ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные дискуссионные моменты, изображенные в художественных произведениях о Великой Отечественной войне 10
1.1 Великая Отечественная война в позднем перестроечном кинематографе 10
1.2 Собственная оценка изучаемых событий 14
2. Изображение дискуссионных моментов в современном художественном кинематографе
о Великой Отечественной войне в России, Украине и Беларуси 31
2.1 Великая Отечественная война в российском кинематографе 31
2.2 Великая Отечественная война в кинематографе Беларуси и Украины 45
3. Изображение дискуссионных моментов в зарубежных художественных фильмах и
компьютерных играх о Восточном фронте Второй Мировой войны 52
3.1 Зарубежные фильмы о войне на Восточном фронте Второй Мировой войны 52
3.2 Зарубежные компьютерные игры о Восточном фронте Второй Мировой войны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В этом году исполнилось 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Но дискуссии по этой теме, особенно, после распада СССР, продолжают набирать обороты. Во время перестройки, а затем с распадом СССР стали подниматься новые темы войны, о которых раньше было «не принято говорить». Тезисы основывались на художественных произведениях, написанных в 90-е и, обязательно, выставляющие советское руководство в отрицательном свете и не имеющие документальной основы.
Сейчас мир живет в эпоху пост-правды и тот, кто первым подает яркий визуальный образ на важную тему и захватывает внимание людей, его мнение и будет считаться верным. И никакие опровержения, вышедшие позже не повлияют на устоявшееся мнение большинства людей. Поэтому многие дискуссионные темы, из-за своих «ярких» и эмоциональных моментов, нашли отражение в массовой культуре и набрали невиданную популярность среди деятелей кино и разработчиков компьютерных игр, в том числе и зарубежных. Появилось огромное количество фильмов, в меньшей степени игр, в которых раскрываются мрачные эпизоды войны.
Из этого следует огромная проблема фальсификации истории на сегодняшний день. Кинематограф и компьютерные игры, которые используют «темные» эпизоды войны, формируют у зрителя такое представление о войне, что советские люди воевали не потому что по территории СССР, шел беспощадный враг, который идет уничтожать все что встретится на пути, а потому что им тыкали в спину оружием сотрудники НКВД, потому что он трус и боится получить пулю в затылок от своих же. Люди воевали из-за страха быть расстрелянными. Огромная роль в формировании такого представления отводится массовой культуре, потому что именно она сейчас выступает призмой на события той войны.
Цель работы - дать оценку современным художественным фильмам и играм, посвященным Великой Отечественной войне.
Исходя из заявленной цели, мы поставили следующие задачи:
• Изучить позднее советское кино (1988 - 1991) о Великой Отечественной войне и выявить основные дискуссионные сюжеты, изображенные в них;
• Изучить архивные данные и историографические работы по выявленным дискуссионным вопросам в художественных фильмах и на их основе сформировать выводы об изучаемых событиях;
• Изучить современное кино (1991- н.в.) о Великой Отечественной войне в России, Украине и Беларуси и выявить основные неоднозначные сюжеты;
• Изучить современное зарубежное кино и компьютерные игры (1991- н.в.) о Восточном фронте Второй Мировой войны и выявить основные неоднозначные сюжеты;
• Выяснить причины появления выявленных дискуссионных сюжетов в представленных художественных произведениях;
Объект исследования - дискуссионные вопросы о Великой Отечественной войне в современных художественных фильмах и компьютерных играх
Предмет исследования - Великая Отечественная война в современном художественном российском и зарубежном кинематографе и компьютерных играх.
Методологической основой курсовой работы являются принципы: объективности, историзма, историко-типологический и историко-сравнительный методы. Принцип объективности требует целостного и непредвзятого отражения предмета исследования, принцип историзма предполагает фиксацию основных тенденций и закономерностей в контексте исторических условий, историко-типологический метод применяется, для выявления и изучения массовых исторических явлений, историко-сравнительный метод применяется при сопоставлении нескольких явлений и выделении в них общего и различного.
Для того, чтобы дать собственную оценку и понимать изучаемые события в работе использовалась различная специализированная литература и Интернет-ресурсы касающихся изучаемой тематики.
