Реферат 3
Введение 4
Глава 1 финансирование лесного хозяйства в России 6
Глава 2 Общие сведения и сфера деятельности ОГАУ «Томсклесхоз» 17
2.1 Бюджет и финансирование 21
Глава 3 Формирование государственного задания 25
3.1 Финансовое обеспечение государственного задания 34
3.2 Выполнение государственного задания 43
Глава 4 Анализ доходов и расходов за период с 2022 по 2024 годы 46
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 59
В современных условиях для лесного хозяйства России особую актуальность приобретает исследование системы финансирования данной отрасли. Это обусловлено тем, что лесное хозяйство является не только источником древесных ресурсов, но и сложной экосистемой, оказывающей глобальное влияние на биосферу планеты. Россия, занимая первое место в мире по площади лесов и запасам древесины, сталкивается с необходимостью эффективного управления национальными лесными богатствами, что невозможно без совершенствования системы финансирования отрасли.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оптимизации системы финансирования лесного хозяйства на региональном уровне. В условиях постоянного поиска баланса между коммерческой эксплуатацией лесных ресурсов и природоохранными задачами особенно важно понимать механизмы финансового обеспечения отрасли и пути их совершенствования.
Целью данной работы является анализ системы финансирования лесного хозяйства на примере ОГАУ «Томсклесхоз» и выявление путей её совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоретические основы финансирования лесного хозяйства в России;
• изучить особенности деятельности и систему финансирования ОГАУ «Томсклесхоз»;
• проанализировать формирование государственного задания и его финансовое обеспечение;
• рассмотреть механизмы бюджетного и внебюджетного финансирования учреждения.
Предметом исследования - ОГАУ «Томсклесхоз».
Объектом научного исследования является система финансового обеспечения лесного хозяйства Томской области, которая была изучена на основе материалов областного государственного автономного учреждения «Томсклесхоз». Исследование охватывает анализ производственнохозяйственной деятельности, включая финансовые показатели, доходы и расходы, а также источники привлечения капитала.
В ходе работы были использованы данные бухгалтерской и статистической отчетности учреждения, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность лесного хозяйства, а также научные публикации по теме исследования. Исследование базируется на системном подходе к анализу финансовых процессов в отрасли.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение, а также содержит 1 рисунок, 23 таблицы и 2 графика. Список литературы насчитывает 25 наименований, из которых 17 опубликованы за последние 5 лет, что свидетельствует об актуальности использованного материала.
Особую благодарность хотелось бы выразить Саксман Светлане Александровне за предоставление необходимой документации и помощь в работе с отчетными материалами.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были успешно решены все поставленные задачи. Проведенный анализ системы финансирования лесного хозяйства на примере областного государственного автономного учреждения «Томсклесхоз» позволил не только достичь намеченной цели, но и определить направления её оптимизации. Научный руководитель подтвердил выполнение всех запланированных исследовательских задач: исследованы теоретические основы
финансирования лесного хозяйства в России, изучены особенности деятельности и система финансирования ОГАУ «Томсклесхоз», проанализировано формирование государственного задания и его финансовое обеспечение, рассмотрены механизмы внебюджетного финансирования учреждения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, для обеспечения эффективной работы лесного комплекса Российской Федерации необходим системный подход, который предусматривает сбалансированное решение нескольких ключевых задач:
1. Удовлетворение общественных потребностей в древесине и недревесных лесных ресурсах.
2. Осуществление мероприятий по воспроизводству лесных богатств страны.
3. Поддержание экологических и социальных функций лесных массивов.
При этом критически важно создать такую систему управления лесным хозяйством, которая бы обеспечивала равномерное развитие всех направлений деятельности. Недопустимо чрезмерное акцентирование внимания на какой- либо одной задаче в ущерб остальным, поскольку это может привести к дисбалансу в функционировании лесного комплекса в целом .
