Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА АБСУРДА В ПЬЕСЕ Н. САДУР «ЧУДНАЯ БАБА»

Работа №189723

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 Теоретические основания исследования 9
1.1. «Новая драма» как социокультурный феномен 9
1.2. Творчество Н. Садур в критических исследованиях 16
1.3. Понятие абсурда в драматургии рубежа XX-XXI вв 25
ГЛАВА 2 Абсурдный хронотоп в пьесе «Чудная баба» 29
2.1. «Поле»: природный хронотоп и возможность познания мира 30
2.2. «Группа товарищей»: замкнутый хронотоп как отражение социальной
реальности 38
ГЛАВА 3 Система персонажей в пьесе и ее семантика 41
3.1. «Поле»: столкновение героев разной природы 41
3.2. «Группа товарищей»: нарушение социальных законов 49
ГЛАВА 4 Речевое взаимодействие персонажей 62
4.1. «Поле»: диалог без понимания 64
4.2. «Группа товарищей»: коммуникация в ситуации отчуждения в коллективе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
ЛИТЕРАТУРА 85


Исследовательская работа посвящена изучению поэтики абсурда в пьесе Н. Садур «Чудная баба». Актуальность темы обусловлена вниманием литературоведения к эстетике и поэтике современной драматургии в целом и к использованию современными драматургами поэтики абсурда. Творчество Нины Садур, которое занимает пограничное положение в современном литературном процессе между авангардизмом, постмодернизмом и традицией театра абсурда, не получило целостного осмысления в научных работах. Пограничное положение Н. Садур в литературном процессе вызывает необходимость выделения элементов, взятых из различных художественных систем, но находящихся в органичном соединении в творчестве автора и определяющих особенности его художественного мира. Элементы поэтики абсурда являются, на наш взгляд, структурообразующими для художественного мира Н. Садур.
Объект исследования - пьеса Нины Садур «Чудная баба».
Предмет изучения - уровни и элементы поэтики абсурда в указанной пьесе.
Цель исследования - анализ поэтики абсурда в пьесе Н. Садур «Чудная баба».
Задачи:
1) выявить своеобразие творчества Нины Садур в контексте отечественной драматургии рубежа XX-XXI веков;
2) определить теоретические основания исследования: выявить границы понятия Новая драма, рассмотреть значение понятия «абсурд» в драматургии;
3) исследовать хронотоп пьесы;
4) проанализировать систему персонажей и ее семантику;
5) рассмотреть способы речевого взаимодействия персонажей в пьесе.
Новизна исследования обусловлена предлагаемым подходом к анализу пьесы. Творчество Н. Садур в целом и указанная пьеса рассматривались в аспектах мифопоэтики, поэтики сюжета, в контексте развития русской драматургии рубежа XX-XXI веков, изучалась тематическая и мотивная организация произведения. В работе продолжается предложенная О. Н. Зыряновой линия включения творчества Н. Садур в драму абсурда: пьеса «Чудная баба» анализируется в аспекте поэтики абсурда. В процессе изучения сюжетно-тематического плана, своеобразия хронотопа, системы персонажей и процесса их коммуникации были выделены элементы поэтики абсурда, имеющие для анализируемого произведения системообразующий характер. В работе впервые предпринято изучение особенностей коммуникации персонажей в пьесе «Чудная баба».
Теоретической базой исследования послужили работы по теории и истории литературы, драмы и театра, литературному процессу в России рубежа XX-XXI вв. (М. М. Бахтина, В. Е. Хализева, П. Пави, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, С. И. Тиминой, И. С. Скоропановой и др.), современной драме и творчеству Н. Садур (С. Я. Гончаровой-Грабовской, М. И. Громовой, Б. С. Бугрова, И. А. Канунниковой, О. Н. Зыряновой, О. В. Журчевой, И. И. Плехановой, О. В. Семеницкой Е. В. Старченко, Г. А. Симон и др.).
