Введение 3
Глава 1. Анекдот как жанр студенческого фольклорного дискурса 5
1.1. К определению понятия «фольклорный дискурс» 5
1.2. Дискурсивная картина мира 10
1.3. Студенческий анекдот как жанр современного городского фольклора 16
1.4. Жанровые особенности русского студенческого анекдота 19
Глава 2. Миромоделирование в студенческом анекдоте 25
2.1. Концепт как ядро фольклорной картины мира 25
2.2. Структура концепта «учеба» и методика его описания 27
2.3. Вербальное проявление концепта «учеба» в
студенческом анекдоте 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение
Одна из ведущих проблем современности - взаимосвязь языка и мышления, изучение человеческого сознания. Интересы исследователей устремлены, прежде всего, в точку пересечения языковых и ментальных процессов. На данном этапе изучения науку интересует человек не как индивид, а как личность со сложным внутренним миром. Это объясняет интерес к изучению стандартных, на первый взгляд, языковых явлений с разных сторон. Все большее развитие получает исследование концептосферы, как основы языкового сознания.
Актуальность исследования продиктована спецификой студенческой культуры ее особенностями как средой бытования студенческого анекдота, а так же новыми направлениями в науке, сложившимися в области гуманитарных наук к началу XXI в.: рассмотрение традиционных феноменов с других ракурсов, то есть ранее не исследованным явлениям.
Изменения в студенческой субкультуре напрямую отражены не только в культуре, но и непосредственно в текстах студенческого анекдота, что способствует популяризации и активному развитию студенческого анекдота как одного из жанров современного фольклора, проявлению разных форм, бытования анекдота в социуме. На сегодняшний день фольклор снова приобретает актуальность, являясь как бы «визитной карточкой» конкретных социумов, выражая специфику их миропонимания, ценности, принципиально значимые отличия конкретной общности.
Жанровые особенности анекдота были исследованы с учеными- лингвистами Е. Я. и Д. И. Шмелевыми, А. С. Астаповой и др. Однако концептуальная система студенческого анекдота до сих пор не была описана.
Объектом для изучения послужили тексты студенческого анекдота. Студенческая среда есть субкультура, имеющая свои закрепившиеся временем устои, четко отражены в студенческом фольклоре. Были
рассмотрены анекдоты, в связи с тем, что в них наиболее ярко отражены особенности миропонимания этой социальной группы.
Предмет исследования - лексические единицы, вербализующие концепт УЧЕБА в студенческом анекдоте.
Целью данной работы является реконструкция концепта УЧЕБА.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать дискурсивные особенности фольклорного дискурса;
2. Определить специфику студенческого анекдота как жанра фольклорного дискурса;
3. Определить специфику русской студенческой картины мира;
4. Описать результаты психолингвистического эксперимента;
5. Описать лексические единицы, вербализущие концепт УЧЕБА в текстах студенческого анекдота.
Материалом для исследования послужили тексты анекдотов про студентов из печатных и интернет-источников. Общий объем изученных текстов составляет более 700 единиц.
В работе использовались метод концептуального анализа, контекстуального и дистрибутивного анализа. Материал был собран методом сплошной выборки.
Методологическая база исследования.
1. Основные подходы в изучении языковой картины мира описаны в работах В.ф. Гумбольдта, Л. Вайсгербера, Э.Сепира, Б.Л. Уорфа и получившие развитие в трудах Н.Д. Арутюновой, Г. Гачева и др.
2. Разработка модели концепта проводилось на основе работ Н.Н. Болдырева, С.Г. Воркачева, В. А. Масловой, Е.С. Кубряковой, И.А. Стернина и др.
3. Анализ фольклорного дискурса проводится нами с опорой на труды В. В. Химик, Ю. А. Эмер, и др.
4. Жанр студенческого анекдота характеризуется нами с опорой на идеи А. С. Астаповой, Е. Я. и Д. И. Шмелевых и др.
