ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка 7
1.1 Понятие «видеоматериалы» и виды видеоматериалов... 7
1.2 Преимущества и особенности использования видеоматериалов в обучении говорению 12
1.3 Критерии отбора видеоматериалов 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Практическое применение видеоматериалов на уроках английского языка 33
2.1 Организация работы с видеоматериалами на уроках английского языка 33
2.2 Разработка системы упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’ 37
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Введение 3
Глава 1. Использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка 7
1.1 Понятие «видеоматериалы» и виды видеоматериалов... 7
1.2 Преимущества и особенности использования видеоматериалов в обучении говорению 12
1.3 Критерии отбора видеоматериалов 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Практическое применение видеоматериалов на уроках английского языка 33
2.1 Организация работы с видеоматериалами на уроках английского языка 33
2.2 Разработка системы упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’ 37
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Одна из основных задач обучения иноязычной речи - развитие навыков говорения, но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. Практика ведущих методистов и педагогов [3, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 23, 26] показывает, что наибольшее количество проблем и неудач у учащихся среднего школьного возраста связано именно с говорением. Для того чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, т. е. обстоятельства, в которые погружается говорящий, что вызывает у него потребность говорить. В целях повышения интереса к предмету, а также расширения кругозора, целесообразно использовать видеоматериалы в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка. Вышеизложенное определило выбор темы исследования — «Использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка».
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема обучения говорению учащихся среднего школьного возраста является действительно актуальной на сегодняшний момент , следовательно, возникает необходимость привлечения видеоматериалов с целью более успешного овладения навыков говорения, а также создания системы упражнений, которые позволят обогатить урок английского языка.
Целью данной работы является выявление образовательного потенциала видеоматериалов в контексте обучения говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка и разработка системы упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Объект исследования - процесс обучения говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Предмет исследования - использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. проанализировать теоретические исследования отечественных и
зарубежных авторов по проблеме исследования;
2. рассмотреть виды видеоматериалов;
3. определить критерии отбора видеоматериалов;
4. разработать систему упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Методологической основой исследования послужили коммуникативный подходы к обучению иностранным языкам (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, H.G. Widdowson; теории межкультурной коммуникации (Н.В. Барышников, Е.Б. Гришаева, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова).
Теоретической базой для нашего исследования послужили: положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.С. Устинова, А.Н. Щукин, P. Arcario, L. Ferilazzo, J. Harmer, К. Hull Sypniesky, J. Sherman, S. Stempleski); по культурологическим и социокультурным аспектам языкового образования (В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова).
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Общенаучные: анализ методической, лингвистической,
психологической, педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: изучение и обобщение практического опыта обучения иностранному языку, наблюдение и анализ процесса обучения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что расширено представление о роли видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста; в расширении комплекса упражнений, направленных на формирование навыка говорения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’ на уроках английского языка с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
Материалом исследования послужили мультфильмы ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Введение диссертационного исследования включает обоснованность актуальности темы исследования. В нем сформулирована цель исследования, объект и предмет исследования, задачи исследования, дается характеристика теоретико-методологической основы работы, раскрыта практическая значимость работы.
Глава 1. Использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка посвящена рассмотрению определения понятия «видеоматериалы» отечественными учеными, рассмотрены их виды, критерии отбора, а также их роли в обучении говорению.
Глава 2. Практическое применение видеоматериалов на уроках английского языка посвящена рассмотрению организации работы с видеоматериалами на уроках английского языка с учащимися среднего школьного возраста при обучении говорению и разработке системы упражнений на материале мультфильма ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
В заключении обобщаются результаты анализа и формулируются основные выводы.
Список используемой литературы включает 50 источников.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема обучения говорению учащихся среднего школьного возраста является действительно актуальной на сегодняшний момент , следовательно, возникает необходимость привлечения видеоматериалов с целью более успешного овладения навыков говорения, а также создания системы упражнений, которые позволят обогатить урок английского языка.
Целью данной работы является выявление образовательного потенциала видеоматериалов в контексте обучения говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка и разработка системы упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Объект исследования - процесс обучения говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Предмет исследования - использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. проанализировать теоретические исследования отечественных и
зарубежных авторов по проблеме исследования;
2. рассмотреть виды видеоматериалов;
3. определить критерии отбора видеоматериалов;
4. разработать систему упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Методологической основой исследования послужили коммуникативный подходы к обучению иностранным языкам (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, H.G. Widdowson; теории межкультурной коммуникации (Н.В. Барышников, Е.Б. Гришаева, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова).
