Оглавление 2
Введение 3
1 Теоретические аспекты финансирования муниципальных образований 5
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета 5
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей
муниципального бюджета 7
2 Анализ доходов и расходов муниципального бюджета города Томска 12
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса города Томска и его
нормативно-правовое регулирование 12
2.2 Доходы бюджета 16
2.3 Расходы бюджета 23
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2018-2020 гг. 32
3 Проблема баланса доходов и расходов в формировании и использовании бюджета
г.Томска 44
3.1 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска 44
3.2 Цели и задачи бюджетной политики муниципального образования «Город Томск»
на долгосрочный период 55
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение 73
Многообразие бюджетных отношений, их роль и специфика появления являются предметом теоретического исследования и играют важную роль на субъектном и муниципальном уровнях хозяйствования.
Безусловно, одним из важнейших условий адекватного функционирования местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Поэтому так важно совместно с созданием организационно-правовых условий обеспечения деятельности органов местной власти осуществлять работу по формированию и укреплению его финансовой основы, которую, в первую очередь, составляет местный бюджет.
Бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования. Как известно, бюджет состоит из смет доходов и расходов. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов: налоговых и неналоговых, и доходов за счет отчислений из федерального и региональных бюджетов: субвенций, субсидий, дотаций и иных форм финансовой помощи.
Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления. Расходы местного бюджета должны целиком и полностью соответствовать законодательно закрепленным полномочиям органов местной власти по решению вопросов местного значения и отдельным переданным государственным полномочиям.
Сложившаяся в последние годы непростая экономическая ситуация в стране и в частности в городе Томске, вынуждает субъекты всех уровней действовать в условиях ограниченных бюджетных ресурсов и своевременно менять политику при замедлении темпов роста доходов населения. Все основные данные бюджета муниципального образования «Город Томск» должны быть ориентированы на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении всех социальных обязательств перед населением города. Приоритетным направлением муниципальной бюджетной политики всегда является обеспечение максимальной наполняемости городского бюджета и реализация мероприятий по максимизации и оптимизации поступлений налоговых и неналоговых доходов, и сокращению задолженности по платежам в городской бюджет. Поэтому актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности стабильности и сбалансированности бюджетной системы города Томска для функционирования всей бюджетной системы страны, российской экономики и ее населения.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании проблем баланса доходов и расходов бюджета города Томска.
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
• изучение теоретических аспектов бюджетов муниципальных образований;
• анализ доходов и расходов муниципального бюджета города Томска;
• раскрытие понятия бюджетного дефицита и рассмотрены источники его финансирования;
• определение направлений совершенствования бюджетной политики муниципального образования;
• определение возможных путей решения проблемы сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Томск» в долгосрочном периоде.
В качестве объекта исследования выступает муниципальный бюджет города Томска. Предметом исследования является проблема сбалансированности бюджета.
Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.
Научной основой работы послужили работы отечественных ученых по государственным и муниципальным финансам.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Бюджет является самым важным инструментом, с помощью которого государство и его субъекты регулируют экономические процессы, решают различные социальные и экономические проблемы. Одним из основных принципов бюджетной системы любого уровня выступает сбалансированность бюджета, которая предполагает равенство между доходами и расходами. Нарушение сбалансированности бюджета может выражаться в его дефиците - превышении суммы затрат над доходами, или профиците - превышении доходной части бюджета над расходной.
Основной целью реформирования бюджетной системы страны является обеспечение финансовой самостоятельности и сбалансированности бюджетов регионов и муниципалитетов, что напрямую зависит от уровня доходов региональных и местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федеральных, регионального и местных бюджетов.
Томск - областной центр, по численности жителей относящийся к средним городам России. Томск является муниципальным образованием с градообразующим научнообразовательным комплексом. Научный потенциал города представлен научными центрами Российской академии наук, 19 организациями отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает одно из первых мест в России.
Развитие города Томска в 2015 - 2017 годах происходило в непростых
экономических условиях, сложившихся в российской экономике в результате осложнения геополитической обстановки, введения перекрестных санкций, падения мировых цен и спроса на нефть, обесценения рубля и ускорения инфляции.
Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в городе Томск, ограниченную бюджетными ресурсами, и замедлением темпов роста доходов населения, прогноз основных показателей бюджета города Томска в долгосрочном периоде по доходам ориентирован на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении всех социальных обязательств перед населением города. Приоритетным направлением остается обеспечение максимальной наполняемости городского бюджета и реализация мероприятий по максимизации поступлений налоговых и неналоговых доходов, и сокращению задолженности по платежам в городской бюджет.
В последние три года в рамках программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджета, и в целях выполнения распоряжения мэра об эффективности расходов и долговой политики города, расходная часть бюджета города претерпела серьезные изменения и оптимизации. Осуществлялась реализация всех разработанных и запланированных муниципальных программ, например программа «Доступное и комфортное жилье» в составе подпрограмм, которые направлены на улучшение бытовых условий молодым семьям в возрасте до 35 лет, решение проблемы дефицита маневренного жилищного фонда Томска, улучшение бытовых условий и социальную поддержку работников социально значимых организаций, решение проблемы ветхости и аварийности жилых многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Томск», решение проблем переселения граждан, проживающих на территории города Томска из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда.
В 2015-2016 гг. бюджет города планировался и исполнялся с дефицитом, т.е. расходная часть превышала доходы. Источниками финансирования дефицита бюджета являются размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, кредиты от кредитных организаций (для сокращения расходов на обслуживание муниципального долга), бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам 2017 года бюджет Томска по доходам исполнен на 101,8% от утвержденного плана, а план по расходам не был исполнен в полном объеме, таким образом, администрация города Томска, несмотря на планируемый дефицит, завершила 2017 год с профицитом бюджета. Но ситуацию с профицитом нельзя рассматривать как однозначно положительную. Несмотря на планируемое снижение дефицита бюджета, сохраняются риски в части обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Томска, недостаточности финансовых ресурсов не только для развития социальной сферы и городского хозяйства, но и для обеспечения текущих задач, связанных с решением вопросов местного значения.
Потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет является повышение эффективности администрирования задолженности. В целях обеспечения реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, необходимо определить, что основными приоритетами использования бюджетных средств являются финансирование объектов, по которым имеется задолженность, неисполненные судебные решения, либо предписания госорганов, а также снижение дефицита бюджета и муниципального долга. А также доработать все 67
муниципальные программы, устранить риски неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.03.2016).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 27.11.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.05.2018.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146- ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.05.2018.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Справочноправовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.05.2018.
5. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс]: федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
6. Устав города Томска [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от 04.05.2010 №1475 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
7. Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Томск" [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от 06.10.2009 № 1316 // Консультант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 04.06.2018).
8. О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от от 05.12.2017 № 688 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
9. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2017 год [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от 15.05.2018 №811 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан.
• М., 2018. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
10. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2016 год [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от 23.05.2017 № 531 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан.
• М., 2018. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
11. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2015 год [Электронный ресурс]: решение Думы города Томска от 31.05.2016 № 215// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения 04.06.2018).
12. Алексеев В.В. Основы управления бюджетной сферой: учебник / Под ред. В.В. Алексеевой. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 312 с.
13. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 688 с.
14. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. - СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 с.
15. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций /И. В. Бурханова. - М.: Эксмо, 2016. - 160 с.
... всего 46 источников