ВВЕДЕНИЕ 3
1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ,
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ФУНКЦИИ 7
1.1 История возникновения средств массовой коммуникации 7
1.2 Основные подходы в теории массовой коммуникации 17
1.3 Функции средств массовой коммуникации в процессе корпоративных
взаимодействий 21
2 РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПАО СБЕРБАНК 28
2.1 Общая характеристика средств массовой коммуникации ПАО Сбербанк 28
2.1.1 Общая характеристика ПАО Сбербанк 28
2.1.2 Обзор средств массовой коммуникации, существующих в системе
корпоративных взаимодействий ПАО «Сбербанка» 31
2.2 Анализ системы средств массовой коммуникации ПАО Сбербанк 38
2.3 Оценка эффективности использования средств массовой коммуникации в
процессе организации корпоративных взаимодействий ПАО Сбербанк 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
Актуальность исследования: современный этап развития общества характеризуется резким усилением информационной насыщенности и информационного взаимодействия, являющихся результатом процессов глобализации и активного развития информационных и коммуникационных технологий, развитие массовой коммуникации становится особенностью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Появление Интернета сыграло революционное значение для массовой коммуникации с его возможностями обратной связи и возрастающим воздействием на производственную, социально-политическую, культурноидеологическую области жизни человечества.
«Динамика развития современной организации определяется не только ее экономическим показателям, но и существованием эффективных технологий, обеспечивающих информационный обмен, коммуникацию. Информатизация современного общества с одной стороны углубляет и разнообразит коммуникационные процессы в организации за счет постоянного совершенствования и развития средств и каналов передачи информации, с другой - актуализирует проблему выработки действенной стратегии коммуникации с учетом разнообразия сегодняшних коммуникативных технологий» [1].
В современных условиях технологии организации корпоративных взаимодействий несут на себе одну из основных нагрузок в реализации политики организации. Средства массовой коммуникации упростили и ускорили сбор и передачу информации, а также общение с сотрудниками.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию роли средств массовой коммуникации в процессе организации корпоративных взаимодействий на материале корпоративных коммуникаций ПАО Сбербанк.
Проблема использования средств массовой коммуникации в организации корпоративных взаимодействий рассматриваются как с теоретических позиций, так и на основе опыта ПАО Сбербанк.
Цель исследования: выявить функциональный потенциал средств массовой коммуникации в ПАО Сбербанк и оценить их влияние на процесс корпоративных взаимодействий.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения средств массовой коммуникации и основные подходы в теории массовой коммуникации;
2. Дать состав и дать характеристику средств массовой коммуникации ПАО Сбербанк;
3. Выявить функции различных видов средств массовой коммуникации в процессе организации корпоративных взаимодействий;
4. Провести оценку эффективности средств массовой коммуникации в ПАО Сбербанк для осуществления различных типов корпоративных взаимодействий
5. Сформулировать рекомендации по использованию СМК с наибольшей эффективностью
Объект исследования: средства массовой коммуникации,
используемые в ПАО Сбербанк.
Предмет исследования: виды средств массовой коммуникации, их функции и степень эффективности в процессах корпоративного взаимодействия ПАО Сбербанк.
Гипотеза исследования: Оптимизация процесса корпоративного взаимодействия сотрудников и уменьшение доли неэффективных процессов, которые реализовывались с помощью средств массовой информации в ПАО Сбербанк возможно при использовании средств массовой коммуникации в качестве инструмента организации корпоративных взаимодействий, оперативной передачи информации, носящей, как информационный, так и образовательный характер.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Немецкий социолог М. Вебер положил начало исследованиям массовой коммуникации.
Работы И. Ансоффа, М. Армстронга, Г. Беккера, П. Друкера, Б. Карлофа, К. Макконнелла, М. Мескона, Р. Марра, Т. Ю. Базарова, М. Генкина, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, В. В. Травина, С. В. Шекшня посвящены вопросам разработки и реализации системы управления персоналом.
Зарубежные и отечественные авторы Д. Соломон, Б. Кардийо, Э. Броуди, Р. Крейбл, С. Вибберт, Л. Саффир, Р. Хейли, О. Беверидж, Г. В. Губин разработали анализ моделей управления коммуникацией организации.
Г. Тард, Ч. Кули, У. Липман и позднее Г. Блумер и Г. Лассуэлл вводят в теории массовой коммуникации системообразующие понятие «публики».
Канадский социолог Г. М. Мак-Люэн и французский социолог А. Моль выделили значимую роль коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры с человеком.
Одним из оппонентов идей Г. Лассуэлла и У. Липмана, выступил Д. Дьюи, он был против элитарного управления массовой коммуникацией.
Работы В.Г. Коноваловой посвящены изучению современного состояния цифровизации работы с кадрами, проблемам и перспективам.
Методологическую основу исследования теории массовой коммуникации составили методы анализа: анализ жанров, семиотический анализ, контент-анализ, опросный метод.
Нормативно-правовую основу работы составили Законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, регулирующие деятельность средств массовой коммуникации.
Практическая часть исследования проводилась на базе ПАО Сбербанк.
Положения, выносимую на защиту:
1. Использование средств массовой коммуникации выступают инструментом организации внутрикорпоративных взаимодействий в ПАО Сбербанк.
2. Средства массовой коммуникации конкретизируются особенностями внешней и внутренней среды, целями и задачами развития учреждения, профиля его организационной культуры.
