Введение 3
1 Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в 12
1.1 Процесс диаспорализации евреев в сибирском переселенческом обществе (XIX -
начало XX в.) 12
1.2 Социально-экономические деятельность евреев Томской губернии и их реализация во второй половине XIX - начале XX в 21
1.3 Институционализация еврейской общины в Томской губернии 26
1.3.1 Религия как форма жизни. Создание и деятельность молитвенных учреждений 27
1.3.2 Образовательные и культурно-просветительские еврейские организации второй половины XIX - начале XX в. в Томской губернии 32
2. «Еврейство» Сибири в 1990-х - начале 2000-х гг. (на примере евреев г. Томска) 37
2.1 Восстановление еврейских организаций на территории России в постсоветское время и их роль в мультикультурном пространстве городов Сибири 40
2.2 Воссоздание еврейской общинной жизни. Маркеры, репрезентирующие еврейство г. Томска на рубеже XX-XXI вв 43
3 Общие тенденции и различия в развитии еврейской общины Томска на рубеже XIX-XX и
XX-XXI вв.: прошлое и настоящее 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А Гайд полуструктурированного экспертного интервью с председателем и старостой Томской еврейской религиозной общины: 64
Приложение Б Гайд полуструктурированного интервью с членами молодежного клуба Томской еврейской религиозной общины «Eurostars»: 65
Приложение В Онлайн-анкетирование участников групп
Россия - одно из самых многонациональных государств мира. История становления Российского государства неразрывно связана с процессами формирования его населения. Возникновение национальных меньшинств есть результат процессов, связанных с трансформацией и взаимодействием друг с другом государств, изменением их границ, а так же массовыми миграциями. Россия во второй половине XIX - начале XX в. развивалась под знаком высокой миграционной активности, что привело к увеличению ее национального состава и дисперсности расселения ее национальностей. Присутствие национальных меньшинств на территории государств формирует сложный комплекс политических, социально-экономических, культурных проблем, связанных с поиском баланса государственных и этнических интересов, среди которых доминируют сохранение этнокультурного наследия и самобытности меньшинств, определение их правового статуса, обеспечение прав и защиты их интересов. Важнейшей особенностью общественнополитической жизни современной России является признание этничности, национальных различий и интересов делом естественным и законным.
Особый интерес вызывает изучение национальных меньшинств территория Сибири. Именно этот регион, несмотря на политическую нестабильность и экономическую разруху во второй половине XIX - начале XX в. содержал большое количество пришлого инонационального населения. Сибирь - территория интенсивной колонизации, с одной стороны, для которой характерен приток ссыльных и каторжных, а с другой стороны, благодаря этому формировалось население, которое отражало всю пестроту этнического состава и многообразие культур и религий.
Степень изученности. Изучение истории национальных меньшинств, в частности, евреев на территории Сибири не принадлежит к числу популярных тем для сюжетов отечественной или зарубежной историографии. Интенсивное изучение проблемы началось в последней трети прошлого столетия. По характеру, объему, субъективности и степени научности литература делится на периоды: досоветский, советский и постсоветский. Не стоит забывать, что литература также бывает философской, публицистической, исторической. Особое внимание при исследовании уделялось группе литературы, которая является исторической. Она освещает различные стороны жизни евреев: образование, культуру, религиозную жизнь, правовое или социально-экономическое положение евреев определенного региона в тот или иной исторический период.
Положение евреев в Сибири невозможно исследовать без общих знаний о развитии еврейства в России в целом. С этой целью при написании бакалаврской работы, использовалась «История евреев России» под редакцией Л Прайсмана1, в которой представлено последовательное изложение от древнейших времен до наших дней истории российского еврейства, которая с одной стороны, представляет собой аспект истории России, с другой - часть всемирной истории еврейского народа. Также использовались работы Ф. С. Канделя2, об истории евреев Российской империи, от первого раздела Польши, когда десятки тысяч евреев стали российскими подданными, и до1917 г., который обозначил веху на их историческом пути. Результаты современных исследований по истории евреев публиковались на страницах журналов «Диаспоры», «Вестник еврейского университета».