Во-вторых, ОГАУ «Томсклесхоз» имеет важнейшее значение для Томской области. Учреждение осуществляет широкий спектр работ, включая мониторинг пожарной опасности, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, таких как рубки ухода и уборка неликвидной древесины, а также лесовосстановление, включающее посадку сеянцев и уход за лесными культурами. Эти работы не только способствуют сохранению лесных богатств Томской области, занимающей значительную часть ее территории, но и обеспечивают экологическую безопасность, поддерживают биоразнообразие. Кроме того, устойчивое управление лесами, осуществляемое ОГАУ «Томсклесхоз», создает основу для развития лесопромышленного комплекса региона, обеспечивая занятость населения и поступление налогов в бюджет.
В-третьих, значительное изменение объемов государственных работ и нормативных затрат на их выполнение, зафиксированное в 2024 году, свидетельствует о необходимости совершенствования системы планирования и управления финансовыми ресурсами. В частности, изменение объемов государственных работ, выразившееся в увеличении площади сплошной санитарной рубки (отклонение составило 562,16 га) и рубок ухода - проходных рубок (отклонение составило 576,20 га) привело к соответствующей корректировке нормативных затрат.
В-четвертых, в 2022 году совокупные доходы организации достигли 291,6 млн рублей. Более половины (57,7%, или 168,3 млн рублей) поступило от приносящей доход деятельности, причем 95% этой суммы сформировали доходы от оказания услуг. Бюджетное финансирование заняло 41,7% общей структуры, составив 121,7 млн рублей.
Расходы года превысили доходы, достигнув 312,5 млн рублей. Основной статьей затрат стала оплата труда 155,9 млн рублей (49,9% расходов). На прочие нужды, включая операционные и административные издержки, пришлось 112 млн рублей (35,9%). Итогом года стал чистый операционный убыток в размере (24,8) млн рублей. Несмотря на убыточность бюджетного финансирования (34,9) млн. рублей, финансовый результат в виде убытка был существенно уменьшен за счёт прибыли от собственной деятельности 10,1 млн. рублей. Это отражает необходимость оптимизации расходов и усиления доходных направлений для достижения финансовой стабильности.
В 2023 году организация достигла совокупных доходов в размере 228,9 млн. рублей. Структура доходов сложилась следующим образом: бюджетное финансирование составило 155,7 млн. рублей, собственная прибыль 79,1 млн. рублей, доходы от собственности 1,3 млн. рублей. Отрицательное значение показали прочие доходы (7,1) млн. рублей, что может указывать на неучтенные расходы или убытки от побочных операций.
Расходы организации за год составили 225,7 млн. рублей. Наибольшую долю (61%) заняла оплата труда — 137,7 млн. рублей. На прочие расходы пришлось 71,7 млн. рублей (31% от общей суммы). По итогам года организация получила минимальный чистый операционный доход в размере 57,1 тыс. рублей, что свидетельствует о практически нулевом финансовом результате в виде прибыли.
В 2024 году доходы выросли до 342,5 млн. рублей. Доходы от оказания услуг составили 321,6 млн. рублей, что составляет 93,8% от общей суммы доходов. При этом, бюджетное финансирование составило 207,8 млн рублей, а собственная прибыль - 113,4 млн. рублей. Доходы от собственности
составили 16 млн. рублей, или 4,7% от общей суммы доходов. Прочие доходы составили 5,3 млн. рублей, или 1,5% от общей суммы доходов. Расходы в 2024 году составили 352,3 млн. рублей, что на 9,8 млн. рублей больше, чем доходы. Основными статьями расходов являлись оплата труда, составившая 205,7 млн. рублей, или 58,4% от общей суммы расходов, и прочие расходы, составившие 112,7 млн. рублей, или 41,6% от общей суммы расходов. Чистый операционный доход в 2024 году оказался отрицательным и составил (14,9) млн. рублей.
Анализ данных показывает, что основной проблемой ОГАУ «Томсклесхоз» является нестабильность финансовых результатов, где убытки в 2022 и 2024 годах перекрываются символической прибылью в 2023 году.
