинстона Черчилля в англо-американской мемуаристике и художественной
литературе 26
Глава 2. Личность Уинстона Черчилля в англо-американской историографии
2.1 Историческая роль Уинстона Черчилля в оценке политических деятелей и историков
Великобритании 45
2.2 Оценка личности Уинстона Черчилля американскими историками и общественными
деятелями 59
Глава 3. Трансформация образа Уинстона Черчилля в англо-американском научном и
культурном пространстве 73
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 85

Актуальность данного исследования заключается в уникальном явлении современности, обусловленном последствиями глобализации культурного пространства, которые проявляются в размытых рамках исторической идентичности. В связи с этим, общество обращается к опыту прошлых эпох в поисках положительного и яркого примера для установления прочной идентификационной связи. И поскольку такие исторические примеры несут в себе особенную цель, то их выражение носит во многом идеализированный и даже полумифологизированный характер.
Для Великобритании повышенный интерес к фигуре Уинстона Черчилля обусловлен и внешнеполитическими факторами: процесс выхода из Евросоюза поставил новые задачи не только переустройства внешней политической и экономической жизни, но и реформирования национального исторического самосознания и установления прочных связей с прошлым, а также обоснования истории своей страны с независимых позиций с известными и влиятельными политическими лидерами. Именно фигура Уинстона Черчилля в условиях общих тенденций индивидуализма подходит для этой цели как нельзя лучше, поскольку заключает в себе не только незаурядные способности, но и харизму, составляющую неотъемлемую часть его яркой личности.
Фигура Уинстона Черчилля неразрывно связана с тяжелым и в то же время поворотным периодом для истории Великобритании. Особенно важен отрезок с 1939 по 1941 гг., который играет решающую роль в процессе реформирования самосознания британцев как нации. Именно поэтому в рамках данного исследования особое место в рассмотрении исторической роли Уинстона Черчилля занимает период его первого премьерства (1940-1945 гг.).
Последней яркой главой в политической истории Великобритании стало ее участие во Второй мировой войне, и несмотря на то, что это была победоносная война для стр ан антигитлеровской коалиции, для Англии это было «поражение». Как заметил сам Черчилль, для Великобритании и европейского мира это был одновременно «триумф и трагедия», именно так британский премьер-министр озаглавил один из томов своего знаменитого труда «Вторая мировая война» и не случайно . Главной трагедией послевоенного времени является то, что звездный час Британской империи на мировой арене был утерян навсегда, а личность Уинстона Черчилля представляет собой мираж уходящей блестящей эпохи. Еще один немаловажный вопрос заключается в том, был бы Черчилль так популярен, если бы не те обстоятельства, в которых ему было уготовано родиться? И как ни странно, сам Черчилль верил в судьбу, верил в свою избранность, которая могла проявиться только в условиях военного времени, требующих решительных и смелых действий. На жизнь Черчилля выпало две самые кровавые войны за всю историю, одна заставила уйти на время с политической арены, другая - возвеличила и сделала его личность бессмертной, почти легендарной.
Центрообразующий вопрос данной работы заключается в том, каким образом миф переходит в реальность и становится неотделимой частью представлений о прошлом.
Изучаемая тема мало представлена в отечественной историографии. Безусловно, встречаются работы, связанные в целом с ролью медиа в интерпретации образов исторических личностей. В особенности интерес к данной теме заметен в последнее время среди молодых исследователей, что неудивительно, поскольку современные условия и возможности медиа пространства делают просветительско-развлекательный материал востребованным источником знаний для простого зрителя, слушателя или же читателя. Например, статья М.Ю. Маркасова, в которой автор рассматривает основные тенденции и отличительные черты в интерпретации исторических личностей в медиа пространстве . Свое исследование он основывает на примерах таких известных личностей, как Иван Грозный, И.В. Сталин, и, конечно же, У. Черчилль. Автор считает, что для репрезентации исторической фигуры прошлого используются яркие приёмы выражения, тем самым демонстрируя простую «эксплуатацию интереса зрителя» , то есть первостепенное значение имеет зрелищность картины, а не ее достоверность. В целом, роль массмедиа в создании новой исторической действительности на примере конкретных личностей изучена в недостаточной мере.