Всю историографию, использованную в исследовательской работе, можно разделить на две группы. К первой относятся общие работы по истории евреев Сибири, среди них следует выделить фундаментальный труд Л.В. Кальминойз, посвященный изучению внутриобщинной жизни восточносибирских евреев, и монографию И.В. Нам4 по истории общественной деятельности национальных меньшинств Сибири и Дальнего Востока, в которой прослеживаются пути появления евреев в регионе, исследуются формы их самоорганизации и национального самоуправления, рассматриваются участие в общественной и политической жизни и попытки осуществления культурно-национальной автономии. Монография является основополагающей для настоящей бакалаврской работы. Вклад в исследование хозяйственной жизни Западной Сибири, взаимоотношений евреев с окружающим их населением в дореволюционный период рассматривает в своей монографии Ю.М. Гончаров5.
В середине 1990-х - начале 2000 гг. появляются работы, специально посвященные изучению евреев Томска и Томской губернии в рассматриваемый период были защищены кандидатские диссертации Н.Б. Галашовойб и О.С. Ульяновой? с последующей публикацией монографий, которые охватывают широкий спектр проблем по формированию и деятельности
1Прайсман Л. История евреев России: учебник. М., 2005. 725 с.
2 Кандель Ф. Очерки времен и событий из истории Российских евреев (1772-1882гг.). Ч.2 [Электронный ресурс] // URL: https://refdb.ru/look/1927789-p27.html , свободный (дата обращения: 01.04.2017).
Кандель Ф.С. История российских евреев (1881-1917) [Электронный ресурс]: Евреи Сибири // ВикиЧтение.
URL: https://document.wikireading.ru/25422 , свободный (дата обращения: 21.04.2017).
3 Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: "духовная территория" (середина XIX века - 1917 год). Красноярск, 2002, 161 с.
4 Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.).
Томск, 2009. 500 с.
5Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Сибири [Электронный ресурс]. URL:
http://new.hist.asu.ru/biblio/evrei/9-21.html (дата обращения: 23.03.2017).
6 Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. (1860 - 1917 гг.): дис... канд.
ист. наук. Томск, 2004. 228 с.
Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Красноярск, 2006. 242 с.
7 Ульянова О.С. Еврейское население в экономической, социокультурной и общественно-политической жизни города Томска (вторая половина XIX - 20-е гг. XX столетия): дис. . канд. ист. наук. Томск, 2009. 439 с.
Ульянова О.С. Еврейское население в экономической, социокультурной и общественно-политической жизни города Томска (вторая половина XIX - 20-е гг. XX столетия). Томск, 2010. 246 с.
Ульянова О.С. Еврейская община города Томска: становление, развертывание и свертывание ее деятельности (вторая половина XIX - 20-е гг. XX столетия). Томск,2010. 114 с.
еврейской общины Томска в дореволюционный период. Важное значение для изучения истории евреев Сибири имеют две серии статей, опубликованных по материалам региональных научно-практических конференций под редакцией Я.М. Кофмана: «Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока» и «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность». Среди них наиболее важны для настоящей работы статьи Н.М. Дмитриенко8, Ю.М. Мучник9. А.М. Мариупольского^, Д.М. Кижнераи, Н.В. Бутаковой12, И.В. Нам1з, Я.М. Кофмана14.
Для изучения современного положения евреев в Томске важное значение имеют справочные15 и энциклопедические1б издания, вышедшие в начале 2000-тысячных годов. Под справочными материалами подразумевается сборник статей, подготовленный к энциклопедии «Народы и культуры Томской области». Статьи в этом сборнике посвящены национальнокультурным сообществам, действующим на территории Томской области на постсоветском пространстве: их образованию, становлению и развитию. Особо значимы для
исследовательской работы статьи Н.Б. Галашовой17, Ю.Д. Зельвенского18, С.Д. Глузмана19 Энциклопедия, изданная по редакцией О.М. Рындиной, содержит статьи отражающие
8 Дмитриенко Н.М. Евреи-предприниматели в дореволюционном Томске // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: Материалы I региональной научно-практической конференции (4-5 ноября 2000 года). Томск, 2000 С. 40-44.
9 Мучник Ю.М. Религиозная жизнь сибирских евреев в XIX столетии (по материалам Томской губернии) // Диаспоры. Москва, 1999. № 1. С. 58-76.
