ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 5
1.1. Понятие и сущность мотивации. Современные концепции мотивации .... 5
1.2 Методы мотивации персонала в торговых организациях 21
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы нематериальной
мотивации в ООО «ВИЗАРДИ» 27
2.1. Общая характеристика и система управления в организации 27
2.2. Анализ системы мотивации в организации 35
2.3 Постановка проблем в системе мотивации ООО «ВИЗАРДИ» 39
2.4. Рекомендации по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала в ООО «ВИЗАРДИ» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета и инструкция для выявления мотивационного профиля Ричи и Мартин 59
Приложение Б. Интервью со стейкхолдерами 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности организации.[22]
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.[24]
В сфере нематериальной мотивации изучены далеко не все процессы. Это связано с тем, что нематериальная мотивация напрямую связана с внутренним миром человека - с психическими и психологическими процессами. А как известно, эта область науки до конца не изучена, следовательно, в исследуемой проблеме есть резервы для изучения и анализа.[25]
Для данной работы я взяла тему “ Управление нематериальной мотивацией персонала в торговых организациях ”. Я считаю эту тему актуальной, так как мотивация труда в торговых организациях позволяет решать традиционные проблемы этой отрасли: высокую текучесть персонала, качество сервиса. Тем более эта тема актуальна сейчас, когда многие современные организации испытывают финансовые трудности, а удержание сотрудников в свою очередь практически всегда влечет за собой гораздо меньшие расходы, чем привлечение новых сотрудников.
Объект исследования: мотивация персонала.
Предмет: методы мотивации персонала в ООО «ВИЗАРДИ».
Цель: разработать рекомендации по совершенствованию системы нематериальной мотивации в ООО «ВИЗАРДИ»
В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть ряд задач:
1. Изучить современные концепции мотивации, методы диагностики мотивации, а также особенности мотивации персонала в торговых организациях;
2. Провести анализ действующей системы мотивации персонала, применяемой в организации ООО «ВИЗАРДИ»;
3. Обосновать проблемы, возникающие в организации вследствие недостатков в системе нематериальной мотивации;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы нематериальной мотивации в ООО «ВИЗАРДИ»;
Методы исследования, используемые в работе: в первую очередь, это метод анализа литературы, анализ документов, анкетирование, самодиагностика «Метафора», интервью.
Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, представляют практическую значимость непосредственно для сотрудников предприятия ООО «ВИЗАРДИ», так как ранее исследование мотивации сотрудников не проводилось и собранные нами данные, а также предложенные рекомендации могут служить материалом для проведения работы с персоналом по развитию нематериальной мотивации на предприятии.
Структура работы состоит из введения, в котором представлена актуальность избранной темы, определены цель и задачи исследования, практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации персонала и особенности мотивации персонала в торговых организациях.
Во второй главе исследуется мотивация в ООО «ВИЗАРДИ», дана общая характеристика организации, произведен анализ мотивации персонала, представлены направления совершенствования мотивации персонала в ООО «ВИЗАРДИ». Далее следуют рекомендации, заключение, список литературы и приложений.
Мотивация - это внутреннее состояние человека, вызванное внешним или внутренним воздействием, связанное с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. Чем активнее будут действия человека, тем более высоки возможности удовлетворения различных потребностей.
Установили, что правильная система мотивации персонала способна определить весь успех и неуспех деятельности компании. Применение самых современных методик позволяет оказывать эффективное воздействие на деятельность каждого сотрудника компании. Из рассмотренного теоретического материала можно сделать вывод, что для построения эффективной системы мотивации персонала необходимо применять не только материальные методы мотивации, но и организационные методы и моральнопсихологические методы.
Выявлено, что действующая система мотивации сотрудников обладает следующими ключевыми недостатками:
1. Премиальная часть носит постоянный характер и воспринимается как обязательная надбавка к заработанной плате;
2. Персонал не привлекается в процесс разработки и принятия управленческих решений;
3. Отсутствие нематериальной мотивации;
4. Нет гибкого графика работы.