Теоретическую базу исследования составили работы Г.Ф. Кривошеева, Е.В. Ковыршина, Д. Гланца, Н.П. Патрушева, И.В. Пыхалова, В.Р. Мединского и другие монографии и статьи.
Одной из главных работ, используемых в выпускной работе, является исследование коллектива генерал-полковника, профессора Академии военных наук, Г.Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века: статистическое исследование». В этой работе проведено первое монументальное исследование о людских и материальных потерях СССР в войне. До этой работы точное количество потерь являлось предметом дискуссий. Помимо потерь СССР приведено для сравнения потери Германии и ее союзников на Восточном фронте. Авторы используют материалы архивов Министерства обороны и Генерального Штаба. Также на эту работу ссылаются многие авторы, изучающие Великую Отечественную войну.
Кандидат исторических наук Е.В. Ковыршин в диссертации «Войска НКВД СССР: Эволюция структуры и практики использования (1934-1947 гг.)» описывает подробную историю развития войск НКВД, в статье «К вопросу о заградительных отрядах Красной Армии» показывает некоторые вымыслы, касающиеся заградотрядов и раскрывает их, делая предположение для чего рисуется образ «палачей из НКВД». В работах он ссылается на архивные источники Министерства обороны РФ.
Американский военный историк, полковник Вооруженных Сил США Дэвид Гланц в 5 главе своей работы «Советское военное чудо 1941-1943. Возрождение Красной Армии.» описывает задачи войск НКВД в Великой Отечественной войне, высоко оценивая их деятельность. Однако эта работа не лишена ряда идеологических штампов западной литературы о Советском Союзе.
Серьезную архивную работу провел коллектив академии ФСБ России во главе с кандидатом юридических наук (позже доктор), генерал-полковником (с 2001 г. генерал армии) Н.П. Патрушевым. Ими был составлен сборник архивных документов «Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне», характеризующий детальность органов безопасности накануне войны и их вклад в Великую Победу с ссылками на архивные источники. В работе использовался второй том.56
Научный коллектив ВВ МВД РФ во главе с кандидатом педагогических наук, генерал-полковником С.В. Буниным, под редакцией генерал-полковником В.В. Золотовым написали работу «Войска НКВД в Великой Отечественной войне» в трех томах. В работе происходит анализ архивных данных и дается оценка деятельности войск НКВД во Второй Мировой войне, в основном положительная. Неоднозначные и противоречивые моменты, например, такие как расстрел польских военнопленных или депортация народов 7 почти не затрагиваются.'
Кандидат физико-математических наук А.Е. Белянцев, в работе «Образ страны через компьютерную игру: историко-политический аспект» Рассматривает проблему использования игровых компьютерных технологий в процессе формирования национально-государственной идентичности. Он отмечает важность и этого такого канала передачи идейно-политической информации, как компьютерные игры. Приводит результаты исследований влияния компьютерных игр на мировозз рение человека.
Бывший министр культуры РФ, доктор исторических наук, профессор МГИМО В. Р. Мединский, в работе «Война. Мифы СССР. 1939-1945» , раскрывает многие «мифы», связанные с Великой Отечественной войной. В своей работе он использует, преимущественно, исследования других авторов.
Публицист И.В. Пыхалов в своей работе «Великая Оболганная война», также развенчивает многие «мифы», связанные с войной, ссылаясь на работы других авторов и архивные документы. Однако т.к. автор «сталинист», выводы в его работе надо сверять с другими авторами и источниками, на которые он ссылается.
Доцент кафедры культурологии и искусства Ленинградского государственного университета А.М. Воронов в работе «Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне» рассматривает проблему отражения отечественным кинематографом трагедии, пережитой советским народом в годы Великой Отечественной войны. Автор отмечает, что российские создатели хотят показать настоящую правду о войне, подретушированную советскими идеологами.
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Л. Телицын в своей работе «СМЕРШ: операции и исполнители» описывает данные органы, как имеющие чрезвычайные полномочия и действующие во внесудебном порядке. Поэтому точное количество «изменников родины» останется неизвестным. В работе автор опирался на воспоминания сотрудников «Смерша».
