Стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения (Петербургский государственный университет путей сообщения)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 108 работников государственного учреждения, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА, ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1 Понятия стилей руководства в психологической литературе 7
1.2 Отношение к работе и стресс-факторы мотивации трудовой деятельности……31
1.3 Понятие и сущность социально-психологического климата в коллектив 34
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1 Цели и задачи эмпирического исследования 48
2.2 Объем выборки и общая характеристика исследования 49
2.3 Характеристика психодиагностических методик, использованных в исследовании 49
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 54
3.1 Описательная статистика средних показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе. 54
3.2 Сравнительный анализ показателей стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 61
3.3 Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями стиля управления, социально-психологического климата в коллективе и стрессогенных факторов деятельности руководителей 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 114
Благоприятный социально-психологический климат в организации является ключевым фактором, который влияет на условия работы и определяет эффективность труда сотрудников. Человек, как общественное существо, очень чувствителен к взаимоотношениям между людьми, и поскольку на рабочем месте мы проводим значительную часть нашей жизни, психологическая атмосфера в коллективе становится ключевым фактором. При позитивном социально-психологическом климате сотрудники готовы переносить трудности и в то же время эффективно работать.
Изучение социально-психологического климата в современных условиях становится все более актуальным в связи с ростом требований к уровню эмоциональной вовлеченности работников в рабочий процесс. Управление производством сталкивается с общими проблемами, характерными для психологии управления. Сформированные на основе симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей психологические связи в организации определяют ее социально-психологический климат [2].
Качество социально-психологического климата в организации проявляется через психическое состояние и настроение работников, которые зависят от воздействия внешней среды и условий деятельности. Состояние и настроение сотрудников организации отражают социально-психологический климат и могут привести к неврозам и стрессам из-за негативных эмоциональных переживаний, таких как тревога, дискомфорт и непонимание в коллективе.
Для специалиста, занимающегося социальным управлением, необходимо обладать знанием о характеристиках социально-психологического климата в коллективе и признаках его неблагополучия. Это является одним из ключевых условий борьбы за высокое качество выполнения работы и преобладание соответствующего стиля повседневной жизни людей как важного фактора активизации творческого потенциала общества в
целом [1].
В связи с чем и определена тема выпускной квалификационной работы.
Тема работы «Стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения»
Цель исследования: определить стили руководства, отношение к работе и социально-психологический климат в коллективе работников государственного учреждения.
Объект исследования: работники государственного учреждения – руководители разного уровня.
Предмет исследования: стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики исследования.
3. Охарактеризовать стили управления, отношение к работе, социально-психологический климат в коллективе, стрессогенные факторы в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
4. Провести сравнительный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
5. Провести корреляционный анализ стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
6. Сформулировать выводы и составить рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования – в процессе выполнения работы методологической базой исследования служит научные труды отечественных ученых в области социально-психологического климата в коллективе (Н. П. Ананьев [36], В. В. Бойко [67], В. И. Парферов [29], А. И. Донцов [14], Б. Д. Парыгин [16]). Теоретико-методологическая основа исследования базируется на научных идеях: - деятельностный подход К, Левин [63], Э. В. Вергилес [24], А. Л. Журавлёв [38], В. П. Захаров [40].
В качестве диагностического материала были использованы следующие методики:
1. Диагностика стилей руководства А. Л. Журавлева [38].
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О. С. Михалюка, А. Ю. Шалыто [55].
3. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой [48].
4. Анкета «Отношение к работе».
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия показателей стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня.
2. Связи стилей управления, отношения к работе, оценки социально-психологического климата в коллективе, стрессогенных факторов в деятельности руководителей государственного учреждения разного уровня различаются.
База исследования представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Сбор данных происходил при помощи сервиса «Яндекс – формы» анонимно, рассылка осуществлялась психологом учреждения.
Выборка представлена работниками государственного учреждения в количестве 108 человек, из которых 93 женщины и 15 мужчин с разным стажем работы, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил, что взаимодействие в рамках работы влияет на социально-психологическую атмосферу, которая включает в себя взаимоотношения, здоровье личности и отношение к работе. В коллективе налаживание доверительных отношений и быстрое общение часто зависят от личностных черт, которые схожи между сотрудниками. Общение, как элемент деятельности, тесно связано с трудовыми аспектами и формирует три ключевых элемента атмосферы в коллективе: отношения к работе, личное самочувствие и взаимодействие с другими членами организации.
