В настоящее время изучению RQ-систем, которые являются математическими моделям реальных систем call-центров, телекоммуникационных сетей связи, компьютерных сетей, систем в экономике уделяется большое внимание.
Такие системы характеризуются тем, что клиенты (заявки, звонки, сообщения и т.д.) не могут быть обслужены и вынуждены ждать, после чего, они вновь обращаются к прибору с целью обслужиться. Как правило, рассматриваются RQ-системы, в которых входящие вызовы либо сразу обслуживаются прибором, либо из -за его занятости уходят на орбиту и уже обращаются за обслуживанием к прибору после случайной задержки. Однако в настоящее время все чаще встречаются ситуации, в которых сервер имеет возможность совершать исходящие запросы. Примером того может служить обычный сотовый телефон, используя который мы имеем функции входящих и исходящих звонков. В различных call-центрах операторы принимают входящие звонки, но как только у них возникает свободное время, и они находятся в режиме ожидания, они могут осуществлять исходящие вызовы с целью рекламы, продвижения и продажи пакетов товаров и услуг центра.
В своей работе Фалин [1] получает интегральные формулы для частичных производящих функций и некоторые явные выражения для характеристик RQ-системы M|GI|1|1 с вызываемыми заявками. Цой с соавторами [2] расширил модель Фалина на случай RQ-системы M|GI|1|1. Арталехо и Ресинг [3] получили первые моменты для характеристик RQ- системы M|GI| 1| 1, в которой времена обслуживания входящих и вызываемых заявок различны.
Мартин и Арталехо [4] рассматривают RQ-системы M|GI|1|1 с вызываемыми заявками, в которой заявки из ИПВ после экспоненциальной задержки обращаются к прибору в порядке очереди.
В работе Арталехо и Фунг-Дука [5] рассматривается RQ-система M|GI|1|1 с вызываемыми заявками и различным временем обслуживания поступающих и вызываемых заявок. В работе авторами найдены явное решение для двумерного распределения вероятностей состояний прибора и числа заявок на орбите. Также найдены факториальные моменты, на основе которых могут быть применимы предложенные численные и рекуррентные алгоритмы
В предложенной работе представлена программа для моделирования RQ-системы MMPP|GI|1|1 с вызываемыми заявками и показаны графики распределения процесса i(t)- числа заявок в системе в зависимости от введенных параметров.
В работе представлено описание имитационной модели для моделирования RQ-системы MMPP|GI|1| 1 с вызываемыми заявками. В ходе разработки были изучены возможности применения методов имитационного моделирования, в частности был подробно рассмотрен дискретно - событийный подход. Также были изучены некоторые методы генерирования случайных величин и случайных потоков.
Получены распределения исследуемого процесса для различных параметров, дающая, своего рода, наглядное представление о поведении RQ- системы MMPP|GI|1| 1 с вызываемыми заявками.
К сожалению, аналитических результатов исследования по рассмотренным RQ-системам в научной литературе пока нет. Поэтому имитационное моделирование, которое можно выполнить с помощью разработанной программы, является пока единственным способом исследования таких систем массового обслуживания. Далее при получении аналитических результатов можно будет сравнить из с результатами имитационного моделирования.
1. Falin, G.I. 1979. Model of coupled switching in presence of recurrent calls. Engineering Cybernetics Review 17, 53-59.
2. Choi, B.D., Choi, K.B. and Lee, Y.W. 1995. M|G|1 retrial queueing systems with two types of calls and finite capacity. Queueing Systems 19, 215-229.
3. Artalejo, J.R. and Resing J.A.C. 2010. Mean value analysis of single server retrain queues. Asia-Pacific Journal of Operational Research 27, 335-345.
4. Martin, M. And Artalejo, J.R. 1995. Analysis of an M|G|1 queue with two types of impatient units. Advances in Applied Probability 27, 840-861.
5. Дигрис, А.В. Дискретно-событийное моделирование [Электронный ресурс]: курс лекций / А.В. Дигрис. - Минск: БГУ, 2011. - Режим доступа: http://www.elib.bsu.by/, ограниченный.
6. Мещеряков, Р.В. Применение параллельных вычислений в имитационном моделировании сетей массового обслуживания / Р.В.Мещеряков, А.Н. Моисеев, А.Ю. Демин, В.А. Дорофеев, С.А. Матвеев // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - Т. 325, №
5. - С. 99-109.
7. Даммер, Д.Д. Имитационное моделирование: учебно¬методическое пособие / Д.Д. Даммер, Н.Ю. Марголис, С.А. Цой. - Томск: ТГУ, 2010 - 32 с.
8. Назаров, А.А., Терпугов, А.Ф. Теория массового обслуживания: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 228 с.
9. Бусленко, Н.П. Метод статистического моделирования. - М: Статистика, 1970. - 113 с.
10. Artalejo, J.R. and Tuan, P.D. 2012. Markovian retrial queueing with two way communication. Journal of industrial and management optimization, 8(4). 781-206
11. Вишневский, В.М Теоритические основы проектирования компьютерных сетей. - Москва: Техносфера, 2003. -512 с.
12. Назаров, А.А. Метод асимптотического анализа в теории массового обслуживания / Назаров А.А., Моисеева С.П. - Томск: Издательство НТЛ, 2006. - 112 с.
13. Марголис, Н.Ю. Имитационное моделирование: учебное пособие - Томск ТГУ, 2015 - 129 с.