В основу нашей работы легли следующие научные положения:
1) Язык является частью культуры, которая преобразует смысл языковых единиц, обусловливающих поведение членов конкретного социума (В. Гумбольдт, В. А. Маслова, В. И. Постовалова, Э. Сепир и др.).
2) Юмор является проявлением перевернутого сатирического отношения к действительности (М. М. Бахтин, М. А. Кулинич, Е. Курганов, В. Я. Пропп, В. 3. Санников и др.).
3) Язык - основа любой культуры. Э. Сепир, считает, что возникновение языка первично даже относительно развития материальной культуры, развитие культуры не могло осуществляться без, инструмента проявления значения. Язык не может существовать вне культуры, т.е. он социален, способен унаследовать объединение практического опыта и идеи, характеризующих образ жизни (Н. Д. Арутюнова. В. А. Маслова, А. Н. Баранов и др).
Научная новизна данного исследования продиктована выбором объекта исследования и материалами, на базе которых осуществлено исследование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Концепт «учеба» - значимый фрагменты студенческой картины мира. Исследованный материал показал, что для студенческого анекдота характерно отражение действительности через представление дисгармоничной ситуации, так это отвечает функциям студенческого анекдота (служит способом привлечения внимания к проблемным сферам современного студенчества).
Метод концептуального анализа сделал возможным выделить ряд особенностей при вербализации концептов в анекдоте. В первую очередь студенческая картина мира статична относительно времени актуальности анекдота, концепт «учеба» выражен при помощи ключевой лексемы учеба. Субкультурная картина мира показана в статике, так как является стереотипным образцом поведения в современном студенческом обществе. Мир в дискурсе студенческого анекдота моделируется фрагментарно, через характеристику алогичных ситуаций. Исследуемый концепт представлен в оппозиции: положительная оценка учебы / безразличное отношение к учебе. Как правило, в студенческих анекдотах не только указывается на актуальную для социума проблему, но и подразумевается варианты ее решения.
Концепт «учеба» является ключевым для студенческого фольклорного дискурса, так как отражает актуальные во все времена проблемы студенческой субкультуры. Адресаты, на которых направлено воздействие анекдота, могут принадлежать к различным возрастным группам, иметь различное материальное положение, но они будут находиться в одном общественном положении.
Ключевой концепт студенческого фольклорного дискурса маркируют реальные ситуации, которые так или иначе могут или происходили в жизни любого человека, анекдот как бы предостерегая пытается предупредить об этом новое поколение студентов. Для концепта «учеба» характерна ценностная составляющая, однозначно, что «учеба» является необходимой культурно значимой ценностью. Показательно количество текстов, характеризующих жизнь студентов.
Для студенческого анекдота характерно оценочное проблемное видение мира.
1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок. 11000 синоним, рядов / 3. Е. Александрова. - 9-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1998. - 495 с.
2. Анекдоты из России [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - [М.], 2016 - URL: anekdot.ru (дата обращения 23,03.2016).
3. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. - Л.: Просвещение, 1983. - 335 с.
4. Апресян Ю. Д. Языковые аномалии: типы и функции / Ю. Д. Апресян // Res Pliilologica. - М., 1990. - С. 50 - 71.
5. Арутюнова Н. Д. Аспекты семантических исследований / Н. Д. Арутюнова. -М.: Наука, 1980. -354с.
6. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136 - 137.
7. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. - М.: Academia, 1997. - С. 267 - 279.
8. Астапова А. А. Современный студенческий анекдот: сюжетный состав и тематические особенности / А. А. Астапова. - С-Пб, 2016. - 614с.
9. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та,
1996. -104 с.
10. Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: [Учебное пособие] / А. Н. Баранов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Филол. фак-т . -М.: Эдиториал УРСС, 2001. -358 с.
11. Белоусов, А. Ф. Современный городской фольклор / А. Ф. Белоусов. - М.: ИВГИ РРГУ, 2003. - 736 с.
12. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста/В. П. Белянин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988- 123 с.
13. Богатырёв П. Г.5 Якобсон Р. О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971,-с. 369-383.
14. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
15. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение / В.В. Богданов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1993. - 68 с.
..93