10 Мариупольский А. М. Предпринимательская деятельность евреев в винокурении и виноторговле в Томской губернии во второй половине XIX в. // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы II региональной научно-практической конференции (25-27 августа 2001 года) Красноярск; Иркутск, 2001. С. 16-18.
11 Кижнер Д.М. О создании "Солдатской синагоги" г. Томска и ее старосте-кантонисте Герцеле Цаме // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: материалы IV региональной научно-практической конференции (25-26 августа 2003 г.). Красноярск; Биробиджан, 2003. С. 128-135.
12 Бутакова Н. В. О деятельности еврейской общины в г. Томске в конце XIX - начале XX вв. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: материалы IV региональной научно-практической конференции (25-26 августа 2003 г.) Красноярск; Биробиджан, 2003. С. 136-139.
13 Нам И.В. Деятельность обществ распространения просвещения между евреями в Сибири (1910-1917 гг.) // Материалы IV региональной научно-практической конференции. Вып. 4. Красноярск-Биробиджан, 2003; Еврейские школы в Сибири (конец XIX в. - 1917 г.) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке. Выпуск Сборник материалов VI региональной научно-практической конференции, Барнаул, 22-23 августа 2005 г.. Красноярск- Барнаул, 2005. С. 156-160.
14 Кофман Я.М. «Джойнт» и становление системы профессиональной подготовки кадров для Сибири и Дальнего Востока // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы II региональной научнопрактической конференции. Красноярск, 2001. С.154-163.
Кофман Я.М. «Джойнт» в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е годы) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы I. региональной научно-практической конференции. Томск, 2000. С.117-121.
15 Томская область: национально-культурная жизнь: Статьи к энциклопедии «Народы и культуры Томской области» / отв. ред. О.М. Рындина. Томск, 2004. 130 с.
16 Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия / отв. ред. О.М. Рындина. Томск, 2007. 382 с.
17 Галашова Н.Б. Томское региональное общество возрождения еврейской культуры // Томская область: национально-культурная жизнь: Статьи к энциклопедии «Народы и культуры Томской области». Томск, 2004. С. 111-114.
18 Зельвенский Ю.Д. Томский городской некоммерческий фонд восстановления синагоги // Томская область: национально-культурная жизнь: Статьи к энциклопедии «Народы и культуры Томской области». Томск, 2004. С. 89-91.
19 Глузман С.Д. Томская региональная еврейская национально-культурная автономия // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2000. С. 276-277.
различные стороны жизни народов Томской области: их историю появления в регионе, характерные черты традиционной культуры, современное многообразие национальной и культурной жизни. В основу многих статей положены эксклюзивные материалы, опубликованные авторами - руководителями или активными деятелями национальнокультурных и религиозных институтов. Пристального внимания заслуживают статьи И.В. Нам и Н.И. Наумовой20, С.Д. Глузмана21, Б.М. Ромацкого, Ю.М. Лозинского, Е.С.Рыбалко22., И.В. Нам и Н.И. Наумовой23 Таким образом, изучение еврейства Сибири второй половины XIX
- начала XX столетия достаточно хорошо освещено в научной литературе, в то время как еврейство Сибири сегодня еще не стало предметом специального изучения, что послужило основанием для исследования, представленного в настоящей квалификационной работе.
Объект исследования - Томская еврейская община от момента создания до сегодняшних дней, то есть общность людей, которые относят себя по определенным признакам к еврейскому народу (зачастую по принципу исповедания иудейской религии) и ощущают себя как часть некой общности, проживающей вдали от исторической родины. Признаки, по которым люди причисляют себя к той или иной этнической группе, разнообразны: антропологический тип, имя и фамилия, культура, религия и т.д.
Предметом исследования является процесс формирования, становления и институционализации этничности еврейской общины Томска на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв. Внимание сконцентрировано на ее трансформации - от общины, основанной на религиозной идентичности, к общине, имеющей этническую окраску, в формировании которой главная роль принадлежит светской национальной элите.