Однако, сама фигура Уинстона Черчилля и количество трудов, связанных с его деятельностью, в отечественной историографии исчисляется не одним десятком работ. Во многом потому, что личность Черчилля выглядит весьма противоречивой, хоть и привлекающей к себе внимание одновременно. Во взаимоотношениях с Россией, а затем и с СССР, по мнению ряда отечественных историков, Черчилль проявлял характерное для него непостоянство во взглядах, однако в целом антисоветизм был важной составляющей его политических взглядов, и в этом он как раз проявлял упрямую настойчивость. Лишь общая, мировая война вынудила его пойти на нежелательное, но столь необходимое сотрудничество. Именно поэтому фигура Черчилля на страницах отечественной историографии кажется полной противоречий и не лишенная тайных замыслов, направленных против СССР.
Личность Черчилля во многом освещалась в советской историографии, поскольку именно его Фултонская речь 5 марта 1946 года стала отсчетной точкой в Холодной войне, официальным заявлением к начавшейся конфронтации двух сверхдержав. Но даже несмотря на антибританскую позицию советских авторов, личность Уинстона Черчилля была не лишена своих преимуществ: незаурядного ума, харизмы и ораторских способностей.
В особенности хотелось бы выделить труды В.Г. Трухановского , А.И. Уткина и Б. Тененбаума , которые рассматривают весь жизненный путь Черчилля от амбициозного и, в некоторой степени самонадеянного, подростка из высшего общества до его становления как влиятельного политика с мировым именем. Таким образом, личность Уинстона Черчилля не вырвана из контекста целостного представления о его жизни, а является собирательной картиной последовательных этапов его политической деятельности.
Однако, рассмотрение такого феномена как мифологизация образа исторической личности посредством репрезентации исторической фигуры в художественной культуре мало изучено, в особенности на примере Уинстона Черчилля.
Объектом данного исследования является основной массив англо-американской научной и художественной деятельности: англо-американский художественный и
документальный (научный) кинематограф, мемуаристика, художественная и научная литература за период с 1940-х гг. по 2017 г.
Предметом исследования является процесс трансформации образа Уинстона Черчилля в рамках англо-американской научной и художественной культуры.
Цель данной работы- выявить через рассмотрение образа Уинстона Черчилля в англоамериканской научной и культурной среде особенности процесса формирования образа исторической личности как общенационального героя.
Для осуществления этой цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать собирательный образ Уинстона Черчилля в англо-американском кинематографе;
- определить характерные черты в интерпретации роли Уинстона Черчилля в истории в англо-американской художественной литературе и мемуаристике ;
- выявить основные изменения в процессе рассмотрения исторической роли Уинстона Черчилля в англо-американской историографии;
-составить общую картину трансформации образа Уинстона Черчилля в англо-американском гуманитарном пространстве.
Хронологические рамки данного исследования достаточно обширны. Свое начало источниковая база берет с 1940-х гг., поскольку к этому времени Черчилль сумел зарекомендовать себя как довольно успешный и знаменитый политик, и интерес к его личности во многом возрос как в политических, так и в художественных кругах. Еще при его жизни появляются фильмы с его героем (например, «Миссия в Москву», 1943 г.) . Далее временной промежуток охватывает период до последних наиболее значимых работ современности, датируемых первыми десятилетиями XXI века. В данном исследовании последняя работа датируется 2017 годом , которая представляет собой наиболее яркую работу современности, где Уинстону Черчиллю отведена ключевая роль в повествовании сюжета. Выбор такого достаточно большого временного промежутка обусловлен в первую очередь стремлением составить наиболее полный и целостный образ Уинстона Черчилля в научной и художественной сфере, начиная с трудов прошлого и заканчивая современными. А во-вторых, достаточно обширный временной период позволяет построить процесс трансформации образа Уинстона Черчилля в общественном сознании.