Оптимальные условия в социально-психологической атмосфере способствуют улучшению эффективности командной работы, способствуют развитию индивидуальности сотрудников и открывают новые психологические горизонты, а также активизируют существующие потенциалы. В условиях плохого социально-психологического климата в коллективе преобладает пессимизм, а уровень сплочённости сотрудников остаётся низким. Лидеры организаций должны сосредоточить свои усилия на развитии и улучшении социально-психологической обстановки, учитывая, как внутренние, так и внешние факторы.
В соответствии с целью исследования были подобраны методики, которые позволили определить социально-психологический климат в коллективе, стиль управления и стрессогенные факторы в деятельности руководителя в государственном учреждении, предоставляющем государственные и муниципальные услуги населению с разным стажем работы и с разным стилем управления. Выборка представлена государственным учреждением, предоставляющим государственные и муниципальные услуги населению. Общее количество исследуемых – 108 человек, что позволяет говорить о статистической достоверности полученных результатов.
Анализ исследования начальников государственного учреждения, предоставляющего государственные и муниципальные услуги населению, показал, что доминирует коллегиальный стиль управления среди руководителей структурных подразделений не зависимо от стажа работы, а также высокая заинтересованность к членам коллектива и интерес к совместной работе с коллегами. в коллективе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Полученные результаты говорят о благоприятном климате в коллективе, большинство респондентов коллектива чувствуют себя благополучно. Следует отметить, что почти у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но сильно тесных дружеских взаимоотношений нет.
В ходе статистического анализа было выявлено, что, не смотря на доминирующий коллегиальный стиль управления и благоприятную обстановку внутри коллектива, у руководителей трех структурных подразделений значительно доминируют показатели «психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством» и показатели «психологические перегрузки».
Корреляционный анализ показал, что четко определенный стиль управления дает направление, в котором необходимо двигаться руководителю и создает социально-психологический климат в коллективе, определяет желание, стремление работать в данном коллективе, общаться как в служебное, так и внерабочее время. Атмосфера в коллективе в свою очередь отражается и на деятельности руководителя, появлении у него или отсутствии стрессогенных факторов (стрессов, вызванных низкой компетентностью, перегрузок, конфликтности в деловом общении, напряженности с вышестоящим руководством).
В индивидуальных группах наличие взаимосвязей практически идентичны, в большинстве случаев количество связей уменьшается, за исключением групп руководителей со стажем работы в руководящей должности менее 10 лет – отражены статистически значимые взаимосвязи в директивном стиле управления; руководителей со стажем работы в руководящей должности более 10 лет – дополнительная взаимосвязь эмоционального компонента с напряженностью в отношениях с вышестоящим руководством; руководителей региональных секторов – дополнительная взаимосвязь с когнитивным компонентом. Также в некоторых группах меняется статистическая значимость взаимосвязей, они становятся крепче или наоборот ослабевают.
Рекомендации по результатам исследования:
1. Продолжать создавать условия для поддержки друг друга, делиться опытом и устанавливать более дружеские взаимоотношения при помощи совместных встреч вне рабочего времени.
2. Для профилактики психологической напряжённости можно практиковать открытое общение и поддержание атмосферы взаимоподдержки.
1. Авдеев, П. С. Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства / П. С. Авдеев // Экономика и менеджмент инновационных технологий. https://ekonomika.snauka.ru. – 2025. – URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6566 (дата обращения: 01.02.2025)
2. Агапов, В. С. Теоретические модели личности руководителя в отечественной психологии / В. С. Агапов // Социологические науки. – 2017. – №3. – С. 1–8.
3. Агарёва, А. М. Работа менеджера по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе / А. М. Агарёва, Е. В. Лисюкова // Экономика инфраструктурных преобразований: проблемы и перспективы развития. – 2024. – №1. – С. 204–207.
4. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 1997. – URL:http://economics.niv.ru/doc/dictionary/big-economic/fc/slovar-209-12.htm#zag-14925 (дата обращения 05.05.2025)
5. Аксенова, Т. В. Стили руководства. Оптимизация управленческой деятельности / Т. В. Аксенова, А. Р. Снигур, А. А. Назаров, А. С. Солнцева, А. С. Воронова // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей. – №1. – С. 1–12.
6. Алексеев, А. И. Социально-психологический климат в коллективе / А. И. Алексеев // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2020. – №44. – С. 4–8.
7. Анаева, З. К. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу – путь от животного к сверхчеловеку / З. К. Анаева, С. И. Хайдаева // Экономика и социум. – 2016 – С. 12–31.