В целях повышения мотивации в ООО «ВИЗАРДИ» предложено:
1. Совершенствовать систему начисления коллективных и индивидуальных премий;
• Установить общий план магазина на месяц и индивидуальный план продаж для каждого сотрудника
Например:
Осуществлять премирование на основании коэффициента перевыполнения плана
Выполнение 50% -70 % 70%- 90 % 90%-100% От 100%
плана
Процент от
оборота 0,5% 1% 1,5% 2%
Допустим, оборот за месяц составил 800 тыс. рублей, при плане (700 тыс).
Тогда, % для каждого сотрудника составит 800 тыс * 2% = 16000 рублей.
• Разработать систему начисления премий, используя принцип информационной открытости и систему показателей, отражающих основные параметры деятельности организации.
Например:
Премия за выполнение общего плана 1000 рублей
Премия за выполнение личного плана 1000 рублей
Премия 10 продаж свыше 5 тыс. 1000 рублей
Премия максимальная продажа за месяц, среди сотрудников 1000 рублей
2. Вовлекать сотрудников в процесс разработки и принятия управленческих;
решений
Действия:
• Приглашение сотрудников в головной офис в г. Новосибирске;
• Своевременное информирование сотрудников (доска объявлений, информационные письма, отчеты, выступления руководителей);
• Создать «Банк идей», сотрудники высказывают свои мысли и актуальные идеи, поощрение предложений сотрудников.
3. Проработать систему нематериальной мотивации;
• Поощрения через смс в общем рабочем часе, телефонные звонки, рассылка постеров, электронные новостные рассылки;
• Публичное поздравление с днем рождения или юбилеем, публичное награждение за заслуги;
• Предоставление приоритета при составлении графика работы, отпуска;
• Вручение знаков отличия, мелкой продукции марки;
4. Внедрение «скользящего графика».
Возможность совмещать учебу с работой, отпуска на время учебы и т.д.
Внедрить учетный период — рабочий месяц: сотрудник вырабатывает положенную месячную норму рабочего времени за месяц, но в течение рабочего дня и рабочей недели он может не вырабатывать норму рабочего времени;
Действия:
• Сотрудники вместе со своим непосредственным руководителем разрабатывает и согласовывает оптимальную модель рабочей недели.
Если при обсуждении графика работник и его непосредственный руководитель не могут прийти к консенсусу, право принять окончательное решения переходит к руководителю более высокого уровня.
• Каждое структурное подразделение формирует консолидированную форму «Модель рабочей недели работников отдела» на месяц. Эта форма утверждается менеджером либо. Все согласования проводятся в электронном виде, что очень удобно.
Таким образом, в данной работе рассмотрены общие вопросы стратегии мотивации персонала компании. Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители организации должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, невозможно. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам.
52
1. Алехина О. Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 50-52.
2. Алехсеевский, B.C. - Менеджмент и синергетика устойчивого развития. M.,v2003. с. 254
3. Аржанова Я. Мотивация во время кризиса. Как удержать нужных сотрудников? [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrm.ru/db/hrm/vid/article/article.html (дата обращения: 10.03.2014).
4. Базарова Т. Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина - М.: ЮНИТИ, 2002. - 406 с.
5. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2002,- №4: С. 28-31.
6. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита,- 2001,- № 7.- Прил.: С. 44-47.
7. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий. - Минск: Современная школа, 2010. - 448 с.
8. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг,- 2001.- №I. - С. 88-101.
9. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 1997. - 368 с.
10. Богданов Ю. Н. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества,- 2001.- № II.- С. 14-19.
11. Бородкин Л. И. Об эволюции мотивации труда промышленных рабочих [Электронный ресурс]. URL: hppt://www.hist.msu.ru/Departmets/Ecohist/OBC/borodkin.htm (дата обращения:
10.03.2014).
12. Бурмистров А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом,- 2002,- № 7. - С. 48-49.
13. Вересов Н. Н. Делегирование в системе управленческих действий / Н. Н. Вересов.
- М.: ЮНИТИ, 2009. - 188 с.
14. Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог,- 1999. - №1. - С. 12-15.1.
13. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2002. - №4. - С. 23-34
15. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин - М.: Триада-ЛТД, 1996. - 384 с.
16. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: МГУ, 2005. - 324 с.
..67