Хронологические рамки работы довольно обширные, поскольку включают в себя два временных отрезка, которые разделены между собой почти столетием. Вторая половина XIX
- первое десятилетие XX вв. - время формирования еврейской общины на территории Сибири. К концу XIX в. евреи смогли укорениться (в политическом и экономическом плане) в сибирском регионе, и именно с этого периода можно говорить об оформлении еврейской общинной жизни на территории Томской губернии. В силу того, что при Советской власти существование институтов, регламентирующих еврейскую общинную жизнь, было невозможно (репрессии 30-х гг., события Второй мировой войны, кампании против космополитизма и эмиграция евреев из СССР) в настоящем исследовании этот исторический период не рассматривается. Особого внимания заслуживают 90-е годы XX столетия - это время
20 Нам И.В., Наумова Н.И. Евреи ... // Томская область: народы. С. 86-88.
21 Глузман С.Д. Российский еврейский конгресс // Томская область: народы. С. 258-259.
22 Ромацкий Б.М., Лозинский Ю.М., Рыбалка Е.С. Томские еврейские религиозные общины // Томская область: народы. С. 358-362.
23 Нам И.В., Наумова Н.И. Евреи // Томская область: народы. С. 86-88.
возрождения еврейских религиозных и культурно-просветительских организаций на территории Сибири, и в частности в г. Томске. Конечная точка исследования определяется сегодняшним днем.
Территориальные рамки исследования охватывают восточную часть Западной Сибири, в частности Томскую область, расположенную на берегу реки Томь. Статус сибирского региона и его экономические особенности, характерные для периода второй половины XIX - начала XX в., накладывали отпечаток на процесс формирования особенностей Томской еврейской общины. Полиэтничность, характерная для Томска сегодня, так же имеет отношение к особенностям репрезентации еврейства в Сибири.
Как евреи сумели адаптироваться среди местного населения (на территории Сибири) за сравнительно короткий срок, и как после укоренения на новой территории вдали от единоверцев, проводится политика самосохранения конфессиональной и этнической идентичности? С какими трудностями пришлось столкнуться евреям в конце двадцатого столетия? Какова роль еврейских религиозных и культурно-просветительских организаций в мультикультурном пространстве Томска сегодня? - главные вопросы, на которые в настоящей выпускной квалификационной работы ее автор попытался дать ответ.
Целью работы является комплексное изучение деятельности Томской еврейской общины на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- конкретизировать понятия диаспора, институционализация и «еврейство» в историческом и общекультурном контексте;
- выявить пути формирования еврейских общин на территории сибирского региона;
- комплексно изучить положение евреев на территории Сибири во второй половине XIX - начала XX в., включая хозяйственную жизнь еврейских общин и роль общественной активности в интеграции евреев в сибирскую жизнь;
- исследовать закономерности внутриобщинной жизни евреев Сибири (процесс формирования внутриобщинных институтов, роль религии и молитвенных учреждений);
- определить положение, роль и репрезентативность религиозных институтов, благотворительных организаций и культурно-просветительских учреждений в сохранении национальной самоидентификации сибирских евреев в конце XX в.;
- выяснить, как евреям удалось решить актуальную проблему современности: реконструировать национальную культуру, включающую традиции еврейского народа, его историю и язык;
- сравнить условия жизни евреев в прошлом и настоящем, выявить схожие и различные условия развития томской еврейской общины;
- выявить проблемы, с которыми столкнулась еврейская община Томска сегодня, и какие меры предпринимаются для их решения.
В соответствии с целью и задачами данной исследовательской работы, в первой главе большое внимание уделяется понятию «диаспора» и его проблемам интерпретации и идентификации в историческом и современном социально-культурном контексте, процессу диаспорализации и институционализации евреев в сибирском переселенческом обществе (XIX - начале XX в). Объясняются процессы формирования, становления и институционализации этничности еврейской общины на рубеже XIX-XX вв.
Вторая глава представляет собой изучение процесса воссоздания еврейских организаций на территории России в постсоветское время: выявление причин и целей возрождения еврейской жизни, определяется роль еврейских религиозных и культурнопросветительских организаций в мультикультурном пространстве г. Томска.