8. Андреева, Г. М. Родь социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению / Г. М. Андреева //Бюллетень науки и практики. – 2019. – №5. С. 1–5.
9. Артюхова, И. В. Совершенствование системы управления персоналом в рамках развития предприятия / И. В. Артюхова, И. В. Мезенцева // Экономика Крыма. – 2019. – №1. – С. 25–30.
10. Астраханцева, Е. Ю. Профессиональное выгорание: критерии оценки и способы своевременного предотвращения / Е. Ю. Астраханцева, А. В. Кучумов, Л. Т. Печеная, А. А. Цыганов // Социология и психология труда. – 2023. №2. – С. 1–11.
11. Банайтис, Н. Г. Исследование социально психологического климата трудового коллектива / Н. Г. Банайтис // Социологические науки. – 2015. – №4. – С. 1-5.
12. Банишева, Л. И. Анализ благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе организации / Л. И. Банишева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №10-1. – С. 1-4.
13. Барсукова, А.В Сущность социально - психологического климата в организации и основы его формирования / А. В. Барсукова // Вопросы студенческой науки: https://elibrary.ru/. – 2019. №10. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42333132 (Дата обращения: 29.01.2025).
14. Беленькая, В. И. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе / В. И. Беленькая // Вестник международного института рынка. – 2021. – №1. – С. 61–70.
15. Бендюков, М. А. Классику отечественной социальной психологии Б. Д. Парыгину 80 лет / М. А. Бендюков // Социальная психология. – 2017. – №2. – С. 1–8.
16. Берберян, А. С. Особенности психологического климата коллектива в сфере управления / А. С. Берберян, А. С. Акопян // Четырнадцатая годичная научная конференция. – 2020. – №1. – С. 298–302.
17. Большая советская энциклопедия: портал. – Москва, 2025. – URL: https://gufo.me/dict/bse/Стресс (дата обращения: 27.03.2025).
18. Борисов, А. В. Предложения по улучшению взаимодействия лидера и руководителя для эффективности деятельности организации / А. В. Борисов, Н. П. Матыщина // Символ науки. – 2023. – №12–2. – С. 1–5.
19. Бурцев, А. О. Влияние стиля руководства на психологический климат организации (на примере служебных коллективов МВД России) / А. О. Бурцев, Н. Н. Тавтилова // Прикладная юридическая психология. – 2020. – №2-51. – С. 107–116.
20. Бусоедов, И. А. Социально-психологический климат в организации / Т. А. Гребенюк, Н. К. Семенова // Молодой учёный: https://elibrary.ru/. – 2016. №10–114) – URL: https://moluch.ru/archive/114/30176/ (Дата обращения: 29.01.2025)
21. Водяха, С. А. Проблемы психологического благополучия: материалы международной научно-практической конференции / С. А. Водяха. – Екатеринбург: [б. и.], 2021. — 554 с.
22. Габараева, З.В., Приоритет трудового законодательства над административным в служебных отношениях / З. В. Габараева // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2019. №.2. – С. 54.
23. Гаврилова, Е. И. Влияние социально-психологического климата организации на удовлетворенность трудом и мотивацию персонала / Е. И. Гаврилова, А. Д. Ложечкина // Ананьевские чтения. – 2021. – №1. – С. 286–287.
24. Герт, В. А. Деятельностный подход: этапы и перспективы развития / В. А. Герт // Педагогическое образование в России. – 2024. – №11. – С. 1–7.
25. Гилева, О. Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О. Б. Гилева // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С. 73–75.
26. Гладкая, В. В. Основы изучения психологического портрета руководителя / В. В. Гладкая // государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы. – 2023. – №1. – С. 448–452.
27. Головко, К. В. Взаимосвязь личностных характеристик с уровнем депрессивной симптоматики / К. В. Головко, А. Н. Крутолевич // Психологические науки. – 2019. – №1. – С. 1–14.
28. Грашкова, Т. А. Лидерство и социально-психологический климат в организации: взаимосвязь и влияние / Т. А. Грашкова // Психология и право. – 2021. №2. – С. 54–61.
29. Грушева, О. А. Теории темперамента / О. А. Грушева // Педагогика и психология. – 2019. – №1. – С. 1–4.
30. Гурьев, М. Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений / М. Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике. – 2019. – №1. – С. 1–9.
31. Гуськова, Е. А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой персонала / Е. А. Гуськова, Н. Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии: серия «психология». – 2014. – №2-16. – С. 1–13.
32. Деева, О. С. Зарубежные и отечественные способы профилактики профессиональных стрессов в организации / О. С. Деева, Т. А. Труфанова // Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. – Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2018 – С. 80–88.