Доктор культурологии, доцент УлГПУ Д.В. Макаров и ассистент кафедры философии и культурологии УлГПУ В.А. Дронов в своих статьях «Динамика образа врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне» и «Типология образа врага в современном российском кинематографе о Великой Отечественной войне» рассматривают изменение образа врага в советском и российском кино о войне. Представляются основные образы внешних и внутренних, формируемые современным кинематографом. По мнению авторов, органы НКВД в фильмах, изображаются в негативном свете, а солдаты Вермахта облагораживаются. Помимо этого, усиливается тенденция отступления от исторической достоверности ради «авторского видения» что ведет к фальсификации истории. Отмечается увеличение атрибутивной достоверности при изображении техники и формы в военных фильмах.
Доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ А.В. Лямзин своей статье «Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной идентичности» выделяет главные сюжеты, на которые делается упор при создании фильмов в СССР и России: «Война», «Враг», «Вождь», «Армия», «Свои». Автор отмечает, что образ врага раскрывается в фильмах недостаточно, а солдат и офицеров Вермахта обычно изображают, как обезличенные винтики немецкой военной машины. Помимо этого, недостаточно раскрыты ревизионистские темы войны в кино, например, судьбы людей на оккупированных территориях и коллаборационистов.
Преподаватель и методист Факультета коммуникаций ВШЭ Е.М. Исаев в своей статье «Историческая политика в России: репрезентация сталинской эпохи в популярном кинематографе» анализирует популярное и кассовое кино о военной и довоенной эпохе. Автор делает вывод о том, что из исторической драмы кино о войне становится супергеройским блокбастером голливудского формата. Это способствует замалчиванию многих до и послевоенных моментов из истории.
Источниковая база практической части представлена 11-ю советскими фильмами, 44 фильма российского или совместного производства с Белоруссией и Украиной, 8 -ю зарубежными фильмами и 9-ю зарубежными компьютерными играми.
Среди них 5 советских фильмов, снятых до «перестройки» (1985 г.): «Горячий снег» (1972), «В бой идут одни старики» (1974), «Освобождение: Огненная дуга» (1969), «Батальоны просят огня» (1985), «Иди и смотри» (1985). Эти фильмы демонстрируют, на что авторы обращали внимание, когда снимали кино о Великой Отечественной войне в СССР.
Поздних советских фильмов, снятых во время политики «гласности» в период «перестройки» 6: «Имя» (1988), «Охота на единорога» (1989), «Перед рассветом» (1989), «Гу-Га» (1989), «Сто солдат и две девушки» (1989), «Это мы, Господи!» (1990). Эти фильмы строят сюжет вокруг тем, которые раньше не были основными при повествовании: штрафные батальоны, репрессии среди бывших военнопленных, большие потери Советской армии, а также деятельность органов НКВД.
Источниками работы являются также 35 российских фильма, снятых после 1992 года: «Генерал» (1992), «Кукушка» (2002), «Благословите женщину» (2003), «Последний поезд» (2003), «Красное небо. Черный снег» (2003), «Штрафбат» (2004), «Свои» (2004), «На безымянной высоте» (2004), «Первый после Бога» (2005), «Последний бой майора Пугачева» (2005), «Время собирать камни» (2005), «Последний бронепоезд» (2006), «Полумгла» (2005), «День Победы» (2006), «Сволочи» (2006), «Мы из будущего» (2008), «Риорита» (2008), «Застава Жилина» (2008), «Одна война» (2009), «Поп» (2009), «Край» (2010), «Мы из будущего 2» (2010), «Утомленные солнцем 2: Предстояние» (2010), «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (2011), «Служу Советскому Союзу» (2012), «Белый тигр» (2012), «Сталинград» (2013), «Дорога на Берлин» (2015), «28 панфиловцев» (2016). «Прощаться не будем» (2018), «Спасти Ленинград» (2019), «Ржев» (2019), «Т-34» (2019), «На Париж» (2019), «Калашников» (2020), а также 1 российско-американский фильм: «В июне 41-го» (2003). В данных картинах демонстрируются многие дискуссионные сюжеты: органы НКВД, заградительные отряды, штрафные батальоны, бывшие заключенные на фронте, репрессии среди военнослужащих, бывших военнопленных, населения с оккупированных противником территорий и в тылу, большие пот ери Советской армии, плохое обращение с немецкими военнопленными, а также положительный образ военнослужащих Вермахта.
