РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Философская классика о метафизике страха 11
1.1. Классические ответы учения о бытии на вопрос о метафизике страха 11
1.2. С. Кьеркегор: поворот к иррациональному в контексте доминирующего
рационалистического 20
1.3. Небытие как метафизическое основание страха 26
1.4. Нигитология как учение о небытии: новый поворот в метафизике страха 30
Глава 2. Философия о конструировании понятия страха в современных социокультурных условиях 6
2.1. Цинический разум общества потребления: конструирование социальных страхов в реальной жизни и в произведениях искусства 36
2.2. Социальные страхи современности: их природа и форма реализации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность темы. Страх, свойственный в переживании всем без исключения индивидам, вызывал множество дискуссий, относительно своей природы и разновидностей. В XXI веке страх охватывает и пронизывает любую сферу деятельности человека и общества, каждый на собственном опыте бессчетное количество раз сталкивался с этим и осознавал на себе его влияние, контролировать которое представляется весьма затруднительно. Страх, будучи одним из следствий рефлексивной деятельности сознания, не сводится к инстинктам, реализуемым на уровне биологического (животного) начала в человеке. Философское видение страха не ограничивается рамками того, что обнаруживает себя в биологических или психологических реакциях (того, что Кьеркегор называл «Furcht»). Философия углубляется в метафизические и онтологические основания страха «самого по себе» и видит его в качестве одного из модусов бытия человека. Такое видение страха сегодня актуализировано в связи с наступившей новой реальностью, когда остро встали вечные философские вопросы об истине и вере, которые давали человеку твердую почву и уверенность в завтрашнем дне. Более того, истина как философская категория начинает все больше теряться и ускользать, поскольку в постоянно переходящем движении схватить что-то однозначное и устойчивое практически не представляется возможным. Множественность данных и их вероятностный характер рождают у индивида, в свою очередь, лишь сомнения и перманентную тревожность, сопряженную с напряженным недоверием к тому, что доносят до социума СМИ, Интернет и прочие информационные ресурсы.
Специфика современного социального бытия характеризуется такими чертами, которые вызывают обостренное чувство страха. Какие это характеристики? Во-первых, уходит традиция как механизм социального развития, иными словами - уходит привычное, размеренное, устойчивое и предсказуемое бытие. Социальная реальность приобретает образ «ризомы» (Ж. Делез), «текучести» (З. Бауман), «пустоты» (Ж. Липовецки) и пр. Она - постоянно в движении и становлении, в переходах как в безоснОвности (без основы), без твердой почвы под ногами и т.д. Вместе с этим у индивида уходит доверие к бытию, к миру, к Другому, обостряется чувство одиночества. Страх вплетается в бытие, становится одной из его характерных черт. В такой ситуации актуально увидеть страх не только как психологическую характеристику, но и в специфике его онтологического ракурса, найти его метафизические основания. Во-вторых, актуализация страха как философской категории связана и с тем, что современный уровень развития науки и техники привел к трансформации биологической (естественной) реальности в реальность техническую - в 6
культурный артефакт, в знаковое общество. Сегодня это грозит и человеку, поскольку утрата подлинности референта, влечет за собой кризис личностной идентичности. В- третьих, нельзя не сказать и о том, что стало актуально в самое последнее время. А именно: техническая реальность вызывает страх и в силу того, что возникающие новые виды оружия (например, биологического), создают дополнительную и реальную возможность уничтожения человечества путем создания болезнетворных бактерий и вирусов. Все это вызывает страх и актуализирует необходимость его философского исследования.
