Введение 3
1 Digital технологии в маркетинге персонала 5
1.1 Характеристики маркетинга персонала 6
1.2. Использование digital технологий в маркетинге персонала 31
1.3 Анализ прецедентов использования digital технологий в маркетинге персонала 53
2 Маркетинг персонала с использованием digital технологий (на материале деятельности компании «ЛАМА»)
2.1 Кейс: Маркетинг персонала в компании «ЛАМА» 60
2.1.1 Общая характеристика организации 60
2.1.2 Процесс маркетинга персонала в компании «ЛАМА» 67
2.2. Исследования и план маркетинга персонала с использованием digital технологий для
привлечения программистов в компании «ЛАМА» 76
Заключение 95
Список литературы и источников 97
Приложение А Опросник для построения имиджа организации 104
Приложение Б Перечень репутационных характеристик 105
Приложение В Основные характеристики Робота Вера 106
Приложение Г Тарифы приложения «Worki» 107
Приложение Д Примеры инфографики 108
Приложение Е Примеры таблиц для этапов инвентаризации, определения портрета целевой аудитории, постановки целей и задач 110
Приложение Ж Организационная структура компании «ЛАМА» 111
Приложение З Интервью с директором по персоналу компании «ЛАМА»
Жураковской А.В. 112
Приложение И Интервью с программистом Морозовым А.К. 120
Мир меняется. Рынок становится другим. И чтобы оставаться эффективными и полезными для своих организаций, HR-службы не могут игнорировать эти изменения. Вчера компании выбирали кандидатов, организации были нацелены на выполнение производственных показателей - борьба за объемы и себестоимость была первичной, люди расценивались как ресурсы. Сегодня компании находятся в поиске маркетинговой идеи, чтобы предложить новинку потребителю, персонал становится главным капиталом, а право выбора на рынке труда перешло к сотруднику.
В современной практике часто наблюдается необоснованное увеличение численности сотрудников организации, поиск сотрудников высокой квалификации в то время, как требуемые работы могут выполнять сотрудники более низкой квалификации. Все это ведет к увеличению расходов на персонал, к неоптимальному использованию персонала и, как следствие, к поиску сотрудниками более интересной работы в других организациях, что влечет репутационные издержки для организации. Являясь потребителем, организация должна думать не о покупке сотрудника, а о покупке выгоды, которая связана с этим сотрудником.
Составной частью управления персоналом является управление маркетингом персонала, которое должно быть направлено как на удовлетворение запросов предприятия, так и на удовлетворение интересов его сотрудников и общества в целом. Сотрудники компании, занимающиеся маркетингом персонала, сталкиваются с практической задачей по созданию привлекательного образа своей компании на рынке труда. С одной стороны, они должны сформировать требования к персоналу, как потенциальному, так и действующему, а с другой стороны, выявить запросы к работодателю, предъявляемые потенциальными и штатными сотрудникам.
Эффективное управление предприятием практически невозможно без эффективного использования трудового потенциала человеческих ресурсов. В деятельности любого предприятия особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс. Основная особенность персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники предприятия являются активной составляющей производственного процесса, они могут активно способствовать росту производства, могут относиться безразлично к деятельности предприятия, на котором они работают, а могут и противостоять нововведениям.
Труд может быть эффективным в комплексе с организацией производства и
управления. Перед предприятием встаёт задача создания условий, обеспечивающих оптимальное использование человеческих ресурсов в объёме сбалансированных
потребностей и интересов предприятия и каждого работника. Достижение этой
сбалансированности может быть достигнуто за счёт внедрения маркетинга в управление персоналом. Использование маркетинга поможет найти согласование между рыночными условиями, возможностями предприятия и интересами каждого его работника. Оно позволит производить отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, выявлять тенденции в развитии рабочей силы на рынке труда и своевременно определять качественные и количественные требования к ней.
IT-технологии стремительно вторгаются в нашу жизнь. Сфера управления персоналом не является исключением. Внедрение digital-технологий - один из гарантов успеха, влияющий на конкурентоспособность и темпы развития компании. Digital-технологии позволяют сделать привлечение и подбор более конкретизированным, увеличить количество эффективных каналов привлечения персонала, тем самым охватить большую аудиторию людей, автоматизировать массовый подбор, освободив время специалиста на подбор специалистов.
Данное исследование было выполнено совместно с отделом по подбору и адаптации персонала компании «ЛАМА».
Объект - маркетинг персонала.
Предмет - digital технологии в маркетинге персонала.
