Введение 5
1. Теоретические основы исследования 8
1.1 Медиалингвистика как научное направление 8
1.2 Медиадискурс и медиатекст как основные единицы медиалингвистики 9
1.3 Категория вежливости и речевой этикет в русском языке 10
1.4 Новые изменения в русском речевом этикете ( на материале СМИ) 12
2. Речевой этикет в просветительских радиопрограммах 15
2.1 Характеристика изученных радиопрограмм 15
2.2 Средства речевого этикета в радиопрограмме «На двух стульях» 18
2.3 Средства речевого этикета в радиопрограмме «Книжное казино» 23
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Внимание исследователей к средствам массовой коммуникации и к процессам в разных языках доказывает, что СМИ до сих пор являются одним из важнейших общественных институтов, который формирует языковые вкусы общества и оказывает влияние на нормы речевого поведения и, безусловно, на культуру мира.
Речевой этикет понимается нами более широко, чем просто специализированные приёмы установления, поддержания и размыкания контактов коммуникантов, а речевой этикет - это выработанные правила и нормы речевого поведения в обществе, помогающие предупреждать конфликты в разговоре, развивающие гармонизацию речевого взаимодействия коммуникантов для достижения эффективности в коммуникации [Кормилицына, Сиротинина, С. 5]. Вслед за В. Е. Гольдиным, подробно рассматриваем категорию вежливости в рамках этикета и определяем в качестве «главного принципа пользования этикетными знаками соответствие места, роли, предлагаемых адресантом адресату с помощью знаков этикета, месту, роли, на которые адресат, как ему представляется, имеет право».
Актуальность данного исследования состоит в том » что в настоящее время растет внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи. Возрастает диалогичность общения, происходит своеобразная диалогизация информационной социальной жизни общества. В этой ситуации происходит изменение языка, в том числе и такой регламентированной сферы, как речевой этикет. Изучение активных процессов в современном русском речевом этикете позволит увидеть, как меняется русский язык.
Решение этих проблем имеет теоретическое и прикладное значение для преподавания как современного русского языка, так и русского как иностранного, а также для работников в сфере массовой информации, коммуникации.
Цель работы - выявить и описать языковые средства выражения этикетных формул как составляющих речевого этикета в просветительском медиадискурсе на примере просветительских радиопрограмм.
Задачи:
1) Разработать концепцию исследования, обобщить существующие направления и подходы в изучении медиадискурса, радиодискурса, изменения в современном русском речевом этикете с позиции теории речевого общения;
2) Собрать материал для исследования и рассмотреть использование этикетных речевых формул в радиопрограммах «На двух стульях» и «Книжное казино»;
3) Выявить и охарактеризовать языковые средства выражения речевого этикета в просветительском радиодискурсе.
Объект исследования - речевой этикет в просветительских радиопрограммах «На двух стульях» и «Книжное казино».
Предмет исследования - языковые средства выражения этикетных формул как составляющих речевого этикета.
Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются активные процессы в области речевого этикета в сфере современной медиакоммуникации, что позволяет наиболее полно отобразить новые явления в речи и общении.
Материалом исследования являются выпуски радиопрограммы «На двух стульях» и «Книжное казино» («Эхо Москвы»). Данная работа посвящена не только изучению теоретического материала о медиалингвистике и речевом этикете, но живой коммуникации в массмедиа. На веб-странице радиопрограммы можно послушать радиопередачу, посмотреть видео и скачать, что позволяет знакомиться с радиопрограммами в любое удобное время.
Единицей анализа является высказывание, включающее формулу речевого этикета.
Методы исследования. Основными методами исследования стали коммуникативно-парадигматический анализ и лингвистический анализ. Коммуникативно-прагматический анализ позволяет изучать речевую деятельность в процессе реальной коммуникации с учетом всех экстралингвистических факторов. Лингвистический метод используется при анализе языковых средств.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при обучении речевому этикету на курсах по русскому языку как иностранному, курсах по культуре речи и стилистике.
Теоретическая основа исследования. Изучены работы по медиалингвистике и медиадискурсу: Т. Г. Добросклонская, О. И. Таюпова, Н. Г. Нестерова, А. В. Матвеева, В. Е. Гольдин, А. П. Пахомова и др.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Радиопрограмма «На двух стульях» и «Книжное казино» представляют собой пример культурно-просветительского радиодискурса. Это маркировано употреблением разнообразных форм речевого этикета, характерных как для официального, так и для неофициального общения.
Радиопередача «На двух стульях» проходит в более официальном стиле общения, что отражается на сфере речевого этикета: ведущие используют традиционные средства речевого этикета, почти нет новых этикетных формул современного русского языка.
Радиопередача «Книжное казино» - более свободная по стилю общения, что позволяет ведущим использовать разнообразные этикетные формулы. На примере их речи мы смогли выделить новые этикетные формулы русского языка.
Радиопрограммы «На двух стульях» и «Книжное казино» имеют большое значение в обучении русскому языку как иностранному: иностранцы смогут не только обогатить свою речь, но и правильно употреблять формулы речевого этикета в современном обществе и понимать новые формулы речевого этикета.
Потенциальным направлением исследования можно назвать изучение коммуникативных стратегий вежливости в радиопрограммах и более подробный анализ средств выражения речевого этикета в современных СМИ.
1. Бгажноков Б. Х. Коммуникативное поведение и культура: (К определению предмета этнографии общения) // Советская этнография. - 1978. - № 5. - С. 3-17.
2. Батищева Н. В. Речевой этикет в логосфере современных печатных СМИ // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста - 2018. - № 3(11). - С. 3-9.
3. Гольдин В. Е. Этикет и речь. - Саратов, 1978.
4. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс: теория и методы изучения // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. - 2014. - № 13(184). - С .48-56.
5. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. - 2015. - № 1(6). - С. 45-56.
6. Жаркова Т.В. Медиалингвистика и её роль в исследовании языка современных массмедиа // Сборник научных трудов Sworld - 2013. - № 2.- С.64 - 68.
7. Желтухина М.Р. Роль информации в медиадискурсе // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета - 2013. - № 1 - С.7 - 11.
8. Комаева Р.З., Мисиков С.А. Особенности речевого этикета и соблюдение его как в быту, так и современными СМИ // Журналистика ХХ1 века - 2018. - № 4 - С.44 - 47.
9. Кормилицина М. А., Сиротинина О. Б. Речевой этикет в СМИ
как фактор влияния на речевую культуру российского общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. -2015.- № 1.- С. 5-9.
10. Клименко О.К. Категория вежливости и речевой этикет в русском языке // Русский язык в современном обществе: функциональные и статусные характеристики - 2005. - № 6- С. 85 - 101
11. Кормилицына М.А. Сиротинина О. Б. Речевой этикет в СМИ как фактор влияния на речевую культуру российского общества // Известия Саратовского университета - 2015 . - № 1 - С.5 - 9
12. Лукоянова Ю.К. Основные изменения в русском речевом этикете на рубеже ХХ - ХХ1 веков. // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки - 2011. - № 6 - С. 227 - 233.
13. Ларина Т. В. Категория "вежливость" как отражение социальнокультурных отношений (на материале английской и русской коммуникативных культур) // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация - 2003. - № 4- С.139-149.
14. Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативнопрагматический аспект) // Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015- 320c.
15. Орлов Г.А. Современная английская разговорная речь. // Учебное пособие для вузов по специальности «Английский язык и литература» - 1991. - С. 240.
..28