Выбор таких стран как Англия и США для определения источниковой базы исследования неслучаен и обусловлен многими факторами. Во-первых, непосредственно, сам Уинстон Черчилль выдвинул концепцию «особых отношений» между Великобританией и США, в аргументации которой лежат общие культурные корни и достаточно долгая и непростая история их взаимоотношений. Однако, в данном случае стоит учитывать истинное положение Великобритании на мировой арене того времени, и призыв Черчилля становится сразу понятным и даже вполне предсказуемым.
Во-вторых, главными «странами-производителями» являются именно США и Великобритания, что говорит о взаимном интересе к его фигуре. Наличие именно культурных различий между американцами и британцами позволяет идентифицировать работы и выделить основные схожие и отличительные черты. Некоторые работы кинематографа, снятые в соавторстве, порой позволяют хорошо прочувствовать именно британское влияние на американское кино .
Для Великобритании личность Уинстона Черчилля представляет особый интерес, о чем свидетельствует достаточно большое количество художественных и историкобиографических работ о нем. Фигура Черчилля воплощает в себе роль национального героя страны, символа лучших времен Британской Империи, и именно поэтому его исторический образ впитал в себя черты настоящего «супергероя», поскольку историческая личность должна быть отличительной, быть по-хорошему уникальной, и самое главное- быть звеном в цепи, связывающим общество с прошлым.
Методологической основой данного исследования является компаративный подход, поскольку работа представляет собой сравнительный анализ двух крупномасштабных групп источников из научной и художественной сферы. В процессе работы были определены основные критерии для выявления общего и особенного среди изучаемых трудов, которые позволили установить степень соотношения друг с другом художественных и научных работ, связанных с интерпретацией исторического образа Уинстона Черчилля. Основными направлениями для сравнительного анализа были выбраны следующие: первый-это непосредственно та область, к которой относится изучаемая работа (научная или художественная), второе направление-это та страна, в которой была создана данная работа, так как это напрямую определяет художественный или историографический портрет Черчилля и его понимание современниками, историками или деятелями культуры.
Большое разнообразие изучаемого материала позволяет использовать историкотипологический метод как вспомогательный для соотнесения источников в некоторые обобщенные группы и их отдельного дальнейшего рассмотрения. Например, работы художественного плана достаточно многообразны, что предполагает их разделение на определенные группы. Кинематограф в целом, можно определить как художественный и документальный, поскольку изначальные цели создания этих работ отличаются, хотя оба вида кино, так или иначе, относятся к художественной сфере. Говоря о художественной литературе, представляющей исторический портрет Уинстона Черчилля, невозможно изучать ее в совокупности с мемуаристикой, содержащей воспоминания современников, поскольку это работы разного плана, и это необходимо учитывать при изучении и обобщении рассматриваемого материала.
Работы историографической направленности тоже имеют свои особенности, несмотря на то, что их вполне возможно объединить в общую типологическую группу и использовать обобщенные выводы для сравнения с группой работ художественного плана. Необходимо учитывать время, место и обстоятельства создания рассматриваемого научного труда. Таким образом, историко-типологический метод позволяет объединить достаточно разобобщенную источниковую базу в группы и провести аналитическую работу. В данном исследовании можно выделить следующие типологические группы: это художественный и
документальный кинематограф, художественная литература и мемуаристика, а также работы историографического характера.
Историко-генетический метод является одним из ключевых в процессе выявления причин и условий изменений в интерпретации образа Уинстона Черчилля в художественной и научной сфере. Данный метод также был применен в определении качественно отличительных этапов в рассмотрении исторической роли Черчилля и его оценки деятелями прошлого и современности.
