Стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения (Петербургский государственный университет путей сообщения)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 108 работников государственного учреждения, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА, ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1 Понятия стилей руководства в психологической литературе 7
1.2 Отношение к работе и стресс-факторы мотивации трудовой деятельности……31
1.3 Понятие и сущность социально-психологического климата в коллектив 34
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1 Цели и задачи эмпирического исследования 48
2.2 Объем выборки и общая характеристика исследования 49
2.3 Характеристика психодиагностических методик, использованных в исследовании 49
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 54
3.1 Описательная статистика средних показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе. 54
3.2 Сравнительный анализ показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 61
3.3 Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 114
Выборка: 108 работников государственного учреждения, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА, ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1 Понятия стилей руководства в психологической литературе 7
1.2 Отношение к работе и стресс-факторы мотивации трудовой деятельности……31
1.3 Понятие и сущность социально-психологического климата в коллектив 34
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1 Цели и задачи эмпирического исследования 48
2.2 Объем выборки и общая характеристика исследования 49
2.3 Характеристика психодиагностических методик, использованных в исследовании 49
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 54
3.1 Описательная статистика средних показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе. 54
3.2 Сравнительный анализ показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 61
3.3 Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 114
Благоприятный социально-психологический климат в организации является ключевым фактором, который влияет на условия работы и определяет эффективность труда сотрудников. Человек, как общественное существо, очень чувствителен к взаимоотношениям между людьми, и поскольку на рабочем месте мы проводим значительную часть нашей жизни, психологическая атмосфера в коллективе становится ключевым фактором. При позитивном социально-психологическом климате сотрудники готовы переносить трудности и в то же время эффективно работать.
Изучение социально-психологического климата в современных условиях становится все более актуальным в связи с ростом требований к уровню эмоциональной вовлеченности работников в рабочий процесс. Управление производством сталкивается с общими проблемами, характерными для психологии управления. Сформированные на основе симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей психологические связи в организации определяют ее социально-психологический климат [2].
Качество социально-психологического климата в организации проявляется через психическое состояние и настроение работников, которые зависят от воздействия внешней среды и условий деятельности. Состояние и настроение сотрудников организации отражают социально-психологический климат и могут привести к неврозам и стрессам из-за негативных эмоциональных переживаний, таких как тревога, дискомфорт и непонимание в коллективе.
Для специалиста, занимающегося социальным управлением, необходимо обладать знанием о характеристиках социально-психологического климата в коллективе и признаках его неблагополучия. Это является одним из ключевых условий борьбы за высокое качество выполнения работы и преобладание соответствующего стиля повседневной жизни людей как важного фактора активизации творческого потенциала общества в
целом [1].
В связи с чем и определена тема выпускной квалификационной работы.
Тема работы «Стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения»
Цель исследования: определить стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения.
Объект исследования: работники государственного учреждения – руководители разного уровня.
Предмет исследования: стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики исследования.
3. Охарактеризовать стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
4. Провести сравнительный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
5. Провести корреляционный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
6. Сформулировать выводы и составить рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования – в процессе выполнения работы методологической базой исследования служит научные труды отечественных ученых в области социально-психологического климата в коллективе (Н. П. Ананьев [36], В. В. Бойко [67], В. И. Парферов [29], А. И. Донцов [14], Б. Д. Парыгин [16]). Теоретико-методологическая основа исследования базируется на научных идеях: - деятельностный подход К, Левин [63], Э. В. Вергилес [24], А. Л. Журавлёв [38], В. П. Захаров [40].
В качестве диагностического материала были использованы следующие методики:
1. Диагностика стилей руководства А. Л. Журавлева [38].
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О. С. Михалюка, А. Ю. Шалыто [55].
3. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой [48].
4. Анкета «Отношение к работе».
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия показателей стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
2. Связи стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня различаются.
База исследования представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Сбор данных происходил при помощи сервиса «Яндекс – формы» анонимно, рассылка осуществлялась психологом учреждения.
Выборка представлена работниками государственного учреждения в количестве 108 человек, из которых 93 женщины и 15 мужчин с разным стажем работы, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Изучение социально-психологического климата в современных условиях становится все более актуальным в связи с ростом требований к уровню эмоциональной вовлеченности работников в рабочий процесс. Управление производством сталкивается с общими проблемами, характерными для психологии управления. Сформированные на основе симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей психологические связи в организации определяют ее социально-психологический климат [2].