Методы исследования: историко-литературный, структурно
семиотический, герменевтический, мифопоэтический.
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит вклад в изучение творчества Нины Садур и ее пьесы «Чудная баба» в аспекте поэтики абсурда. Материалы работы могут быть использованы при подготовке курса «История русской литературы XX века», семинаров и спецкурсов по современной русской литературе, драматургии и театру.
Апробация материалов исследования проводилась в форме докладов на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, ТГУ, 19-21 апреля 2018 г.); Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, ТГУ, 18-20 апреля 2019 г.).
Структура работы определяется целью, задачами и спецификой материала. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пьеса Н. Садур «Чудная баба» воссоздает особое состояние мира, в котором исчезает граница между реальностью и фантастикой. В мире Садур мистическое вмешивается в жизнь людей, влияя на их мировосприятие, и разрушает привычные представления о действительности. В этом мире распадаются социальные связи между людьми, и на первый план выходит проблема поиска основ существования.
Абсурд как стилевой прием становится структурным принципом, формирующим картину мира, которая отражает потерю причинноследственных связей и хаотичность. Для героев Садур открывается иррациональность жизни, ее стихийность и непознаваемость, что ведет к отчуждению человека от общества и от себя самого. Героиня пьесы оказывается в пограничной ситуации, вызванной влиянием внешней силы, инобытия, и должна найти способ самоопределения, принцип выстраивания отношений с миром.
Хронотопические образы частей «Поле» и «Группа товарищей» противопоставляются на основании открытости (в первой части пьесы) и замкнутости (во второй части). Природный хронотоп поля наделяется характеристиками безграничности и многомерности: за реальным предметным пространством проявляется архаическое, что позволяет сделать вывод о его неоднородности. Ключевые образы поля и дороги в первой части пьесы связаны с устойчивыми сюжетными ситуациями. Поле, где заблудилась героиня пьесы, символизирует пустоту, раздробленность мира и одиночество человека, заброшенного в него. Однако, с другой стороны, открытость пространства поля дает возможность познания - диалога с миром (в противопоставлении замкнутому пространству второй части пьесы). В пьесе исчезает дорога как место судьбоносных для героев встреч, и встреча
происходит в поле. Хронотоп дороги превращается в хронотоп отсутствия дороги, и, таким образом, обесценивается сама ситуация встречи, которая может с равной долей вероятности произойти в любой точке пространства. Трансформация пространства (его смещение), показанная в первой части пьесы, отражает неустойчивость мира в целом. Деконструкция пространства оборачивается проявлением иррациональной сущности, непознаваемой обычным путем и требующей выхода за границы привычного понимания.
Замкнутый социальный хронотоп второй части пьесы ограничивает возможность познания, которую давало пространство поля. Существование героини пьесы Лидии Петровны сначала в так называемом мифологическом времени-пространстве, а потом ее возвращение в социальное измерение вызывает конфликт, который в финале разрешается вмешательством метафизической силы в жизнь героев. Анализ хронотопа пьесы позволяет заключить, что его неоднородность и трансформируемость относятся к ключевым проявлениям поэтики театра абсурда.
Исходная точка сюжета - нарушение состояния равновесия, в котором находилась героиня пьесы Лидия Петровна. Главная конфликтная ситуация заключается в открытии абсурда жизни, неспособности человека каким-либо образом противостоять этому и невозможности вернуться в исходное состояние неведения. Сознание Лидии Петровны изменяется под влиянием метафизической силы, воплощенной в образе Бабы. Баба - олицетворенная мистическая сущность, связанная с инобытием. Семантика этого образа амбивалентна: Баба связана со смертью, с природным космосом, равнодушным к человеку, но она одновременно дает возможность на духовное возрождение, открытие нового знания о мире.