Проблема дипломной работы. Тема дипломной работы не случайно обращается к философским и социальным основаниям страха. Философская оптика помогает увидеть то, что вызывает страх. Действительно, страх появляется тогда, когда человек не может объяснить то противоречие, с которым сталкивается. С одной стороны, им овладевает нечто, что повергает его в состояние страха (будь это на уровне индивидуальнопсихологическом или социально-коллективно-психологическом - все равно). С другой стороны, этому эмпирически переживаемому состоянию он не может найти теоретическое объяснение, т.е. не может найти причинное основание. В известном смысле терапия страха связана с устранением этого противоречия. Философское исследование, видит это противоречие как ту проблему, которую необходимо объяснить и разрешить. Таким образом, проблема предлагаемой дипломной работы и состоит в том, чтобы вскрыть философско-метафизические и социальные архэ страха, найти исходные и порождающие его основания.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Исследование категории страха в дипломной работе основывается преимущественно на следующих источниках: «Мужество быть» П. Тиллиха, «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» Н. Бердяева, «Сверхъестественный ужас в литературе» Г. Лавкрафта, «Болезнь к смерти», С. Кьеркегора, «К генеалогии морали» Ф. Ницше, «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра. Для анализа состояния современного общества использовались работы Ф. Джеймисона «Постмодернизм и общество потребления», «Шок будущего» Э. Тоффлера, «Философская антропология» П. Гуревича, «Прозрачность зла» и «Система вещей» Ж. Бодрийяра, «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» Ж. Делёза, «Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме» Ж. Липовецки, «Текучая современность» З. Баумана. Таким образом, в исследовательской литературе происходит переориентация и принципиально новая расстановка акцентов: на неустойчивость и изменчивость бытия, на конечность человеческой жизни, на одиночество и атомарность социума (в противовес структурной упорядоченности). Причина этого - в изменении характера социальной реальности, которая приобрела технический, знаково-символический характер, потеряла подлинность референта, и где человеку приходится приспосабливться к новым условиям жизни. Страх оказывается, поэтому, сопутствующим обстоятельством его жизни.
Так, Ж. Бодрийяр говорит об обществе как зоне чистых означающих, где систематически происходит манипулирование знаками (Бодрийяр Ж. «К критике политической экономии знака»; Бодрийяр Ж. «Система вещей»). Ж Лакан считает, что современный человек с его желаниями не имеет референции (Лакан Ж. «Четыре основные понятия психоанализа»). С. Жижек называет новую форму отчуждения - захват индивида символической объективностью («Интерпассивность: желание: влечение»). В таком обществе закономерен вопрос, возможны ли в нем (или «как в нем возможны?») гражданские и правовые нормы, которые могли бы обеспечить человеку жизнь без страха? Реальность превратилась в не-бытие, или символическое и воображаемое бытие, где субъект как-то должен жить и самоопределиться.
Объект - страх, его философско-метафизическая сущность и социальноэмпирические проявления.
Предмет - философско-социальные модусы страха в их становлении, конструировании и развитии.
Цель дипломной работы - обосновать страх как философскую категорию, формирующуюся под влиянием социальных условий.
Задачи:
— Выявить метафизику страха и показать принципиальные различия страха как философской (в отличие от психологической) категории;
— Обосновать специфику философского и социального конструирования понятия страха на различных этапах истории и культуры;
— Обосновать специфику формирования социальных страхов в современном обществе, культуре, системе образования.
Теоретическая основа, из которой исходит исследование страха, базируется на трудах «Бытие и время» М. Хайдеггера, а также на таких работах основоположника философии экзистенциализма С. Кьеркегора как «Понятие страха» и «Страх и трепет». Фундаментальным основанием исследования является концепт «Angst», который в трудах обоих философов являет собой наглядный пример экзистенциальной и онтологической характеристики человека. Помимо этого, в дипломной работе используется концепты «нигитология» и «антиязык» А. Нилогова, который ищет метафизику страха в не-бытии. Актуальным для дипломной работы явился и концепт «пере-хода», который, указывая на постоянство бытия «между» и «пере», схватывает не-бытийственные характеристики реальности. Этот концепт введен Арнольдом ван Геннепом и развит впоследствии В.
Лехциером (в работе «Я не трус, но я боюсь (онтологика страха как жизни в модусе “пере”)». Этот концепт важен, поскольку на его основе обосновывается опыт «переживания» страха. Также происходит обращение к работе А. Н. Чанышева «Трактат о небытии».
