Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ: СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

Работа №189811

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

реклама & PR

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ЕДЕНИЕ 3
1. Структура современного рекламного рынка России 3
1.1. Современный рекламный рынок России: 2019 - 2024 год 8
1.2. Структура современного рекламного рынка Росии: субъекты и инфраструктура 14
1.3. Регуляторы рекламного рынка 27
1.4. Способы измерения рекламного рынка 29
2. Факторы, влияющие на структурные изменения, способы измерения и проблемы
регулирования рекламного рынка России 34
2.1. Главные технологические и экономические тренды в современном рекламном рынке
России 34
2.2. Проблемы регулирования рекламного рынка России: последние изменения в
законодательстве 42
2.3. Способы измерения современного рекламного рынка России 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная причина возникновения рекламного рынка, которую выделяют многие исследователи, связана со становлением и развитием потребительского или товарного рынка. Росла производительность, изменялся общественный характер разделения труда, активизировались товарообменные операции, что породило нужду в распространении информации. Число производителей и продавцов увеличивалось, что являлось предпосылкой возникновения рекламной деятельности, однако никак самостоятельной единице, а опосредованной, занимавшиеся формированием неличных связей между экономическими субъектами. Тем самым, став субъектами рекламной деятельности, они создали условия для образования рынка рекламы . Кандидат экономически наук В.С. Протасеня относит рекламу к экономической природе, поскольку рекламе, как и экономике, присуще волновой циклический характер. Это подтверждается тем, что эволюционный путь рекламы совпадает с экономическим, что отражается в целях, задачах, технологиях и инструментах рекламной коммуникации. Сейчас же по рекламной активности можно дать оценку состояния рынка в целом.
По мнению В.С. Протасеня существует множество факторов, которые повлияли на возникновение рекламного рынка. Первое, что выделяет автор - это постоянный рост конкуренции среди производителей, их спрос на средства информирования аудитории значительно опережало существующие предложения на рынке. Такая потребность с их стороны характеризуется намерением увеличить свою долю на товарном рынке. Второе, что отмечает автор - спрос у потребителей на рекламу. Потребители заинтересованы в развитии рекламной деятельности, поскольку она содержит в себе ценные функции для общества, как информационность, познавательность, развлекательность, а также имеет мотивирующее, культурно-эстетическое и воспитательное значение. Приведенные аспекты позволяют сделать вывод, что реклама - это междисциплинарное явление.
Каждая социально-экономическая формация определяла развитие рекламной деятельности. Данный процесс расширял рекламный рынок новыми субъектами, технологиями, инновационными решениями, каналами, что порождало особый вид отношений между этими участниками и окружающую их инфраструктуру. Появилась система рынка, в которой определились основные субъекты рекламного процесса: рекламодатели, рекламоизготовители, рекламораспространители, потребители рекламы. Рекламоизготовители занимаются созданием различных видов рекламных продуктов, рекламораспространители доносят сообщение до потребителя посредством имеющего доступа к медиаканалам. Главную позицию в этой системе занимает рекламодатель, поскольку является катализатором всего механизма на рекламном рынке, способствующий запуску отношений обмена между субъектами. Помимо этого, рекламодатель оказывает влияние на состояние и динамику рынка рекламы, так как от бюджетов определяется активность и объем рекламы во всей системе. Также, по словам В.С. Протасеня, место рекламодателя выделяется его особенным положением, поскольку лицо включается в себя диалектическое единство двух рынков, выступая с одной стороны заказчиком, с другой потребителем. Заключающим элементом системы считается потребитель рекламы, конечное лицо, на которое направлена вся рекламная деятельность. Потребитель во многом определяет движение развития рекламного рынка, с учетом его формата потребления информации возникают специфичные субъекты, как коммуникационные, дизайнерские, консалтинговые, брендинговые агентства. В настоящее время нельзя не рассматривать подобные организации, так как они составляющие инфраструктуры рекламного рынка. Некоторые исследователи в своих научных трудах дополняют данный перечень существующими профессиональными организациями, как фото- и видеостудии, информационно-коммуникативные центры, научно-консалтинговые компании, высшие учебные заведения и другие. Представленные субъекты образуют инфраструктуру рекламного рынка, что характеризует его, как многоуровневую систему.