Качество социально-психологического климата в организации проявляется через психическое состояние и настроение работников, которые зависят от воздействия внешней среды и условий деятельности. Состояние и настроение сотрудников организации отражают социально-психологический климат и могут привести к неврозам и стрессам из-за негативных эмоциональных переживаний, таких как тревога, дискомфорт и непонимание в коллективе.
Для специалиста, занимающегося социальным управлением, необходимо обладать знанием о характеристиках социально-психологического климата в коллективе и признаках его неблагополучия. Это является одним из ключевых условий борьбы за высокое качество выполнения работы и преобладание соответствующего стиля повседневной жизни людей как важного фактора активизации творческого потенциала общества в
целом [1].
В связи с чем и определена тема выпускной квалификационной работы.
Тема работы «Стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения»
Цель исследования: определить стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения.
Объект исследования: работники государственного учреждения – руководители разного уровня.
Предмет исследования: стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики исследования.
3. Охарактеризовать стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
4. Провести сравнительный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
5. Провести корреляционный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
6. Сформулировать выводы и составить рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования – в процессе выполнения работы методологической базой исследования служит научные труды отечественных ученых в области социально-психологического климата в коллективе (Н. П. Ананьев [36], В. В. Бойко [67], В. И. Парферов [29], А. И. Донцов [14], Б. Д. Парыгин [16]). Теоретико-методологическая основа исследования базируется на научных идеях: - деятельностный подход К, Левин [63], Э. В. Вергилес [24], А. Л. Журавлёв [38], В. П. Захаров [40].
В качестве диагностического материала были использованы следующие методики:
1. Диагностика стилей руководства А. Л. Журавлева [38].
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О. С. Михалюка, А. Ю. Шалыто [55].
3. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой [48].
4. Анкета «Отношение к работе».
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия показателей стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
2. Связи стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня различаются.
База исследования представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Сбор данных происходил при помощи сервиса «Яндекс – формы» анонимно, рассылка осуществлялась психологом учреждения.
Выборка представлена работниками государственного учреждения в количестве 108 человек, из которых 93 женщины и 15 мужчин с разным стажем работы, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил, что взаимодействие в рамках работы влияет на социально-психологическую атмосферу, которая включает в себя взаимоотношения, здоровье личности и отношение к работе. В коллективе налаживание доверительных отношений и быстрое общение часто зависят от личностных черт, которые схожи между сотрудниками. Общение, как элемент деятельности, тесно связано с трудовыми аспектами и формирует три ключевых элемента атмосферы в коллективе: отношения к работе, личное самочувствие и взаимодействие с другими членами организации.
Оптимальные условия в социально-психологической атмосфере способствуют улучшению эффективности командной работы, способствуют развитию индивидуальности сотрудников и открывают новые психологические горизонты, а также активизируют существующие потенциалы. В условиях плохого социально-психологического климата в коллективе преобладает пессимизм, а уровень сплочённости сотрудников остаётся низким. Лидеры организаций должны сосредоточить свои усилия на развитии и улучшении социально-психологической обстановки, учитывая, как внутренние, так и внешние факторы.
В соответствии с целью исследования были подобраны методики, которые позволили определить социально-психологический климат в коллективе, стиль управления и стрессогенные факторы в деятельности руководителя в государственном учреждении, предоставляющем государственные и муниципальные услуги населению с разным стажем работы и с разным стилем управления. Выборка представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Общее количество исследуемых – 108 человек, что позволяет говорить о статистической достоверности полученных результатов.
Анализ исследования начальников государственного учреждения, предоставляющего государственные и муниципальные услуги населению, показал, что доминирует коллегиальный стиль управления среди руководителей структурных подразделений не зависимо от стажа работы, а также высокая заинтересованность к членам коллектива и интерес к совместной работе с коллегами. в коллективе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Полученные результаты говорят о благоприятном климате в коллективе, большинство респондентов коллектива чувствуют себя благополучно. Следует отметить, что почти у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но сильно тесных дружеских взаимоотношений нет.
В ходе статистического анализа было выявлено, что, не смотря на доминирующий коллегиальный стиль управления и благоприятную обстановку внутри коллектива, у руководителей трех структурных подразделений значительно доминируют показатели «психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством» и показатели «психологические перегрузки».
