ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 7
1.1 Перечень нормативных актов об охране окружающей среды 7
1.1.1 Перечень нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления
государственного экологического надзора 8
1.1.2 Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых обязательно при проведении проверок в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха 9
1.1.3 Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых
проверяется при проведении проверок в рамках государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами 10
1.2 Нормативно правовое обеспечение государственного экологического надзора по
Томской области 12
2 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 14
2.1 Механизмы реализации государственного экологического надзора на региональном уровне 18
2.2 Механизмы реализации государственного экологического надзора на федеральном
уровне 22
3 ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В
СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ СИСТЕМЫ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 25
3.1 Программа повышения экологической эффективности 25
3.2 Программа экологического контроля 27
3.3 Плата за негативное воздействие 29
4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ...31
4.1 Оценка экономических и экологических показателей 31
4.2 Оценка качества окружающей среды 36
4.2.1 Оценка качества атмосферного воздуха 36
4.2.2 Оценка качества поверхностных вод 38
4.2.3 Оценка влияния отходов производства и потребления на качество окружающей
среды 39
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность - Неблагополучная экологическая обстановка является одной из наиболее актуальных проблем развития России. Современное состояние окружающей среды характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. По имеющимся данным, 54% населения в 40 субъектах федерации проживают в неблагоприятной природной среде. Проблема загрязнения окружающей среды становиться одной из первостепенных, создавая угрозу национальной безопасности страны. В этих условия очевидно, что предпринимаемых государством мер явно недостаточно для обеспечения экологической безопасности населения, реализации экологических прав граждан, прежде всего права на благоприятную окружающую среду [1]. С 2019 года на территории Российской Федерации вводятся принципы Наилучших доступных технологий, что влечет за собой серьезные изменения в природоохранном законодательстве, а также изменения в систему реализации государственного экологического надзора. Принято решение проанализировать эффективность систему государственного экологического надзора и оптимизировать его в связи с внедрением наилучших доступных технологий [16].
Изученность: И.П. Блоков, А.Е. Ястребов, М.М. Бринчук.
Объект исследования: государственный экологический надзор.
Предмет исследования: эффективность реализации государственного экологического надзора.
Цель исследования: оценить эффективность реализации и разработать перечень мероприятий по оптимизации государственного экологического надзора в связи с внедрением НДТ.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно правовую базу в сфере реализации государственного экологического надзора;
2. Проанализировать эффективность государственного экологического надзора;
3. Разработать методы оптимизации государственного экологического надзора.
Защищаемые положения:
1. Система нормативно правового обеспечения, в связи с внедрением НДТ, не
в полной мере способствует увеличению эффективности государственного экологического надзора;
2. Эффективность Федерального государственного экологического надзора выше регионального, что обусловлено подконтрольностью объектов негативного воздействия на окружающую среду с высокой степенью экологической опасности;
1. Настоящее законодательство не учитывает возможность предприятиями подавать ложную информацию в НДС, в ежегодной декларации о негативном воздействии, что может негативно повлиять на поверхностные ресурсы;
2. Федеральный государственный экологический надзор эффективнее регионального, с точки зрения экономической эффективности;
3. Региональный уровень надзора эффективнее федерального с экологической точки зрения;
4. Законодательство не учитывает экологические аспекты оценки эффективности, что негативно сказывается на устойчивом развитии;
5. Федеральный закон ФЗ-219 обязывает предприятия внедрять программу производственного экологического контроля с ежегодной отчетностью и программу автоматического контроля, что помогает природоохранным органам оптимизировать государственный экологический контроль;
6. Федеральный закон ФЗ-219 вносит повышенные коэффициенты за негативное воздействие, коэффициенты возросли в 4 раза, оптимизируя государственный экологический надзор, используя экономические рычаги воздействие;
7. Качество окружающей среды за последние 7 лет постепенно ухудшается, что свидетельствует о слабой экологической эффективности государственного экологического надзора;
8. Предприятия IV категории опасности не попадают в сферу государственного экологического надзора, что позволяет сконцентрироваться на предприятиях, оказывающих наибольшее негативное воздействие.
9. Внедрить систему экологической эффективности государственного надзора, с целью оптимизации государственного экологического надзора и устойчивого развития;
10. Установить точки отбора проб фоновых концентраций ближе к устью рек, для оптимизации государственного надзора за водными ресурсами;
11. Усовершенствовать природоохранное законодательства в рамках контроля за предприятиями П категории опасности.