Актуальность: в настоящее время рекламный рынок представляет сложную систему и весьма запутанную, поскольку с развитием социальных сетей и интернет- площадок появились отдельные digital-агентства, которые помогают организациям запускать рекламные кампании с применением технологий и цифровых продуктов - разработка сайтов, чат-ботов, лендингов, игровых механик. Смена приоритета в сторону развития цифровых технологий поспособствовало появлению и развитию специализированных агентств, которые оказывают услуги в сфере интернет-продвижения. Инструментарий digital-технологий, который можно применить в рекламных кампаниях в интернете, огромен. Поэтому число digital, SMM, SEO-агентств растет, что пополняет и меняет инфраструктуру рекламного рынка. Кроме того, появление новых интернет- платформ и мест для размещения рекламы стало больше, а значит, спектр субъектов рынка увеличился, что привело к сложности в интерпретации современного рынка рекламы и траектории движения внутри него. Закуп рекламной площади и выбор релевантных способов и каналов продвижения стал совсем неочевидным для рекламодателей, что вызывает трудность и потерянность, чему следуют безрезультативные показатели и потеря бюджетов.
Рекламный рынок представляет не только многоуровневую систему, но и многоотраслевую, поскольку типологизируется по территориальному охвату, отрасли, функциям и целям, а также по уровню конкуренции, динамике, перспективам развития и степени монополизации. Анализ рынка по данным аспектам может способствовать верному управлению рекламной деятельности. При интенсивном росте становится необходимым структурировать средства и каналы рекламы. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовал данные за первый квартал 2023 года по общим расходам рекламодателей в средствах распространения, что показало рост на 8%. Показатель за 2022 г. составил 5%, в 2021г. - 6%, в 2020 и 2019 гг. всего 4%. Исследования указывают на ускоренный рост рекламного рынка, однако АКАР заявляют о сложности оценки рынка и отдельных медиа. Они сообщают, что появилась объективная потребность в переосмыслении структуры рынка, выделении новых сегментов и подсегментов.
Проблемная ситуация: мы наблюдаем быстрый темп изменений во всем рекламном процессе: проблема для агентств - найти востребованные услуги, встроиться в тренды; проблема для рекламодателей - понять, на что тратить рекламный бюджет, выбор каналов и средств, поиск качественных услуг; для регуляторов рекламного рынка - проблема контроля за изменяющимся ландшафтом рынка, за новыми средствами рекламы и игроками. Актуальны эти вопросы и для начинающих специалистов, выпускников, поскольку чтобы встроиться в рынок, надо иметь о нем представление.
Степень изученности темы: современных работ, в которых рекламный рынок был бы представлен как единая система, а также имеющий перечень способов его измерения - недостаточно. Среди тех работ, которые описывают те или иные характеристики рынка рекламы как системы можно отметить следующие: В.С. Протасеня «Рынок рекламы: определение, структура и маркетинговые переменные его развития», Л.В. Антонов «Экономические отношения на рынке рекламы: субъект-объект анализ современного состояния», Грицук А.П. «Современный рынок рекламы: учебное пособие», С. В. Веселов «Маркетинг в рекламе: учебник для вузов», П.А. Дорохова «Российский рынок рекламы: состояние, структура, тенденции и перспективы развития», А.В. Шорохов «Исследование особенностей рынка рекламы в России», Т.Н. Чепцова «Рынок рекламных услуг», Н.А. Беляев, И.Л. Савельев, Ю.Г. Кузменко, Е.Ю. Трофименко «Анализ состояния российского рынка рекламы и маркетинговых коммуникаций». Данные авторы описывают функции рекламного рынка, его особенности и типы, однако последние события, которые повлияли на преобразования структуры рекламного рынка, специфику регулирования и измерений - нет. Существуют актуальные научные работы, направленные на выявление структурных изменений и проблем регулирования, но чаще всего они не систематизированы и не агрегированы, что не дает понять текущего состояния современного рынка рекламы России.
Проблема: неполнота знаний о современном рекламном рынке России, структурных изменениях, проблемах регулирования и измерения.
Объект: современный рынок рекламы России.
Предмет: структурные изменения, проблемы регулирования и измерения современного рекламного рынка России.
Цель: выявить факторы структурных изменений, проблем регулирования и измерения современного рынка рекламы России.
Задачи:
1. Дать характеристику современному рекламному рынку России в период с 2019 по 2024 год;
2. Описать структуру и инфраструктуру современного рекламного рынка России;
3. Описать регуляторов рекламного рынка;
4. Рассмотреть способы измерения рекламного рынка;
5. Определить факторы, влияющие на структурные изменения, проблемы регулирования и измерения современного рекламного рынка России;
6. Создать ментальную карту современного рекламного рынка России.