Методологическая основа исследования. Исследование носит
междисциплинарный характер: общефилософский подход сочетается с методами других гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, лингвистики, истории). Важным методологическим допущением работы явился метод герменевтики, позволивший возможность эмпатии и понимания явления страха. Для обоснования экзистенциальной значимости опыта страха использовались также методы дескрипции, историкокультурный, компаративистский. Описательный метод представляет собой первичный сбор информации и работу с источниками для прояснения актуальности исследуемой темы, а также для обозначения соответствующей проблемной ситуации, помимо этого, осуществляется краткий экскурс в детерминирующие эту ситуацию причины. Историкокультурный анализ предполагает вычленение и изучение специфических особенностей философской системы каждого из исследуемых авторов и философских течений, а также анализ текущего состояния социального контекста XXI века, которое выступает как один из основополагающих факторов формирования страха у современного индивида. Каждый историко-культурный этап подвергается компаративному методу, дающему основание представить страх как социальный и культурный конструкт. Исследование специфики страха в горизонте социально-философского конструирования осуществлялось с позиций герменевтического метода, позволяющего эмпатийное переживание и понимание страха на разных культурно-исторических этапах.
Положение, которое выносится на защиту. Метафизика страха сущностно укоренена в рефлексивном осознании человеком как бытия, так и небытия. Рефлексивное знание и рационально-иррациональное понимание и ощущение небытия, его эмпирическая недоступность есть то, что лежит в основании проявления страха в любой ситуации и в любой форме. Особая фиксация и акцентация такого экзистенциала современного человека, как страх, вызывается трансформацией реальности, в которой он оказался в ХХ1 веке.
В качестве новизны дипломной работы можно считать определение страха как философской категории, которое состоит в следующем. Страх является одним из модусов человеческого бытия, который инициируется рефлексивной рациональной способностью человека, фиксирующей существование не только бытийственного (онтологического) пласта действительности, но глубинное (нигитологическое) небытие, узреваемое не дискурсивно-рассчетливым знанием, но интуитивным чувствованием и «пониманием».
Отдельные тезисы дипломной работы неоднократно апробировались на конференциях различного уровня, таких как: Актуальные проблемы социальных наук (XX Международная научная конференция), Язык и культура (XXX Международная научная конференция), «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета (международная научная конференция), Философия образования и современность: к 10-летию кафедры философии образования в структуре философского факультета МГУ.
Подводя итоги проделанной работы, следует сделать ряд обобщающих выводов.
В первую очередь, стоит отметить, что для исследования страха как философской категории необходимо обратиться к его метафизическим основаниям, поскольку именно этот аспект отличает философский подход, отделяя его от социологии, психологии и прочих дисциплин. Философия интересуется явлением в своей полноте, а потому в изучении страха в качестве категории философии, следует устранить все возможные корреляции страха с конкретного рода предметами и обстоятельствами. Лейтмотивом работы являлись именно соотношение и взаимодействие страха и Ничто, страха и Небытия в его различных проявлениях.
Иными словами, для того, чтобы выйти на уровень философской рефлексии данного феномена, необходимо исследовать страх экзистенциальный. Анализ данной проблемы в философском дискурсе позволяет наиболее точно выявить ее генезис, особенности и возможное влияние на индивида и общественное сознание в целом. Прежде всего следует сказать, что страх как экзистенциал характеризует человека, являясь следствием его рефлексивно рационального рассуждения. Поэтому страх - это то, что нельзя объяснить рационально, что имеет своим основанием нечто такое, что является неизвестным для человека, нечто лежащее за пределом возможности его рационального познания. Именно страх исторически (уже в древнее время) инициировал человека к освоению мира, поскольку привычная схема объяснения действительности (простого, устойчивого и понятного бытия) уже не работала. Этот сбой произошел, когда человек понял, что помимо бытия существует и небытие, которое некоторое время либо не замечалось, либо попросту игнорировалось (Древняя Греция). И в дальнейшей истории страх являл себя социальным конструктом, формируемым тем или иным (разным на различных этапах истории) типом рационального мышления.
