АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО «СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА»
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности компаний 6
1.1 Маркетинг и маркетинговая деятельность компаний: соотношение понятий 6
1.2 Маркетинговая деятельность: виды, функции, этапы, критерии эффективности 10
1.3 Особенности развития маркетинговой деятельности компаний-производителей
мясной продукции 22
2 Анализ и перспективы развития рынка мясной продукции в РФ 28
2.1 Деятельность компаний-производителей мясной продукции в контексте развития
мирового рынка 28
2.2 Динамика производства мясной продукции в России 32
3 Совершенствование маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» 38
3.1 Маркетинговая деятельность АО «Сибирская аграрная группа» 38
3.2 Анализ товарного рынка мясной продукции в Томской области 45
3.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная
группа» на рынке мясной продукции Томской области. 51
Заключение 70
Список использованной литературы
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности компаний 6
1.1 Маркетинг и маркетинговая деятельность компаний: соотношение понятий 6
1.2 Маркетинговая деятельность: виды, функции, этапы, критерии эффективности 10
1.3 Особенности развития маркетинговой деятельности компаний-производителей
мясной продукции 22
2 Анализ и перспективы развития рынка мясной продукции в РФ 28
2.1 Деятельность компаний-производителей мясной продукции в контексте развития
мирового рынка 28
2.2 Динамика производства мясной продукции в России 32
3 Совершенствование маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» 38
3.1 Маркетинговая деятельность АО «Сибирская аграрная группа» 38
3.2 Анализ товарного рынка мясной продукции в Томской области 45
3.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная
группа» на рынке мясной продукции Томской области. 51
Заключение 70
Список использованной литературы
При реформировании современной российской экономики возник ряд проблем, важнейшей из которых является повышение эффективности агропромышленного производства как стратегически значимой сферы деятельности, во многом предопределяющей уровень жизни населения России.
Развитие агропромышленного комплекса является фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасность страны. Сфера производства мяса и мясной продукции призвана обеспечить население необходимым количеством мяса и мясопродуктов высокого качества, так как потребление данных видов продуктов питания во многом определяет качество жизни населения.
Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры, в том числе и в области маркетинга .
К 2020 году ожидается повышение удельного веса мяса и мясопродуктов в общих ресурсах продовольственных товаров до 88,3 процентов.
Одним и ключевых направлений развития АПК согласно «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» становится наращивание импортозамещения мяса и обеспечение экологизации и биологизации его производства.
В настоящее время агропромышленные предприятия функционируют в условиях нестабильности в силу несовершенства хозяйственного механизма, недостатка коммерческой информации, слабого анализа факторов внешней среды (поведения покупателя, изменения рыночной конъюнктуры, появления новых товаров и др.), отсутствия практического опыта работы на рынке. В связи с этим требуется пересмотр и активизация исследований, направленных на эффективное доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя. Маркетинговый подход при решении стратегических и текущих задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. Рыночные условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственносбытовой деятельности предприятий, а маркетинговая деятельность - в важнейший элемент системы управления ими.
Одна из причин низкой эффективности деятельности предприятий является не должное внимание к маркетинговым исследованиям. Как следствие этого, предприятия действуют в условиях ограниченной информации о рынке и его отдельных сегментов.
Особенную актуальность агромаркетинг приобретает в условиях введения санкций и проведения государственной политики импортозамещения. Данная политикоэкономическая ситуация может способствовать значительному росту отечественного сельскохозяйственного производства, особенно на рынке мяса и мясной продукции.
Ситуация на рынке мясной продукции имеет свои особенности. Спрос на мясную продукцию у россиян постоянно увеличивается. Мясная продукция по предпочтениям у российских потребителей не на много уступает молочной и хлебобулочной продукции, овощам и фруктам. Современный потребитель оказывает значительное влияние на ассортимент и цены. Но вместе с тем, большое разнообразие производителей и сортов мяса способствуют тому, что россияне не сформировали ярко выраженных предпочтений. Особенно это заметно на рынке колбасных изделий, который сегодня очень динамично развивается.
Среди особенностей рынка мясной продукции можно также отметить следующее: в условиях насыщения рынка мясной продукции производитель ориентирован на поиск новых ниш и инструментов привлечения клиентов.