Теоретическая база исследования
Для написания настоящей работы полезными оказались идеи и теории различных исследователей. Среди авторов, которые описывают структуру рынка можно выделить В.С. Протасеня «Рынок рекламы: определение, структура и маркетинговые переменные его развития» и Л.В. Антонов «Экономические отношения на рынке рекламы: субъект- объект анализ современного состояния». В данных работах авторы описывают взаимосвязи субъектов рекламного рынка, а также характеризуют их отношения. Значимым в работах В.С. Протасеня и Л.В. Антонов стало определение каждому основному субъекту рынка рекламы, ими были описаны особенности участников и их роль во всем рекламном процессе. Помимо этого, Л.В. Антонов описывает функции рекламного рынка, и делит его по типам, труды В.С. Протасеня являются примером реализации принципов научного метода исследования применительно к анализу функционирования рекламной индустрии как системы взаимосвязанных отраслей. Стоит отметить Т.Н. Чепцову, В.М. Пурлик, И.И. Данилову, П. А. Горохова, поскольку данные авторы дают развернутое определение рынка рекламных услуг и описывают инфраструктуру рынка. Интересными стали труды С.В. Веселова, автор освещает ключевые понятия современного рынка рекламы, его работы имели наибольшую актуальность и соответствовали времени. Кроме того, С.В. Веселов описывает структуру и инфраструктуру рынка в новых реалиях, опираясь на исследования АКАР, РАМУ, РАЭК. Стоит отметить, что автор определяет рынок как медиарекламный рынок, также он разграничивает эти понятия и характеризует каждую составляющую рынка, что не встречается в другой научной литературе.
Отдельно необходимо выделить экспертные статьи АКАР. Специалисты регулярно выпускают материалы, в которых объясняют последние тенденции и изменения внутри рекламного рынка России. Ценным также являются исследования АКАР и других ассоциаций, которые помогли в практическом изучении рынка рекламы, поскольку одним из методов настоящей работы - сравнительный анализ и измерение. Вместе с тем, для осуществления практических методов изучения российского рекламного рынка использовались медиаизмерения исследовательской компании Mediascope.
Для изучения каналов и средств коммуникации использовались труды АКАР, Г.Г. Щепиловой и М. Маклюэна. Г.Г. Щепилова рассматривает инструментальную основу взаимодействия СМИ и рекламы, а материалы АКАР поспособствовали изучению типологических особенностей каналов и их контента.
Методы
Теоретические методы: анализ специально-научной литературы и интернет- ресурсов, метод систематизации, сравнительный и структурный анализ рекламного рынка.
Практические методы: статистический анализ и картирование.
Теоретическая значимость работы: описаны и выявлены структурные изменения, проблемы регулирования и измерения современного рынка рекламы России.
Практическая значимость работы: полученные результаты представлены в виде ментальной карты, которую можно использовать для изучения структуры рекламного рынка. Данная иллюстрация рекламного рынка станет полезным материалом для всех субъектов рынка - рекламодателям, рекламораспространителям и ракламоизготовителям. Кроме того, картой рынка могут воспользоваться выпускники направления «Реклама и связи с общественностью», поскольку она обеспечит базовое представление о рекламном рынке, его системе и структуре.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, а также ментальной карты. Первая глава посвящена изучению рекламного рынка России с 2019 по 2024 год, его участникам и новым игрокам, а также определена структура и инфраструктура рекламного рынка. Помимо этого, в первой главе описаны регуляторы рекламного рынка и способы его измерения. Во второй главе определены факторы, влияющие на структурные изменения, проблемы регулирования и измерения современного рекламного рынка России. Заключительным элементом работы стал цифровой продукт - ментальная карта, которая послужит визуальной иллюстрацией современного рекламного рынка России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте трансформации рекламного рынка России за период с 2019 по 2024 год, выделяется ряд ключевых тенденций и структурных изменений, влияющих на его функционирование и развитие. Анализ динамики рынка позволяет увидеть, что периодические кризисы, такие как пандемия COVID-19 и СВО, оказывают существенное воздействие на его состояние и структуру. Эти кризисы выступают катализаторами для цифровизации общества и роста цифровых технологий в рекламной индустрии.
Одним из важных выводов является уход от традиционной классификации рекламы на сегменты, такие как радио, телевидение, пресса, наружная реклама и интернет, в пользу классификации по типам контента. Этот переход свидетельствует о растущей сложности рекламной экосистемы и требует новых подходов к анализу и оценке рынка. Такая тенденция не только отражает изменения в потребительском поведении и медиапредпочтениях, но и подчеркивает значимость цифровых платформ и контента в современной рекламной стратегии.
