Реферат
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического планирования 5
1.1 Определение стратегии развития предприятия и ее сущность 5
1.2 Процесс разработки стратегии развития предприятия 7
1.3 Классификация стратегий развития предприятия 11
2 Методы и подходы к разработке стратегии развития предприятия 19
2.1 Методы и инструменты, используемые в процессе разработки стратегии развития 19
2.2 Опыт зарубежных и российских фирм в формировании
и реализации стратегии развития 25
3 Процесс разработки стратегии развития на примере предприятия
ООО «Ксилл-Томск» 35
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Ксилл-Томск» 35
3.2 Основные направления стратегии развития ООО «Ксилл-Томск» 40
3.3 Разработка рекомендаций по реализации стратегии развития 48
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Управление фирмой как объект научной деятельности стало рассматриваться с начала прошлого века. Школа научного менеджмента, а за ней и классическая школа управления понимали планирование как одну из необходимых функций управления предприятием. От краткосрочного характера планирования, с помощью научно-технического прогресса, расширением производства предприятий, появлением первых транснациональных корпораций появилась необходимость в долгосрочном планировании.
Одним из важнейших факторов успеха фирмы является стратегическое планирование, так как определяет основное направление деятельности фирмы. Имея достаточно ресурсов, фирма не всегда может направить их в наиболее перспективном направлении, с ростом потенциала фирмы менеджеры не справляются и в погоне за краткосрочной прибылью теряют контроль над направлением компании. Поэтому с появлением корпораций стратегическое планирование стало неотъемлемой частью работы руководства.
Стратегическое планирование облегчает возможность предприятию принимать грамотные управленческие решения для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование в современном мире необходимо для достижения таких целей промышленного предприятия, как привлечение источников инвестиций, внедрение в эксплуатацию нововведений, выпуск более качественной продукции, увеличение объема готовой продукции, обеспечение более надежных сроков поставок, модернизация системы управления на предприятии. Достижение выбранных целей возможно при решении следующих стратегических задач: увеличение продаж, расширение доли рынка, оптимизация затрат на производство и продажу продукции, планирование роста прибыли.
Стратегическое планирование базируется на анализе рыночной среды, руководство и сотрудники предприятия выстраивают системы сбора и анализа рыночной информации.
Потребность в разработке или коррекции стратегических программ возникла из-за высокого уровня неопределенности, вызываемой кризисами, недостатком опыта и ограниченностью ресурсов для внедрения принципов стратегического планирования, низким уровнем маркетинговой грамотности, что приводит к потере рыночных возможностей и ухудшению конкурентных позиций предприятий на рынке.
Цель работы - формирование стратегии развития предприятия на примере ООО «Ксилл-Томск».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Ксилл- Томск», а предметом являются подходы, методы и инструменты, определяющие процесс разработки стратегии развития компании. В рамках данной цели, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать подходы зарубежных и российских исследователей к стратегическому менеджменту;
- Рассмотреть процесс разработки стратегии развития предприятия;
- Выявить методы и инструмент используемые в процессе разработки стратегического развития;
- Изучить опыт зарубежных и российских компаний в области разработки стратегии;
- Выявить основные направления стратегического развития ООО «Ксилл-Томск»
- Разработать Рекомендации для реализации стратегии развития.
В первой части выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты стратегий развития предприятий. Подробно изучены концепции стратегического планирования, виды стратегий, факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии, а также рассмотрены инструменты, используемые при разработке стратегии развития, которые используются как в России, так и в зарубежных странах.
Во второй части работы подробно изучены методы и инструменты, используемые при разработке стратегии предприятия. К таким инструментам относятся методы анализа компании: «SWOT-анализ», матрица БКГ, «5 конкурентных стратегий Портера» и другие. Кроме того, вот второй части работы выявлены особенности разработки стратегии развития в иностранных государствах.
В третьей части работы проводится анализ деятельности компании ООО «Ксилл- Томск» и разработка стратегии развития компании. Внутренняя среда изучается методом SWOT-анализа, а внешняя среда методом PEST-анализа. На основе полученных данных разрабатывается стратегия развития фирмы и рекомендации к ее реализации.
По итогам проделанной работы следует сделать ряд выводов.
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы разработки, оценки и выполнения стратегии развития фирмы, а также проведен анализ внешней и внутренней среды компании и разработка стратегии развития ООО «Ксил-Томск».
Практический анализ проблемы показал, что одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
Стратегия представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих предприятию в достижение поставленных перед ней целей, обеспечить долгосрочное конкурентоспособное существование на рынке, используя оптимальное использование ресурсов, обеспечивая высокую рентабельность. Стратегия, представляется собой совокупность стратегий, которые взаимодействуют друг с другом, которые будут определены и однозначны для данного предприятия. Такая стратегия будет определять какие действия нужно совершить сейчас, чтобы функционировать долгое время.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды; определение стратегических альтернатив; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.
Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.
В выпускной квалификационной работе была предложена стратегия развития ООО «Ксил-Томск», которая содержит в себе комплекс стратегий развития. Данный комплекс стратегий был разработан на основе анализа миссии и стратегических целей компании, а также ее внутренней и внешней среды с помощью методов «PEST-анализа», «SWOT-анализа» и модели «Анализ пяти сил Портера» .
В этот комплекс входит стратегия концентрированного роста, которая позволяет эффективно использовать ресурсы компании пользоваться ее сильными сторонами, такими как улучшение продукции, использование новейших технологий в производстве, высокая квалификация персонала. Стратегия интегрированного роста в виде франчайзинга, дает компании возможность лучше узнать мотивы и потребности покупателей и быстрее ответить на них. Стратегия концентрической диверсификации расширяет целевую аудиторию компании, и способствует популяризации бренда среди большего числа людей.
1. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. -М.: Финансы и статистика, 2014. - 129 с.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2012. - Вып№ 1
4. Альтшулер И. Г. Стратегия и маркетинг. Две стороны одной медали, или просто о сложном / И. Г. Альтшулер, РАНХиГС. - М. : Дело, 2011. - 285 с.
5. Андреева Т. Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные//Российский журнал менеджмента -2006. Вып.
4. С.25-48
6. Анопченко Т.Ю. Формирование стратегии развития коммерческой организации на основе критериального выбора // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-3
7. Бондаренко В.В Управление системой рационализации труда управленческого персонала с применением методов персонального менеджмента//ИНОВАЦИИ-2006-Вып.3- С.101-102
8. Брыкалов С. М., Кузнецова М. В. Стратегическое управление: зарубежный и отечественный опыт // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 1-2. - С. 494-497.
9. Быдтаева Э. Е. Зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития // Вестник ГУУ. - 2013. - №22. С. 21-28.
10. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы / Х. Виссема ; пер. с англ Н. А. Нуреева. -М. : ИНФРА-М, 2008. - 184 с.
11. Гельвер И.В. Разработка методического обеспечения информатизации процесса управления персоналом в автоматизированной системе управления безопасностью труда//Донской государственный технический университет -2010 -С.176-201
12. Демографический ежегодник России. 2017: Росстат. - M., 2017. - 263 с.
13. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов, С. В. Картышев. - М. :Филинъ, 2011. - 208 с.
14. Канунников А.Б. Правовая деятельность жизни трудового кодекса / А. Б. Канунников // Трудовое право. - 2013. - Вып№ 10. - С. 19.
15. Ковени М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, и др ; пер. с англ. П. Лушин, Д. Циркулева. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 232 с....69