Таким образом, для решения стратегических задач в сфере производства мяса и мясной продукции, обеспечения конкурентоспособности российской продукции, сохранения стабильного роста производства и качества продуктов, компании вынуждены все большее внимание уделять маркетинговой деятельности и заботиться об ее эффективности.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает маркетинговая деятельность компаний - производителей мясной продукции.
Предметом - оценка эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность маркетинга и маркетинговой деятельности, подходы и методы оценки эффективности маркетинговой деятельности компаний;
• выявить особенности маркетинговой деятельности на рынке мясной продукции в России;
• проанализировать влияние ВТО и политики импортозамещения на деятельность компаний - производителей мясной продукции;
• провести анализ рынка мясной продукции в Томской области и определить его влияние на эффективность маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа»;
• на основе результатов анализа эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Развитие агропромышленного комплекса является фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасность страны. Сфера производства мяса и мясной продукции призвана обеспечить население необходимым количеством мяса и мясопродуктов высокого качества, так как потребление данных видов продуктов питания во многом определяет качество жизни населения.
Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры, в том числе и в области маркетинга .
К 2020 году ожидается повышение удельного веса мяса и мясопродуктов в общих ресурсах продовольственных товаров до 88,3 процентов.
Одним и ключевых направлений развития АПК согласно «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» становится наращивание импортозамещения мяса и обеспечение экологизации и биологизации его производства.
В настоящее время агропромышленные предприятия функционируют в условиях нестабильности в силу несовершенства хозяйственного механизма, недостатка коммерческой информации, слабого анализа факторов внешней среды (поведения покупателя, изменения рыночной конъюнктуры, появления новых товаров и др.), отсутствия практического опыта работы на рынке. В связи с этим требуется пересмотр и активизация исследований, направленных на эффективное доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя. Маркетинговый подход при решении стратегических и текущих задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. Рыночные условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственносбытовой деятельности предприятий, а маркетинговая деятельность - в важнейший элемент системы управления ими.
Одна из причин низкой эффективности деятельности предприятий является не должное внимание к маркетинговым исследованиям. Как следствие этого, предприятия действуют в условиях ограниченной информации о рынке и его отдельных сегментов.
Особенную актуальность агромаркетинг приобретает в условиях введения санкций и проведения государственной политики импортозамещения. Данная политикоэкономическая ситуация может способствовать значительному росту отечественного сельскохозяйственного производства, особенно на рынке мяса и мясной продукции.
Ситуация на рынке мясной продукции имеет свои особенности. Спрос на мясную продукцию у россиян постоянно увеличивается. Мясная продукция по предпочтениям у российских потребителей не на много уступает молочной и хлебобулочной продукции, овощам и фруктам. Современный потребитель оказывает значительное влияние на ассортимент и цены. Но вместе с тем, большое разнообразие производителей и сортов мяса способствуют тому, что россияне не сформировали ярко выраженных предпочтений. Особенно это заметно на рынке колбасных изделий, который сегодня очень динамично развивается.
Среди особенностей рынка мясной продукции можно также отметить следующее: в условиях насыщения рынка мясной продукции производитель ориентирован на поиск новых ниш и инструментов привлечения клиентов.
Таким образом, для решения стратегических задач в сфере производства мяса и мясной продукции, обеспечения конкурентоспособности российской продукции, сохранения стабильного роста производства и качества продуктов, компании вынуждены все большее внимание уделять маркетинговой деятельности и заботиться об ее эффективности.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает маркетинговая деятельность компаний - производителей мясной продукции.
Предметом - оценка эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность маркетинга и маркетинговой деятельности, подходы и методы оценки эффективности маркетинговой деятельности компаний;
• выявить особенности маркетинговой деятельности на рынке мясной продукции в России;
• проанализировать влияние ВТО и политики импортозамещения на деятельность компаний - производителей мясной продукции;
• провести анализ рынка мясной продукции в Томской области и определить его влияние на эффективность маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа»;
• на основе результатов анализа эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Маркетинговая деятельность является одним из механизмов обеспечения прибыльности и конкурентоспособности предприятия в условиях глобальной конкуренции. Под маркетинговой деятельностью понимают вид специфической хозяйственной деятельности, направленный на выявление и удовлетворение потребностей потребителей посредством формирования комплекса рекомендаций по функционированию предприятия на рынке.