Третья глава включает в себя сравнительный анализ: выявляются схожие и различные условия развития томской еврейской общины в разные исторические периоды. При помощи материалов включенного наблюдения, интервью и онлайн-анкетирования, рассматриваются проблемы, с которыми столкнулась еврейская община сегодня, и какие перспективы ее ожидают в будущем.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка сравнительного изучения истории еврейской общины г. Томска на рубеже двух столетий - XIX-XX и XX-XXI. Впервые проводится компаративный анализ процессов формирования и институционализации еврейской общины, динамики ее численности, особенностей экономической, общественной и культурной жизни евреев в Томске в разные исторические периоды. На основе впервые вводимых в научный оборот материалов (газета «Мишпаха» и интернет сайт Томской еврейской общины) анализируется социальный и культурно-психологический статус современной еврейской общины, взаимоотношения внутри общины и с местным населением, опыт адаптации в мультикультурной среде Томска.
Теоретико-методологические принципы исследования. «Этничность» является ключевым понятием антропологии и этнологии, тем не менее, по-прежнему в научных кругах представляется неясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями. В работе применяется конструктивистский подход, согласно которому этничность - это «процесс социального конструирования общности людей, основанной на вере, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и представлением или мифом об общности происхождения и общей истории»24. Особое значение для исследования имеют работы Р. Брубейкера25 и В.А. Тишкова2б. По мнению последнего, этничность проявляет себя не через группу, а в большей мере через категории, схемы, идентификации, языки, истории, институты, организации, связи и действия. В то же время В. А. Тишков определяет этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки, по его мнению представляют результат особых усилий, особенно процесса нациестроительства27. Важной также является работа С.В. Соколовского, в которой характеризуются механизмы зарождения и насаждения этничности, которая становится частью реальности и образом жизни (письменная фиксация этнической принадлежности, национальная политика, перепись населения, этническая классификация^.
Применение конструктивистского подхода позволяет максимально близко подойти к анализу институционализации этничности в историческом контексте, взаимосвязанных внутренних факторов формирования этнического самосознания и механизмов его внешней репрезентации.
Методологически важными для работы являются опубликованные в журнале «Диаспоры» работы В. И Дятлова29, А.Ю. Милитареваз0, М.А. Членоваз1. Их объединяет одна общая тема - феномен «диаспоры». Исследователи пытаются определиться в понятиях и дать более полное и адекватное содержание термина «диаспора», учитывая, что это слово используется сегодня для обозначения широкого круга явлений, а это способствует утрате его эвристического значения. К проблеме идентичности в конце XX в. обращается в своей статье Л.П. Репиназ2, где анализируются концепты национального характера, проблемы межкультурного взаимодействия, проблемы этнической и национальной идентичности.
24 Шакурова Г.Р. Современные подходы к изучению этничности [Электронный ресурс]. URL:
https://superinf.ru/view helpstud.php?id=2059, (дата обращения: 07.04.2017).
25 Брубейкер, Р Этничность без групп /пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
26 Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.544 с.
27 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология. Дискуссии вокруг понимания этничности. Что такое народ, этнос. [Электронный ресурс]. URL: http://societv.polbu.ru/arutvnvan ethnosociologv/ch08 all.html, (дата обращения: 07.04.2017).
28 Соколовский С.В. Институты и практики производства и воспроизводства этничности // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Выпуск II. М., 2005. С. 144-167.
29 Дятлов В.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях //Диаспоры. Иркутск, 1999. № 1. С. 9.
30 Милитарев А.Ю. О содержании термина «Диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. Иркутск, 1999. № 1. С. 25.
31 Членов М.А. Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса) // Диаспоры. Иркутск, 1999. № 1. С. 3455.
32 Репина Л.П. «Национальный характер» и «образ другого» // Диалог со временем. Москва, 2012. № 39. С. 9-19. Статьи З.И. Резановойзз отражают способы репрезентации национально-культурных автономий в городской среде с позиций семиотического подхода.
Эмпирическая база и методы исследования. В ходе работы были использованы несколько исторических методов, таких как системный и сравнительно-исторический анализ, что позволило систематизировать накопленные знания о предмете и объекте исследования, сравнить тенденции развития еврейской общины в разные исторические периоды, выявить схожие и различные условия. В работе использовались качественные методы исследования, которые помогли собрать репрезентирующий материал, позволивший выявить специфику Томской еврейской общины сегодня. Метод включенного наблюдения позволил не только фиксировать наблюдения, но и участвовать в общинной жизни непосредственно, посещать воскресные семинары по изучению недельной главы Торы и все религиозные еврейские праздники, проводимые общиной в течение года (Пурим, Песах, Рош ха-шана). Было проведено 4 полуструктурированных интервью с руководителями (председателем и старостой)з4 еврейской общины и членами молодежного клуба «Eurostars»35, благодаря чему удалось ответить на главные вопросы настоящего исследования, выявить основные проблемы, с которыми столкнулась община сегодня. Так же было проведено онлайн-анкетирование среди участников группы ВКонтакте «ENERJEW Томск»зб, которое позволило определить степень включенности томской еврейской молодежи в общинную жизнь.
