Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. КРИТЕРИИ НАУЧНОГО МЕТОДА 9
1.1. Современное понимание научного метода 9
1.2. Применимость термина «научный метод» к донаучным учениям 11
1.3.1 Элементы научного метода в античности (За исключением Аристотеля) 14
1.3.2. Элементы научного метода в учении Аристотеля 18
ГЛАВА 2. ИДЕЙНОЕ ВЛИЯНИЕ, ФОРМИРОВАВШЕЕ ИСЛАМСКИЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ23
Глава 2.1. Особенности исламского отношения к знанию 23
Глава 2.2. Влияние собственной исламской философской традиции на исламский перипатетизм 29
Глава 2.3. Античное влияние на исламский перипатетизм 33
ГЛАВА 3. ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКОГО ПЕРИПАТЕТИЗМА И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА 36
Глава 3.1. Краткая характеристика исламского перипатетизма 36
3.2. Элементы научного метода в восточной ветви исламского перипатетизма 40
3.3. Элементы научного метода в западной ветви исламского перипатетизма 47
3.4. Влияние исламского перипатетизма на дальнейшее развитие философии и
научного метода 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Тема: Истоки научного метода в исламском аристотелизме.
Объект: Вклад исламского аристотелизма в развитие научного метода
Предмет: Черты формирующегося научного метода в рамках исламского
аристотелизма.
Проблема: Какое значение имел исламский аристотелизм для развития научного метода?
Цель: Выяснить, какие элементы в наследии исламских перипатетиков оказали влияние на дальнейшее развитие научного метода.
Задачи:
1. Выделить основное идейное содержание течения исламских перипатетиков
2. Доказать наличие в исламском перипатетизме элементов научного метода
3. Обосновать, что в наследии исламских перипатетиков имело влияние на формирование научного метода.
4. Оценить степень влияния исламского перипатетизма на формирование научного метода.
Актуальность:
Наука играет важнейшую роль в современной жизни. Её достижения окружают нас повсюду. С помощью научных достижений мы упрощаем и обустраиваем свой быт, производим жизненно-необходимую продукцию, строим дома, летаем в космос и т.д. Наука в современном мире претендует на обладание наиболее истинными, из доступных нам, знаниями, на понимание нашего мира и нас самих, на контроль над понятым. Достижения науки действительно до неузнаваемости изменили нашу жизнь, и то, что ещё совсем недавно казалось недостижимым или необъяснимым, сегодня активно используется и модифицируется людьми. Наука предполагает существование определенного типа познавательной деятельности, определенной методологии, используемой в ходе исследования. В зависимости от конкретной научной дисциплины такая методология может различаться в том, какими способами она достигает своих результатов, какие для этого используются средства. В конце концов, изучение разных явлений, таких, например, как сознание или поведение механических систем, требует совершенно разных подходов. Но, в общем и целом, научный метод характеризуется, и в этом следует согласиться со В.С. Степиным, определенным типом рациональности. Науку и её методы, безусловно, следует рассматривать с позиции историзма. Наука не статична, она постоянно развивается, пересматривает собственные теоретические установки и практические результаты. Кроме того, хотелось бы добавить, что наука и люди, которые ей занимаются, то есть ученые, явление не новое для человеческой истории. В обыденном сознании многих наших современников и соотечественников, и во многом это «заслуга» неповоротливости системы образования, бытуют установки, что наука явление исключительно европейское, появившееся примерно в эпоху Возрождения. Предыдущие эпохи, как правило, представлены либо совершенно лишенными какого-либо представления о науке, либо ограничиваются тем, что рассматривает развитие науки только как продукт исключительно европейской интеллектуальной традиции. В то же время, очевидно, что в каждом обществе, независимо от эпохи, существовала прослойка населения, стремившаяся своей деятельностью получить новое истинное знание, и в рамках своего социальноисторического контекста таких людей можно было бы охарактеризовать как ученых. Существовали такие люди не только в Европе, но и в других обществах. В рамках данной работы будет рассмотрено учение исламских перипатетиков. Выбор пал именно на них, так как в их работах наиболее широко раскрылся тот тип мышления, который в дальнейшем подтолкнул развитие науки в привычном для нас понимании. Кроме того, эта работа, как уже указывалось, нацелена на преодоление стереотипов о сугубо европейском происхождении научного метода, при недостаточном, или вовсе отсутствующем, обращении к истории философии и науки на территориях других культур и цивилизаций, в данном случае, исламских. В условиях усиления межкультурного обмена требуется выработать понимание истории развития науки и её метода как процесса, охватывавшего всё человечество как единое целое, а не как продукт развития локальных цивилизаций, изолированных друг от друга и культурно несовместимых между собой. Это позволит упростить межкультурное взаимодействие, уменьшить влияние негативных стереотипов о представителях иных культурных традиций, облегчит культурный обмен, позволит перенимать чужой опыт и выстраивать историю и философию науки в более непредвзятом русле.