Метод исторических репрезентаций является центральным в рассмотрении способов (зрительных, художественных, литературных и научных образов) интерпретаций личности Черчилля в истории. Данный метод был использован при учете важных характеристик, относящихся непосредственно к самому автору: время и место создания работы, культурная среда, к которой так или иначе принадлежал сам автор, и как это повлияло на оценку и рассмотрение роли Черчилля. Необходимо отметить, что репрезентация является второстепенным элементом, поскольку представляет собой уже переработанный опыт автора. Особое внимание необходимо уделить кинематографическому реализму, тесно связанному с историческими фильмами, которые в рамках данного метода рассматриваются в качестве нового вида восприятия прошлого .
В процессе написания работы был использован широкий ряд источников, начиная от киноработ и заканчивая мемуарами и историческими трудами. Среди основополагающих литературных работ можно выделить роман Черчилля «Саврола» , «Доминион» Джона Сэнсома , серию книг, принадлежащих творчеству Майкла Доббса и др. В данных художественных произведениях личность Уинстона Черчилля занимает центральную позицию. Даже роман «Саврола», написанный им самим, представляет собой попытку поместить свою фигуру на страницы приключенческого романа.
В работе также были рассмотрены мемуары современников. Особое внимание нужно уделить работам Дэвида Ллойда Джорджа и Франклина Делано Рузвельта , которые находились в дружественных отношениях с Уинстоном Черчиллем, и которые со свойственным приятелям юмором подчеркивали экстравагантность и непростой характер своего современника. С одной стороны, данные источники предоставляют возможность рассмотрения личности Уинстона Черчилля через призму взглядов людей своего времени, с другой- необходимо учитывать и субъективную составляющую в мемуарных трудах.
Особый интерес представляет биография Черчилля, написанная им самим- «Мои ранние годы», где Черчилль, а, вернее сказать, «молодой Уинстон» предстает в роли героя приключенческого романа, нежели реального человека . Однако, эта работа ценна в том плане, что позволяет определить и понять взгляды, характер Черчилля и его видение самого себя.
Среди киноработ особенно важно выделить документальный фильм «Мировые войны» , а также художественные фильмы «Темные времена» и «Черчилль» , которые повествуют о звездном часе не только для истории Великобритании, но и для карьеры самого Уинстона Черчилля.
Основной трудностью при работе с источниками художественного плана было то, что, это в первую очередь произведения, которые несут в себе субъективное видение автора. Достаточно сложно иногда вычленить историческую реальность, так как режиссер или писатель принадлежит к той или иной культурной среде. Более того, иногда встречаются произведения чисто идеологической направленности, что также значительно препятствует пониманию и интерпретации информации. Яркое, художественное оформление для придания большей динамичности сюжету создает зачастую впечатление экранизации художественного романа, нежели реальных исторических событий.
В некоторых картинах явно прослеживается наличие определённого культурного эталона, так называемого британского консервативного идеала, на который стараются ориентироваться американские авторы и режиссеры при создании своих работ , а британцы же, в свою очередь, стараются сохранить свой неповторимый стиль и свойственную им утончённость в повествовании исторических событий .
Данная работа частично носит историографический характер и включает в себя широкий спектр трудов разных лет и мест издания. Главными критериями при выборе работ были положение и роль самого автора в научном сообществе, а также востребованность этих работ у широкого круга читателей. Основополагающими работами для формирования британской картины в понимании роли Уинстона Черчилля являются труды Мартина Гилберта , Эндрю Малхоллонда , Эндрю Робертса , Кристофера Катервуда , Пола Джонсона , Коррелли Барнетта , Джона Чармли и др.
Значимыми работами для формирования американской позиции по вопросу о роли Уинстона Черчилля в истории стали биографии Герберта Фейса24 25 26 27 , Джеймса Хьюмса , Уильяма Манчестера , Джона Лукакса , Майкла Шелдона и др.