Российско-белорусских и белорусских фильмов 5: «В августе 44-го...» (2001), «Родина или смерть» (2007), «Днепровский рубеж» (2009), «Снайпер: Оружие возмездия» (2009), «Брестская крепость» (2010). В данных фильмах изображается деятельность органов НКВД.
Российско-украинских и украинских фильмов 3: «Сильнее огня» (2007), «Паршивые овцы» (2010), «Хайтарма» (2013). Картины повествуют о штрафниках, уголовниках или о преступлениях советской власти.
Зарубежные фильмы представлены 5-ю немецкими: «Сталинград» (1993), «Побег из Гулага» (2001), «Безымянная - одна женщина в Берлине» (2008), «Наши матери, наши
отцы» (2013), «4 дня в мае» (2011). 1-м южнокорейским: «Мой путь» (2011). 1-м эстонофинским «1944» (2015). 1-м американо-французским: «Враг у ворот» (2001). В
приведенных фильмах демонстрируется война на Восточном фронте Второй Мировой войны, а также изображаются дискуссионные сюжеты: преступления Советской армии и советского режима, плохое вооружение и огромные потери Советской армии, заградительные отряды.
Зарубежные компьютерные игры с 2003 по 2018 года представлены 9 играми серий «Call of Duty», «Battlefield» и «Company of Heroes». Во многих аспектах изображения войны пересекаются с фильмом «Враг у ворот».
Структура работы обусловлена поставленными задачами: она состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и источников. В первой главе освещается советский кинематограф, а также дается собственная оценка дискуссионным вопросам, которые часто изображаются в художественной культуре и являются предметом споров. Вторая глава изучает российские, белорусские и украинские фильмы, как в них раскрываются приведенные в предыдущей главе понятия, выявляются закономерности и тенденции в развитии кинематографа. Третья глава описывает, как зарубежный кинематограф и компьютерные игры изображают войну на Восточном фронте.
Политика «гласности», начавшаяся в конце 1980-х, принесла изменения во многие сферы жизни СССР, в том числе и кино. В новых фильмах о войне основой сюжета стали темы штрафных батальонов, заградительных отрядов, огромных потерь Советской армии, репрессий среди военнопленных и деятельность НКВД. Новые сюжеты имели яркую эмоциональную окраску и представляли советскую власть в негативном свете, чем на волне декоммунизации вызывали доверие и отклик среди зрителей. Возникшие образы- клише обретут популярность и в работах режиссеров следующих десятилетий.
В 1990-е интерес к военной тематике снизился вследствие самоидентификации России после распада СССР. Однако с 2000-х фильмы о войне снова стали неотъемлемой частью кинематографа. На возврат интереса людей повлиял очень эмоциональный и профессионально снятый, со звездным актерским составом, зарубежный фильм «Враг у ворот» 2001 года, который собрал в себе все клише о войне на Восточном фронте. Еще одна причина - идеологический выбор России. С 1990-х Россия пребывала в поиске сплачивающего население главного государственного праздника, поскольку 1 мая и 7 ноября потеряли свою значимость. В результате был сделан выбор в пользу праздника 9 мая, который стали торжественно отмечать каждый год. Интерес людей к событиям ВОВ стал катализатором для появления фильмов на военную тематику. Но несмотря на выросшее число кинокартин, сюжеты, как и в конце 1980-х, в преобладающем количестве негативно представляли деятельность советского руководства. (67% российских фильмов)
В современных художественных отечественных фильмах о войне огромная роль стала отводиться деятельности органов НКВД на фронте, причем в искаженном виде. Основные представления о бойцах НКВД сводятся к тому, что они исполняют роль «палачей» или охраняют лагеря с заключёнными. В кинокартинах сотрудники НКВД, расположившись позади с пулеметами, «подбадривают» пулями в спину атакующих, расстреливают без разбора отступающих или угрожают расстрелом в случае отступления. Однако, например, в ходе Сталинградской стратегической оборонительной операции (17 июля - 18 ноября 1942 г.) заградительные отряды задержали 140 755 человек. Из которых арестовано 3980, расстреляно 1189, направлено в штрафные роты 2776 и штрафные батальоны 185 человек, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 131 094 человека. Сами же войска НКВД были очень разнообразными и выполняли разные задачи, приняли на себя главный удар в первые дни войны, позже поддерживали порядок на освобожденных территориях.