Важно понимать, что несмотря на то, что страх эволюционировал в соответствии с культурно-историческими тенденциями, некоторые его основополагающие разновидности имеют место и в контексте современного общества. К таким типам можно отнести страх смерти, экономических или политических катаклизмов, страх бедности - в связи с прогрессивным доминированием материальных ценностей над духовными, страх перед неудачей - вследствие популяризации масс-медиа образа успешного человека. Поскольку все это является своеобразной спецификой современной социальности, стоит понимать, что таким образом конструируется новый тип рациональности, в контексте которого возникает новое понимание страха, новое отношение к нему и новые подходы к его изучению (нигитология и пр.).
Ситуация в обществе такова, что индивид постоянно находится перед выбором, ответственность за который будет нести только он сам, однако важно понимать, что человек постоянно оказывается под влиянием социума. Это давление порождает непрерывное множество социальных страхов, которые не позволяют личности полностью реализовать себя. Будучи под имплицитным или же открытым воздействием окружающих, индивиду приходится учитывать возможные положительные или отрицательные мнения, касающиеся того или иного поступка, а также действовать сообразно будущим перспективам. Однако, под внешним слоем социальных страхов зреет страх экзистенциальный, который все время незримо присутствует, но ускользает и теряется под напором общественного мнения. Такой страх, с одной стороны, является самым простым, поскольку свойствен всем людям и, по сути, его проявления также схожи: страх смерти, заключенный в осознании своей собственной конечности и временности своего «Я»; страх одиночества; страх не реализоваться как личность и прочие. Однако, с другой стороны, проявления страха как экзистенции являются по своей сущности одним из самых сложных страхов, поскольку ухватить в сознании определенный объект, который страшит, не представляется возможным. Вместо этого перед индивидом разворачивается бездна «ничто», которая является одной из важнейших характеристик страха как философской категории.
Философия экзистенциализма придает страху принципиальное значение, поскольку именно он способствует вытягиванию человека из привычных устоев, норм и привычек. Страх раздвигает границы повседневного, размывает их и делает настолько незначимыми и сиюминутными, что индивид фокусируется только на себе самом и на страхе, благодаря которому он подчеркивает свое истинное в этот момент существование. Вполне сообразно провести корреляцию и сказать, что в современной философии, на смену cogito Р. Декарта пришел страх. Теперь уже не «я мыслю, следовательно, существую»», но «я страшусь, следовательно, существую».
1. Melnyk V. V. Fear phenomenon in existential philosophy [Online] Available from http://ampr.diit.edu.ua/ (Accessed: 06.05.2020)
2. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] // URL : http://lib.ru/ (дата обращения 14.06.2020)
3. Бауман З. Город страхов, город надежд. [Электронный ресурс] // URL : http://www.intelros.ru/ (дата обращения 14.06.2020)
4. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008. - 240 с.
5. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения [Электронный ресурс] // URL : http://www.vehi.net/ (дата обращения 21. 04. 2020)
6. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). Челябинск : Урал LTD, 1998. - 285 с.
7. Богут И. И. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1997. 590 с.
8. БодрийярЖ. Прозрачность зла [Электронный ресурс] // URL : https://www.e- reading.club/ (дата обращения 11. 05. 2020)
9. Бодрийяр Ж. Система вещей [Электронный ресурс] // URL : https://www.e- reading.club/ (дата обращения 22. 04. 2020)
10. Бойцов М. А. Вперед, к Геродоту! [Электронный ресурс] // URL : http://www.hist.msu.ru/ (дата обращения 22. 02. 2020)
11. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма [Электронный ресурс] // URL : http://www.philosof.onu.edu.ua/ (дата обращения 22. 05. 2020)
12. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 480 с.
13. Гагарин А. С., Любутин К. Н. Экзистенциалы человеческого бытия в гуманистической философии Мишеля Монтеня // URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 18.03.2020)
14. Гаджикурбанова П. А. Стоическая теория аффектов // Этическая мысль. - 2005. - Вып. 6. - С. 76-89.
15. Геннеп Арнольд ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
..64