Основными факторами, влияющими на финансовую устойчивость, являются: высокая трудоёмкость, которая выражается в большой доли расходов на оплату труда, а также прочие расходы, связанные с использованием дорогостоящего имущества.
Необходимо также отметить, что в 2023 году аудитом Контрольно - счетной палаты было выявлено нецелевое использование 923,7 тыс. рублей, что указывает на необходимость усиления контроля за расходованием средств.
Таким образом, финансовое состояние ОГАУ «Томсклесхоз» требует принятия мер по оптимизации расходов, повышению эффективности собственной деятельности, диверсификации источников дохода и внедрению современных методов управления.
В заключение, необходимо отметить, что для обеспечения устойчивого развития лесного комплекса Томской области необходимо не только эффективное выполнение функций по охране и воспроизводству лесов, но и финансовая стабильность предприятий лесного хозяйства. Для этого необходимо оптимизировать структуру расходов, повысить эффективность собственной деятельности, диверсифицировать источники дохода и разработать долгосрочную стратегию развития предприятия. Также необходимо постоянное ведение финансового учёта, который даёт возможность эффективно использовать финансовые средства и положительные результаты.
Для лесного хозяйства России характерно наличие бюджетно-сметной системы финансирования, которая негативно влияет на развитие рыночных отношений в лесном комплексе. Мы считаем, что для эффективного лесоуправления необходимо оптимальное сочетание плановых и рыночных методов ведения производственно-хозяйственной деятельности. При преодолении существующих трудностей, связанных с современной экономической ситуацией в стране ОГАУ «Томсклесхоз» может стабильно и успешно развиваться в будущем.
1. Приказ Рослесхоза от 03.12.1998 N 203 "Об утверждении отраслевого
стандарта ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и
определения"[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Сайт URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=55 5387#09786058289142023
2. Морковина С.С., Зиновьева И.С., Сибиряткина И.В. [Анализ финансовых потоков в системе лесного хозяйства] // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №46.
3. Анучин Н.П. Теоретические основы построения хозяйства в лесах СССР // Лесохозяйственная информация. 2003. № 4. 36 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации федеральный закон от
31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) [Электронный ресурс] Режим
доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/
5. Официальный сайт Департамента лесного хозяйства Томской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://deples.tomsk.gov.ru
6. ОГАУ "Томское лесохозяйственное производственное объединение" [Электронный ресурс] Режим доступа Проблемы финансирования лесного: https://deples.tomsk.gov.ru/people/front/view/id/968
7. Реквизиты ОГАУ «Томсклесхоз» [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://www. sravni.ru/kontragent/7017251534-701701001/
8. Официальный сайт для размещения информации об учреждениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// http://bus.gov.ru/
9. Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/467941658
10. Нецелевые траты, проблемы с закупками: Счетная палата Томской области нашла нарушения на 259 млн руб. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vtomske.ru/news/203540-necelevye-traty-problemy-s-zakupkami- schetnaya-palata-tomskoi-oblasti-nashla-narusheniya-na-259-mln-rub
11. Распоряжение Администрации Томской области от 02.10.2013 №761 - «о создании областного государственного автономного учреждения «Томское лесохозяйственное производственное объединение».
12. Распоряжение Администрации Томской области от 28.12.2017 № 821 - «Об установлении Порядка формирования, ведения и утверждения регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ».
13. Распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 18.01.2024 № 0027 «Об утверждении государственного задания Областному государственному автономному учреждению «Томское лесохозяйственное производственное объединение» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
14. Постановлением Администрации Томской области от 14.10.2015 № 375а «Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания»
15. Колданов, Василий Яковлевич. Очерки истории советского лесного хозяйства / В. Я. Колданов; [Вступ. ст. Д. М. Гиряева]; Гос. ком. СССР по лесу, Гл. науч.-техн. упр. - Москва: Экология, 1992. - 254, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-71200694-4: 10 р.
..25