Теоретической базой для нашего исследования послужили: положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.С. Устинова, А.Н. Щукин, P. Arcario, L. Ferilazzo, J. Harmer, К. Hull Sypniesky, J. Sherman, S. Stempleski); по культурологическим и социокультурным аспектам языкового образования (В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова).
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Общенаучные: анализ методической, лингвистической,
психологической, педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: изучение и обобщение практического опыта обучения иностранному языку, наблюдение и анализ процесса обучения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что расширено представление о роли видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста; в расширении комплекса упражнений, направленных на формирование навыка говорения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’ на уроках английского языка с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
Материалом исследования послужили мультфильмы ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Введение диссертационного исследования включает обоснованность актуальности темы исследования. В нем сформулирована цель исследования, объект и предмет исследования, задачи исследования, дается характеристика теоретико-методологической основы работы, раскрыта практическая значимость работы.
Глава 1. Использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка посвящена рассмотрению определения понятия «видеоматериалы» отечественными учеными, рассмотрены их виды, критерии отбора, а также их роли в обучении говорению.
Глава 2. Практическое применение видеоматериалов на уроках английского языка посвящена рассмотрению организации работы с видеоматериалами на уроках английского языка с учащимися среднего школьного возраста при обучении говорению и разработке системы упражнений на материале мультфильма ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’.
В заключении обобщаются результаты анализа и формулируются основные выводы.
Список используемой литературы включает 50 источников.
В ходе проведенного нами исследования установлено, что проблема использование видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшей разработки.
В рамках проведенного нами исследования можно обозначить следующие выводы:
1. Проанализированы теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, а именно роль использования видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста. Так, например, отличие от аудио или печатного текста, которые, безусловно, имеют высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеоматериалы имеют то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеоматериал содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. В свою очередь, визуальный ряд позволяет учащимся среднего школьного возраста лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.
2. Рассмотрены виды видеоматериалов, применяемые в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Также в нашей работе рассмотрена типология видеоматериалов по цели создания, по жанру, по количеству охватываемых тем, по дидактическому назначению, структуре и степени законченности, по условиям использования так как она поможет преподавателю грамотно выбрать видеоматериал в соответствии с поставленными целями и задачами при обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
3. Определены критерии отбора видеоматериалов, которые, в свою очередь, в методике преподавания иностранным языкам подразделяют на общие и частные критерии отбора видеоматериалов. На наш взгляд, при отборе видеоматериалов в целом, а также при отборе мультфильмов для использования на занятиях по английскому языку с учащимися среднего школьного возраста , должны быть учтены критерии, предложенные Н. С. Савицкой и Р. М. Даниленко [21]:
• применяемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний учащихся;
• наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
• просмотр видео должен быть организован таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый материал;
• необходимо четко выделять главное, существенное;
• детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации видеоматериала;
• демонстрируемый видеоматериал должен быть точно согласован с изучаемым учебным материалом, соответствовать изучаемой теме.
4. Разработан комплекс упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’, которые могут быть использованы в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
В рамках проведенного нами исследования можно обозначить следующие выводы:
1. Проанализированы теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, а именно роль использования видеоматериалов в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста. Так, например, отличие от аудио или печатного текста, которые, безусловно, имеют высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеоматериалы имеют то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеоматериал содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. В свою очередь, визуальный ряд позволяет учащимся среднего школьного возраста лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.
2. Рассмотрены виды видеоматериалов, применяемые в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
Также в нашей работе рассмотрена типология видеоматериалов по цели создания, по жанру, по количеству охватываемых тем, по дидактическому назначению, структуре и степени законченности, по условиям использования так как она поможет преподавателю грамотно выбрать видеоматериал в соответствии с поставленными целями и задачами при обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.
3. Определены критерии отбора видеоматериалов, которые, в свою очередь, в методике преподавания иностранным языкам подразделяют на общие и частные критерии отбора видеоматериалов. На наш взгляд, при отборе видеоматериалов в целом, а также при отборе мультфильмов для использования на занятиях по английскому языку с учащимися среднего школьного возраста , должны быть учтены критерии, предложенные Н. С. Савицкой и Р. М. Даниленко [21]:
• применяемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний учащихся;
• наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
• просмотр видео должен быть организован таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый материал;
• необходимо четко выделять главное, существенное;
• детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации видеоматериала;
• демонстрируемый видеоматериал должен быть точно согласован с изучаемым учебным материалом, соответствовать изучаемой теме.
4. Разработан комплекс упражнений на материале мультфильмов ‘The Magic School Bus’ и ‘The Lion King’, которые могут быть использованы в обучении говорению учащихся среднего школьного возраста на уроках английского языка.