В условиях введения санкций и проведения государственной политики импортозамещения все большую актуальность приобретает агромаркетинг. Современная политико-экономическая ситуация способствует значительному росту отечественного сельскохозяйственного производства, особенно на рынке мяса и мясной продукции.
Маркетинговая деятельность компаний-производителей мясной продукции осуществляется согласно тем тенденциям, которые присущи агромаркетингу в целом. Но можно говорить и о выделении некоторых его особенностей: влияние на цену продукции более высоких затрат, по сравнению с другими сельскохозяйственными товарами, на поддержание отраслевых и международных стандартов качества; усложнение вкусов потребителей под влиянием стремления населения к здоровому образу жизни.
Основными этапами маркетинговой деятельности являются: описание характеристик продукта; анализ и сегментация рынка; конкурентный анализ рынка; разработка стратегии маркетинга и прогноза продаж. Для оценки эффективности маркетинговой деятельности компании используют качественные и количественные методы. К качественным методам, которые широко применяются в практике, относятся SWOT и PESTEL - анализ, различные инструменты прикладной социологии. Современные концепции, например, концепция маркетинга партнерских отношений, определяет в качестве критериев эффективности долгосрочное взаимодействие; лояльность потребителей; деловую репутацию, рыночную долю, торговую марку и бренд.
Вступление России в 2012 году в ВТО создало для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции определенные сложности, которые могли ухудшить финансовое положение российского агробизнеса из-за возрастающей конкуренции со стороны крупных международных корпораций, а также оказать влияние на снижение уровня продовольственной независимости России в связи с возрастающим импортом продовольствия при либерализации доступа на рынки крупных мировых экспортеров.
В 2014 году после введения санкций против России и девальвации рубля, объемы импорта продовольствия в Россию стали снижаться. Снижение конкуренции со стороны импортной продукции привело к повышению объемов производства мяса и увеличению выручки крупнейших агрохолдингов России. Основным источником увеличения объемов производства мяса является сектор птицеводства, а второе место по производству занимает свинина.
Анализ ситуации на рынке мясной продукции Томской области демонстрирует некоторое повышение потребления населением мяса птицы и свинины. Это можно объяснить тем, что регион занимает ведущее положение в СФО по производству мяса птицы (2е место) и по производству свинины (4е место).
На данный момент на рынке мясной продукции Томской области лидирующие позиции занимает агропромышленный холдинг «Сибирская аграрная группа», конкуренцию ей составляют зарубежные поставщики и отечественные компании - производители: ПК «Лама», «Кузбасский ПК», АО «Омский бекон», ООО «Алтайские колбасы», ООО «Сибирские мясные продукты», Крестьянское хозяйство Волкова А.П.».
Маркетинговая деятельность АО «Сибирская Аграрная Группа» на данный момент является эффективной, о чем свидетельствует лидирующее положение компании на рынке.
В рамках ВКР для оценки эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» была рассчитана динамика показателей, которые характеризуют конкурентоспособность предприятия и его прибыльность от коммерческой деятельности; проведено экспертное интервьюирование руководителя маркетинговой службы, а так же сделаны SWOT и PESTEL-анализ.
На основе полученных результатов изучения маркетинговой деятельности компании, анализа рынка мясной продукции Томской области, а так же ситуации в агропромышленной отрасли в целом, были даны следующие рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Сибирская Аграрная Группа»:
1. Формирование системы массовых социалогических опросов в виде анкетирования в сети интернет, заполнение анкет в системе магазинов дистрибьюторов, а так же опроса население г. Томска в полевых условиях (на улице): сколько тратят на продукцию, чью предпочитают, как относятся к «САГ».
2. Распространение информации о существующей газете посредством сети интренет, а так же раздачей лимитированного количества газет через точки сбыта.
3. Активизация маркетинговой деятельности в социальных сетях (вконтакте, фейсбук) и осуществление рекламы - информирование о новом ассортименте продукции, об акциях.
4. Активизация работ по разработке рекламного сайта.
5. Информирование потребителей о миссии организации и выстраивания политики положительного отношения потребителя к продукции «САГ» через продвижение элементов миссии важных для потребителя.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что маркетинговая деятельность АО «Сибирская Аграрная Группа» является эффективной.
