Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНЕРАТИВНЫЙ ТРАНС КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВАЦИИ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Работа №189682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основания исследования генеративного транса на проявления
креативного потенциала 7
1.1 Генеративный транс: сущность, история и современные исследования 7
1.2 Креативный потенциал личности: структура и факторы раскрытия 10
1.3 Психологические механизмы влияния транса на креативные
процессы 15
2 Эмпирическое исследование влияния генеративного транса на креативного
потенциал личности 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Результаты исследования влияния генеративного транса на креативный
потенциал личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение А 52
Приложение Б 55


Актуальность исследования взаимосвязи генеративного транса и креативного потенциала личности обусловлена необходимостью поиска эффективных психологических инструментов, раскрывающих творческие способности человека в современных условиях. Особую значимость приобретают методы, активизирующие внутренние ресурсы и расширяющие границы привычного мышления.
В условиях современного общества развитие креативного потенциала личности приобретает особую значимость, поскольку креативное мышление становится важнейшим ресурсом для профессионального и личностного роста. Однако традиционные методы стимулирования креативности зачастую не позволяют полностью преодолеть внутренние когнитивные барьеры и стереотипы мышления, что ограничивает раскрытие творческих способностей.
Обладая креативным потенциалом, человек имеет возможность менять мир, или даже создавать новый в соответствии со своими потребностями. Именно процесс творческой деятельности является генератором культуры, ценности и новых областей человеческого знания. С другой стороны, природа творчества не ограничивается духовным развитием человека, а может напрямую являться генератором человеческого прогресса.
Рассматривая креативный потенциал как важное условие для осуществления креативности, Д. Симпсон описывал креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность рассматривается как отдельный мыслительный процесс.
А.Г. Маслоу считал, что креативный потенциал есть у всех людей, но чаще всего он подавляется из-за влияния авторитарной среды воспитания. В его понимании, креативность имеет 2 этапа: первичный и вторичный. Первичная - этап вдохновлённого творчества как реализация потребности человека в выражении внутренних состояний. Вторичный этап предполагает детализацию творческого продукта, а также придание ему конкретной формы путём долгой и рутинной работы, успех и результат которой зависит в большей степени от самодисциплины творца, который вкладывает усилия как в непосредственный продукт своего творчества, так и в подготовку к нему путём долгой и упорной подготовки себя как мастера [21].
Креативный потенциал личности, согласно А.М. Матюшкину, проявляется через познавательную мотивацию и способность к созданию нестандартных решений [22, с. 39]. В.Н. Марков рассматривает его как «систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями» [19, с. 104]. При этом традиционные подходы к развитию креативности часто ограничиваются работой только с сознательными компонентами психики.
Генеративный транс, согласно концепции С. Гиллигена, представляет собой особое психическое состояние с расширенным осознанием и доступом к имплицитным ресурсам психики. Гиллиген определяет его как «творческое состояние сознания, в котором появляются новые паттерны восприятия, мышления и поведения» [6, с. 53]. Исследования П.Ф. Силенка показывают, что в состоянии генеративного транса происходит активация правого полушария при сохранении функциональной активности левого, что создает оптимальные условия для проявления креативности [31].
Концепция холодинамического потенциала О. Шаховой представляет интегративный подход к внутренним ресурсам личности, объединяющий сознательные и бессознательные компоненты. Автор определяет его как «совокупность психических ресурсов, интегрирующих когнитивные, эмоциональные и телесные аспекты опыта» [38, с. 82].
В.И. Кабрин развивает понятие «транскоммуникативного потенциала» в контексте изучения творческих процессов. По мнению исследователя, расширенные состояния сознания связаны с трансформацией когнитивных схем и активизацией коммуникативных возможностей личности, что создает благоприятные условия для творческого самовыражения [12]. В его исследованиях показано, что в состоянии транса участники демонстрируют повышение показателей дивергентного мышления: беглости, гибкости и оригинальности [12].
К.И. Чаплыгина указывает на необходимость разработки интегративных подходов, учитывающих взаимодействие различных уровней психической организации в творческом процессе [37, с. 142]. Такой подход согласуется с холодинамической концепцией О. Шаховой, рассматривающей психику как самоорганизующуюся систему [38, с. 45].
Проблема исследования заключается в противоречии между потенциальными возможностями генеративного транса как инструмента активации творческого потенциала и недостаточной разработанностью его применения в данном контексте.
Объект исследования: креативный потенциал личности.
Предмет исследования: влияние генеративного транса на проявление креативного потенциала личности.
Цель исследования: уточнить возможности применения генеративного транса как инструмента активации креативного потенциала.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ концепций генеративного транса и креативного потенциала;
2. Рассмотреть психологические механизмы влияния генеративного транса на активацию творческих способностей;
3. Разработать и апробировать программу применения генеративного транса для развития креативного потенциала;
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на определение степени влияния генеративного транса на активацию креативного потенциала.