Источниковая база исследовательской работы. Основным историческим источником послужила работа Л.А. Кутиловой, И.В.Нам, Н.И.Наумовой, В.А. Сафоноваз7. Подготовленная ими «Хроника» раскрывает богатство проявлений общественной активности национальных меньшинств Сибири, включая евреев, в рассматриваемый период. Работа основывается на сибирской периодике, преимущественно газетах, с привлечением материалов местных и центральных архивов. Издание является первым опытом хроники конфессиональной, культурной, политической жизни этнических меньшинств Сибири. Представленная в ней на основе широкого круга источников, преимущественно впервые вводимых в научный оборот, информация дает представления об общественной и культурной жизни этнических сообществ Томской губернии в конце XIX - начале XX в.
ззРезанова З.И. Дискурсивные стратегии презентации национально-культурной идентичности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Томск, 2012. № 4. С. 40-54.
Резанова З.И. Семиотическая репрезентация национально-культурной идентичности в тексте города // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Томск, 2012. № 3. С. 19-26.
34 Приложение А.
35 Приложение Б.
36 Приложение В.
37 Кутилова Л.Л., Нам И.В., Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. Томск, 1999. 298 с.
Источником для анализа деятельности еврейской общины в 1990-х - начале 2000-х гг. послужили материалы газеты «Мишпаха» (13 выпусков)з8 под редакцией Д.М. Кижнерв. В каждом номере статьи размещались, согласно рубрикам: История Томской синагоги, Родословная, Хроника. На титульной странице каждого номера указано, что «Мишпаха» представляет собой информационный вестник Томской еврейской общины. Материалы газеты освещают деятельность еврейской общины, давая возможность понять, как поддерживается связь этноса с другими народами в системе вербальных дискурсов.
Еще одним источником для исследовательской работы является официальный сайт Томской еврейской общиныз9, который помогает быть в курсе всех новостей, происходящих в еврейской общине. Благодаря сайту, можно узнать об осуществляющихся общиной культурнопросветительских программах и проводимых еврейских праздниках. Сайт предоставляет также информацию о руководителях, фотоотчеты с мероприятий и расписание молитв.
Разнообразие источников и широкий спектр использованной исследовательской литературы способствовали созданию целостного представления об истории евреев г. Томска в дореволюционный период и на постсоветском пространстве, и позволили реализовать поставленные в выпускной квалификационной работе цель и задачи.
В результате массовых миграционных движений как добровольных (переселенческое движение, иммиграция), так и принудительных (административная, политическая или уголовная ссылка) в Сибири и на Дальнем востоке сформировались многочисленные группы пришлого этнодисперсного населения, национальных меньшинств1бб. Пути формирования еврейских общин в Сибири определялись особенностями «еврейского законодательства», согласно которому въезд в регион воспрещался, так как была установлена «черта еврейской оседлости». Находясь вне черты оседлости, Сибирь породила собственную «черту», возможно даже с более жесткими границами, когда каждый еврей был фактически прикреплен к населенному пункту (к уезду, селению, волости или городу), к которому был приписан. Но, несмотря на чрезмерную регламентацию приезда евреев в Сибирь, численность еврейского населения с годами увеличивалась. В работе уделяется особое внимание взаимоотношениям евреев с властью, особенностям правового положения евреев, которым регламентировались почти все сферы их жизни. Экономическая состоятельность, относительно высокий уровень образования, стремление повысить значимость в обществе и завоевать хорошую репутацию сформировало поведенческий стереотип сибирского еврея. Евреи смогли быстро адаптироваться, удовлетворив свою потребность в самосохранении идентичности, при этом в конечном итоге еврейское общество стало органической частью сибирского населения.