В кинокартинах также отрицательно изображена также деятельность органов контрразведки «СМЕРШа» (ранее Особый Отдел). Работа следователей сводится в подозревании главных героев в измене советской власти, и к устрашению личного состава расстрелом, отправкой в ссылку бывших военнопленных и людей с оккупированных территорий, и на задний план отходит главная их функция - поиск агентов и диверсантов противника. В пример можно привести фильмы: «Охота на единорога» (1989), «На безымянной высоте» (2004), «Последний бой майора Пугачева» (2005), «Одна война» (2009), «Край» (2010), «Брестская крепость» (2010), «Ржев» (2019), «Спасти Ленинград» (2019). Однако, по официальным данным, из 300 тыс. бывших военнопленных на 1 октября 1944 года 5% расстреляно или умерло, остальные отправлены в армию или промышленность. Единственные из проанализированных фильмов в которых приговаривает к расстрелу трибунал, а не следователь НКВД на месте: «Дорога на Берлин» (2015) и «Днепровский рубеж» (2009).
Более объективная оценка деятельности органов НКВД (контрразведки и войск) во время войны приводится в фильмах, снятых на киностудии «Беларусьфильм»: «В августе 44-го...» (2001), «Родина или смерть» (2007), «Днепровский рубеж» (2009), «Снайпер: Оружие возмездия» (2009), «Брестская крепость» (2010). Почти все фильмы, где их деятельность изображена с двух сторон, и как солдат, сражающихся с врагом, и как репрессивный орган на фронте, сняты белорусскими авторами при участии российских.
Еще одним популярным сюжетом-клише является штрафные батальоны или герои- заключенные на фронте. Штрафные подразделения в большинстве проанализированных фильмов формируются из уголовников-ненавистников советской власти, которые воюют «вопреки» сталинскому режиму как, например, в фильмах «Штрафбат» (2004), «День Победы» (2006), «Паршивые овцы» (2010), «Утомленные солнцем 2. Предстояние/Цитадель» (2011, 2012), «Служу Советскому Союзу» (2012). Их используют в качестве «пушечного мяса», бросают на минное поле. При этом заключенные изображаются русскими мужиками, которые не согласны с действующей властью и воюют за Россию, а не за СССР: «Паршивые овцы» (2010), «Служу Советскому Союзу» (2012), «Ржев» (2019).
В действительности штрафные подразделения формировались из провинившихся солдат и офицеров, а не заключенных (досрочно освобожденных отправляли в обычные части), использовались на наиболее опасных направлениях, поэтому и несли большие потери, чем обычные части.
Появление данных сюжетов-клише в отечественных фильмах обусловлено рядом причин. Одной из них можно назвать желание людей, в том числе и авторов кинокартин,
откреститься от советского прошлого путем иллюстрирования «людоедского» сталинского режима и дискредитирования Великой Отечественной войны. Во время просмотра таких фильмов зритель на экране, в первую очередь, видит безжалостную тоталитарную машину в лице НКВД, не считающуюся ни с какими потерями, у него появляется неприязнь к СССР, а после и к самой войне. Результатом становятся рост популярности стереотипов об «одной винтовки на троих», «трупами закидали», а то еще хуже «лучше бы проиграли немцам, сейчас жили бы как в Европе».
Еще одна причина - это незначительное количество фильмов о Великой Отечественной войне в 1990-е и романтизация бандитской жизни. В это время снимались бандитские фильмы про «братков и ментов», которые до сих пор имеют популярность в российском кино, а бандитская культура оставила большой след в российской действительности. В 2000-е начали снимать про «невинных» уголовников воюющих «вопреки» сталинскому режиму. В поздних советских фильмах о штрафных батальонах: «Гу-га» (1989), «Имя» (1988), «Сто солдат и две девушки» (1989), штрафники - это провинившиеся офицеры и солдаты Красной Армии, а не уголовники. Уголовниками они стали именно с 2000-х и заметно явное противопоставление в фильмах заключенным структур НКВД, которые зачастую выступают в негативном свете, где есть уголовники.