Цель - разработка сценария использования digital технологий в маркетинге персонала. Задачи:
• Охарактеризовать понятие «Маркетинг персонала»;
• Выявить преимущества использования digital технологий в маркетинге персонала;
• Провести анализ системы маркетинга персонала в компании «ЛАМА»;
• Разработать план маркетинга с использованием digital технологий для привлечения программистов в компанию «ЛАМА».
Методы исследования: теоретический анализ, изучение локально-нормативных документов, интервью со стейкхолдерами, проведение опроса, метод включенного наблюдения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
В первой главе представлены характеристики маркетинга персонала в организации, а также выявлены преимущества использования digital технологий в маркетинге персонала.
Вторая глава содержит характеристику организации, описание существующего процесса маркетинга персонала в компании. А также разработанный план маркетинга с использованием digital технологий для привлечения программистов в компанию «ЛАМА».
Практическая значимость обусловлена тем, что в настоящее время бизнес, организации в силу специфики современной экономики требуют новых, результативных моделей управления персоналом. Растущая с каждым днем конкуренция на рынке труда, снижение численности трудоспособного населения1, дефицит отдельных категорий работников, осознание объемов издержек, связанных с постоянным движением персонала из организации - это и многое другое заставляет работодателей задуматься о внедрении новых подходов в управлении персоналом. Маркетинговый подход - то, что может помочь организациям удержать, заинтересовать сотрудников, оптимизировать расходы организации. Следовательно, данные исследования будут нести значимый смысл для российских компаний. От директора по персоналу компании «ЛАМА» поступил запрос на разработку маркетингового плана по привлечению программистов. Таким образом, в результате исследования был разработан план маркетинга с использованием digital технологий для привлечения программистов в компанию «ЛАМА».
Для обеспечения конкурентоспособности в условиях стремительных изменений в эпоху цифровых технологий компаниям необходимо пересмотреть правила ведения бизнеса. Человеческие ресурсы - фундамент устойчивости организации, поэтому формирование и развитие HR-digital становится необходимым условием успешности в наше время. Маркетинг персонала - один из ключевых HR-процессов в любой организации, с которого начинается работа с будущими сотрудниками компании.
На примере компании «ЛАМА» мы выяснили, что digital-технологии снижают трудозатраты специалистов по подбору, оптимизируя процесс маркетинга персонала в целом.
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы - разработать сценарий использования digital технологий в маркетинге персонала. Для решения этой цели были предприняты следующие шаги.
В первой главе выпускной квалификационной работы было определено содержание понятия «маркетинг персонала», рассмотрены внешний и внутренний маркетинг персонала, их основные задачи. Также были проанализированы: шесть job-сайтов, четыре мобильных приложения, четыре сайта работодателя, три чат-бота, один робот, QR-коды, job-киоски. Выявлены преимущества использования digital технологий в маркетинге персонала. Рассмотрен прецедент использования digital технологий в маркетинге персонала на примере IT компании «Improve digital».
Во второй главе выпускной квалификационной работы была дана характеристика компании «ЛАМА», изучены локально-нормативные акты, содержащие информацию по маркетингу персонала, описан актуальный процесс маркетинга персонала в компании «ЛАМА». Также был проведен анализ существующих digital-технологий в маркетинге персонала, просчитано экономическое обоснование использования digital технологий.
От руководства компании «ЛАМА» поступил запрос на модернизацию системы маркетинга программистов. Данный запрос был обусловлен тем, что на момент исследований эта задача была наиболее актуальной для отдела подбора персонала и вызывала некоторые трудности. На сегодняшний день происходит борьба на рынке труда за талантливых программистов. Компании заинтересованы в этих специалистах, поэтому помимо высокого уровня оплаты труда вынуждены выстраивать стратегию маркетинга так,
чтобы кандидаты изначально стремились работать в определенной организации. Мы провели ряд исследований, с помощью которых выяснили, что является более приоритетным при выборе компании для специалистов IT. Опираясь на данный материал, мы разработали план маркетинга программистов для компании «ЛАМА». План был представлен Дирекции по управлению персоналом компании «ЛАМА».
Организации, нацеленные на внедрение инноваций, долго остаются в числе лидеров своих отраслей. Компания «ЛАМА» входит в их число, выбрав политику совершенствования HR-процессов компании с помощью digital-технологий. Стоит помнить, что правильно подобранные, обладающие необходимыми компетенциями и соответствующие культуре компании сотрудники - залог успеха и процветания компании. Поэтому именно маркетинг персонала - это то, с чего начала свою модернизацию компания «ЛАМА».