Основная трудность при работе с исторической литературой заключается в наличии различных точек зрения, разобобщенной источниковой базе и разных целей создания работ (начиная от высоких продаж, заканчивая попытками развенчания образа национального героя). Несмотря на то, что есть определенные общие тенденции в понимании роли Уинстона Черчилля в международной политике, существуют обособленные идейные позиции, которые затрудняют процесс составления целостного эволюционного пути развития образа Черчилля в англо-американской историографии. Такие работы были после 1940-х и в 70-х гг., когда активно шла полемика о том, кто виноват в упадке, а затем и распаде Британской империи. И были те, кто возлагал вину всецело на Уинстона Черчилля.
Говоря о возможностях практического применения данного исследования, необходимо отметить общую тенденцию к популяризации исторического знания путем его трансляции через художественные образы. В процессе глобализации культурного пространства теряется связь с прошлым, которая необходима для определения национальной идентичности, являющейся основой национального самосознания. Сухое и монотонное повествование с перечнем дат и непонятных терминов не только не привлечет слушателя (зрителя или читателя), но и оттолкнет его. Исходя из этого, особенно остро в современных условиях встает вопрос о способах репрезентации исторической действительности: поиск золотой середины в использовании художественных приемов и информации об историческом прошлом. Данное исследование представляет на рассмотрение конкретный пример о способах и видах репрезентации исторической личности (Уинстона Черчилля) в англо-американском научном и культурном пространстве.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате данного исследования был представлен целостный процесс трансформации образа Уинстона Черчилля в англо-американском научном и художественном культурном пространстве. Изначально личность Черчилля воспринималась не только с положительных, но и с критических сторон, однако постепенно значение его фигуры в истории неуклонно росло, это было обусловлено тем, что интерпретация роли и оценка деятельности премьер-министра напрямую зависела от внешних и внутренних обстоятельств общественно-политической жизни Великобритании.
В ходе данной работы был сформирован собирательный образ Уинстона Черчилля в англо-американском кинематографе, который представляет собой своеобразного «супергероя» прошлого, наделенного незаурядными способностями. Неотъемлемой частью репрезентации его образа в кинематографической среде стало ораторское мастерство, харизма и неповторимое чувство юмора. Как правило, образ Уинстона Черчилля строится в контексте Второй мировой войны и годах его первого премьерства, поскольку эти события придают динамичность и зрелищность картине.
Главной особенностью в интерпретации роли Уинстона Черчилля в англо - американской художественной литературе и мемуаристике является то, что образ Черчилля, представленный в воспоминаниях современников и образ, представленный в художественной литературе в значительной мере схожие друг с другом и формируют образ Уинстона Черчилля больше в качестве литературного героя, нежели исторического деятеля. Мемуаристика, так же, как и художественная литература сосредотачивает свое внимание на личных качествах Уинстона Черчилля с целью заинтересовать читателя.
Для Англии, так же, как и для США, личность Уинстона Черчилля не представляет противоречий в оценке его деятельности. Его историческая роль безапелляционно оценивается как значимая, почти судьбоносная, причем не только для Великобритании, но и для всего мира. Черчилль предстает выразителем и защитником чисто либеральных идей свободы и демократии, выступая в первую очередь, против главного врага западного мира- СССР, именно поэтому фигура Уинстона Черчилля является для англо-американской мысли не просто символом национального единства, но и общемировой свободы.
Большое разнообразие источниковой базы позволило составить собирательный и наиболее целостный исторический портрет Уинстона Черчилля в англо-американской научной и художественной среде, а также провести масштабную аналитическую работу с целью выявления степени влияния художественных представлений на научную интерпретацию его исторической роли.
В процессе работы были выделены основные этапы представлений о личности Уинстона Черчилля как в научной, так и в художественной среде: Черчилль в качестве молодого амбициозного, но не отягощённого опытом политика; Черчилль - народный лидер своей страны с большим авторитетом; и, наконец, Черчилль - национальный мифологизированный герой. Каждый этап интерпретации его исторической роли имеет свою временную привязку и особенности. Схожесть эволюционного процесса личности Уинстона Черчилля в этих двух, на первый взгляд, невзаимосвязанных сферах, является важной предпосылкой к основному выводу данной исследовательской работы.