В пьесе ставится проблема различения подлинности и неподлинности человеческого бытия. Мотив «муляжности» объединяет вторую часть пьесы, действие в конструкторском бюро выявляет глубинную искусственность жизни, и задачей персонажей становится доказательство подлинности существования. Под искусственностью подразумевается не только 83
фантастическая подмена всего мира на муляжи, но и современный мир, где каждому отведена определенная роль. Выйти за границы роли - значит доказать свою подлинность, но это недоступно никому из персонажей. Лидия Петровна стремится к тому, чтобы освободиться от роли: для нее обессмысливаются прежние ценности, теряется связь с привычным миром, но выход в новое состояние оказывается сложным и болезненным.
В коммуникации процесс утраты связей между людьми проявляется в отчуждении персонажей друг от друга. Взаимодействие Лидии Петровны и Бабы в первой части пьесы отражает сложность диалога рационализированного сознания с тем, что выходит за его границы. Ситуация показывает непринятие Лидией Петровной опыта познания себя и мира, в частности, ее невозможность ответить на качественно другое Слово - свободное, открытое миру, каким владеет Баба.
Некоммуникабельность персонажей усиливается во второй части пьесы, где ситуация общения между коллегами формализует отношения и заставляет следовать социальной роли. Отчужденность и разобщенность людей подчеркивается их отказом от разговора, молчанием, стремлением обратить ситуацию, объявив героиню сумасшедшей. Исполнение провокационной роли Бабы по отношению к коллегам не позволяет Лидии Петровне повлиять на них, заставив стать другими. Изменение восприятия героини не позволяет ей больше находиться в коллективе, и окончательный разрыв коммуникации после попытки наладить контакт с Другим влечет за собой побег Лидии Петровны. Сквозной мотив сумасшествия (в первой части пьесы Лидия Петровна воспринимала Бабу как душевнобольную женщину, во второй сумасшедшей считают ее саму) возникает как единственный способ существования в условиях невозможности коммуникации.



1. Абсурд и вокруг: сборник статей / отв. ред. О. Буренина. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 448 с.
2. Анищенко М. Г. Драма абсурда как опыт переоформления фонда классической литературы // Театр. Живопись. Кино. Музыка: сборник научных трудов. - М. : Изд-во ГИТИС, 2010. - №3. - С. 28-41.
3. Архипова Ю. В. Художественная специфика немой сцены «Ревизора» // Известия Уральского государственного университета. - 2002. - № 24. - С. 143-152.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. - М. : Худож. лит., 1975. - С. 234-408.
5. Болотян И. М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. М. Болотян. - М., 2008. - 25 с.
6. Бугров Б. С. Дух творчества (Об отечественной драматургии конца века) // Русская словесность. - 2000. - № 2. - С. 20-28.
7. Васильева С. С. Пути развития русской драматургии конца XX века // Вестник ВолГУ. - 2008. - Вып. 11. - С. 96-101.
8. Вдовиченко О. В. Онтологические основания абсурда в контексте экзистенциальной философии // Вестник ОГУ. - 2008. - №7. - С. 70-74.
9. Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 320 с.
10. Воробьева Т. Л. Поэтика пьесы Н. Садур «Чудная баба»: мистикомифологические мотивы и образы // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - №3. - С. 152-162.
11. Воронин В. С. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте / В. С. Воронин. - Волгоград, 1999. - 168 с.
12. Гадамер Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.
13. Гончарова-Грабовская С. Я. Поэтика современной русской драмы (конец XX
- начало XXI века): Уч.-метод. пособие / С. Я. Гончарова-Грабовская. - Минск : БГУ, 2003. - 70 с.
14. Гончарова-Грабовская С. Я. Пространственно-временной континуум в русской драме конца XX - начала XXI вв. // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Вып. III. - Минск : БГУ, 2004. - С. 58-74.
15. Гончарова-Грабовская С. Я. Комедия в русской драматургии конца XX - начала XXI века / С. Я. Гончарова-Грабовская. - М., 2006. - 280 с.
..87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