Степень разработанности проблемы:
Изучение исламской культуры имеет довольно давнюю традицию, начинающуюся ещё в средневековье. В то же время, о сколько-нибудь объективном рассмотрении её явлений мы можем говорить только с начала 20 века. В данной работе будут рассматриваться как работы отечественных авторов-исламоведов, так и их зарубежных коллег. Исламоведение зачастую не специализируется на изучении конкретного течения в исламском мире, рассматривая его через призму исторического и культурного контекста эпохи. В работах изучаются различные течения исламской мысли, их взаимодействие между собой, в части работ, особенно отечественных, большое внимание уделяется социально-экономическим предпосылкам возникновения того или иного учения, из чего делаются выводы о значении его содержания. Единого понимания исламской культуры среди исследователей, разумеется, нет. Однако в данной работе нас интересуют, прежде всего, не различия в трактовках или теоретические основания выводов, но то, как интерпретируется влияние исламских течений, в данном случае, исламского перипатетизма, на развитие научного метода. Кроме того, немаловажным, из-за специфики работы, является обращение внимание на то, что вообще можно понимать под научным методом, можно ли в принципе относить наследие исламских перипатетиков к тому, что оказало влияние на формирование науки в современном для нас понимании и о том, какие положения вообще можно относить к научным методам. Для этих целей пригодятся работы по философии науки, например, уже приведённая выше работа В.С. Степина «Философия науки: Общие проблемы», а также работы П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки», А.С. Надточаева «Философия и науки в эпоху античности», использовались и статьи А.С. Лебедева и В.В. Чешева. Рассмотрение истоков научного метода в исламском аристотелизме без понимания того, что такое научный метод, как наука развивалась и какие идеи легли в основу её современного состояния, невозможно без понимания того, что есть современная наука и что мы сможем назвать предпосылками, истоками её идейной основы в учениях прошлого.
Источниковой базой, давшей представление о содержании трудов, относящихся к исламскому перипатетизму, выступили работы таких исследователей, как А.В. Сагадеев, написавший работу «Восточный перипатетизм», выполнивший множество переводов оригинальных трудов, которые представлены в работе «Избранные произведения мыслителей ближнего и среднего востока в IX - XIV вв.». Так же исследовала исламский перипатетизм Е.А. Фролова. Использовались такие её работы, как «История средневековой арабо-исламской философии» и «Арабская философия. Прошлое и настоящее». Использованы работы таких исследователей как А.Д. Кныш, Н.С. Кирабаев, А.В. Апполонов, И.Р. Насыров, Н.В. Ефремова, А.В. Смирнова, С.А. Лебедев и некоторых других.
Изучались также оригинальные источники за авторством исламских перипатетиков и ряда их оппонентов в исламском мире, в пределах, в которых они были переведены на русский язык.
Зарубежные исследования представлены именами А. Корбена с его работой «История исламской философии», М. Элиаде и третий том его работы «История веры и религиозных
идей», Э.Ренаном, написавшим труд, специализирующийся на изучении исламского перипатетизма «Аверроэс и Аверроизм». Использованы переведенная работа С.Х. Насра «Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), Ас-Сухраварди, Ибн-Араби». В
общетеоретических целях и при написании завершающих разделов использовалась работа У. Макнилла «Восхождение Запада. История человеческого сообщества».
Использованы также ещё не переведенные на русский язык англоязычные работы. В их числе «Success and suppression. Arabic Sciences and Philosophy in the Renaissance» Д.Н. Хассе, его же работа «The Arabic, Hedrew and Latin Reception of Avicenna's Metaphysics», непереведенная работа С.Х. Насра «Islam, Science, Muslims and Technology», работа Д. Уолбриджа «God and Logic. The Caliphate of Reason».