Результатом процесса этой трансформации стало слияние образа, представленного в научной и художественной культурной среде. Отображение фигуры Уинстона Черчилля в истории является примером уникального феномена объединения исторической действительности с художественным вымыслом автора. Это обусловлено потребностью общества искать прочные идентификационные связи с прошлым в условиях глобализации культурного пространства, поиск положительных и ярких примеров из прошлого является неотъемлемой частью поиска исторической национальной идентичности.
Необходимо подчеркнуть определенные тенденции при создании работ. В первую очередь-это привлечь внимание широкого круга зрителей (читателей), поэтому исторические факты романтизируются, анализ и причинно-следственные связи теряют свою значимость, что, делает исторические работы в значительной мере поверхностными, но в то же время не лишенными элемента зрелищности.
Во-вторых, внимание сосредоточено на яркой личности самого Уинстона Черчилля, вокруг которого строится вся сюжетная линия, что смещает ракурс рассмотрения исторической действительности в сравнительной перспективе. Личность показывается не в контексте заданной исторической эпохи, а сама эпоха транслируется через индивидуальный художественный портрет исторической фигуры, которая представляет своеобразный образ «супергероя» из прошлого. Таким образом, историческое повествование смещается от общего к частному, представляя собой россыпь случайностей, которые репрезентируют, но не определяют историческую действительность, само историческое пространство постепенно индивидуализируется, сужается до истории одного человека.
Для Великобритании повышенный интерес к фигуре Уинстона Черчилля обусловлен в первую очередь внешнеполитическими факторами. Брексит является неоднозначной проблемой современности и вызывает ряд дискуссий и споров. Однако, процесс выхода Британии из Евросоюза поставил перед ней новые задачи не только переустройства внешней политической и экономической жизни, но и формирования прочных идентификационных связей с прошлым для обоснования истории своей страны как независимой с внушительным политическим опытом и сильными лидерами, известными на весь мир. Именно фигура Уинстона Черчилля подходит для этой цели как нельзя лучше, поскольку заключает в себе не только незаурядные способности, но и харизму, составляющую неотъемлемую часть его яркой индивидуальности.
Результаты исследования актуальны в вопросах применения в медиа и художественном пространстве. Данная работа содержит информацию о способах и методах представления исторической действительности путем ее персонализации, а также общих тенденциях в формировании образа исторической фигуры как общенационального героя. Рассматриваемый пример представляет собой новую форму видения прошлого через интерпретацию роли и деятельности одной исторической личности. В условиях современности индивидуализм является неотъемлемой частью ценностей общества, именно поэтому востребованность данного варианта репрезентации истории неуклонно


1. «Вторая мировая война в цвете» («World War II in HD Colour» реж. Джонатан Мартин, 2010).
2. «Король говорит!» («TheKing's Speech», реж. Том Хупер, 2010)
3. «Миссия в Москву» (Mission to Moscow», реж. Майкл Кертис, 1943).
4. «Молодой Уинстон» («Young Winston», реж. Ричард Аттенборо, 1972).
5. «Навстречу шторму» («Into the Storm», реж. ТадеусО’ Салливан, 2009).
6. «Секрет Черчилля» («Churchill's Secret», реж. Stewart Harcourt, 2016)
7. «Темные времена» («Darkest Hour», реж. Джо Райт, 2017).
8. «Черчилль» («The Gathering storm», реж. Ричард Лонкрэйн, 2002).
9. «Черчилль» («Churchill», реж. Джонатан Теплицки, 2017).
10. «Черчилль идет на войну» («Churchill: The Hollywood Years», реж. Питер Ричардсон, 2004).
11. «Churchill» (BBC, 1992).
12. «Churchill's Darkest Decision» (реж. Джейми Ли ,2009).
13. «Hitler vs Churchill - The Eagle and The Lion» (Великобритания,2016).
14. «Secrets of Leadership: Churchill» (BBC, 2002).
15. «The valiant years» (реж. Anthony Bushell and John Schlesinger 1960-1963).
..46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