Другим важным аспектом является укрепление отечественных компаний на рекламном рынке, в результате ухода иностранных рекламодателей. Этот процесс сопровождается изменением структуры рекламируемых товаров и услуг, где на первые позиции выходят компании, предоставляющие финансовые и IT-услуги, а также маркетплейсы и торговые сети. Подобное смещение акцентов свидетельствует о переориентации рекламных стратегий на новые рыночные реалии и потребительские предпочтения. Также следует отметить, что рекламные агентства и площадки терпят существенные изменения, адаптируясь к новым условиям. В связи с уходом иностранных компаний и ограничением доступа к зарубежным площадкам, отечественные агентства и площадки активно укрепляют свои позиции и вводят новые рекламные решения и технологии. Это способствует развитию цифровой инфраструктуры рекламного рынка и обеспечивает его устойчивость в условиях кризисов и изменяющихся политических реалий.
Наконец, важно отметить, что трансформация рекламного рынка в России не является изолированным явлением и отражает глобальные тенденции в рекламной индустрии. Глобальная цифровизация и изменение потребительских предпочтений формируют новую реальность для рекламодателей и агентств, требуя от них гибкости, инноваций и адаптивности к быстро меняющимся условиям.
Таким образом, процесс трансформации рекламного рынка в России представляет собой сложную динамику, в которой переплетаются множество факторов, включая экономическую конъюнктуру, технологические инновации, изменение потребительского поведения и регулятивные меры. Этот процесс отражает стремление рекламодателей и агентств к более эффективным и целевым коммуникациям с аудиторией в условиях постоянной цифровизации и информационного перенасыщения.
Одним из ключевых направлений этой трансформации является развитие персонализированных и контекстуальных подходов к рекламе. Технологии аналитики данных и искусственного интеллекта позволяют рекламодателям более точно определять потребности своей аудитории и предлагать персонализированные решения, что повышает эффективность рекламных кампаний и улучшает взаимодействие с потребителями. Российский рекламный рынок продолжит эволюционировать, следуя глобальным тенденциям и адаптируясь к локальным реалиям, что позволит ему сохранять конкурентоспособность и устойчивость в условиях постоянных изменений.



1. Антонов Л.Н. Специфика развития российского рекламного рынка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razvitiya- rossiyskogo-reklamnogo-rynka/viewer
2. АКАР Объем рынка маркетинговых коммуникаций в 2023 году / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akarussia.ru/knowledge/market size/id10640
3. АКАР Экспертный клуб НРФ: влияние законодательного регулирования на развитие рекламной отрасли / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akarussia.ru/press centre/news/id10237
4. А. В. Агеев. А. Н. Мудров. В. С. Мейер. А. Н. Александров. С. М. Павлов. И. В. Лебедева. М. А. Алексеева: Интернет-реклама. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы, 2009-2022
5. Антонов Л.Н. Экономические отношения на рынке рекламы: субъект-объектный анализ современного состояния [Электронный ресурс] - Режим доступа: Экономические отношения на рынке рекламы: субъект-объектный анализ современного состояния (cyberleninka.ru)
6. А.П. Кузякин, М.А. Семичев Реклама и PR в мировой экономике: Учеб пособие.
7. Антипов, К. В. Волшебное кривое зеркало российской рекламы. Некоторые институциональные проблемы российской рекламы / К. В. Антипов // Российское предпринимательство. 2009. - № 1 (2). - С. 102 - 105.
8. Бортникова А.А. Понятие интернет-рекламы, ее особенность и виды /
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26687668
9. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. — 414 с.
10. Веселов С.В. Анализ и ключевые понятия современного рекламного рынка. Часть
1. Лекторий РАР / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youtu.be/enVZuLeSWYM?si=LPeXEs jjCciUXKz
11. В.С. Протасеня Рынок рекламы: определение, структура и маркетинговые переменные его развития / Электронная библиотека БГЭУ// [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/88419/1/Protasenya 392 398.pdf - С. 393
397.
12. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Часть 1: Учебник для вузов. — М.: Международный институт рекламы, 2002. — 316 с.
13. Веселов С.В. Анализ и ключевые понятия современного рекламного рынка. Часть
1. Лекторий РАР / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youtu.be/enVZuLeSWYM?si=LPeXEs jjCciUXKz
14. Горохова П. А. Российский рынок рекламы: состояние, структура, тенденции и перспективы развития / П. А. Горохова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. С. 297.
15. Груздева О.А., Саркисян О.А., Красовский Г.В. Рекламная деятельность: теория и практика. - М.: Науку всем, 2020. - С. 11-19.
..54

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