По итогам выполнения данной работы был проведен анализ множества источников по философии науки, истории философии, изучался как зарубежный опыт исследований по этой теме, так и отечественный. Итогом стало выделение основного идейного содержания представителей исламского перипатетизма, показавшее, что изучаемые ими проблемы были проблемами и религиозного, и философского характера, ими рассматривались проблемы человеческого познания, его соотношения с познанием божественным, изучались проблемы бессмертия человеческой души, отстаивался познавательный авторитет человеческого разума, в доказательстве использовался и эмпирический материал. Философские концепции исламских перипатетиков совмещают в себе как опыт античный, особенно аристотелевский, и опыт, заимствованный из воззрений ислама и мыслителей, занимавшихся укреплением его норм и ценностей. Проведен анализ критериев того, что такое научный метод, были осуществлены поиски его элементов в исламском перипатетизме. По результатам этого сделан вывод о том, что как полноценное явление научный метод в исламском перипатетизме создан не был, однако в нём действительно содержатся предпосылки к эмпирической проверке действительности, выстраивании умозаключений путём сверки с эмпирически данными явлениями, к тому же практическая деятельность многих перипатетиков в области медицины и иных точных ремесел, выступала одной из причин их поиска знания не только в положениях религии и умозрительных конструкциях, но и в самом мире, подчиненном неким божественным правилам и законам функционирования. Было также указано, что именно в наследии восточных перипатетиков оказало влияние на формирование научного метода. Это и принцип двойственной истины, позволивший философии самостоятельное изучение мира в меньшей зависимости от богословия, в силу разности их методов при общности цели. Важным было и сохранение античного знания, в особенности аристотелевского, которое позже попало на территорию западной Европы, где нашло многочисленных сторонников. Помимо прочего, исламскими учеными было получено большое количество естественнонаучных данных: сведений о медицине, анатомии и астрономии. В исламском мире создавались альтернативы птолемеевой концепции космоса, развивалась алхимия, в том числе и путём создания нового инструментария, ставшего основой для современных химических приборов и методов их использования. Всё это оказало большое влияние на формирование науки и научного метода. Научный метод, безусловно, не был до конца сформирован на территории исламских государств средневековой эпохи, однако множество данных, идей, концепций, сохраненных исламским перипатетизмом и созданных им же, положили начало закреплению за философией статуса самостоятельной дисциплины, способной на собственные методы и выводы, отличные от таковых в религии и теологии. Наследие исламского перипатетизма, чуждое европейскому средневековому мышлению, внесло в последнюю новые идеи и методы исследования, что послужило одним из факторов секуляризации научного мышления в Европе и послужило предпосылкой формирования наук.
1. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации. Перев. с фр. — М., Критерион, 2002. - С. 82-142.
2. Апполонов А.В. Латинский аверроизм XIII века - М., 2004. - С. 3 - 194.
3. Фролова Е. А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. — М.: Языки славянских культур, 2010. - С.109-172.
4. Корбен А. История исламской философии / Пер. с франц. А.А. Кузнецова; Научн. ред. Р.М. Шукуров. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С. 152 - 174.
5. Сагадеев, Артур Владимирович. Восточный перипатетизм /А.В. Сагадеев — М.: Издательский дом Марджани, 2009. — С. 20 - 41.
6. История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Академический проект, 2013. - С. 91 - 121.
7. Европа в средние века: экономика, политика, культура/ Сборник статей. - М.: Издательство Наука, 1972. - С. 300 - 310.
8. Коплстон Ф. История Философии. Средние века / Пер. с англ. Ю.А. Алакина. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - С. 213 - 300.
9. Коплстон Ф. История Философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. / Пер. с англ. Ю.А. Алакина. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - С. 32 - 74.
10. Сеййид Хусейн Наср Философы ислама: Авиценна (Ибн-Сина), Ас-Сухраварди, ИбнАраби / Перевод с английского, предисловие и комментарии Р. Псху. — Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. — С. 16 - 66.
11. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока / Сост. С. Н. Григорян, А. В. Сагадеев. М., 1961. С. 161 - 215.
12. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Киевъ.: Типография М.М. Фиха - 1902. - С. 16 - 66.
13. Роузентал Ф. Торжество знания: Концепция знания в средневековом исламе / Пер. с англ. С.А. Хомутова. Предисловие и примеч. А. В. Сагадеева - М.: Наука, 1978. - С. 3 - 19.
14. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. - М.: Наука, 1990. - С. 3 - 23.
15. Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). — М.: Мысль, 1973. — 208 с....38