В условиях введения санкций и проведения государственной политики импортозамещения все большую актуальность приобретает агромаркетинг. Современная политико-экономическая ситуация способствует значительному росту отечественного сельскохозяйственного производства, особенно на рынке мяса и мясной продукции.
Маркетинговая деятельность компаний-производителей мясной продукции осуществляется согласно тем тенденциям, которые присущи агромаркетингу в целом. Но можно говорить и о выделении некоторых его особенностей: влияние на цену продукции более высоких затрат, по сравнению с другими сельскохозяйственными товарами, на поддержание отраслевых и международных стандартов качества; усложнение вкусов потребителей под влиянием стремления населения к здоровому образу жизни.
Основными этапами маркетинговой деятельности являются: описание характеристик продукта; анализ и сегментация рынка; конкурентный анализ рынка; разработка стратегии маркетинга и прогноза продаж. Для оценки эффективности маркетинговой деятельности компании используют качественные и количественные методы. К качественным методам, которые широко применяются в практике, относятся SWOT и PESTEL - анализ, различные инструменты прикладной социологии. Современные концепции, например, концепция маркетинга партнерских отношений, определяет в качестве критериев эффективности долгосрочное взаимодействие; лояльность потребителей; деловую репутацию, рыночную долю, торговую марку и бренд.
Вступление России в 2012 году в ВТО создало для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции определенные сложности, которые могли ухудшить финансовое положение российского агробизнеса из-за возрастающей конкуренции со стороны крупных международных корпораций, а также оказать влияние на снижение уровня продовольственной независимости России в связи с возрастающим импортом продовольствия при либерализации доступа на рынки крупных мировых экспортеров.
В 2014 году после введения санкций против России и девальвации рубля, объемы импорта продовольствия в Россию стали снижаться. Снижение конкуренции со стороны импортной продукции привело к повышению объемов производства мяса и увеличению выручки крупнейших агрохолдингов России. Основным источником увеличения объемов производства мяса является сектор птицеводства, а второе место по производству занимает свинина.
Анализ ситуации на рынке мясной продукции Томской области демонстрирует некоторое повышение потребления населением мяса птицы и свинины. Это можно объяснить тем, что регион занимает ведущее положение в СФО по производству мяса птицы (2е место) и по производству свинины (4е место).
На данный момент на рынке мясной продукции Томской области лидирующие позиции занимает агропромышленный холдинг «Сибирская аграрная группа», конкуренцию ей составляют зарубежные поставщики и отечественные компании - производители: ПК «Лама», «Кузбасский ПК», АО «Омский бекон», ООО «Алтайские колбасы», ООО «Сибирские мясные продукты», Крестьянское хозяйство Волкова А.П.».
Маркетинговая деятельность АО «Сибирская Аграрная Группа» на данный момент является эффективной, о чем свидетельствует лидирующее положение компании на рынке.
В рамках ВКР для оценки эффективности маркетинговой деятельности АО «Сибирская аграрная группа» была рассчитана динамика показателей, которые характеризуют конкурентоспособность предприятия и его прибыльность от коммерческой деятельности; проведено экспертное интервьюирование руководителя маркетинговой службы, а так же сделаны SWOT и PESTEL-анализ.
На основе полученных результатов изучения маркетинговой деятельности компании, анализа рынка мясной продукции Томской области, а так же ситуации в агропромышленной отрасли в целом, были даны следующие рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Сибирская Аграрная Группа»:
1. Формирование системы массовых социалогических опросов в виде анкетирования в сети интернет, заполнение анкет в системе магазинов дистрибьюторов, а так же опроса население г. Томска в полевых условиях (на улице): сколько тратят на продукцию, чью предпочитают, как относятся к «САГ».
2. Распространение информации о существующей газете посредством сети интренет, а так же раздачей лимитированного количества газет через точки сбыта.
3. Активизация маркетинговой деятельности в социальных сетях (вконтакте, фейсбук) и осуществление рекламы - информирование о новом ассортименте продукции, об акциях.
4. Активизация работ по разработке рекламного сайта.
5. Информирование потребителей о миссии организации и выстраивания политики положительного отношения потребителя к продукции «САГ» через продвижение элементов миссии важных для потребителя.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что маркетинговая деятельность АО «Сибирская Аграрная Группа» является эффективной.
Подобные работы
- ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ АО «СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5890 р. Год сдачи: 2019