3. Реализация использования средств массовой коммуникации способствует организации внутрикорпоративного взаимодействия .
Научная новизна исследования заключается в обосновании использования средств массовой коммуникации как основного инструмента организации внутрикорпоративных взаимодействий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные пути непрерывного совершенствования системы коммуникационного процесса в деятельности ПАО Сбербанк могут быть использованы для поддержания существующего уровня эффективности деятельности компании.
Проектную базу исследования составляют результаты анкетирования 100 сотрудников Томского отделения №8616 ПАО Сбербанк, проведенного автором ВКР для создания аналитической и информационной базы об средств массовой коммуникации в ПАО Сбербанк. Автор анализирует ответы анкетируемых, проводит причинно-следственную связь по результатам ответов, комментирует их. Практическую значимость подтверждает Председатель ПАО Сбербанк Герман Греф в «Модели компетенций Сбера - 2023».
Структура работы. Цель и основные задачи, поставленные в данной работе, определили структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы, приложения.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование актуальных проблем использования средств массовой коммуникации в ПАО Сбербанк как инструмента создания корпоративных взаимодействий.
Изучив теоретические основы возникновения средств массовой коммуникации, историю возникновения средств массовой коммуникации, а также подробно рассмотрев основные подходы в теории массовой коммуникации выявили функции и свойства средств массовой коммуникации, которые влияют на процессе создания корпоративных взаимодействий.
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы: Средства массовой коммуникации будут эффективно использованы как инструмент создания корпоративных взаимодействий, в случае создания необходимых условий, т.е. будут созданы каналы, которые обеспечат получение информации не определенными группами, а совокупностью людей, которые, в отличие от массы, адекватно будут осознавать свои интересы, активно вовлекаясь в процесс их реализации и будут обладать своим публично выражаемым мнением.
А также соблюдены условия функционирования массовой коммуникации: социальная значимость информации; массовая аудитория; наличие технических инструментов и средств, которые обеспечат скорость, регулярность, тиражированность информации, передачу на расстояние, многоканальность и хранение.
Проведен анализ эффективности использования средств массовой коммуникации в процессе корпоративных взаимодействий ПАО Сбербанк, дана общая характеристика средств массовой коммуникации ПАО Сбербанк.
В ходе анализа системы средств массовой коммуникации ПАО Сбербанк дана оценка процесса использование средств массовой коммуникации в процессе корпоративных взаимодействий ПАО Сбрербанк.
Анализируя систему средств массовой коммуникации в управлении персоналом можно сделать выводы: средства массовой коммуникации в ПАО Сбербанк выступят инструментом управления корпоративными взаимодействиями, инструментом оперативной передачи информации, носящей, как управленческий характер, так и досуговый, позволят оптимизировать процесс взаимодействия сотрудников в средствах массовой коммуникации и уменьшить долю неэффективных процессов, которые ранее реализовывались с помощью средств массовой информации.
В настоящее время на фоне глобальной трансформации процесса медиакоммуникаций средства массовой коммуникации выступают коммуникаторами среди персонала организаций, обеспечивают связь между структурными подразделениями, а также выступают информаторами в профессиональных сообществах, что способствует стимулированию развития профессиональных компетенций.
1. Акназарова И. В. Методы преодоления коммуникационных барьеров в ПАО «Сбербанк» // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). - С. 278-280.
2. Бабкин А. Ю. Корпоративные издания в структуре печатных СМИ : типологические и профильные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Ю. Бабкин. - М., 2010. - 29 с.
3. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 176 с.
4. Бакулев Г. П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 105-114.
5. Барков С. А. Управление персоналом / С. А. Барков. - М. : Юристъ, 2012. - 451 с.
6. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз : пер. с англ. / С. Блэк. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 158 с.
7. Большаков А. С. Современный менеджмент, теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. - СПб. : Питер, 2012. - 416 с.
8. Будаев Э. В. Г. Лассвелл и Д. Блюменсток о языке коммунистической пропаганды в США / Э. В. Будаев // Политическая лингвистика. - 2007. - № 23. - С. 151-152.
9. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные
произведения / М. Вебер. - М., 1990. - C. 602-643.
10. Вовк Е. В. Проблема жанрового подхода в системе анализа
журналистских текстов // Universum : филология и искусствоведение. - 2018. - №4 (50). - С. 12-12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-
zhanrovogo-podhoda-v-sisteme-analiza-zhurnalistskih-tekstov (дата обращения: 31.05.2021).
11. Гордеев Ю. А. К вопросу о жанровых признаках журналистских текстов в печатных СМИ // Вестник Воронежского государственного
университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 1. - С. 88-92. - URL: http ://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/01/2015-01 -21.pdf (дата
обращения: 31.05.2021).
12. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / П. Друкер. - М. : Вильямс, 2012. - 432 с.
13. Дьюи. Д. Общество и его проблемы / Д. Дьюи. - М. : Идея- Пресс, 2002. - 160 с.
14. Зяблюк Н. Г. Индустрия управляемой информации ("Паблик рилейшнз"- система пропаганды большого бизнеса США.) / Н. Г. Зяблюк. - М. : Изд-во МГУ, 1971. - 140 с.
15. Имото С. Философское основание теории восприятия Матураны // Studia Linguistica Cognitiva : сб. науч. тр. - М., 2006. - С. 8-20...47