33. Демидова, Е. А. Особенности формирования благоприятного климата в коллективе / Е. А. Демидова // Эпоха науки. – 2021. – №27. – С. 1–3.
34. Джигкаев, А. Т. Мотивационная теория Д. Макклелланда и ее роль в мотивации персонала / А. Т. Джигкаев // Образование и право. – 2023. – №2. – С. 1–4.
35. Духина, Т. Н. Проблема выбора стилей руководства в управленческой культуре: теоретический анализ / Т. Н. Духина // Историческая социально-образовательная мысль. – 2016. – №1-2. – С. 1–5.
36. Егоренков, Д. Б Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности / Д. Б. Егоренков // Молодой учёный. – 2021. №19. – С.61.
37. Елгина, Т. С. Б.Д. Парыгин и его концепция социально-психологического климата коллектива / Т. С. Елагина // Наука. Исследования. Практика. – 2020. – №2. – С. 74–75.
38. Журавлев, А. Л. Методика определения стиля управления / А. Л. Журавлев // Высшая школа психосоциальных технологий управления: https://psycademy.ru/. – 2025. – URL: https://psycademy.ru/pages/636/ (дата обращения: 01.02.2025
39. Загайнова, И. А. Социально-психологическая характеристика стилей управления руководителя / И. А. Загайнова, Е. А. Журавлев, О. Г. Купцова, О. Е. Баланчук // International journal of medicine and psychology. – 2022. – №5. – С. 40–44.
40. Зародина, В. В Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности / В. В. Зародина // Молодой учёный. – 2017. – №2–136. – URL: https://moluch.ru/archive/136/38081/ (Дата обращения: 29.01.2025)
41. Захаров, Д. В. В соотношении деятельностной и коммуникативной парадигмы в отечественной философии 60-80-х гг. XX в.: субъект объективный метод / Д. В. Захаров // Вестник ОГУ. – 2010. – №1–107. – С. 1–4.
42. Зотов, Н.О. Социально-психологический климат как фактор конкурентоспособности организации: отечественный и зарубежный опыт / Н. О. Зотов, С.В Чегринцова // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика. Сборник трудов конференции. – 2019. – №1. – С. 116–123.
43. Зуев, Д. Шесть ролей, которые руководитель играет каждый день / Д. Зуев // Генеральный директор. – 2023. – №1. – С. 1–5. – URL: https://www.gd.ru/articles/8860-qqq-16-m10-18-10-2016-roli-rukovoditelya (дата обращения: 18.02.2025)
44. Ковалева, С. В. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата трудового коллектива / С. В. Ковалева, С. Филиппченкова // Вестник тверского государственного университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. – 2020. – № 3–22. – С. 76–81.
45. Колношенко, В.И. Проблема лидерства в современном менеджменте / В. И. Колношенко, О.В. Колношенко // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2015. № 1. С. 84–95.
46. Кравцова, И. В. Эффективное лидерство и создание позитивного социально-психологического климата / И. В. Кравцова // Вопросы психологии и образования. – 2020. №24–4. – С. 72–80.
47. Куликова, Т. Н. Психологический подход к анализу стилей управления / Т. Н. Куликова, В. Н. Софьина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – №2. С. 1–5.
48. Ладанов, И. Д. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя / И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева // Файловый архив для студентов. – https://studfile.net/. 2025. – URL: https://studfile.net/preview/7812701/page:81/ (дата обращения: 01.02.2025)
49. Лазаренко, Л. А. Влияние социального климата в коллективе на эффективность деятельности организации / Л. А. Лазаренко, Т. Е. Хорольская // Международный журнал: естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – №28-2. – С. 1-7.
50. Латыпова, Ш. А. К вопросу о социально-психологическом климате в организациях с авторитарно-попустительским стилем управления / Ш. А. Латыпова, Н. А. Хаймовская // Социальная психология: вопросы теории и практики. – 2020. – №3. – С. 316–319.
51. Лауткина, С. В. Особенности социально-психологического климата в коллективе территориального центра социального обслуживания населения / С. В. Лауткина, А. И. Лукша // Наука – образованию, производству, экономике. – 2023. – №2. – С. 354–356.
52. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. — Москва Изд-во Юрайт, 2014. –398 с. — ISBN 978–5-9916–3405–2.
53. Магомедова, Х. Н. Влияние социально-психологического климата на мотивацию и производительность сотрудников / Х. Н. Магомедова, А. А. Рамазанов, Я. М. Х. Джумаева // Экономика и менеджмент. – 2023. – №2. – С. 1–10.