Появление сюжетных клише может быть также связано с желанием режиссеров и авторов кинокартин изобразить красочную и эмоциональную картинку, ради которой реальные исторические события искажаются и подменяются художественным вымыслом. Тем не менее фильмы с искаженной историей заявляются как основанные на реальных событиях, и поскольку Великая Отечественная война оставила огромный след в исторической и семейной памяти страны, люди будут смотреть военные фильмы и принимать новые образы как верные.
Кроме того, появлению данных фильмов, и, следовательно, закреплению стереотипных сюжетов, способствует государственное финансирование и поддержка со стороны Министерства обороны и Министерства культуры. Содействие созданию
подобных фильмов происходит на фоне заявлений первых лиц государства о переписывании причин начала и итогов Второй Мировой на Западе, и о том, что информация, которую Россия распространяет, правдива , что обесценивает
официальную позицию.
В проанализированных фильмах последнего двадцатилетия, также, явно прослеживается идея о благородных солдатах Вермахта, которые исполняют свой воинский долг перед Родиной. Причем заметно явное противопоставление образованных интеллигентных немцев, грязным и неотёсанным красноармейцам. В российских фильмах враги-фашисты вызывают сочувствие как, например, в фильме «Полумгла» (2005), «Красное небо, Черный снег» (2003), либо представляются благородными воинами как, например, «Сталинград» (2013), «Утомленные солнцем 2» (2011/2012), «Время собирать камни» (2005), «Сволочи» (2006), «4 дня в мае» (2011), «Поп» (2009), «Т-34» (2019). Появление подобных сюжетов с одной стороны представляет альтернативную точку зрения, способствует лучшему восприятию Германии и установлению партнерских отношений с ее гражданами, однако с другой результатом воздействия таких образов, многократно повторяющихся в фильмах, становятся и глубокое искажение исторических событий. Можно вспомнить выступление школьника Николая Десятниченко в Рейхстаге, искренне говорившем о «невинно убитых солдат Вермахта», попавших в плен в Сталинграде. Выступление было организовано европейским партнером «Газпрома» компанией «Wintershall».175
В данной работе были также рассмотрены зарубежные фильмы и игры, посвященные войне на Восточном фронте. В иностранных картинах сюжеты-стереотипы повторяются. Заградительные отряды стоят позади регулярных слабо вооружённых «одной винтовкой на двоих» частей, которые несут колоссальные потери. По мнению создателей, советские солдаты бегут на пулеметы врага из-за трусости и страха, потому что в спину их хотят расстрелять НКВД. Без угрозы расстрела советские солдаты освобождать свою землю, защищать свою семью и дом, мстить врагу за истребление своего народа не будут. Например, фильмы «Враг у ворот» (2001), «Мой путь» (2011) и игры «Call of Duty» (2003) и «Company of Heroes 2» (2013). Зарубежные создатели приведенных игр и фильмов внушают мысль о том, что руководство СССР бездумно жертвовало миллионами жизней советских солдат для достижения своих амбициозных целей, в подтверждение используя приказ 227. Подобные кинокартины и игры очерняют и без того мрачный образ СССР в глазах зарубежного зрителя или игрока.
Другим сюжетом, который западные режиссёры выбрали в своих работах, является жестокое отношение советских солдат к женскому населению оккупированной Германии. Отметим, вследствие отсутствия достоверных данных подобные события остаются дискуссионным моментом войны. Большая же часть сюжетов основана на мемуарах и воспоминаниях, которые очень осторожно надо использовать в качестве первоисточника, при заявлении о реалистичных событиях в фильме. Фильмы: «Безымянная - одна женщина в Берлине» (2008), «4 дня в мае» (2011).
В немецких фильмах очень мало изображается немецкая оккупация на территории СССР, но значительное время отводится на изображение преступлений советской армии. Происходит приравнивание зверств, учиненных советскими войсками в Германии и немецкими в СССР. Таким образом, коммунизм приравнивается к нацизму, т.к. солдаты этого режима несут населению те же муки, что и нацизм.