Корреляционный анализ показал, что четко определенный стиль управления дает направление, в котором необходимо двигаться руководителю и создает социально-психологический климат в коллективе, определяет желание, стремление работать в данном коллективе, общаться как в служебное, так и внерабочее время. Атмосфера в коллективе в свою очередь отражается и на деятельности руководителя, появлении у него или отсутствии стрессогенных факторов (стрессов, вызванных низкой компетентностью, перегрузок, конфликтности в деловом общении, напряженности с вышестоящим руководством).
В индивидуальных группах наличие взаимосвязей практически идентичны, в большинстве случаев количество связей уменьшается, за исключением групп руководителей со стажем работы в руководящей должности менее 10 лет – отражены статистически значимые взаимосвязи в директивном стиле управления; руководителей со стажем работы в руководящей должности более 10 лет – дополнительная взаимосвязь эмоционального компонента с напряженностью в отношениях с вышестоящим руководством; руководителей региональных секторов – дополнительная взаимосвязь с когнитивным компонентом. Также в некоторых группах меняется статистическая значимость взаимосвязей, они становятся крепче или наоборот ослабевают.
Рекомендации по результатам исследования:
1. Продолжать создавать условия для поддержки друг друга, делиться опытом и устанавливать более дружеские взаимоотношения при помощи совместных встреч вне рабочего времени.
2. Для профилактики психологической напряжённости можно практиковать открытое общение и поддержание атмосферы взаимоподдержки.
Оптимальные условия в социально-психологической атмосфере способствуют улучшению эффективности командной работы, способствуют развитию индивидуальности сотрудников и открывают новые психологические горизонты, а также активизируют существующие потенциалы. В условиях плохого социально-психологического климата в коллективе преобладает пессимизм, а уровень сплочённости сотрудников остаётся низким. Лидеры организаций должны сосредоточить свои усилия на развитии и улучшении социально-психологической обстановки, учитывая, как внутренние, так и внешние факторы.
В соответствии с целью исследования были подобраны методики, которые позволили определить социально-психологический климат в коллективе, стиль управления и стрессогенные факторы в деятельности руководителя в государственном учреждении, предоставляющем государственные и муниципальные услуги населению с разным стажем работы и с разным стилем управления. Выборка представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Общее количество исследуемых – 108 человек, что позволяет говорить о статистической достоверности полученных результатов.
Анализ исследования начальников государственного учреждения, предоставляющего государственные и муниципальные услуги населению, показал, что доминирует коллегиальный стиль управления среди руководителей структурных подразделений не зависимо от стажа работы, а также высокая заинтересованность к членам коллектива и интерес к совместной работе с коллегами. в коллективе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Полученные результаты говорят о благоприятном климате в коллективе, большинство респондентов коллектива чувствуют себя благополучно. Следует отметить, что почти у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но сильно тесных дружеских взаимоотношений нет.
В ходе статистического анализа было выявлено, что, не смотря на доминирующий коллегиальный стиль управления и благоприятную обстановку внутри коллектива, у руководителей трех структурных подразделений значительно доминируют показатели «психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством» и показатели «психологические перегрузки».
Корреляционный анализ показал, что четко определенный стиль управления дает направление, в котором необходимо двигаться руководителю и создает социально-психологический климат в коллективе, определяет желание, стремление работать в данном коллективе, общаться как в служебное, так и внерабочее время. Атмосфера в коллективе в свою очередь отражается и на деятельности руководителя, появлении у него или отсутствии стрессогенных факторов (стрессов, вызванных низкой компетентностью, перегрузок, конфликтности в деловом общении, напряженности с вышестоящим руководством).
В индивидуальных группах наличие взаимосвязей практически идентичны, в большинстве случаев количество связей уменьшается, за исключением групп руководителей со стажем работы в руководящей должности менее 10 лет – отражены статистически значимые взаимосвязи в директивном стиле управления; руководителей со стажем работы в руководящей должности более 10 лет – дополнительная взаимосвязь эмоционального компонента с напряженностью в отношениях с вышестоящим руководством; руководителей региональных секторов – дополнительная взаимосвязь с когнитивным компонентом. Также в некоторых группах меняется статистическая значимость взаимосвязей, они становятся крепче или наоборот ослабевают.
Рекомендации по результатам исследования:
1. Продолжать создавать условия для поддержки друг друга, делиться опытом и устанавливать более дружеские взаимоотношения при помощи совместных встреч вне рабочего времени.
2. Для профилактики психологической напряжённости можно практиковать открытое общение и поддержание атмосферы взаимоподдержки.