54. Михайлова, С. Ю. Особенности социально – психологического климата в коллективе и влияния стилей управления руководителя / С. Ю Михайлова, Д. Е. Смирнов // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №5. – С. 309-313.
55. Михалюк, О. С. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе / О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто // Психологический практикум. https://psylist.net/. – 2025. – URL: https://psylist.net/praktikum/00056.htm (дата обращения: 01.02.2025)
56. Мовсесян В. Э. Управление стрессом как один из способов повышения работоспособности сотрудников / В. Э. Мовсесян // Наука через призму времени. – 2017 – № 6 – С. 42–47.
57. Мудрова, И. О. Психолого-педагогические аспекты эффективного стиля руководства коллективом / И. О. Мудрова, С. Н. Савинков // Вестник РМАТ. – 2022. – №2. – С. 88–92.
58. Музыченко, Л. С. Учет профессиональных стрессов в управлении персоналом / Л. С. Музыченко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016 – № 1 (2). – С. 169–173.
59. Мусагитова, Я. Я. Применение мотивационной теории В. Врума в практической деятельности / Я. Я. Мусагитова // Вопросы студенческой науки. – № 2-18. – С. 1–4.
60. Найденова, Н.Н. Компетенции и социально-эмоциональное развитие / Н. Н. Найденова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – №1. – С. 152–156.
61. Пантелеев, С. Л. Адаптация теории мотивации Портера-Лоулера к современным условиям / С. Л. Пантелеев // Прочие социальные науки. – 2019. – №1. – С. 1–2.
62. Подданкова, П. В. Психологическое благополучие персонала в подразделениях с различным типом руководства / П. В. Подданкова // Роль бизнеса в трансформации общества. – 2022. – №1. – С. 586–588.
63. Савинков, С.Н. Исследование влияния стиля руководства на социально-психологический климат в производственном коллективе / С. Н. Савинков, И. О. Мудрова // Психолог. – 2024. – №1. – С. 30–38.
64. Светлова, Ю. М. Особенности социально-психологического климата в коллективе и влияния стилей управления руководителя / Ю. М. Светлова, Д. Е. Смирнов // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №5. – С. 1–5.
65. Сериков, А. Е. Концептуальный конструкт «поведение» в теории поля Курта Левина / А. Е. Сериков // Гуманитарный вектор. – 2020. – № 4. – С. 1–8.
66. Сошникова, А. И. Модель мотивации. Ф. Герцберга как одна из инструментов управления человеческой деятельностью в профессиональной сфере / А. И. Сошникова, А. А. Александров // Гуманитарный вестник. – 2019. – №1. – С. 1–11.
67. Толковый словарь Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008. – 432 с. – Отв. ред. В. И.
68. Труфанова, Т. А. Современные подходы профессиональными стрессами / Т. А. Труфанова // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015 – № 4 (44). – С. 77–84.
69. Хасанова, Г. Б. Психология управления трудовым коллективом / Г. Б. Хасанова. – Казань: Изд-во: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. – 260 с. – ISSN: 978-5-7882-1334-7.
70. Чекурашвили, Г. Р. Социально-психологический климат как основа продуктивного взаимодействия в организации // Научные исследования в психологии, 2022. – С. 45-52.
71. Шварева, К. Д. Роль психологического климата в организации / К. Д. Шварева // Экономика и социум. – 2019. – №7-62. – С. 1–4.
72. Шендель, Т. В. К вопросу об изучении социально-психологического климата на предприятии / Т. В. Шендель // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №2-36. – С. 1-4.
73. Шнайдер, В. Ф. Современные аспекты теории личности К. Г. Юнга / В. Ф. Шнайдер, Т. А. Талалуева // Символ науки. – 2021. – № 10-2. – С. 1–6.
74. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю. В. Щербатых. – Санкт–Петербург: Питер, 2006. – 256 с.
75. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. – М., 2013. – 600 с.
76. Якимчук, Е. Ю. Особенности стиля лидерства в общественных организациях с разным социально-психологическим климатом / Е. Ю. Якимчук, В. А. Орлов // МГППУ. – 2020. – С. 570-573
77. Янковская, О. В. Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском любительском коллективе / О. В. Янковская // Психология и образование. – 2014. – №3-4. – С. 1-7.
78. Яшкова, Е. В. Организационный климат как психологический фактор влияния на эффективность трудовой деятельности персонала / Е. В. Яшкова, Д. Ю. Вагин // Государственный советник. – 2019. – №1. – С. 1–5.