Гипотеза исследования: генеративный транс является эффективным инструментом активации креативного потенциала личности, способствуя преодолению когнитивных ограничений, таких как фиксация на привычных решениях и стереотипах мышления, ограниченное внимание, и способствуя активизации творческих ресурсов, таких как способность к визуализации, когнитивная гибкость, усиление дивергентного мышления.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к
раскрытию содержания понятий «генеративный транс» и «транс» С. Гиллеген, В. И., Р. Дилтс, В.И. Кабрин, М. Чиксентмихайи; подходы к пониманию креативности и креативного потенциала А. Г. Маслоу, Д. Симпсон, В. И. Кабрин, А. М. Матюшкин, В. Н. Марков, Э. Лангер; представления о ориентированной на решение краткосрочной терапии Стив де Шейзер, И. Долан, М. Маккергоу, Т. Любарт, Ф. Баннинк.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
психодиагностическое тестирование, феноменологический анализ, самоотчеты и экспериментальное исследование с применением техник генеративного транса.
Эмпирическая база: 20 участников, разделённые на экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек) группы, что позволит сравнить эффективность применения генеративного транса.
Научная новизна заключается в разработке интегративной программы активации креативного потенциала с использованием генеративного транса и выявлении психологических механизмов его влияния на креативные процессы.
Теоретическая значимость состоит в расширении представлений о механизмах активации креативного потенциала и интеграции концепций креативного потенциала и генеративного транса.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанной программы в образовательной практике, психологическом консультировании и тренинговой работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования генеративного транса как инструмента активации креативного потенциала личности обусловлена потребностью в эффективных методах раскрытия творческих ресурсов человека. Целью работы являлось уточнение возможности применения генеративного транса как инструмента активации креативного потенциала.
В результате теоретического анализа было определено, что генеративный транс — это особое психическое состояние с расширенным осознанием и доступом к имплицитным ресурсам психики, предполагающее активную вовлеченность субъекта. Креативный потенциал представлен как интегративное качество личности, включающее когнитивные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие компоненты творческого самовыражения.
По результатам исследования было выявлено влияние генеративного транса на креативные процессы: расширение фокуса внимания и активация ассоциативных процессов, снижение тревожности, преодоление чувства страха, усиление внутренней мотивации.
Эмпирическое исследование подтвердило эффективное влияние генеративного транса на проявление креативного потенциала. В экспериментальной группе статистически значимо увеличились все показатели психосемантического потенциала: психосемантическая емкость (на 39,0%), конструктивность (на 50,8%), концептуальность (на 48,8%), гибкость (на 26,1%). Улучшились показатели дивергентного мышления: беглость (на 42,7%), гибкость (на 43,6%), оригинальность (на 50,6%), разработанность (на 36,6%).
Подтверждена зависимость эффективности генеративного транса от индивидуально-типологических особенностей личности, с наиболее сильной корреляцией между показателем интуиции (N) и динамикой психосемантического потенциала. Выделены четыре типа реагирования на генеративный транс, для каждого разработаны специфические рекомендации.
В ходе исследования решены все поставленные задачи: проведен теоретический анализ, выявлены психологические механизмы, разработана и апробирована программа, проведено эмпирическое исследование, осуществлен феноменологический анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о механизмах активации креативного потенциала. Практическая значимость определяется возможностью использования программы в образовательной практике, психологическом консультировании и тренинговой работе. Пилотное внедрение программы показало значимое повышение всех компонентов творческого потенциала.
Перспективными направлениями дальнейших исследований являются изучение долгосрочных эффектов применения генеративного транса, разработка программ для различных групп и более детальное изучение нейрофизиологических коррелятов трансовых состояний в контексте творческой деятельности.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2013.- 144 с.
2. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. СПб.: Изд-во ЛГУ, 2014. - 93 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М.: Смысл, 2010.-367с.
4. Баннинк Ф. Краткосрочная терапия, ориентированная на решение: 1001 вопрос для интервьюирования / Ф. Баннинк. - Диалектика-Вильямс, 2022. - 352 с.
5. Буякас Т.М. Встреча с «опытом бытия» как случай в инициальной терапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 4. - С. 3347.
6. Гиллиген С. Генеративный транс / С. Гиллиген ; перевод с англ. Г. П. Бутенко. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2014. - 320 с.
7. Гинзбург М.Р., Е.Л.Яковлева. Эриксоновский гипноз: систематический курс. - М.: Московский психо-социальный институт, 2008. - 312 с.
8. Гордеев М.Н. Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу. - М.: Психотерапия, 2015. - 357 с.
9. Гордон Д. Терапевтические метафоры /перевод с англ. Г. П. Бутенко. - Москва : Изд-во ПСИ, 2023. - 218 с..
10. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1994. - 491 с.
11. Дэниел Сигел, Разум: что значит быть человеком /; пер. с англ. В. Горохова; науч. ред. Е. Пустошкин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 336 с.
12. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования / В. И. Кабрин. - Москва : Смысл, 2005. - 247 с.
13. Кабрин В.И. Психологический универсум образования в транскоммуникативной перспективе // Образование и наука: современные стратегии развития. Томск, 1995. С. 68-76.
14. Карл Юнг. Архетипы и коллективное бессознательное.; пер. А.А.Чечина. АСТ, 2020. - 224 с.
15. Когнитивное индивидуальное образовательное пространство:
технологии изучения и построения стратегий конструирования / Д. Ю. Баландин, В. И. Кабрин, О. В. Лукьянов [и др.]. - Томск : Томский
государственный университет, 2022. - 234 с....50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