Еврейская община г. Томска, как динамично развивающийся социальный и духовный организм, сложилась к концу XIX в. - именно тогда стали сформировались конфессиональные институты еврейской общинной жизни, вокруг которых концентрировалась жизнедеятельность общины. В начале XX в. произошли изменения содержания и форм общественной жизни евреев, повысился уровень их этнической консолидации. Стремление к сохранению культурной, языковой, конфессиональной и хозяйственной самобытности и идентичности привело к созданию светских культурно-национальных институтов. Деятельность национальных организаций была активна, пользовалась широким общественным спросом и поддержкой.
Проведенное исследование подтверждает мнение ряда историков и этнографов, что евреи, даже будучи удалены от своих единоверцев, занимая статус «национального меньшинства», могут существовать как этническая группа. Несмотря на препятствия в виде ужесточенного еврейского законодательства, еврейские общины сибирского региона за
166 Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и дальнего Востока в условиях революции и гражданской войны (1917-1922): дис. ... докт. ист. наук. Томск, 2008. С. 774.
короткое время прошли путь становления, развития и расцвета, оставив след в экономике, общественной и культурной жизни.
Массовый выезд еврейского населения, характерный для России в 1990-е гг., способствовал сокращению численности евреев на территории Сибири, но несмотря на это в регионе наблюдался оживленный интерес к еврейской культуре и религиозным традициям. В ходе исследовательской работы выявлено, что ситуация обуславливалась воссозданием религиозных и культурно-просветительских организаций на законных основаниях. Установлено, что воссоздание еврейских организаций в Сибири после распада Советского Союза было необходимой мерой, как для еврейского населения, так и для администрации города. Объясняется это тем, что в полиэтничном окружении у национальных меньшинств априори возникала потребность в репрезентативности своей идентичности.
Сибирь - регион, где проживают более 120 национальностей, евреи занимают лишь малую часть всего населения, но это не мешает им маркировать себя наравне с другими этносами. Рассматривая на примере Томска маркеры, посредствам которых евреи Сибири представляют себя, закономерным видится следующий вывод. Национально-культурная уникальность «еврейства» выражается путем: а) восстановления конфессиональноархитектурного комплекса (реставрация и открытие синагог в крупных городах); б) возобновления деятельности религиозных (воссоздание религиозных общин) и культурнопросветительских организаций (-национально-культурные автономии, общества еврейской культуры и благотворительные учреждения); в) информирования и включения в межрелигиозный диалог с помощью издания еврейских газет, создания интернет сайта еврейской общины г. Томска, транслирующих не только внутриобщинную жизнь, но и историю еврейского народа.
Настоящая исследовательская работа о развитии институтов и практик, производящих и поддерживающих этническую идентичность, проведена для того, чтобы охарактеризовать методы и способы репрезентативности «еврейства» в Сибирском регионе в 1990-е - начале 2000-х гг., и насколько эти методы схожи с теми, что применялись для репрезентации еврейства в дореволюционной России.
Вступив в XXI век, еврейская община г. Томска уже полностью «стояла на ногах», можно говорить о том, что процесс возрождения еврейства в регионе был завершен. Парадоксально, что если в конце XIX - начале XX вв. еврейская жизнь была сосредоточена вокруг конфессиональных институтов, а со временем только вызревала этническая идентичность, проявлявшаяся в учреждении культурно-просветительских организаций, то в конце XX - начале XXI в. жизнь евреев так же концентрировалась преимущественно на синагоге, но главным отличием, является, тот факт, что сегодня уже религиозная община стремится привить интерес к культуре, истории и традициям еврейского народа.
Хотелось бы верить, что все условия для праведной еврейской жизни обеспечены, и еврейское население вольется в общинную жизнь, если не сразу, то за короткие сроки. Но, к сожалению, воссоздать то, что было разрушено и строго запрещалось властями на протяжении почти 70 лет не так просто. Не все евреи, которые проживали в Томске в советское время, на новом этапе истории начали интересоваться религией и традициями своих предков.