Следует отметить, что создаются также зарубежные художественные работы, в которых Советский Союз выступает в более положительном ключе, однако в них Красная Армия выставляется многомиллионной ордой, сметающей все на своем пути и не щадящей никого как в игре «Call of Duty. World at War». Показанная звериная ярость по отношению к сдающимся солдатам или мирному населению отталкивает иностранного зрителя, в то время как официальная статистика показывает, что 85% солдат попавших в советский плен вернулись домой. В двух крупнейших играх современности «Call of Duty. World at War II» и «Battlefield V», посвященных Второй Мировой войне, была принижена роль СССР в победе над Германией, а сами разработчики «Battlefield» заявляют о смене сторон СССР в войне. Отторжение СССР происходит и высокой политике с согласия большей части населения Европы. Приравнивание вины СССР и Германии в развязывании Второй Мировой войны уже официально закрепили в резолюции ЕС в 2019 году.
Возникает вопрос: несут ли эти зарубежные художественные продукты только один антисоветский посыл? Такой страны как СССР уже нет на карте, отошли от власти правящие коммунисты, главный конкурент капитализма - социализм, побежден. Тем не менее в последние десятилетия выходит ряд художественных произведений, в которых СССР изображен с резко отрицательной стороны, в меньшем количестве - с нейтральной. Появление подобных работ можно объяснить сменой курса политики Российской Федерации и похолоданием в отношениях с Западом. Пока в 1990-е в России строился рынок и капитализм, художественных произведений с антисоветскими моментами почти не было. Начиная с 2000-х спрос на «кровавый» режим СССР за рубежом увеличился, что может быть объяснено желанием очернить правопреемницу Советского Союза - Россию.
В заключение необходимо отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный след в исторической и семейной памяти многих людей, поэтому фильмы и игры, посвященные ей, несомненно будут пользоваться популярностью. В связи с этим, важно исследовать какие образы, данные художественные работы
1. Андреева О.В. Образ Второй Мировой и Великой Отечественной в российском кинематографе/ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана. - Уфа, 2019. - С. 270 - 277.
2. Белянцев, А. Е. Образ страны через компьютерную игру: историко-политический аспект / А. Е. Белянцев, И. З. Герштейн // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 6. - С. 279-283.
3. Владимир Семенов: НТВ «отметит» инаугурацию Путина и День Победы позорной кинофальшивкой [Электронный ресурс] https://regnum.ru/news/polit/1527878.html (дата обращения 03.04.2020).
4. Владимир Кунин: «Простить «Сволочей» не могу!» [Электронный ресурс] https://www.mk.ru/old/article/2007/11/16/69656-vladimir-kunin-prostit-svolochey-ne- mogu.html (дата обращения 06.03.2020).
5. Воронов А.М. Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвященных Великой Отечественной войне/ Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. 2010. - № 2. - С. - 222-231.
6. Войска НКВД в Великой Отечественной войне. Военно-исторический труд. В 3 т. Том II. Войска НКВД в первый и второй периоды Великой Отечественной войны (19411943) / В.В. Золотов [и др.]. - М.: Редакция журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России, 2015. - 328 с.
7. Война. Гитлер. Сталин. [Электронный ресурс]
https://novayagazeta.ru/articles/2001/06/21/11464-voyna-gitler-stalin (дата обращения 07.03.2019).
8. Ганс-Магнус Энценсберг - о писателе [Электронный ресурс]
https://www.livelib.ru/author/660546-gansmagnus-entsensberger (дата обращения
20.04.2020).
9. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - Т. 1 - С. 54
10. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. - Т. 2 - С. 342
11. Гланц Д. Советское военное чудо 1941-1943. Возрождение Красной Армии [Электронный ресурс] https://www.litmir.me/br/?b=121979&p=54(дата обращения 28.01.2019)
12. Исаев Е. М. Историческая политика в России: репрезентация сталинской эпохи в популярном кинематографе // Журнал иссл. соц. политики. - 2015. - № 3. - С. 391-406.
13. Кинорежиссёр Николай Досталь: Мы полгода провели в окопах [Электронный ресурс] http://www.trud.ru/article/14-10- 2004/78533_kinorezhisser_nikolaj_dostal_my_polgoda_proveli_v_.html (дата обращения: 06.03.2019).
14. Ковганов С.Я. Подготовка сотрудников военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны / С.Я. Ковганов // Вестник Томского государственного университета. История. - 2019. - №61. - С. 28-29.
15. Ковыршин, Е. В. Войска НКВД СССР: Эволюция структуры и практики использования (1934-1947 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. В. Ковыршин. - Воронеж, 2011. - 23 с.
..37