Введение 3
1. Комментарий к практике 9
1.1 Авторы 12
1.2 Источники вдохновения среди фильмов. Опыт 16
1.3 Особенности творческой ситуации 29
2. Презентация практики 32
2.1 Позиция 32
2.2 Тема 34
2.3 Ход работы 35
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Документальное или же неигровое кино - это жанр кинематографа, в котором основной целью является показать реальность. Люди, места и события — это не актеры и декорации, а реально существующие личности и эпизоды. Задача таких картин, отразить происходящее максимально точно. Авторы документальных фильмов при создании своих работ используют метод наблюдения, архивные кадры, интервью и многое другое. Если посмотреть любой документальный фильм о кинопроизводстве, можно увидеть, что сначала нужно написать сценарий, а потом уже вносить коррективы. Документальные фильмы делают обратное. Сначала мы получаем историю и отснятый материал. Затем решаем, как его переупаковать и рассказать историю, используя эти элементы. Причина, по которой эти фильмы могут найти большой отклик у зрителей, заключается в том, что они призваны рассказать вам правду.
Метод наблюдения является одним из самых частых методов производства документального кино, где автор не вмешивается в события, а лишь фиксирует их на камеру.
Тема: Молодежные субкультуры в зеркале документального кино, на примере моего фильма «Эрик»
Цель: Создание документального биографического фильма с помощью метода наблюдения и дополнительных методов получения информации, таких как интервью и архивные кадры.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
• Изучение теоретической базы, опыта режиссеров документального кино и журналистов
• Анализ уже существующих документальных фильмов, связанных с панк и хардкор культурой
• Анализ документальных биографических фильмов с приемом наблюдение и архивными кадрами
• Разработка идеи фильма: общий концепт, месседж, кто будет главным героем
• Съемка документального фильма, получение архивных записей
• Монтаж фильма, включающий в себя отбор снятого материала, выстраивание композиции фильма, цветокоррекция, коррекция аудио, создание эффектов и титров.
Актуальность темы:
В своей профессиональной деятельности журналисты часто сталкиваются с различными социальными слоями и группами людей. Для создания качественного материала важно уметь находить подход к каждому, проявляя этику и уважение к людям, с которыми происходит работа. Особенно осторожно следует относиться к представителям субкультур, ведь эти группы часто держатся особняком и неохотно идут на контакт со СМИ из-за своих взглядов и идеологий.
При исследовании темы субкультур необходимо тщательно отбирать материал, избегая стереотипов и клише, которых и так предостаточно. В противном случае, работа может превратиться в экзотизацию, когда героя хотят показать, словно необычное животное в зоопарке. Один из примеров интересующей меня субкультуры — это панк-культура. Благодаря своей многолетней истории и огромному количеству предубеждений со стороны людей, которые лишь краем глаза когда-то встречали представителей данной субкультуры, панк-культура представляет собой крайне увлекательную тему для исследования.
Панк-культура, возникшая как протестное движение против социальных норм, которые делают её сложной для понимания без глубокого погружения. Важно учитывать, что панки — это не просто люди с ирокезами и рваными джинсами; это сообщество с богатой культурной и идеологической основой.
...
В заключение хочется сказать, что в мировой истории документальное кино проделало огромнейший путь. Начиная «Прибытием поезда на вокзал Ла - Сьота» 1896 года, и различных военных хроник, на какое - то время документальное кино потерялось в потоке игрового и считалось невостребованным, а затем, сделав огромный крюк снова стало интересно широкому кругу зрителей. Сейчас каждый может выбрать для себя документальное кино на свой вкус, во всем этом многообразии жанров, типов съемки и способов повествования: от записи с первого лица до закадрового голоса на фоне театра теней, и ведь новые жанры все еще продолжают появляться, и это удивительно. Все это будет документальным кино, пока оно несет свою главную функцию - рассказать и показать зрителям правдивую историю.
Я считаю, что, сняв свой документальный биографический фильм с помощью эффекта наблюдения, я выполнила поставленные перед собой цели несмотря на то, что мое готовое неигровое кино вышло совершенно не таким, каким планировалось изначально. С каждой новой съемкой моего героя я уходила все дальше от первоначального сценария, который был в моей голове, но это было действительно увлекательное приключение и опыт, которые помогли мне быстро ориентироваться во время съёмок, подлавливая какие кадры я хочу видеть при монтаже.
Эффект наблюдения дал мне возможность не сильно вмешиваться в ход истории и дать моему герою раскрываться перед камерой постепенно как с хороших, так и не очень сторон, что показывает, что каждый человек многогранен. Мой герой фильма сказал мне, что прежде он никогда не бывал под прицелом камеры такое долгое время и что для него это так же был уникальный опыт.
Полученные мной архивные кадры позволили показать героя как в прошлом, так и в настоящем, что помогает проследить путь его характера, а screenlife кадры разбавляют повествование и показывают героя под новым углом.
Документальное кино дает огромное подспорье для изучения субкультур, так как с помощью него можно показать настоящие, никем не выдуманные истории. Неигровое кино позволяет не только изучать культурные и социальные аспекты субкультурных сообществ, но и помогает широкой аудитории лучше понимать и принимать их. Документальный фильм «Эрик», на котором основана дипломная работа, является примером того, как документалистика может служить средством культурного просвещения . Таким образом, исследование субкультур через призму документального кино подтверждает значимость этого жанра для понимания сложных и многослойных аспектов человеческого общества.
1. David A. Ensminger Visual Vitriol: The Street Art and Subcultures of the Punk and Hardcore Generation // University Press of Mississippi. - 2011. - С. 1336.
2. Александр Херберт Русский бунт. Как развивалась панк - культура в России от СССР до наших дней //Бомбора - 2021 - С. 1-105
3. Ольга Аксютина DIY панк/хардкор сцена в России// Hota - P - 2008 - C 203 -336.
4. Кто такие панки: история субкультуры [Электронный ресурс] // Invme
• 2023. URL: https://invme.com/ru/blogs/content/kto-takie-panki-istoriya-
subkultury
5. Аксютина О.Н. Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском прострастве // Дисертация на соскание ученой степени. - 2003.
• С. 3-10. URL: https://cheloveknauka.com/v/100499/d?#?page=1
6. Interviewing a source: Tips [Электронный ресурс] // The journalist's
resource информационное агенство. - 2016. URL:
https://journalistsresource.org/home/interviewing-a-source/
7. David Brewer Fact-checking tips for journalists [Электронный ресурс] // iJnet Международный журнулисткий реурс. - 2018. URL: https://ijnet.org/en/story/fact-checking-tips-journalists
8. The Future of Documentary Filmmaking in the Digital Era [Электронный
ресурс] // Documentary Tube. - 2023. URL:
https://www.documentarytube.com/articles/the-future-of-documentary- filmmaking-in-the-digital-era/
9. Мартин Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления // СПБ:
Наука - 2007 - С 105 - 123 - URL:
https://imwerden.de/pdf/heidegger vremya i bytie 1993.pdf
10. Социология молодежи: Учебник //Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996
11. Социализация молодежи в рамках субкультуры - Д. Я. Бянникова - URL: https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/ppn/wgpgpu09/wgpgpu_09_19.pdf
12. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности // М. 1998
13. «Кроссворд» [документальный фильм] /режиссер София Данилова - 2018
14. «Начальник отряда» [документальный фильм] /режиссер Никита Ефримов - 2022
15. Американский хардкор [документальный фильм] /режиссер Пол Рахман - 2006
... всего 21 источников