Проблема, с которой сегодня столкнулась Томская еврейская община - ассимиляция еврейского населения. Это обуславливается оторванностью от исторической родины и влиянием на образ жизни принимающего общества. Евреи воспитывались и жили под угрозой антисемитизма, а понятия религия просто не существовало в советское время. И, если родители, воспитывались в таких условиях, то почему их дети должны расти по-другому? Сравнивая тенденции развития еврейской общины в разные исторические периоды, очевидно, что община сегодня переживает переломный момент в своей истории. Так как все институты, репрезентирующие еврейство в регионе уже воссозданы, и сейчас главной задачей для руководства общины - вызвать интерес прихожан и, в частности, еврейской молодежи, поскольку именно они - надежда и будущее общины.
Мы живем в XXI в., современная молодежь прагматична, и чтобы привлечь ее внимание такими сакральными вещами как иудаизм или еврейская культура и традиции, нужно предоставить весомые аргументы. Почему именно на это нужно тратить свое время? Опросив членов молодежного клуба «Eurostars», можно сделать вывод, что многие из тех, кто посещают учебные занятия, делают это исключительно из-за возможности поехать куда-нибудь, поскольку каждый год еврейская община полностью спонсирует путешествие участников за границу. Но не все так категорично, как может казаться на первый взгляд, ребята изучают основы иудаизма, еврейскую культуру и традиции в течение учебного года, а потом получают «заслуженный отдых». Возникает вопрос: если бы не было возможности узнавать мир за счет «кошелька общины», ходили бы молодые еврейки и евреи так же часто в синагогу, как делают это сейчас? - вопрос риторический, ответ на который покажет только время.
Подводя итог проделанной работе, хочется заметить, насколько непроста судьба еврейской общины г. Томска сегодня, со сколькими трудностями пришлось столкнуться евреям, проживающим на территории Сибири. При этом исторически сложившиеся особенности Сибири повлияли на местных евреев, сформировав особый культурный тип евреев. В целом, можно отметить, что еврейство г. Томска в изучаемые периоды прошло сложный путь зарождения, развития, свертывания и воссоздания еврейской общинной жизни.
1. Кутилова Л.А., Нам И.В., Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. / под ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1999. - 298 с.
2. Мишпаха: Информационный вестник Томской еврейской общины. - Томск. 2001-2003, Вып. 1-13.
3. Томская еврейская община [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://iewish.tomsk.ru/ , свободный (дата обращения: 10.05.2017).
Литература:
4. Андрияш В.И. Институционализация: понятие и содержание [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39534, свободный (дата обращения: 21.04.2017).
5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология. Дискуссии вокруг понимания этничности. Что такое народ, этнос. [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/arutynyan ethnosociology/ch08 all.html , свободный (дата обращения: 07.04.2017).
6. Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. Том 3. № 4. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С.69-87.
7. Бутакова Н. В. О деятельности еврейской общины в г. Томске в конце XIX - начале XX вв. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: материалы IV региональной научно-практической конференции (25-26 августа 2003 г.) Красноярск; Биробиджан, 2003. С. 136-139.
8. Брубейкер, Р Этничность без групп /пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
9. Гавлин М.Л. Вопрос о винных откупах в истории законодательства Российской
империи XVIII-XIX вв. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB13/gavlin.pdf , свободный (дата обращения: 21.04.2017).
10. Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. (1860 - 1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. / Н.Б. Галашова. - Томск, 2004. - 228 с.
11. Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. - Красноярск: Изд-во «Красноярский писатель». 2006. - 242 с.
12. Галашова Н.Б. Еврейская община в Томске на рубеже веков: история, современность и перспективы. // Развитие национальных отношений и национальнокультурного движения в Сибири: опыт и перспективы. - Томск, 2002. - С. 17-24.
13. Галашова Н.Б. Дореволюционная еврейская школа в Томске (с 90-х годов XIX века до 1917 г.) // Евреи в Сибири: сб. стат. Пробл. научно-исслед. лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири / Под ред. Э. И. Черняка и Я. М. Кофмана. - Томск, 2000. - С.13-20.
14. Галашова Н.Б. Томское региональное общество возрождения еврейской культуры // Томская область: национально-культурная жизнь: Статьи к энциклопедии «Народы и культуры Томской области». - Томск: Издательский дом D-Print, 2004. - С. 111-114.
15. Галашова Н.Б. Религиозная деятельность как форма этнической самоорганизации евреев томской губернии (вторая половина XIX - начало XX) // Диаспоры. - Иркутск, 2006. № 3. - С. 24-29.
..77